Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование возможностей самонаблюдения в процессе психотерапии




 

Метод самонаблюдения, т.е. психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Состоит в наблюдении собственных психических процессов, без использования инструментов или эталонов [5].

Согласно Дж. Локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к которым относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством - рефлексией [6]. Он использует два утверждения:

) имеется возможность раздвоения, "удвоения" психики; душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: а) восприятия, мысли, желания; б) наблюдение, созерцание этих восприятий, мыслей и желаний;

) деятельность души первого уровня есть у каждого, деятельность второго уровня требует специальной организации; это - специальная деятельность, и без нее знание о душевной жизни невозможно.

Автор сделал следующие практические выводы из этих положений:

) психолог может проводить исследования лишь над самим собой; желая знать, что происходит с другими, нужно поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии сделать выводы о содержании сознания другого человека;

2) поскольку интроспекция требует особой деятельности, требуются долго упражняться в ней.

Кроме того, ряд авторов выделяют понятие "самонаблюдение экспериментальное", при котором испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что он чувствует, оказавшись в некоей ситуации [3].

"Экспериментальное самонаблюдение" или прием активного самонаблюдения в позитивной психотерапии стоит, можно сказать, у истоков терапевтических размышлений, так как клиент - это не только страдающий от болезни и подвергаемый лечению человек, но и центральная фигура в обращении с конфликтом, проблемой. Этот факт предполагает, что клиент и его близкие лично будут информированы о болезни, проблеме, и именно так, чтобы не создавалось впечатления неизменной участи, бессилия медицины, а чтобы способ описания конфликта оставлял возможность для индивидуального выхода и перспектив [22].

Подход к самопомощи сформулирован так, чтобы терапевт мог доступным языком дать объяснения и побудить к инициативе клиента и его близких. При этом с точки зрения психопатофизиологии учитываются четыре элемента:

а) жалобы и физиология;

б) актуальный конфликт: четыре формы переработки конфликта - ситуация психосоциального напряжения;

в) базовый конфликт: четыре формы измерений идеалов - условия раннего развития;

г) актуальная и базовая концепции: внутренняя динамика конфликта.

Таким образом, рассматривается взаимосвязь между предъявляемыми жалобами, ситуацией психосоциального напряжения, условиями раннего развития и внутренней динамикой конфликта [17].

При позитивном подходе терапия начинается с рассмотрения следующих аспектов:

А) Наблюдение семьи пациента и симптомов. Этим обеспечивается диагностическая ориентировка, отвечающая на следующие вопросы: Какие личностные и коммуникативные структуры мы наблюдаем? Какие дифференциально-диагностические соображения могут быть высказаны? Что пациент предлагает терапевту? [16]

Б) Позитивная интерпретация симптомов. Известно, что наблюдение, основанные на нем заключения и диагностические меры не объективны. На них влияет диагностическая система, которой придерживается терапевт, его личные впечатления и его оценка пациента. В противоположность соматической медицине эта субъективность как раз лежит в основе психотерапии и семейной терапии. Позитивные психотерапевты используют другие возможности для оценки (реинтерпретацию, позитивную интерпретацию, изменение позиции) не потому, что они объективны. Они делают это с целью подчеркнуть относительность наших собственных систем отсчета так же, как и систем отсчета пациента и его окружающих, что дает возможность побудить его к поиску альтернативных возможностей [17]. Таким образом, авторы уходят от первоначальных симптомов и двигаются в те сферы, где пациент чувствует себя "позитивным", то есть относительно свободным от симптомов, обладающим сильным Я и способным к сопротивлению. Здесь задействованы два аспекта: реинтерпретация симптома и внимание к способности пациента.

В) Повышение ценности "пациента". Превращение пациента в собственного терапевта и позитивная интерпретация симптомов улучшают положение пациента в семье. Таким образом, изменяется семейная структура, и другие члены семьи получают возможность выступить в роли пациентов. На этом пути раскрываются семейные механизмы "распределения болезни" и выясняется, на какого члена семьи была возложена роль "носителя симптомов", и почему [7].

Согласно Н. Пезешкиану, в группе самопомощи акцент делается на актуальные конфликты. При этом существенным является самонаблюдение, самопознание, восприимчивость собственных концепций и чувств. Таким образом, члены групп самопомощи на основе техник позитивной семейной терапии познают свои собственные концепции и учатся видеть их относительность внутри группы при помощи транскультурных междисциплинарных примеров [17].

По мнению ряда авторов, группа самопомощи действует в четырех направлениях:

) отношения врач - больной, учитель - ученик, юрист - клиент и т.д.;

) отношение врачей (юристов, учителей и т.д.) к своим коллегам и отсюда - возможность междисциплинарного сотрудничества;

) отношение участников к своим собственным семьям;

) отношение участников к мировоззренческим вопросам, их жизненная философия и религия.

Эта форма групп самопомощи задумана как шаг к всеобъемлющей "объединяющей психологии", в которой возможно сотрудничество представителей различных специальностей, принятие во внимание психологических аспектов и реализация человеком своей способности к самопомощи [16].

По мнению Карла Роджерса, самый верный путь к выявлению значимых проблем и конфликтов, являющихся весьма болезненными, а также к тем сферам, на которые консультирование могло бы оказать конструктивное воздействие, заключается в том, чтобы следовать за паттернами чувств клиента по мере их свободного выражения [24].

Согласно приверженцам гуманистического направления в психологии, когда клиент говорит о себе и своих проблемах, особенно во время терапевтического сеанса, где нет необходимости защищать себя, именно реальные затруднения становятся все более и более очевидными для наблюдательного собеседника [24]. Отчасти, справедливо замечал Роджерс, эту же самую информацию можно получить, терпеливо задавая вопросы, касающиеся всех сфер жизни, которые могут быть значимыми для клиента. Но, это, будет весьма длительный процесс, и всплывающие проблемы могут оказаться в большей мере проблемами консультанта, нежели клиента. Следовательно, утверждал автор, лучшие способы беседы - те, которые помогают человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Консультант, согласно автору, сознательно должен пытаться воздерживаться от любой активности или любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания [23].

Эмоциональные факторы, согласно Роджерсу, довольно быстро открываются клиенту и консультанту, если в процессе консультирования терапевт принимает выражаемые клиентом чувства и затем следует за ними [23].

По мнению автора, клиент - единственный, кто может подвести нас к подобным фактам. Можно не сомневаться в том, что устойчивые паттерны, которые способны привести к возникновению проблем жизненного приспособления, будут снова и снова проявляться в процессе рассказа о самом себе, при условии, что беседа лишена сдерживающих факторов и ограничений [24].

 

Выводы по первой главе

 

Большинство авторов, исследующих суть взаимодействия клиента и консультанта в психотерапевтическом процессе, сходятся на том, что, в первую очередь, характер этого взаимодействия зависит от определения его целей.

Вместе с тем, на смену идее воздействия психотерапевта на пациента пришла идея их взаимодействия. Именно взаимодействие и те отношения, которые устанавливаются между психотерапевтом и его пациентом, стали рассматриваться как основное содержание психотерапевтического процесса.

Позитивные психотерапевты высказывают мнение о разделении ответственности с пациентом, вместо принятия на себя всей ответственности за эффективность психотерапии классическим психотерапевтом и одни из первых вводят в современную психологию и психотерапию понятие самопомощи.

Абрамова Г.С. также косвенно касается феномена самопомощи. По мнению автора, целью пятиступенчатой стратегии ведения психологической консультации является достижение своеобразного "инсайта" у клиента, то есть переживание изменений, происходящих с ним в результате его собственных усилий. Результат психотерапии, Абрамова Г.С. описывает следующим образом: до взаимодействия с психологом клиент выделял одно содержание своего внутреннего мира, после взаимодействия с психологом это содержание переструктурировалось.

В настоящий момент в психотерапии и психологии нет единого определения феномена "самопомощь", поэтому мы попытались сформулировать его на основе изученных работ Н. Пезешкиана, Г.С. Абрамовой, Ф. Майленовой, Малкиной-Пых И. Г и др.

Под самопомощью мы понимаем такую составляющую психотерапевтического процесса, которая представляет потенциальную возможность человека помогать самому себе. Она позволяет клиенту научиться справляться со своими проблемами самостоятельно и использовать этот ресурс, как во время психотерапевтического процесса, так и после его завершения.

Пезешкиан Н. в своей книге "Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни" описывает самопомощь как профилактический метод, метод профилактической медицины и психогигиены, но помимо этого, он называет ее существенным элементом в методике психотерапевтической практики. Он пишет о задаче самопомощи, которая состоит в том, чтобы быть путеводителем.

Приверженцы различных подходов и концепций сходятся на том, что для реализации человеком своей способности к самопомощи необходимо использование возможностей самонаблюдения в процессе психотерапии и психологического консультирования.

Таким образом, в ходе психотерапевтического взаимодействия в методе позитивной психотерапии происходит обучение клиента определенным навыкам и приемам самопомощи, чтобы он в итоге научился справляться с проблемными ситуациями самостоятельно, а в идеале научился так организовывать свою жизнь, чтобы вообще в них больше не попадать.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...