Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка стратегической инновационной позиции (СИП)




Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата.

Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации.

Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Для удобства анализа эти элементы обычно группируют в следующие блоки:

1. продуктовый (проектный) блок — направление деятельности организации и ее результаты в виде реализованных товаров и услуг (проекты и программы);

2. функциональный блок — преобразование ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации;

3. ресурсный блок — комплекс трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;

4. организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

5. блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления.

Рассчитаем инновационный потенциал организации экспертным путем (таблица 1)

 

Таблица 1 – Экспертная оценка инновационного предприятия

Компоненты блоков У Уровень состояния компонентов
2007г. 2008г.
1. Продуктовый блок (качество, рентабельность, объем продаж продукта; ресурсное обеспечение и исполнение функций – НИОКР, производства, реализации, обслуживания)
1.1 состояние проекта внедрения новых услуг    
1.2 состояние проекта по расширению ассортимента    
Итоговая оценка состояния продуктового блока    
2. Функциональный блок (компоненты функц. блока, стадии жизненного цикла изделий)
2.1 НИОКР, опытно – экспериментальные и испытательные работы    
2.2 Производство: основное и вспомогательное.    
2.3 Маркетинг и сбыт (продажи)    
2.4 Сервисные работы для потребителей    
Итоговая оценка состояния функционального блока    
3. Ресурсный блок
3.1 Материально-технические ресурсы
1)Сырье, материалы, топливо и энергия    
2)Площади и рабочие места, связь и транспорт    
3)Оборудование и инструменты    
Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов    
3.2 Трудовые ресурсы
1)Состав и компетентность руководителей    
2)Состав и квалификация специалистов    
3)Состав и квалификация рабочих    
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов    
3.3 Информационные ресурсы
1)Научно-технический задел; патенты и ноу-хау; информация - -
2)Экономическая информация    
3)Коммерческая информация    
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов    
3.4 Финансовые ресурсы
1)Возможности финансирования из собственных средств    
2)Обеспеченность оборотными средствами    
3)Обеспеченность средствами на зарплату    
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов    
Итого по всем видам ресурсов
3.1 Состояние материально-технических ресурсов    
3.2 Состояния трудовых ресурсов    
3.3 Состояния информационных ресурсов    
3.4 Состояния финансовых ресурсов    
Итоговая оценка состояния ресурсного блока    
4. Организационный блок
4.1 Организационная структура
1)Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления    
2)Функции: состав и качество разделения труда    
3)Качество вертикальных и горизонтальных связей    
4)Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям    
Итоговая оценка состояния организационной структуры    
4.2 Технология процессов по всем функциям и проектам
1)Прогрессивность используемых технологий и методов    
2)Уровень автоматизации    
Итоговая оценка состояния технологии    
4.3 Организационная культура  
1)Коммуникационная система и язык общения    
2)Традиции, опыт и вера в возможности организации    
3)Трудовая этика и мотивирование    
Итоговая оценка состояния организационной культуры    
Итого по компонентам организационного блока
4.1 Организационная структура    
4.2 Технология процессов    
4.3 Организационная культура    
Итоговая оценка состояния организационного блока    
5. Управленческий блок
5.1 Общее, функциональное и проектное руководство    
5.2 Система управления: планирования, организация, контроль, стимулирование, координация    
5.3 Стиль управления (сочетание автономности и централизации)    
Итоговая оценка состояния управленческого блока    
Итого по блокам инновационного потенциала
1 Состояние продуктового блока    
2 Состояние функционального блока    
3 Состояние ресурсного блока    
4 Состояние организационного блока    
5 Состояние управленческого блока    
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала    

 

Уровень состояния компонентов оценивается от 1 до 5:

5 – очень хорошее состояние;

4 – хорошее состояние;

3 – среднее состояние;

2 – плохое состояние;

1 – очень плохое состояние.

 

По данным таблицы 1 рассчитаем индекс инновационного потенциала. Для расчета целесообразно использовать формулу:

Т.к. Пин > 1, то можно говорить об укреплении инновационного потенциала, т.е. о благоприятном укреплении факторов внутренней среды организации.

При максимальных оценках по всем компонентам полученная сумма составила 130.

Пин = 94 / 130 = 0,7

Пин = 118 / 130 = 0,9

 

Из расчетов видно, что в организации ОАО «ЛУКОЙЛ» инновационный потенциал в 2007 году составляет 70% от максимально возможного, а в 2008 90%. Это говорит о повышении инновационного потенциала. Это соответствует оценке в баллах.

5 * 0,7 = 3,5 балла

5 * 0,9 = 4,5 балла

Таким образом, на 2007 год состояние инновационного потенциала выше среднего. В 2008 году состояние инновационного потенциала стало высокое. Далее для оценки стратегической инновационной позиции необходимо определить инновационный климат предприятия.

Деятельность ОАО «ЛУКОЙЛ» подвержена влиянию различных рисков, связанных с событиями в экономике и политике России, с отраслевыми событиями, с деятельностью самой компании.

Отраслевые риски:

ОАО «ЛУКОЙЛ» активно работает на внутреннем и международном рынках как продавец сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Деятельность Компании существенно зависит от мировых цен на энергоносители.

Мировые цены на нефть, нефтепродукты и газ исторически подвержены значительным колебаниям, которые зависят от множества факторов:

· состояние мировой экономики, а также экономической и политической обстановки в нефтедобывающих регионах;

· мирового спроса и предложения, а также прогнозов будущего спроса и предложения на нефть и газ;

· возможностей ОПЕК и других стран – экспортеров нефти контролировать уровень мировых цен;

· стоимости и доступности альтернативных источников энергии;

· действий и постановлений российских и зарубежных органов государственной власти, в том числе в отношении налогообложения и регулирования экспорта;

· погодных условий в странах, являющихся основными потребителями нефти и газа.

ОАО «ЛУКОЙЛ» не может влиять на факторы, определяющие цены на нефть и газ. Несмотря на то, что в последние несколько лет цены на энергоносители находятся на высоком уровне, есть риск того, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе может произойти их снижение. В случае неблагоприятной ценовой конъюнктуры ОАО «ЛУКОЙЛ» будет вынуждено снижать текущие издержки, пересматривать свои инвестиционные проекты, ускорять продажу непрофильных активов, а также части низкодебитных месторождений.

Несмотря на развитие альтернативных способов доставки нефти потребителям, ОАО «ЛУКОЙЛ» при транспортировке в основном использует систему магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть», тарифы и доступ к которым регулируются государством. В связи с этим существуют риски, связанные с возможностью ограничения доступа компании к системе трубопроводов. Государство регулирует доступ к экспортным мощностям и формирует принципы доступа, что непосредственно влияет на возможности компании по экспорту нефти.

Продажи газа внутренним потребителям имеют невысокую рентабельность из-за того, что цены на внутреннем рынке значительно ниже мировых, и несут в себе риски изменения существующих договорных отношений с ОАО «ГАЗПРОМ», а также риски изменения тарифной политикой ОАО «ГАЗПРОМ».

Нефтяная промышленность характеризуется высоким уровнем конкуренции. ОАО «ЛУКОЙЛ» постоянно конкурирует с другими российскими и международными нефтяными компаниями за право получения лицензии на то или иное месторождение, доступ к экспортным терминалам, перерабатывающим мощностям, рынки сбыта нефтепродуктов. Компания также может столкнуться с конкуренцией со стороны поставщиков альтернативных источников энергии ввиду сохранения высоких цен на углеводородное сырье и возможности истощения его запасов в будущем. Риски, связанные с конкурентной борьбой, могут потребовать дополнительных финансовых расходов и при определенных обстоятельствах негативно отразиться на имидже компании.

Деятельность по добыче нефти и газа потенциально экологически опасна. Ликвидация разливов нефти и других производственных катастроф может оказать существенное негативное влияние на финансовые показатели ОАО «ЛУКОЙЛ»

Появление новых технологий переработки нефти может потребовать крупных капиталовложений на переоборудование производств или создание новых производств.

Для целей контроля над рисками в 2002 году создана система управления рисками «ЛУКОЙЛ». Система ориентирована на интегрированное управление всеми видами рисков в бизнесе Компании, и за основу ее построения взят международный стандарт FERMA. Компания регулярно проводит анализ соответствия лучшим российским и мировым практикам и постоянно совершенствует работу в области управления рисками.

Страновые и региональные риски:

Группа «ЛУКОЙЛ» осуществляет свою деятельность на всей территории России, а также в ряде зарубежных стран.

Основную деятельность по добыче и переработки нефти Группа осуществляет на территории России. Несмотря на то, что в последние годы в России происходили позитивные изменения во всех общественных сферах – уверенно росла экономика, достигнута политическая стабильность, проводились успешные экономические реформы, Россия все еще представляет собой государство с развивающейся политической, экономической и финансовой системой. Деятельность в России по добыче и переработки нефти связана с целым рядом рисков.

Финансовые риски:

Российская банковская система недостаточно хорошо развита и подвержена кризисным явлениям. Большинство российских банков не соответствуют международным банковским стандартам, и прозрачность российского банковского сектора сильно отстает от международных норм. Компания вынуждена проводить банковские операции с ограниченным числом кредитоспособных российских банков. Возможный банковский кризис или банкротство отдельных банков может негативно повлиять на способность компании работать через российские банки, а также оказать отрицательное влияние на бизнес компании, финансовое состояние и результаты деятельности.

Компания сталкивается с инфляционными, валютными рисками, а также с рисками изменения процентных ставок и кредитными рисками, которые оказывают на результаты её деятельности.

Налоговые риски:

Налоговые режимы стран, где Компания осуществляет свою деятельность, являются относительно новыми и характеризуются постоянной изменчивостью. Компания осуществляет мониторинг изменений налогового законодательства в странах присутствия и контролирует свою деятельность с целью соблюдения соответствующих стандартов и отражения налоговых обязательств в полном объеме.

Валютные риски:

Компания осуществляет свою деятельность в нескольких странах, в связи, с чем ее финансовый результат подвержен валютному риску. Компания не осуществляет хеджирования валютных рисков, связанных

с совершаемыми операциями, однако, для целей контроля регулярно осуществляется анализ чувствительности основных финансовых показателей компании к изменению курса местных валют.

Правовые риски:

· Риски, связанные с изменениями валютного регулирования:возможные изменения в сфере валютного регулирования, которые могут касаться обязательной репатриации части валютной выручки, ограничений по осуществлению российскими компаниями инвестиций за пределами Российской Федерации, могут привести к убыткам для компании.

· Риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и пошлин:существуют риски, связанные с изменениями правил таможенного контроля и пошлин. В частности, возможное увеличение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты может негативно отразится на финансовых результатах компании.

· Риски, связанные с законодательством о недропользовании:в случае возможного изменения требований по лицензированию пользования недрами существует риск введения возможных ограничений по участию претендентов в конкурсах и аукционах на получение прав пользования недрами, а также расширение перечня случаев прекращения и приостановления действия лицензии. Это может сказать негативное влияние на деятельность компании и стоимость ее активов.

· Риски, связанные с изменением налогового законодательства: российское налоговое законодательство имеет не такую долгую историю существования по сравнению с налоговым законодательством стран с более развитой рыночной экономикой, поэтому практика применения налогового законодательства государством бывает нередко неясна и противоречива. Это приводит к наличию в Российской Федерации более существенных налоговых рисков, чем в какой - либо стране с более развитой системой налогообложения.Российская система налогообложения находится в процессе реформирования. В случае введения новых видов налогов или внесения изменений в порядок уплаты действующих налогов. Компания может быть вынуждена платить более высокие налоги, что может оказать негативное влияние на ее деятельность.

· Риски в области трудового законодательства: риски в области трудового законодательства связаны с возможным невыполнением ОАО «ЛУКОЙЛ» требований законодательства о создании квотируемых рабочих мест для инвалидов в связи с отсутствием продолжительной и устоявшейся практики применения законодательных норм в области квотирования рабочих мест для инвалидов.

Маркетинговые риски:

В сфере экспорта углеводородов существует зависимость компании от компаний - транзитеров. Компания предпринимает меры по минимизации рисков, связанных с транзитом углеводородного сырья потребителям. Для решения этой задачи регулярно проводится анализ эффективности существующих экспортных маршрутов для максимизации выручки, поиск альтернатив для диверсификации сбыта.

Производственные риски:

Деятельность компании по добыче углеводородов может быть связана с неблагоприятным влиянием многих факторов, таких как отказ или поломка технологического оборудования, снижение производственных показателей ниже ожидаемых уровней, снижение эффективности используемых технологий. Компания непрерывно контролирует производственную деятельность для минимизации таких рисков, обеспечивает необходимые профилактические мероприятия, основываясь на принципе предпочтительности превентивных мер над корректирующими.

Геологоразведочные риски:

У компании существуют минимальные обязательства по осуществлению геологоразведочной деятельности в странах присутствия. В связи с тем, что инвестиции в геологоразведочную деятельность считаются высокорискованными, Компания контролирует такие риски через принятие решений о бурении разведочных скважин. При этом учитывается вероятностная оценка коммерческого успеха по каждой конкретной скважине. До принятия решения о бурении проводится комплекс геологических исследований, позволяющих сделать вывод относительно перспективности разведываемого участка. Кроме того, Компания обеспечивает диверсификацию геологоразведочного риска путем участия в нескольких проектах в различных перспективных регионах.

Риски в области промышленной безопасности и экологии:

Производственная деятельность Компании связана с потенциальной опасностью нанесения ущерба окружающей среде и третьим лицам. Одной из особенностей законодательств в области охраны окружающей среды в странах присутствия является его постоянная изменчивость. Постановления, вносящие изменения в соответствующие законы и кодексы в части порядка исчисления экологических платежей, принимаются ежегодно. Это затрудняет составление средне и долгосрочных прогнозов деятельности дочерних предприятий Компании. Несмотря на этот факт, Компания осуществляет постоянный мониторинг изменений природоохранного законодательства в странах присутствия и стремится обеспечить полное соответствие наиболее жестким требованиям в области охраны окружающей среды. Компания проводит сертификацию предприятий по международным стандартам в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды, сертификацию системы контроля качества.

Риски, связанные с деятельностью ЛУКОЙЛа:

Рынки, на которых работает компания, отличаются высокой степенью конкуренции и подвержены скоротечным изменениям потребительских предпочтений и отраслевых тенденций.

 

Таблица 2 – Оценка инновационного климата ОАО «ЛУКОЙЛ»

Риски Показатели ОАО «ЛУКОЙЛ», 2007 г. Показатели ОАО «ЛУКОЙЛ», 2008г. Координаты профиля инновационного климата
Отраслевые риски     3  
Страновые и региональные риски      
Финансовые риски     1,3
Правовые риски      
Риски, связанные с деятельностью общества     1,3
Геологоразведочные риски     1,5
Риски в области промышленной безопасности и экологии      
Налоговые риски      
Производственные риски     1,3

 

Рассчитаем инновационный климат ОАО «ЛУКОЙЛ»:

Кин = (1 + 1 + 1,3 + 1 + 1,3+1,5+1+1+1,3)/ 9= 1,15

Так как Кин>1, можно сделать вывод о том, что инновационный климат в исследуемом году улучшился по сравнению с предыдущим.

Зная средний итоговый балл для инновационного потенциала и инновационного климата, можно оценить инновационную позицию предприятия по формуле:

 

 

где ПИН – оценка инновационного потенциала, баллы;

КИН – оценка инновационного климата, баллы.

СИП характеризует потенциальные инновационные возможности предприятия, следовательно, значение нашего показателя большее 1, говорит о достаточно высоких потенциальных возможностях исследуемого нами предприятия. Также это показывает, что предприятие будет занимать лидирующую позицию в своей стратегии инновационного развития.

 

Для определения базовой конкурентной инновационной стратегии предприятия, выберем одну из существующих классификаций конкурентных инновационных стратегий (таблица 3).

 

Таблица 3 - Классификация конкурентных стратегий инновационных предприятий

 

Критерий   Тип стратегии (по классификации Л.Г. Раменского)
коммутантная (приспособительная) патиентная (нишевая)   виолентная (силовая)   эксплерептная (пионерская)  
Тип компании (по классификации X. Фризевинкеля)  
«мыши»   «лисы» «львы», «слоны», «бегемоты»   «ласточки»
Сущность стратегии   Удовлетворение нестандартного спроса на локаль- ном рынке Доминирование в узком сегменте рынка   Доминирование на обширном рынке   Привитие спроса на принципи­ально новые товары  
Уровень конкуренции   Средний   Низкий   Высокий   Средний
Новизна отрасли   Новые, зрелые   Зрелые   Новые, зрелые Новые  
Профиль производства   Универсальное мелкое   Специализированное   Массовое   Экспериментальное
Масштаб компании   Мелкие Мелкие, средние, крупные Крупные Мелкие, средние  
Устойчивость компаний   Низкая   Высокая Высокая   Низкая  
Тип НИОКР   Отсутствует   Приспособи­тельный Улучшающий   Прорывной
Расходы на НИОКР   Отсутствует   Средние   Высокие   Высокие
Фундамен­тальные особенности компании   Локальный мас­штаб бизнеса Индивидуальный подход к конкрет­ному клиенту «Партизанский» маркетинг   Узкая специализация Определенный круг потребите­лей Нестандартная продукция   Относительно низкие издержки Широкомасштабные НИР Развитая сбытовая сеть Крупные рекламные кампании   Поиск преобразующих решений Повышенный риск Внедрение радикальных нововведений  
Характеристика товара и спроса   Простая продукция Изменчивый и неоднородный спрос Многочисленность потребностей   Уникальный товар Высокое качество Ограниченный спрос Высокая цена   Сравнительно дешевый товар Среднее качество Массовый спрос   Непрерывное обновление товара Расчет на привитие потребностей и спросе  
Преимущества в конку­ренции   Гибкость реакции Предприимчивость   Приспособленность к особому рынку   Высокая производительность   Лидерство в нововведения.
               

 

Исходя из результатов анализа таблицы 3, можно отметить что, по классификации Л.Г. Раменского конкурентную стратегию инновационного предприятия можно определить как виолентная (силовая), а по Х.Фризевинкелю – «львы, слоны, бегемоты».

 

2.4 Оценка результатов и эффективности ИД предприятия

 

Основными результатами инновационной деятельности организаций являются повышение качества и конкурентоспособности продукции, рост производительности труда и его фондовооруженности, снижение материалоемкости, энергоемкости, фондоемкости и трудоемкости продукции, улучшение показателей финансового состояния предприятий, экологический или социальный эффект (таблица 4).

Таблица 4 – Основные результаты ИД организации

Вид эффекта Пример инновации Результат инновационной деятельности
Экономический эффект Внедрение нового вида товара (начала производство моторных масел по новой формуле, которые будут разливаться в канистры нового дизайна) Прибыль от внедрения новой техники. Прирост объема продаж Улучшение использования производственной мощности Сокращение времени заправки Улучшение показателей финансового состояния
Научно-технический эффект Производства и внедрения современных технологий качество базовых масел доведено до уровня соответствия европейским требованиям. Увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов Повышение коэффициента автоматизации производства Повышение организационного уровня производства и труда Повышение конкурентоспособности организации.
Социальный эффект Введение новых должностей, обучение сотрудников Повышение квалификации работников; Увеличение количества рабочих мест; Повышение степени удовлетворенности социальных и духовных потребностей.
Экологический эффект Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду   Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду Снижение количества отходов производства Повышение эргономичности производства  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...