Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка степени близости ассоциативных связей (егоров, николаенко)




Испытуемым предлагается набор из 24 карточек, на которых напи­саны пары слов. Слова принадлежат к трем группам (по 8 пар в каж­дой): с близкими ассоциативными связями (фрукт— яблоко), с дальними связями (осень — старость) и с отсутствием связей (комета — обувь) (Табл. 1). Вначале испытуемые должны были разложить карточки так, чтобы в одну группу вошли пары слов, имеющие между собой какую-либо связь, а в другую — не имеющие никакой связи. Затем разложить карточки со словами, имеющими связь, на две группы: с близкими ассоциативными связями и с дальними.

Таблица 1 Пары слов, предъявлявшиеся испытуемым в эксперименте

Близкие ассоциативные связи Дальние ассоциативные связи Нет связей
фрукт — яблоко осень — старость топор — кастрюля
мать — дитя рождение — свет комета — обувь
корабль — капитан хлеб — жизнь зонт — зеркало
рюмка — водка гнев — огонь мост — рука
пиджак — брюки храм — душа дождь — сталь
царь — дворец луна — любовь трава — деньги
собака — лайка сон — смерть лампа — вихрь
пастух — поле солнце — радость флаг — стул

При более активном правом полушарии пары слов с дальне социативной связью оцениваются как с ближней, иногда связь на:-. в парах, где она отсутствует. При более активном левом пс.г. игарив правильно оцениваются только пары с ближней ассоциатор Пары с дальней ассоциативной связью часто оцениваются как не име­ющие никакой связи (Егоров, Николаенко, 1996).

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

(МОДИФИКАЦИЯ НИКОААЕВОЙ, САФОНОВОЙ. КУПЧИК

Другим методическим приемом было проведение ассош перимента в модификации Николаевой и соавторов (1990).Испытуемым предъявлялось по одному списку, состоя-щему из 14 слов-стимулов, представлявших собой двусложные существительные (6 эмо-циональных — положительных или отрицательных - - и 8 нейтральных). Степень эмоцио-нальности до эксперимента была оценена независимыми экс­пертами. На каждое слово-стимул испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. При этом регистрировалось вре­мя реакции. Затем испытуемый должен был вспомнить предъявлен-ные ему слова-стимулы. Наконец, испытуемому предлагалось выбрать сло­ва-стимулы из списка в 28 слов, где, наряду со словами-стимулами, было Ндистракторов, семантически близких к словам-стимулам. Всего испытуемым предъявлялись 4 различных списка слов, выровненных по степени эмоциональности (Табл. 2).

 

Таблица 2

Списки слов-стимулов, предлагавшиеся в исследовании

Первый список Второй СПИСОК Третий список Четвертый список
марка смех земля слеза
Глина любовь дело воздух форма бабник Нежность город болезнь Волос тоска место
вина длина зерно беда альбом нижа капля дружба
дурак журнал балкон ветка время голос мама асфальт Смерть блюдце вражда книга Метод плевок дата успех
радость запрет буква праздник вода обман Рука малыш берег замок добро предмет
отдых лента счастье картон

Анализ полученных ассоциатов включает оценку особенностей ответов на конкретные и абстрактные, а также на эмоциональные и нейтральные стимулы. Методика позволяет выделить парадигматические (формируются словами, принадлежащими к одной части речи на основе отождествления или оппозиции) и синтагматические (формируются на основе конкретизации или оценки какого-либо слова-стимула, вместе с которым образуют устойчивые словосочетания) ассоциации. Парадиг­матические ассоциации характерны для правого полушария, а синтагма­тические — для левого (Николаенко и др., 1998).

ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ЦЕПНОГО РЯДА (МОДИФИКАЦИЯ АГИБААОВА, ЕГОРОВА, НИКОААЕНКО)

Метод исследования ассоциативного цепного ряда (АЦР) состоит з наговаривании (написании) испытуемым 50-100 любых слов, причем лредлагается «долго не думать, а говорить все, что приходит в голову». Применяется либо устная форма порождения АЦР с фиксацией рядов на магнитную ленту, либо письменная, когда испытуемый их записы-вает. Объединение полученных в результате тестирования вербальных реакций однород-ной группы испытуемых позволяет сформировать частотные модели лексиконов.

Анализ полученных лексиконов осуществляется по нескольким на­правлениям. Во-первых, анализируется удельный вес отдельных частей речи и служебных слов в лексико-не групп испытуемых. Специально оце­нивается соотношение отдельных слов и словосоче-таний, предложений. Среди существительных анализируется доля конкретных, веществен-ных, абстрактных, собирательных. Отдельно считается доля существительных, обозначаю-щих предметы обстановки. Обращается внимание на появление языковых трансформаций, неологизмов и речевых штампов. Во-вторых, все слова из лексикона группируются по тематическим группам, таким как работа, дом, семья, болезнь, человек, чувства, медицина, животный и растительный мир и т. д. В-третьих, составляются частотные словники для каждого из состояний.

Лексикон правого полушария в значительной степени отражает чувственную образ-ную картину мира. Чаще используются слова, обоз­начающие конкретную обстановку, реальное физическое пространство, в котором в данный момент находится испытуемый

 

(«Я здесь и теперь»). Из частей речи преобладают существительные, причем конкретные су-шественно преобладают над абстрактными. Обращает на себя внимание незначитель-ное число глаголов, прилагательных, практичеси полное отсутствие служебных частей речи, речевых штампов и неологизмов. Тематический выбор также замкнут на окружаю-щей обстановке: дом, одежда, письменные принадлежности, инструменты и т. д. Напро-тив, лексикон левого полушария дает представление о концептуальной модели мира. В лексиконах испытуемых достоверно больше глаголов, служебных частей речи, речевых штампов, имен собственных. Среди существитель­ных абстрактные преобладают над конкретными. В лексиконе находит отражение дальнее пространство, пространство потен-циальной вероят­ностной деятельности («Я в сфере идей и представлений»). Тематический выбор также оказывается с этим связан: наука, медицина, движение, имена собственные, обозначающие литературных и исторических пер-. знажей (Егоров и др., 1999).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФР (ТЕСТ ДЕГАИНА—НИКОЛАЕНКО)

Испытуемому предлагается разложить на две группы четыре карточки с арабскими и римскими цифрами 1 и 2 (Табл. 3). При левополушарном способе решения задачи в одну группу попадают равные цифры (1 и I; 2 и II), при правополушарном способе классификация проводится с опорой на внешнее сходство: в одну группу попадают римские цифры, а в другую — арабские.

Таблица 3

 

  I
  II
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...