Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Восстановление и преобразование промышленности




 

После войны перед трудящимися Молдавии встала многотрудная задача поднять из руин разрушенное войной народное хозяйство, а затем в правобережных районах осуществить прерванные войной социалистические преобразования. В промышленности предстояло в ближайшее время восстановить те отрасли и предприятия, которые смогли бы незамедлительно удовлетворить потребности населения республики в продовольствии, других предметах первой необходимости.

Высокими темпами начали возрождаться хлебопекарная, маслобойно-жировая, мясо-молочная, консервная и другие отрасли. С целью быстрого обеспечения населения обувью и одеждой было начато восстановление кожевенных заводов, мастерских индивидуального пошива в Кишиневе, Тирасполе, Бендерах и Оргееве, обувной, прядильно-ткацкой и меховой фабрик в Кишиневе. Для обеспечения восстановительностроительных работ налаживалась деятельность предприятий промышленности строительных материалов - Кишиневского и Тираспольского кирпичных и Новоандрияшевского черепичного заводов. Одновременно настойчиво добивались наладки и пуска уцелевших предприятий.

Переход от войны к мирному развитию, восстановлению народного хозяйства вызывал у рабочих, горожан искреннее желание как можно быстрее поднять из руин города, фабрики и заводы. С подъемом и неподдельным энтузиазмом они трудились на восстановлении промышленных объектов Кишинева, Бельц, Тирасполя и других городов, перевыполняя дневные нормы. Среди них кадровые рабочие Тираспольского консервного завода им. П. Ткаченко И. А. Полищук, плотник А. А. Тростянецкий, плотник Кишиневского строительно-монтажного управления Д. В. Жугару и многие другие, которые в несколько раз перевыполняли свои нормы.

В ходе восстановления приходилось преодолевать трудности: не хватало рабочих, особенно квалифицированных, технических и материальных средств и многого другого. В этих условиях большое значение приобрела поддержка республики со стороны союзного правительства, других республик. Они направляли в Молдавию недостающих специалистов, средства, металл, лес, строительные материалы, уголь, промышленное оборудование и т.д. Не было ни одного сколько-нибудь значительного предприятия в республике, в возрождении которого прямо или косвенно не участвовали бы трудящиеся других республик.

Уже в год завершения войны было восстановлено значительное количество фабрик и заводов. Производство мяса и животного масла, изделий легкой промышленности достигло довоенного уровня. Быстро восстанавливалась численность рабочих, ряды которых в 1945 г. возросли по сравнению с 1941 г. более чем в 4 раза.

Большие работы развернулись после принятия Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., предусматривавшего возродить довоенный уровень развития промышленности, а затем значительно превзойти его.

В первый год пятилетки достигли довоенного уровня также хлебопекарная и плодоовощная отрасли, производство растительного масла, электроэнергии, строительного кирпича, трикотажа, кожаной обуви. Продолжали подниматься из руин и другие производства.

Характерной чертой данного этапа является то, что параллельно с восстановлением шел процесс технической реконструкции возрождавшихся и уже полностью действовавших промышленных предприятий. Многие из восстанавливавшихся практически создавались заново - на новой технической основе и даже на новом месте. Наряду с восстановленными строились новые промышленные объекты, которые были необходимы республике. Среди последних в Кишиневе центральный винный, сокоэкстрактный, кожевенный, авторемонтный, асфальтобетонный заводы, обувная и трикотажная фабрики, в Тирасполе - швейная фабрика, в Бельцах - коньячный завод, в Калараше - консервный, в Ниспоренах и Быковце - плодоовощные, в Бендерах - обозостроительный и другие заводы.

В эти годы шел процесс интенсивного возрождения и наращивания промышленного потенциала. В результате были восстановлены, а по существу, созданы заново легкая и металлообрабатывающая отрасли, которые по выпуску продукции превысили довоенный уровень более чем в 6 раз, в электроэнергетической - в 3,7 раза, маслобойно-жировой, деревообрабатывающей и стройматериалов - в 2,2-2,6 раза. Эти результаты были достигнуты благодаря настойчивому и каждодневному труду рабочих, организаторов производства и др. Немалую роль здесь сыграло трудовое соревнование за повышение производительности труда и досрочное выполнение плановых заданий, которое к 1948 г. охватило 72% всех работающих. В промышленности 60% рабочих стали передовиками производства, многие из них уже в 1948 г. выполнили свои пятилетние планы. Среди шедших впереди мастер Тираспольского консервного завода им. П. Ткаченко М. В. Бирша, рабочий Бельцкого маслозавода А. С. Балан, рабочий Кишиневского вагонного депо И. С. Греку, рабочий Тираспольского механического завода им. Кирова И. С. Фадеев, работница Кишиневской трикотажной фабрики М. Д. Чебан и многие другие.

Благодаря успешному восстановлению промышленности основные фонды в 1948 г. по сравнению с довоенным уровнем удвоились, а общий объем валовой продукции превысил довоенный на 18,9%. За эти годы было освоено производство новых для республики изделий, таких как двигатели внутреннего сгорания, винодельческое оборудование, запасные части к тракторам, черепичные прессы, газовая аппаратура, трикотаж, шампанские вина и др.

Вместе с тем самая крупная по масштабам производства отрасль - пищевая, выпускавшая в 1948 г. около половины промышленной продукции, достигла лишь двух третей от уровня 1940 г. Еще не было полностью восстановлено производство сахара, консервов, табачных изделий. Восстановление консервной, плодоовощной и винодельческой промышленности тормозилось из-за нехватки сельскохозяйственного сырья. Из-за недостатка в рабочей силе и слабой технической оснащенности медленнее, чем того требовали обстоятельства, развивалась промышленность строительных материалов.

Усиленно шло восстановление транспорта. Для этой цели государство выделило значительные денежные и материальные средства, направило в республику более 10 специализированных строительных отрядов. Все это позволило восстановить дорожное хозяйство, оснастить железные и автомобильные дороги новым оборудованием, улучшить обслуживание транспортных средств. Уже в 1948 г. на Кишиневской железной дороге была достигнута среднесоюзная скорость движения поездов.

Восстановление промышленности сопровождалось увеличением численности работающих в этой отрасли, и прежде всего рабочих. Потребность в кадрах привлекала сюда демобилизованных воинов, молодежь, кустарей и ремесленников, жителей села. Новое пополнение проходило рабочую подготовку в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных училищах, непосредственно на предприятиях. В течение 1946-1948 гг. более 26 тыс. человек таким путем получили рабочую профессию. Кроме того, более 20 тыс. человек приобрели профессию или повысили свою квалификацию на железнодорожном транспорте.

Достигнутый к концу 1948 г. довоенный уровень выпуска промышленной продукции не мог удовлетворить растущие потребности республики. Между тем ее сырьевые и трудовые ресурсы таили в себе немалые потенциальные возможности. На И съезде Коммунистической партии Молдавии была поставлена задача быстрейшего развития пищевой, винодельческой и легкой отраслей индустрии, производства строительных материалов, энергетической базы, ускорения реконструкции промышленных предприятий. Реализация этой задачи означала новый качественный скачок в развитии индустрии, всех производительных сил республики.

Индустриальное развитие Молдавии после восстановления промышленных производственных мощностей шло главным образом в двух направлениях: строительство новых предприятий и техническое переоснащение, расширение и модернизация уже действовавших. На этом этапе акцент делался на утверждении господства в этой отрасли крупной машинной индустрии.

Прежде всего росло число новых фабрик и заводов, а также обновлялись те из них, которые удовлетворяли самые насущные потребности республики. Вошла в строй группа пищевых предприятий: по выпечке хлеба, плодоовощных, сахарных и др. Интенсивно происходила замена мелких производств крупными. Так, вместо немеханизированных маслопроизводств было построено семь новых. В 1950 г. начали давать продукцию восемь новых маслоказеиновых заводов, вошли в строй несколько холодильных агрегатов на мясокомбинатах и др. Взамен кустарных хлебопекарен в Кагуле, Кишиневе, Рыбнице и Сороках были построены новые механизированные.

Значительно окрепла легкая промышленность. Вступили в строй действующих три обувные фабрики в Кишиневе и Бендерах, а также кишиневские чулочно-трикотажная и щетинно-щеточная фабрики. Значительно расширили производственные мощности обувно-швейные комбинаты в Кишиневе, Бендерах, Тирдсполе. В 1949 г. в Бендерах началось строительство шелкопрядильной фабрики по выпуску шелка-сырца из местного сырья.

Заметно изменилась группа предприятий, входивших в состав местной промышленности. В 1949-1950 гг. эта отрасль развивалась главным образом за счет расширения и технической реконструкции действовавших предприятий. Интенсивно обновлялся станочный и машинный парк, внедрялись новые технологические процессы, осваивались передовые технологии производства. На всех механических заводах были механизированы трудоемкие подготовительные работы в литейных цехах, освоены скоростные методы обработки, резки и сварки металлов, новая технология литья и др. На черепичных предприятиях были смонтированы новые более производительные машины, освоена технология выпуска продукции в зимний период.

В ходе индустриализации республики быстро росли ряды рабочих. Только в 1949-1950 гг. их численность в промышленности увеличилась почти на одну четверть. Возросли профессиональное мастерство и производственная активность рабочих, повысилась их роль в общественно-политической жизни республики. Рабочие выступали инициаторами трудового соревнования, которое постоянно ширилось и к концу пятилетки охватило более 93% всех работавших в промышленности, на транспорте и в строительстве. Многие из них показывали образцы самоотверженного труда по освоению новых технологий, увеличению количества и улучшению качества выпускаемой продукции. Среди соревновавшихся были токарь Кишиневского механического завода им. Котовского А. Ф. Островский, выполнивший за пятилетку более 17 годовых норм, рабочие Тираспольского механического завода им. Кирова Я. Ф. Лужанский и А. К. Шмурун, выполнившие по 10-12 годовых норм, рабочий Кишиневского кожзавода №1 Б. А. Безобразов и др.

Вследствие интенсивного индустриального развития Молдавии в 1950 гг. значительно выросла материально-техническая база промышленности. Увеличилось общее количество промышленных предприятий, их основные производственные фонды выросли на 57%, а объем продукции возрос почти в 1,8 раза. За эти годы был освоен выпуск нескольких сот новых видов промышленных изделий. Заметные сдвиги произошли в территориальном размещении промышленности. Возросла доля Бельц, Тирасполя и других городов в промышленном производстве.

Положительные изменения произошли к концу пятилетки в развитии транспорта. За 1946-1950 гг. было восстановлено и вновь построено более 30 железнодорожных мостов, девять разъездов, удлинены пути на 12 станциях. В 1950 г. общий грузооборот на железных дорогах республики превысил довоенный почти в 3 раза, а на автомобильном транспорте - в 7 раз.

В ходе индустриализации произошли существенные количественные и качественные изменения в промышленном комплексе республики. Главным было то, что высокими темпами развивалось крупное производство. Это происходило за счет строительства новых предприятий, объединения, расширения и технического перевооружения мелкого производства. Мелкое, в том числе кустарное производство, базировавшееся на ручном труде, вытеснялось крупным, оснащенным электрическими и механическими двигателями.

В 1945 г. более половины промышленных предприятий, исключая наиболее передовые по тому времени - консервные, не имели двигателей. Но уже в 1950 г. в крупном производстве было занято около 50% рабочих, сосредоточено более 74% производственных фондов и выработано около 60% промышленной продукции. Это означало, что в производственно-технической базе промышленности произошли коренные качественные перемены. Ведущее и преобладающее место в индустрии стало занимать крупное машинное производство, оснащенное передовой для того времени техникой. Социалистическое переустройство промышленности в основном было завершено. Благодаря целенаправленным действиям государства в промышленности правобережных районов, как и раньше на остальной части республики, полностью и безраздельно утвердились новые формы организации производства. Теперь уже в этой отрасли на всей территории Молдавской ССР стал господствующим социалистический способ производства.

В 50-е гг. перед промышленностью встали индустрии новые задачи, обусловленные потребностями и возможностями Молдавской ССР на новом этапе. Предстояло значительно расширить индустриальный потенциал, создать необходимые мощности для переработки выращиваемого сельскохозяйственного сырья, увеличить количество и качество выпускаемой продукции, повысить долю промышленного производства в экономике республики. Большое значение для успешного решения этих вопросов имело постановление Совета Министров СССР от 19 февраля 1952 г. «О мерах по дальнейшему развитию пищевой промышленности Молдавской ССР». Оно предусматривало строительство, расширение и реконструкцию более ста предприятий консервной, сахарной, кондитерской, маслобойно-жировой, эфиромасличной и других отраслей самой крупной в республике пищевой индустрии. Для этих целей государство выделило необходимые финансовые и материальные ресурсы.

В течение 50-х гг. в строй вошли Гиндештский, Дондюшанский, Дрокиевский сахарные, Григориопольский и Каменский консервные заводы, Чадыр-Лунгский комбинат и др. Ряд предприятий был расширен и реконструирован. За этот период валовая продукция пищевой промышленности возросла в 3,7 раза. Изменилась ее структура: увеличился удельный вес консервной, мясной, сахарной, маслобойно-жировой, масло- и сыродельной, кондитерской.

Значительные перемены произошли в легкой промышленности. В Кишиневе были построены крупные швейная и трикотажная фабрики, в Бендерах - обувная и швейная, в Бельцах, Кагуле, Оргееве ряд других. Строительством шелкового комбината в Бендерах было положено начало шелкоткацкой промышленности в республике. В широких масштабах в отраслях легкой промышленности шла техническая реконструкция предприятий, перевод производства на поток.

Более быстрыми темпами в этот период стало развиваться машиностроение. В его составе возросла доля выпускаемых машин, станков, различного оборудования за счет уменьшения доли ремонта техники. С целью создания дополнительных рабочих мест для обеспечения занятости накапливавшихся в республике, особенно в сельской местности, избыточных трудовых ресурсов, с конца 50-х гг. здесь стали создаваться новые отрасли промышленного производства - электротехническая и приборостроительная. Они были трудоемкими и малометаллоемкими, т.е. требовали много рабочих рук и мало привозного сырья. В Кишиневе возникли такие крупные предприятия, как «Микропровод», «Виброприбор», электромеханический завод им. Котовского, в Тирасполе - завод электроаппаратуры, в Бендерах - «Молдавкабель» и др.

Высокими темпами развивалось производство строительных материалов, наращивали свои мощности мебельная, полиграфическая и другие отрасли.

Новое развитие получила электроэнергетика - база всего народного хозяйства. Это было связано с пуском в конце 1954 г. Дубоссарской гидроэлектростанции на Днестре. Ее возводили опытные специалисты из многих регионов СССР. Оборудование и материалы поставляли более 200 предприятий из других республик. Кроме того, в эксплуатацию были введены новые мощности Кишиневской и Бельцкой теплоэлектростанций, вдвое возросли мощности Тираспольской ТЭЦ. В результате производство электроэнергии в Молдавии за 1951-1960 гг. увеличилось почти в 7 раз.

Развитие промышленного производства сопровождалось быстрым ростом рядов рабочих и инженерно-технических кадров. За 1950-1960 гг. общая численность рабочих и служащих с 253 тыс. возросла до 439 тыс., в том числе в промышленности - с 51,4 тыс. до 122,4 тыс. человек. Только в 1954-1958 гг. рабочие профессии получили 97,7 тыс. человек, повысили свою квалификацию 99,3 тыс. рабочих. Значительная часть рабочих кадров формировалась за счет сельского населения.

В упорном труде за выполнение и перевыполнение планов, повышение производительности труда, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества выпускаемой продукции росла трудовая и творческая активность рабочих. Каждый 9-й из 10 участвовал в соревновании. Многие рабочие, бригады, целые коллективы добивались высоких производственных показателей. Они широко использовали различные инициативы и формы трудового соперничества, сами выступали инициаторами трудовых начинаний. В 1951-1955 гг. более 3 тыс. рабочих коллективов боролись за звание бригады отличного качества, 984 из них добились этого звания. Нельзя не сказать, что соревнование во многом теряло от элементов формализма в его организации, недостаточного материального стимулирования соревнующихся и т.п.

Быстрое и неравномерное развитие отраслей промышленности привело к существенным изменениям в отраслевом составе индустриального производства. Преобладающее место, как и раньше, сохранилось за пищевой отраслью. В то же время до 20% возрос удельный вес легкой промышленности, в 2 раза - машиностроения и металлообработки, в 1,5 раза - производства строительных материалов. Промышленное производство расширило территориальные рамки своего размещения.

К концу 50-х гг. Молдавия стала занимать видное место в общесоюзном производстве по выпуску виноматериалов, консервов, подсолнечного и шалфейного масел, табака. Часть своей продукции она поставляла в другие республики, получая взамен машины и оборудование, топливо, металл, стройматериалы и другие изделия, необходимые ей для своих нужд. Промышленная продукция республики пользовалась спросом также в зарубежных странах.

Обновление техники и технологии производства - неотъемлемая часть развития индустрии. Технический прогресс в этой отрасли имел место с первых послевоенных лет, когда устаревшее оборудование заменялрсь более совершенным и т.п. На новую ступеньку он поднялся в 50-е гг, в период кардинального технического перевооружения промышленного производства и совершенствования технологических процессов на базе новой техники. Так, только в 1951-1955 гг. на консервных заводах было установлено новейшего технологического и энергетического оборудования на сумму около 100 млн. руб., в виноделии было введено в эксплуатацию более 1,1 тыс. единиц подобного оборудования, в легкой промышленности - более 2,2 тыс. машин и станков, смонтировано 62 конвейера. С середины 50-х гг. в связи с началом выпуска в республике деталей из сборного железобетона настоящий рывок произошел в строительной индустрии. Новая техника достаточно широко применялась и в других отраслях промышленности. Она давала существенный эффект: за счет технического прогресса в эти годы, например, в пищевой отрасли было получено две трети всей продукции.

После июньского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС, рассмотревшего вопросы дальнейшего развития промышленности, технического прогресса и улучшения организации производства, поставки новой техники в республику возросли. Уже в 1956-1958 гг. на предприятиях Молдавии ее было установлено свыше 13 тыс. единиц. Это дало возможность смонтировать 350 поточных механизированных и автоматических линий. Предприятия стали переходить на комплексную механизацию и автоматизацию производства, хотя это были только первые шаги.

Активно участвовали в развитии технического прогресса рабочие и инженерно-технический персонал. Ежегодно росло число изобретателей й рационализаторов, количество и эффективность их предложений. Некоторые из них получили широкое признание. Так, метод безостаточного раскроя тканей, предложенный новаторами Тираспольской швейной фабрики, стал применяться на многих родственных предприятиях СССР. Другой пример. Технические изобретения слесаря Бендерской дистанции пути Д. Д. Матвеенко применялись на железных дорогах СССР, а также за его пределами.

Благодаря техническому прогрессу потребление электроэнергии на фабриках и заводах в 50-е гг. возросло более чем в 7 раз, а объем валовой продукции - более чем в 4 раза.

Постоянная забота государства о развитии индустрии привела к тому, что к началу 60-х гг. в Молдавии функционировал комплекс высокоразвитой, основанной на современной технической базе крупной промышленности, который обеспечивал основные потребности республики, а также ее эффективное участие в общесоюзном разделении труда. На крупных предприятиях было сосредоточено 80% промышленных рабочих, которые выпускали столько же валовой продукции.

■ Благодаря быстрому развитию индустрии, упорному труду рабочих в основном была преодолена хозяйственная однобокость республики, укрепились ее связи и сотрудничество с другими республиками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...