Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая концепция функции организации.




АНО «ООВО» «УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ДИСЦИПЛИНА

«Менеджмент»

Симферополь - 2015

содержание

1 Сущность и содержание понятия менеджмент.

2. Основные функции менеджмента.

3. Виды и элементы процесса управления.

4. Законы и закономерности управления.

5. Исторические предпосылки возникновения менеджмента.

6. Классическая школа управления.

7. Школа научного управления.

8. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

9. Ключевые моменты современной системы взглядов на менеджмент.

10. Основные положения теории и концепции менеджмента рационалистического направления.

11. Основные положения теории и концепции менеджмента поведенческого направления.

12. Основные положения и концепции менеджмента.

13. Общая концепция функции организация.

14. Внутренняя среда организации.

15. Внешняя среда организации.

16. Этапы жизненного цикла организации.

17. Классификация форм организаций.

18. Формальные и неформальные организации.

19. Управленческий труд в организации.

20. Уровни управления в организации.

21. Распределение управленческих полномочий в организации.

22. Общая характеристика организационных структур управления.

23. Основные виды организационных структур управления.

24. Иерархические структуры управления.

25. Адаптивные структуры управления.

26. Централизованные и децентрализованные организации.

27. Функция планирования.

28. Методы планирования.

29. Текущее планирование.

30. Перспективное планирование.

31. Миссия и цели как инструмент планирования.

32. Дерево целей.

33. Процесс стратегического планирования.

34. Фазы стратегического планирования.

35. Содержание и эволюция понятия мотивации.

36. Содержательные теории мотивации.

37. Процессуальные теории мотивации.

38. Понятие контроля в управлении, его сущность и виды.

39. Анализ «процесса контроля»

40. Эффективность контроля.

41. Определение понятия «группа».

42. Групповая динамика.

43. Конформизм и нонконформизм в группе.

44. Власть и личное влияние.

45. Формы власти.

46. Способы управленческого влияния на подчиненных.

47. Современное понятие «руководителя» и его типы.

48. Подходы к понятиям лидер и лидерство.

49. Стили управления.

50. Теория лидерства.

51. Управленческая решетка Блейка Моцтон.

52. Теории Фидлера, Герси и Бланчарда.

53. Теория «путь цель»

54. Содержание понятия «конфликт»

55. Формы производственных конфликтов.

56. Причины возникновения конфликта.

57. Методы разрешения конфликта.

58. Природа стресса и ее управления.

59. Понятие, формы и методы коммуникаций.

60. Элементы и этапы процесса коммуникации.

61. Искусство делового общения.

62. Содержание и виды управленческих решений.

63. Принципы и стадии процесса принятия решений.

64. Классический подход к принятию управленческого решения.

65. Методы принятия решения.

66. Организация и контроль выполнения решений.

67. Бизнес-этика: современные подходы.

68. Подходы принятия этически сложных решений.

69. Понятие социальной ответственности.

70. Культура корпорации.

 

  1. Сущность и содержание понятия «Менеджмент»

 

Понятие «менеджмент» является весьма общим и имеет разнообразное употребление. В нем сведены воедино самые разнообразные принципы, роли, виды деятельности и функции. Наиболее распространенное употребление понятия основывается на англо-американской его трактовке и предполагает менеджмент как функциональное понятие, охватывающее хозяйственные процессы и функции предприятия (закупка, производство, сбыт), а также менеджмент как, организационное понятие, характеризующее, субъектов принимающих решения, их роль и деятельность (правление, начальник цеха, мастер).

Таким образом, понятие «менеджмент» употребляется не в одном значении, а альтернативно: управление, область человеческих знаний, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Любая организация, будь-то государственное учреждение или церковь, независимо от правовой формы, должна иметь руководство.

Вместе с тем менеджмент предприятий отличается от других его видов. Здесь его задачей является производство товаров (услуг) для удовлетворения различных потребностей клиентов и достижения на этой основе целей организации.

Таким образом мы можем сказать, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер.

Итак, менеджмент – это: рациональный способ управления деловыми организациями;

Управление, ориентированное на доходность и прибыльность;

Деятельность по надзору, которая использует особенные формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом;

Особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управляющих - менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской корпорации и др.

С научной точки зрения менеджмент – это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности.

 

Рис. Подходы к определению менеджмента.

 

 

  1. Основные функции менеджмента.

Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, получивших название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А.Файоль в 1916 г. В качестве таковых Файоль выделил:

- организацию,

- планирование,

- координацию,

- контроль и распорядительство.

Сегодня к ним можно добавить мотивацию персонала и развитие.

 

Эти функции приобретают конкретную специфику, по-своему реализуясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой сфере (основная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и сбыт, обеспечение информацией, нововведения и пр.).

 

В соответствии с этим выделяют следующие разновидности менеджмента:

1) производственный менеджмент решает задачи определе­ния оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; текущего контро­ля; руководства персоналом, разрешения конфликтов и т. п.;

 

2) снабженческо - сбытовой менеджмент ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям;

 

3) инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство;

 

4) маркетинг -менеджмент занимается вопросами изучения рынков, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой с учетом этого производственной, ценовой и реклам­ной политики стратегии;

 

5) менеджмент персонала решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшения условий труда и быта работников; поддержания контактов с профсоюзной организаций;

 

6) финансовый менеджмент связан с составлением бюджета и финансового плана организации, формированием и распределе­нием ее денежных ресурсов, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению;

 

7) эккаунтинг -менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других ор­ганизаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

 

 

  1. Виды и элементы процесса управления.

 

Управление бывает:

- техническим,

- естественным

- социальным.

Объектом последнего являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.).

Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами.

Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:

- по объекту (человечество, государственное образование, регион, группа организаций, самостоятельная организация, ее часть (подразделение), группа людей, отдельный человек);

- по сфере (управление государственными, коммерческими, политическими, творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т. п.);

- по методам воздействия на объекты (административно-командное, демократическое управление, самоуправление);

- по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление движением информации; управление рыночным поведением; управление финансовыми потоками и пр.);

- в зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущее и перспективное управление.

Сложность и разнообразие управленческих процессов хозяйственной деятельностью как на уровне общественного производства в целом, так и на каждом из его этапов объективно вызывает к жизни разные формы их осуществления. В связи с этим различают:

Научное и эмпирическое управление. Первое осуществляется на основе разработанных рекомендаций, а второе — на опыте, на здравом смысле.

Инновационное управление предполагает деятельность, ориентированную на постоянный поиск и применение технических, технологических, орга­низационных и других нововведений.

Ситуационное управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, вариантов и под.

Оперативное управление это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.

Стратегическое управление — управление, осуществляемое на основе разработки и реализации стратегии в условиях высокой степени неопределенности внешней среды.

Адаптивное управление характеризуется способностью управляющей системы реагировать на изменения внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования прогнозных оценок, учет неопределенности и т. д.

Все формы управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей, форм проявления видов управления ведет к повышению его потенциала и эффективности.

 

  1. Законы и закономерности управления.

 

Управление общественным производством учитывает действие экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона расширенного воспроизводства, закона перелива капитала и др.). а также законов философии, социологии, психологии, праксеологии.

Кроме того, управление использует наиболее общие законы кибернетики, свойственные процессам управления в динамических системах любой природы и сложности: закон обратной связи, закон оптимизации (закон приспособления системы к условиям внешней среды), закон единства управления и информации, закон необходимого разнообразия и др. Учитывая то, что законы действуют системно, их использование в механизме управления предусматривает, во-первых, учет действия не одного какого-либо закона, а всей системы; а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов оказывает содействие более эффективному достижению поставленных целей.

Есть две стадии познания законов: эмпирическая, когда раскрывается взаимосвязь явлений без познания их внутренней сущности и взаимообусловленности; научная стадия основывается на познании сущности явлений и форм проявления с определением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы. Законы управления в литературе по менеджменту представлены преимущественно на эмпирическом уровне познания.

К основным законам хозяйственного управления относятся: — закон специализации, управления, сущность которого состоит в том, что управление на предприятии, фирме, корпорации, как правило, осуществляется значительным числом работников, "специализирующихся" на управлении определенными функциями. Разделение деятельности управленческого персонала в данном плане приобретает характер специализации;

закон интеграции управления. Необходимость интеграции определяется потребностью самого воспроизводства и управления, последнее не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности, по крайней мере, большинства персонала;

закон, оптимального (необходимого) сочетания централизации и децентрализации управления. Использование данного закона предполагает, с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, т. е. проведение определенной линии по вертикали, с другой, — он предусматривает и необходимость передачи отдельных функций управления на более низкие уровни;

— закон демократизации управления отражает взаимоотношения между людьми в коллективе, соотношение власти и подчиненности. Использование данного закона предполагает вовлечение большого числа персонала в процесс управления и установление таких отношений между руководителем и подчиненным, когда действия первого вызывают положительную ответную реакцию второго, когда в системе управления предприятием задействован весь персонал;

закон экономии времени в управлении выступает как закон управления рабочим временем. В условиях рынка важно опередить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, раньше других перейти на выпуск новой продукции, успеть перестроить структуру предприятия и др.

Выражая внутренние и наиболее существенные причинно-следственные связи и взаимозависимости предметов и явлений объективной действительности, законы есть своеобразными ограничениями в практике управления социально-экономическими системами. Поэтому только при полном учете действия объективных законов можно успешно достичь целей, и наоборот, цель становится недосягаемой, если она противоречит "требованиям" определенных законов, связям координации и субординации.

В научном управлении используются закономерности управления, в которых проявляются законы общественного развития. Уровень научного управления определяется глубиной познания и способностью придерживаться в практической деятельности "требований" законов и закономерностей создания, функционирования и развития систем управления соответствующих организаций. Знание закономерностей дает возможность не только правильно оценивать управленческие явления и процессы, но и прогнозировать их развитие.

Общей закономерностью управления является единство систем управления производством, которое отражает стабильность внутренних связей системы, определяющих ее целостное существование, характер формирования и развития. Данная закономерность проявляется в единстве: принципов управления на различных уровнях: организационных форм; методов; техники управления; общих требований к руководителям и специалистам; системы интересов. Все элементы системы управления взаимосвязаны между собой и должны отвечать друг другу. Это следует учитывать в процессе проектирования совершенствования системы, предусматривать одновременное изменение всех основных ее элементов.

Такая закономерность управления, как пропорциональность производства и управления, реализуется при помощи планирования рациональных хозяйственных, межхозяйственных, межотраслевых, внутрихозяйственных пропорций и обеспечения ритмичной работы предприятий и их подразделений.

На каждом предприятии должно быть обеспечено определенное соотношение между основным и вспомогательным производством, между постоянным и переменным, основным и оборотным капиталом, их структурами. Необходимо достигать пропорциональности и в организации управляющей системы, поддерживать определенное соотношение численности работников высшей и средней квалификации и работников отдельных специальностей.

Объективной закономерностью является правильное сочетание централизации и децентрализации управления. Результатом естественного роста компании является централизация, которая ведет к снижению эффективности предпринимательской деятельности. Эту своеобразную болезнь в бизнесе иногда называют синдромом большого бизнеса.

Особенно актуальна эта проблема для нашей экономики, где в недалеком прошлом безраздельно господствовала государственная форма собственности с гипертрофированной централизованной экономикой.

Развитие рыночных форм хозяйствования, разгосударствление и приватизация, создание акционерных образований предполагает децентрализацию хозяйственной жизни.

Специфической закономерностью управления является соотношение управляющей и управляемой систем. С увеличением размеров и сложности управляемой системы должны соответственно изменяться размеры и сложность управляющей системы. Структура управления всегда должна отвечать организационной структуре предприятия, которая изменяется соответственно размерам, сложности производства, процессам специализации, диверсификации и т.п. Оптимальное соотношение управляющей и управляемой систем достигается в процессе научно обоснованного проектирования их и одновременного изменения основных элементов системы управления в процессе их совершенствования.

Для успешного развития экономики Украины в настоящее время особое значение имеет соблюдение закономерности соответствия форм управления формам собственности. Иными словами, формирование многоукладной экономики должно осуществляться с учетом разнообразных и равноправных (с точки зрения существующего права) форм собственности и методов хозяйствования, исторических, естественных, геополитических, технологических и других условий.

В управленческой деятельности существуют и используются и другие закономерности, отражающие отдельные стороны отношений управления: соответствие элементов системы один другому; смена функций управления; сокращение и увеличение иерархичности управления; расширение контроля и др.

Знание закономерностей управленческой деятельности является теоретической основой успешного управления, помогает руководителям определять влияние каждой из них на эффективность предпринимательства.

 

 

  1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента.

Рассматривая исторические предпосылки возникновения менеджмента, выделяют несколько исторических периодов.

I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществ­лялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Почти все формы современного управления можно найти в древних организациях, хотя их характер и структура существенно отличались от современных. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно не представляется возможным, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.

За начало отсчета в литературе по истории менеджмента считают зарождение письменности в древнем Шумере, которое относится к V тысячелетию до н. э. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особенной прослойки жрецов-"бизнесменов", которые вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как "религиозно-коммерческая".

Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750гг. до н. э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ. Именно потому вторую управленческую революцию считают "светско - административной".

Третья управленческая революция известна как "производственно-строительная. Она предполагала сочетание государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и произошла во времена правления Навуходоносора (605—562 гг. до н. э.).

2 период - индустриальный период (1776-1890).

С этим периодом связана четвертая управленческая революция.

Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII— XVIII вв.}- Ее главным результатом стало зарождение профессионального управления.

3 период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Третий период связан с началом V управленческой революции.

Пятая управленческая революция (конец XIX _ начало ХХ вв.) известна под названием бюрократической, ее теоретической платформой стала концепция «рациональной бюрократии». Основные ее результаты: формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров.

4 период – информационный (1960 г. по настоящее время).

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с Применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

 

 

  1. Классическая школа управления.

 

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.

 

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

 

Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами.

 

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

 

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

 

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования груда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

 

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

Таким образом, к1916г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".

 

Разновидностью классической школы управления является "административная школа". Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.

 

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

 

На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

 

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

 

Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

 

Из других представителей "административной школы" можно выделить М. Блюмф илда, разработавшего концепцию "менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921).Ондал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

 

Основная черта «классической школы» (научной и административной) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

 

"Классическая школа" - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки.

 

  1. Школа научного управления.

 

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

 

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

 

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования груда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

 

Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места.

 

Таким образом, к1916г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".

 

Школа научного управления

Использование научного анализа для определения наилучшихспособов выполнения задачи. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. Систематическое и правильное использование материальногостимулирования для повышения производительности. Отделение планирования и обдумывания и от самой работы.

 

 

  1. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении произ­водительности труда не менее, чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется.

Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих -это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.

В результате движение "человеческих отношений» стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Из других ученых этого направления можно выделить М.П.Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.

Согласно теории этой школы важнейшая обязанность менеджера состояла в формировании сплоченного коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, в заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах, в том числе и личного характера.

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять трудовым коллективом, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа "человеческих отношений", можно сказать, стала попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как "социаль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...