Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 65. Правовое регулирование рыболовства




Рыболовством принято понимать как вид пользования животным; ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет рыболовство как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных фз случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе ФЗ 2004 г "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", других фз и законов СРФ. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента, постановлениями правительства (Постановление "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)")

Приказом Росрыболовства утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства в пределах своей компетенции, а также органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать нпа. В систему законодательства о водных биоресурсах также входят нормы международного права.

Действие законодательства о рыболовстве 1) внутренние воды РФ, в том числе внутренние морские воды РФ, а также на территориальное море РФ, континентальный шельф РФ и исключительную экономическую зону РФ; 2) суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов РФ, плавающие под Гос. флагом РФ и приписанные к портам РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ; 3) сухопутную территорию РФ, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным ФЗ. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Объектами рыболовства являются любые водные биоресурсы, добыча (вылов) которых не запрещена. Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)"определяет порядок распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов. Федеральное агентство по рыболовству ежегодно утверждает распределение общих допустимых уловов водных биоресурсов на предстоящий год.

Различают следующие виды рыболовства:1)промышленное рыболовство;2) прибрежное рыболовство;3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;5) рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;6) любительское и спортивное рыболовство;7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;

Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания. Оно осуществляется научными организациями на основании ежегодного плана проведения ресурсных исследований водных биоресурсов.

Рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, а также рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Ограничения любительского и спортивного рыболовства могут устанавливаться только в соответствии с ФЗ. В частности, запрещается лов рыбы на территории заповедников, национальных парков и в некоторых других мес­тах.

Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

Устанавливается запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов (Не разрешается применение взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий, огнест­рельного оружия, сетей, неводов, багрения и т. д.). Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Существуют также запреты на добычу водных биоресурсов особо ценных, редких или исчезающих видов.

Общий допустимый улов водных биоресурсов и виды водных биоресурсов, в отношении которых он устанавливается, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

 

Порядок определения и утверждения общего допустимого улова водных биоресурсов и его изменения устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Вопрос 66. Ответственность за фаунистические правонарушения.

Фаунистические правонарушения -противоправное виновное действие(бездействие), нарушаущее урегулированное нормами фаунистического права отношения и причиняющие вред собственнику и пользователю животного мира, наролному хозяйству и окружающей среде, а через это и здоровью человека либо содержащее реальную угрозу причинения такого вреда.

Основной перечень правонарушений дан в ст.55 ФЗ о животном мире и в соответствии со ст УК и КоАП.

Фаунистические правонарушения можно условно разделить на 3 группы:

1. Нарушение порядка управления ЖМ: Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии),незаконный ввоз в РФ животных или растений, сокрытие или искажение информацуии о состоянии и численисти ЖМ и др.

2. Нарушение правил использования и охраны объектов ЖМ и среды их обитания: нарушение правил охраны среды обитания животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов ЖМ и др.

3. Прочие нарушения: уничтожение или повреждение знаков, устанавливаемых плользователями ЖМ или уполномоченными органами.

Лица совершившие Фаунистические правонарушения должны нести, уголовную, административную или иную ответственность, возместить вред.

В УК РФ предусматриваются преступления (считаются общественно опасными деяниями), связанные с причинением вреда животному миру:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) и др.

Разграничение экологиче­ского преступления и административного проступка в данной сфере проис­ходит по нескольким критериям: юридическое значение могут иметь наличие вреда и его размер, места, способы и средства добывания животных при совершении правонарушения и другие обстоятельства.

При определении размера ущерба нужно учитывать не только количест­во добытого, поврежденного и уничтоженного, но и распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и др., а также учитывать причинен­ный экологический вред, то есть вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный от­стрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нере­ста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и расте­ний, занесенных в Красную книгу РФ

 

Вопрос 67. Охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения, засорения и истощения.

Различаются следующие виды вредного воздействия на водные объекты: загрязнение, засорение, истощение. Загрязнение - сброс, иное поступление в водный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним земель, что приводит к ограничению использования водного объекта. Засорение - сброс или иное поступлении в водный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих их использование. Истощение вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Согласно ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности СРФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Выполнение определенных функций и требований по охране вод возлагается на органы государственного управления специальной компетенции - Федеральное агентство водных ресурсов, Министерство природных ресурсов РФ на иные юридические, а также физические лица в соответствии с их компетенцией.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК и другими ФЗ.

Для предупреждения загрязнения водных объектов должны проводиться производственно-технические, мелиоративные, санитарные и другие мероприятия, способствующие охране вод. К производственно-техническим относятся: разработка и внедрение технологических процессов, исключающих или сводящих к минимуму сбросы сточных вод, создание водооборотных и бессточных систем, очистка стоков для удаления вредных веществ. Мелиоративные работы подразделяются на лесную, агротехническую, гидротехническую мелиорацию. Это - выращивание древесной и кустарниковой растительности с целью уменьшения поверхностного стока и ослабления процессов эрозии; правильное ведение сельскохозяйственных работ; работы в целях предотвращения образования оврагов, оползней, борьба с селями. Санитарные мероприятия направлены на сохранение питьевого, биологического состояния вод и предусматриваются в санитарном, административном законодательстве.

1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источники загрязнения- объекты, с которых осуществляются сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения: очистка сточных вод; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды; переход на безводные технологические процессы и т.д.

В РФ существует охрана от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), радиоактивными элементами и веществами.

Засоряются водоемы при сваливании в них производственных отходов, бытового мусора; проведении на водоемах строительных и других работ; при сплаве, обработке леса и т.п. Образующиеся на хозяйственных и других объектах отходы должны ими обезвреживаться, перерабатываться и утилизироваться. Нарушение установленных правил влечет ограничение, приостановление либо прекращение деятельности хозяйственных и других объектов.

2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ. Взвешенные частицы могут поступать при дноуглубительных, строительных, геологоразведочных и иных работах, при добыче полезных ископаемых.

3. Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются законодательством РФ(водным законодательством и о недрах). Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты. Значительными полномочиями по предупреждению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России.

4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством РФ нормативы. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами

Истощение поверхностных вод предотвращают путем строгого контроля за минимально допустимым стоком вод. Для борьбы с истощением подземных вод, предусматривают различные меры, в том числе: регулирование режима водоотбора подземных вод; более рациональное размещение водозаборов по площади; введение кранового режима эксплуатации самоизливающихся артезианских скважин.

Охрана подземных водных объектов. 1. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. Следовательно, при геологическом изучении недр, добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений недропользователи обязаны не допускать загрязнения, засорения и истощения подземных водных объектов.

2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. Водосборной площадью считается территория, сток с которой формирует водный объект.

3. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством.

4. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

5. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...