Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Эволюция управленческой мысли.

 

Старая организация Современная организация  
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.   Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.  
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.   Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.  
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.   Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от не-управленческой деятельности.  
Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.   Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.  
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения.   Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.  
Упор на приказ и интуицию.   Упор на коллективную работу и рациональность.  

 

 

Появление и оформление управления как науки было:

n ответом на потребности большого бизнеса,

n попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции,

n достижением небольшой группы людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.

 

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения:

 

· Научное управление (1885 —1920) – 1911 г.- Фредерик У. Тейлор «Принципы научного управления»

Используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Первая фаза - анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Вторая фаза – на основе полученной информации, изменение рабочих операций, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, использование стандартных процедур и оборудования для повышения эффективности работы.

Защита отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

Управление производством - повышение эффективности на уровне ниже управленческого.

Вклад:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы

 

· Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)

Цель - создание универсальных принципов управления следование которым несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта:

- разработка рациональной системы управления организацией - управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

- построение структуры организации и управления работниками.

Принципы управления Анри Файоля (Разделение труда, Полномочия и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство направления, Подчиненность личных интересов общим, Вознаграждение персонала, Централизация, Скалярная цепь, Порядок, Справедливость, Стабильность рабочего места для персонала, Инициатива, Корпоративный дух).

Вклад:

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

 

· Школа человеческих отношений (1930—1950) – Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)

- Ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.

- Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Элтон Мэйо - эксперименты в Хоторне:

- Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

- Рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

· Развитие поведенческих наук.

Основная цель - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Акцент на методах налаживания межличностных отношений

Вклад:

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом

 

· Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)

scientific management — «научное управление» - прямо связывается с «тейлоризмом» и его последователями,

management science - сводится к применению количественных методов или же к исследованию операций (экономико-математические методы)

Вклад:

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.


 

 

Подходы:

1. Процессный подход.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

 

2. Системный подход.

Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

(df: система, открытая и закрытая система, подсистема)

 

3. Ситуационный подход.

Пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

o approach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации.

o Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...