Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведения: определение понятий,




КЛАССИФИКАЦИЯ

Девиантное поведение (от лат Deviatio — отклонение, расстрой­ство) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социа/гьной дезадаптацией.

Социальная норма выражает исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обя­зательного) поведения, деятельности индивидуумов, социальных групп и социальных организаций. Как отмечает известный отечественный социо­лог Я. И. Гилинский (2004), в отличие от естественных норм протекания физических, химических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования об­щества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (тогда она будет «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизи­рованного, политизированного, мифологизированного, религиозного) от­ражения объективных закономерностей. И тогда оказывается аномальной сама «норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нее.

Основными критериями, позволяющими говорить о расстройствах поведения, являются, по мнению Е. В. Змановской (2001, 2003), сле­дующие:

1. Расстройство поведения — это поведение, отклоняющееся от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм. Иначе говоря, это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.

2. Расстройство поведения и личность, его проявляющая, вызыва­ют неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей. Неодобрение, прежде всего, выполняет функцию социальной санкции — наказания нежелательного явления. С дру­гой стороны, осуждение зачастую приводит к таким негативным последствиям, как стигматизация личности— навешивание на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным переменам и усиливающим опасную изоляцию. Например, хорошо известны трудности социальной реадаптации человека, отбывшего срок на­казания и вернувшегося в «нормальную» жизнь. Попытки «начать жизнь заново» могут столкнуться с непрео-долимым препятствием в виде предвзятого мнения и отвержения со стороны общества. Таким образом, ярлык девианта — «наркоман, преступник, само­убийца» — вполне может способствовать рецидивам и сохранению девиантного поведения.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим лю­дям. Это может быть дестабилизация сущест-вующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физии-ческое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например, суи-цидальное поведение, насильственные преступления, употребление сильнодействующих

 

наркотических средств. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим

 

наркотических средств. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактери­зовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данная особенность имеет исключения, например, даже однократ­ная суицидальная попытка представляет достаточно серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

5. Расстройство поведения как бы согласуется с общей направлен­ностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, как, например, в случае постгравмати-ческого синдрома, или следствием самообороны при наличии реальной угрозы для жизни.

6. Расстройство поведения не должно всецело отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вме­шательства и изучается психиатрией, как, например, девиантное поведение психически больных. В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в пато­логическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место в континууме психопатологических проявлений «здоровье — предболезнь — болезнь».

7. Расстройство поведения сопровождается различными проявлени­ями социальной дезадаптации. В свою очередь, состояние соци­ально-психологической дезадаптации может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

8. Расстройство поведения имеет выраженное индивидуальное свое­образие. Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей. Индивидуальные различия за­трагивают мотивы поведения, отношение к нему самой личности, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Степень выраженности является одной из наиболее важных ха­рактеристик отклоняющегося поведения. Она может варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

КЛАССИФИКАЦИИ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ

Выделяют три основных подхода к проблеме классификации рас­стройств поведения: социально-правовой, медицинский и психологи­ческий (Змановская, 2001).

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ

ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Современная социология определяет девиантное поведение как социальные девиации и рассматривает их как социальное явление, выра­жающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям. Изучением социальных девиа­ций и реакцией общества на них занимается девиантология, направление социальных наук (Гилинский, 2004).

В социологии различают три основных подхода в определении девиантности: девиантность как поведение, нарушающее нормы; девиантность как «реагирующая конструкция» (реакция общества и государства на те или иные поведенческие формы «конструирует» вид очередного «козла отпущения» — мафия, наркомания, ВИЧ-

 

 

инфицированные, гомосексуализм их д.); девиантность как нарушение прав человека (Епcyclopedia.., 2001).

Социология рассматривает расстройства поведения как социальные явления, которые можно классифицировать по следующим признакам:

• индивидуальные/массовые (в зависимости от «социального»

• по значимости последствий;

• в зависимости от субъекта нарушений: расстройства поведения отдельных лиц, неформальных групп (например, криминаль­ные подростковые группировки), условных социальных групп (например, злоупотребление психоактивными веществами среди несовершеннолетних) и т. д.;

• в зависимости от объекта нарушений: экономические, бытовые, имущественные нарушения, преступления против личности и другие;

• по временному критерию: единовременные и длительные;

• по критерию последствий: непосредственно вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность;

• совершаемые путем действия и бездействия и т. д.

По типу нарушаемой социальной нормы различают следующие виды социальных отклонений:

• правонарушения (преступность);

• пьянство (алкоголизм);

• злоупотребление наркотиками и другими психоактивными веще­ствами;

• самоубийство;

• бродяжничество;

• аморальное поведение;

• проституция;

• хулиганство;

• приверженность к деструктивным культам и т. д. (Гилинский, Афанасьев, 1993).

В своей последней монографии «Девиантология» (2004) Я. И. Гилин­ский дает новую, изменившуюся в соответствии с реалиями сегодняшнего дня типологию девиаций:

• преступность;

• терроризм;

• коррупция;

• наркотизм;

• пьянство и алкоголизм;

• самоубийства;

• отклонения в сфере сексуального поведения.

Иные виды девиантности:

• правонарушения;

• нарушение иных, кроме правовых, социальных норм (нарушение правил вежливости, ложь, чудачество, обжорство, граффити, стал-керство — преследование кого-либо, страсть к азартным играм);

• отклонения в здоровье и психике;

• позитивные девиации (например, творчество как порождение нового).

С точки зрения правоведов, под «отклоняющимся поведением» по­нимаются все действия, противоречащие принятым в настоящее время правовым нормам и запрещенные под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является

 

 

мера их об­щественной опасности. Правонарушение — это несоблюдение правил поведе-ния, установленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в совершении запрещенного действия или, наоборот, в невыполнении предписанной зако-ном обязанности. Другими словами, правонарушение — любое неисполнение не только нравственных, но и правовых норм, требований закона о должном поведении.

По характеру и степени общественной опасности деяния делятся на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки (цит. по: Егоров, Игумнов, 2005).

Проступки — главным образом малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности. Как пра­вило, это нарушения установ-ленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Преступление, в отличие от проступка, — уже опасное для общества действие (или бездействие), а потому в качестве меры наказания зако­нодательством предусматривается уголовная ответственность.

По закону уголовную ответственность несут граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Однако за особо опасные преступления (убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, умышленное повреждение общественного или личного имущества, хищение нарко­тических средств и пр.) несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет.

Правонарушение считается антиобщественным, в том числе и проти­воправным действием только в том случае, если человек, совершивший его, обладает всеми качествами социальной личности, вполне опреде­ленным состоянием психического здоровья, то есть полностью отдает отчет в своих действиях и руководит ими. Поступки невменяемых, даже если они социально опасны, нельзя расценивать как антиобщественное поведение (Кондратенко, Игумнов, 2004).

Преступления, в зависимости от степени общественной опасности, в свою очередь, подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступ­ления. По характеру действий преступления делятся также на преступ­ления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества.

Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы являются клас­сификациями различных форм отклоняющегося поведения с правовой точки зрения.

Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство, что вызывает необходимость внесения постоянных изменений в зако­нодательство.

Понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дез-адаптация». В свете основных педагогических задач вос­питания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социа-льной дезадаптации личности в целом. Дезадаптация — это состояние сниженной способ-ности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных

 

 

условиях. Условно можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптациию

 

условиях. Условно можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации.

Социальными проявлениями дезадаптации являются сниженная обучаемость, хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здо­ровье), конфликты с законом, изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рас­сматриваться:

• негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппо­зиция);

• неадекватные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности;

• хронический эмоциональный дискомфорт;

• неэффективность саморегуляции;

• конфликтность и неразвитость коммуникативных умений;

• когнитивные искажения реальности.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлени­ями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Опыт сотрудничества с педагогами позволяет говорить о следующих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией: дисциплинарные нарушения, прогулы; гиперактивное, агрессивное или оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной социальной дезадаптации в школьном возрасте мо-гут выступать регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, про­ституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося по­ведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамерикан-ских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...