Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Габариты подвижного состава.

Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по охране труда.

Ст. 44 из Закона Украины «Об охране труда»:

За нарушение законодательных и других нормативных актов по охране труда, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные работники привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

 

К погрузо-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специально обученные безопасным приемам работ и получившие инструктаж по ОТ.

Погрузо-разгрузочные работы проводятся под руководством ответственного лица. Площадка, где ведутся погрузо-разгрузочные работы, должна быть хорошо освещена. Имеющиеся проемы, люки на площадке должны быть закрыты крышками или щитками.

При разгрузке ж.д. вагонов во избежание случайных толчков другими вагонами или составами, необходимо по обе стороны от вагонов или состава выставить переносные сигналы, а вагоны или составы необходимо закрепить на путях тормозными башмаками.

При разгрузке материалов и изделий из вагонов на землю следует соблюдать железнодорожный габарит – 2-2,5 м от головки рельса в зависимости от высоты складирования.

Закрытие люков полувагонов осуществляется двумя работниками в следующем порядке:

- вставить ломики в проушины люка, поднять люк и зафиксировать на первую защелку запорных крюков, после чего один из работников (по согласованию) поддерживает люк, а второй, вставив лом в петлю, находящуюся по центру люка, защелкивает его на запорные крюки.

- второй работник при помощи лома добивает запорные крюки до полного закрытия;

- закрыть предохранительные сектора.

Закрытие люков полувагонов одним работником - запрещается!!!

 

Тема 2. Конструкция вагонов.

 

Основные части вагона и их значение.

Вагоном называется единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов. Каждый вагон состоит из ходовых частей, рамы, кузова, ударно-тяговых приборов и тормозов.

К ходовым частям – относятся колесные пары, буксы с подшипниками, пружины и рессоры, рама, тележки, Надрессорная балка с подпятником и скользунами др. Ходовые части должны обеспечивать безопасное движение вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению. У тележечных вагонов колесные пары и другие элементы ходовых частей объединены в самостоятельные узлы, называемые тележками. В этом случае рама опирается на тележки через пятник и подпятник, надрессорную балку, систему рессор и пружин, раму тележки, буксы и подшипники на шейки осей, колеса и рельсы. Тележки обеспечивают более свободное движение длинных вагонов по кривым участкам пути небольшого радиуса, необходимую плавность хода при уменьшении сопротивления движению. Рессоры и пружины служат для смягчения толчков, воспринимаемых вагоном от неровностей пути и поверхностей катания колес.

Колесная пара состоит из оси и двух ободов. Совокупность всех рессор, пружин и других упругих элементов, связывающих колесные пары с рамой тележки или кузовом, называется рессорным подвешиванием.

Рама вагона – состоит из жестко соединенных между собой продольных и поперечных балок. На раме крепятся кузов, ударно-тяговые приборы, части автоматического и ручного тормоза, а в пассажирских вагонах – и электрооборудование, узлы системы кондиционирования воздуха. Рамы отличаются одна от другой в зависимости от конструкции и назначения вагона, но все они должны быть достаточно прочными, способными воспринимать нагрузки от кузова, тяговые, ударные, тормозные усилия, давление ветра и другие нагрузки, возникающие при движении вагона. В цельнометаллических вагонах рама является одним из основных элементов кузова, представляющего собой единую несущую конструкцию.

Ударно-тяговые приборы – служат для сцепления вагонов и локомотива, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, а также для передачи силы тяги от локомотива к вагонам и смягчения ударов, возникающих при сцеплении или набегания вагонов в поезде. Ударно-тяговые приборы состоят из автосцепного устройства.

Кузовом вагона – называется часть вагона, расположенная над рамой и служащая для размещения грузов или пассажиров. У крытых грузовых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцевых стен, пола и крыши, у полувагонов – из боковых, торцевых стен или дверей и пола, а у платформ – из бортов и пола. У цистерн кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом. Кузов вагона крепится на раме или составляет с ней одно целое.

Тормоз – это устройство на подвижном составе, с помощью которого создается сопротивление движению поезда или отдельного вагона, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости. Тормоза бывают ручные и автоматические. Вагоны грузового и пассажирского парков оборудованы автоматическими тормозами, кроме этого, все пассажирские и часть грузовых вагонов – дополнительно и ручными тормозами. По способу управления автоматические тормоза разделяются на пневматические и электропневматические. Автоматические тормоза обычно приводятся в действие с локомотива, а в случае необходимости – из вагона. При обрыве поезда эти тормоза срабатывают автоматически, без участия людей.

Работа тормоза заключается в том, что тормозные колодки плотно прижимаются к вращающимся колесам, силой трения препятствуют их вращению, вследствие чего уменьшается скорость движения состава.

 

Классификация вагонов.

Вагоны бывают несамоходные, перемещаемые локомотивами, и самоходные (автовагоны), которые для передвижения имеют двигатель, расположенный непосредственно на вагоне. По назначению вагоны объединены в пассажирский и грузовой парки.

Грузовой парк составляют крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны и др. Каждый из перечисленных видов вагонов предназначен для перевозки определенных грузов. Конструкция грузового полувагона должна обеспечивать сохранность груза, удобство погрузки и выгрузки и наибольшую вместимость.

Крытые вагоны – предназначены для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов. Крытые вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающие погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку вагона.

Крытые вагоны бывают как с металлической обшивкой так и с деревянной.

Полувагоны – предназначены для перевозки навалочных грузов, угля, руды, кокса, флюсов, а также длинномерных грузов – леса, проката. Полувагоны имеют открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются – саморазгружающимися. К саморазгружающимися вагонам относятся металлические вагоны – думпкары и хоппера.

Думпкары – предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния. При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом.

Платформы – служат для перевозки длинных и громоздких грузов: проката, леса, различных станков, машин, автомобилей и контейнеров. Преимущество платформ состоит в том что их можно легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации.

Цистерны – представляют собой грузовые вагоны, кузовом которых является цилиндрический котел, прочно прикрепленный к раме. Цистерны делятся на две группы: общего назначения – для перевозки нефтепродуктов; и специального назначения – для перевозки различного рода кислот, спирта, химикатов, сжиженных газов. Для налива груза котел цистерны имеет колпак с крышкой, а для слива (разгрузки) – сливной прибор.

 

Габариты подвижного состава.

Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определенному габариту. Соблюдение габаритов на ж.д. транспорте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивы и вагоны должны свободно проходить по ж.д. пути мимо различного рода путевых сооружений, станционных платформ, зданий и других устройств, а также не задевать подвижной состав, расположенный на смежных путях, и различные искусственные сооружения.

Железнодорожные габариты делятся на два вида:

Габарит приближения строений и габарит подвижного состава железных дорог колеи 1520мм.

Габаритом подвижного состава железных дорог – называется предельное поперечное (перпендикулярно оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груженый и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Габаритом приближения строений железных дорог – называется предельное поперечное (перпендикулярно оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением тех, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом:

вагонных замедлителей, и подвагонных толкателей в рабочем состоянии, контактных проводов с деталями крепления и др. при условии, что положение этих устройств во внутри габаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться, и что они не могут вызвать соприкосновение с другими частями подвижного состава.

 

Тема 3. Условия спуска и подъема.

Подниматься на подвижной состав (локомотивы и вагоны) необходимо при полной остановке.

Подъем на подвижной состав и спуск с подвижного состава осуществлять только по конструктивно предусмотренным ступенькам (поручням, лестницам) при соблюдении мер безопасности:

- убедиться в отсутствии препятствий для спуска и подъема во избежание травмирования;

- убедиться в исправности подножек и поручней, а также в надежности крепления их к кузову вагона. При осмотре подножек и поручней вагона необходимо также произвести визуальный осмотр боковых и торцевых частей кузова вагона, к которым прикреплены поручни и подножки на наличие явных обрывов, из-за которых боковая часть (торцевая стенка) может упасть;

- руки должны быть свободными;

- предварительно очистить подошву обуви от масла и грязи;

- подниматься на подножку подвижного состава или спускаться с нее, нужно держась за поручень в положении лицом к подвижному составу;

- быть предельно внимательным при постановке ноги, надежно держаться за поручень (ступеньки) руками;

- ногу ставить серединой ступни на ступеньку, во избежание соскальзывания;

- не переступать и не перехватываться через поручень (ступеньки);

- кистями рук надежно и крепко обхватывать поручень, при этом руки (ноги) не должны перекрещиваться при нахождении на поручне;

- соблюдать правило трех точек: если поднял ногу, то две руки и другая нога должны устойчиво удерживать тело;

- при спуске с подвижного состава убедиться в отсутствии движущегося по соседнему пути на опасном расстоянии подвижного состава и нет ли на междупутье предметов, о которые можно споткнуться, ударится, наткнуться или наступив на которые, можно подвернуть или проколоть ногу;

- при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег, гололед и т.д.) необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не сорваться и не упасть.

Подъем на вагон по поручням (ступенькам) относится к работам, выполняемым на высоте (высота от уровня пола более 1,3м). Во время выполнения ежесменных работ по подъему на вагон для его технического осмотра работнику не требуется оформление наряда-допуска и применение специальных страховочных средств.

 

Тема 4. Осмотр полувагонов.

Проверка исправности полувагонов перед открытием крышек люков производится путем внешнего осмотра.

Основные неисправности крышек люка с которыми запрещается приступать к разгрузке вагонов:

- излом или трещина крышки люка;

- обрыв проушины крепления крышки люка;

- отсутствие одного из валиков (или если он не зашплинтован) шарнирного крепления крышки люка;

- отсутствие (или изгиб, излом не позволяющий выполнять свои функции) одного из запорных устройств люка.

Осмотр работником производственного цеха полувагонов перед погрузкой-выгрузкой, проверка надежности крепления торцевых дверей на шарнирах, наличие валиков дверей, шплинтов валиков дверей.

Работник производственного цеха перед погрузкой-выгрузкой должен произвести осмотр полувагона в частности: проверить надежность крепления торцевых дверей на шарнирах, наличие валиков дверей, шплинтов валиков двери, произвести визуальный осмотр сварочных швов на наличие явных обрывов (из-за которых дверь, лобовая стенка может упасть) при сварном креплении торцевых дверей (лобовой стенки).

Виды явных признаков нарушения крепления торцевой двери (лобовой стенки) при которых запрещается ее открывать:

- отошедшая торцевая дверь (лобовая стенка) от угловой стойки кузова;

- наклон двери внутрь или наружу от кузова, с зазорами в местах прилегания к угловым стойкам;

В случае выявления в вагонах вышеуказанных неисправностей погрузка-выгрузка запрещена до освидетельствования работником участка по эксплуатации вагонов.

 

Тема 5. Осмотр крытых вагонов.

 

Визуально проверяем исправность дверей и рейки перед открыванием (закрыванием) дверей крытого вагона, а также провисание или перекос двери, срыв роликов с направляющего полоза (рельса).

Основные виды неисправностей с которыми запрещается приступать к разгрузке (очистке) крытых вагонов:

- слом проушины двери;

- слом или повреждение двери;

- слом или повреждение направляющей двери;

- изгиб направляющей двери;

- слом или повреждение пола;

- слом или отсутствие ограничителя открывания двери;

 

Тема 6. ГОСТ 2223576.

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм., при погрузке, выгрузке, уплотнения, рыхления, разогреве грузов, а также при очистных, маневровых и других работах.

Погрузка, размещение, крепление и выгрузка грузов, подготовка их к перевозке, ограждение бортов, торцевых стен и дверей, а также открывание и закрывание дверей должны производиться по «Техническим условиям погрузки и крепления грузов» и «Правил перевозки грузов».

При погрузке в зимний период насыпных грузов с влажностью, превышающей установленные пределы, должны приниматься меры по предотвращению их смерзания.

После выгрузки груза вагоны должны быть очищены от остатка груза, и освобождение от использованного крепления, а двери, борта, крышки загрузочных и разгрузочных люков и заглушки сливных приборов – должны быть закрыты и закреплены.

Проволочные закрутки, растяжки, обвязки – должны сниматься с элементов вагонов с помощью специальных ножниц или кусачек.

При загрузке и разгрузке вагонов не допускается попадание груза на междувагонные соединения, стояночный тормоз и буксовые узлы колесных пар.

Не допускаются удары по вагону, грузам или грузозахватным устройствам.

Не допускается устранение сдвига и восстановление сыпучести груза вагонов соударением таких вагонов с другими вагонами, стационарными устройствами, а также ударами копра.

При подаче полувагонов под погрузку и выводе их после выполнения грузовых операций крышки люков должны быть закрыты на обе закидки и на запорный сектор. Торцевые двери должны быть закрыты на оба запора. При выходе груза за пределы внутренней длины кузова торцевые двери должны быть отведены к стенкам вагона и закреплены.

Работы по разрезке и уплотнению металлолома непосредственно в полувагонах не допускается!

При погрузке навалочным грузом массой отдельных кусков до 100 кг., общая масса груза, падающего на пол полувагона не должна превышать 5тонн, а высота падения – 3м.

Штучные грузы при погрузке должны укладываться на пол полувагона без сбрасывания. Наибольшая статическая нагрузка действующая на пол вагона от колеса погрузчика не должна быть более 17 кН (1,8 т/с);

Динамическая нагрузка 21 кН (2,2 т/с);

Все взаимодействующие устройства с вагонами перед вводом в эксплуатацию должны быть приняты комиссией с участием представителей МПС или Управления дороги.

Грузоподъемные устройства, применяемые при разгрузке вагонов – грейферы, должны быть не шире 2,5м. и не иметь зубья на рабочих кромках челюстей.

Многочелюстные грейферы при зачерпывании навалочного груза не должны касаться пола вагона. Не допускается бросать грейфер на груз в вагоне, разбивать груз грузозахватным устройством.

Не допускается разгрузка на вагоноопрокидывателе, имеющих:

1. Повреждение резинового армирования имеющего более 50% площади контактирования с элементами вагонов;

2. Неисправность пружинных буферов платформ, упоров (зажимов) устройств блокировки и сигнализации;

3. Зазоры между рельсами на мосту машины и рельсами ж.д. пути на подходах к машине не должны быть более 0,2м.;

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...