Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценивания контрольной работы студента СМО

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Методические указания

к теоретическим занятиям

для студентов специального медицинского отделения (СМО)

всех специальностей дневной формы обучения

по дисциплине «Физическая культура и спорт»

 

 

Севастополь

 

УДК 378:796.035

 

Контрольные работы для студентов специального медицинского отделения: метод. указания к теоретическим занятиям для студентов специального медицинского отделения (СМО) всех специальностей дневной формы обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» / Сост. ст. преп. Олейник Г.Н., ст. преп. Имамутдинова О.В., ст. преп. Мещерякова О.Ю. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – 44 с.

 

 

Цель методических указаний: оказать методическую помощь студентам специального медицинского отделения в получении теоретических знаний о средствах и методах физической реабилитации, оздоровительной физической культуры для самостоятельной организации двигательной активности.

 

 

Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры физического воспитания и спорта СевНТУ, (протокол № 3от 21 ноября 2012 г.)

 

Рецензент: к.н.ф.в. Бурень Н.В.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..  
1. Рекомендации по выполнению контрольных работ (КР) для студентов специального медицинского отделения (СМО)………………………….    
1.1. Критерии оценивания контрольной работы студента СМО………….  
2. Темы контрольных работ……………………………………  
2.1 Содержание контрольных работ и рекомендуемая литература………  
т. № 1 Алгоритм здоровья, основы здорового образа жизни…………………  
т. № 2 Естественнонаучные основы физического воспитания……………….  
т. № 3 Питание и здоровье……………………………………………………...  
т. № 4 Психогигиена умственного труда студентов…………………………..  
т. № 5 Развитие физических качеств, повышение резервных возможностей организма………………………………………………………………....  
т. № 6 Утренняя гигиеническая гимнастика и другие формы самостоятельных занятий в режиме дня студента…………………….  
т. № 7 Сохранить осанку – сберечь здоровье………………………………….  
т. № 8 Дыхательные упражнения в физическом воспитании………………...  
т. № 9 Закаливание как средство укрепления здоровья………………………  
т. № 10 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями ………...  
т. № 11 Массаж и самомассаж…………………………………………………...  
т. № 12 Влияние физических упражнений на женский организм……………..  
т. № 13 Здоровье женщины и материнство……………………………………..  
т. № 14 На пути к здоровью ребенка…………………………………………….  
т. № 15 Физическая культура ребенка первого года жизни……………………  
т. № 16 Физическая культура в детском возрасте………………………………  
т. № 17 Гипотония и активный образ жизни……………………………………  
т. № 18 Артериальная гипертония и ее профилактика…………………………  
т. № 19 Физ.реабилитация при нарушении обмена веществ. Ожирение……...  
т. № 20 Физ.реабилитация при заболеваниях органов дыхания. Бронхиальная астма……………………………………………………..  
т. № 21 Физ.реабилитация при болезнях печени и желчных путей (гепатит, ДЖВП)……………………………………………………………………  
т. № 22 Физ.реабилитация при заболеваниях органов пищеварения. Хронический гастрит и гастродуоденит…………………………..........  
т. № 23 Физ.реабилитация при заболеваниях органов пищеварения. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки……………  
т. № 24 Физ.реабилитация при нарушениях рефракции глаза………………..  
т. № 25 Физ.реабилитация при болезнях почек и мочевыводящих путей……  
т. № 26 Физ. реабилитация при травмах и операциях…………………………  
т. № 27 Оздоровительный бег……………………………………………………  
т. № 28 Нормализация массы тела средствами физического воспитания…….  
т. № 29 Основы оздоровительных самостоятельных занятий…………………  
т. № 30 Физиологическая характеристика мышечной работы………………...  
т. № 31 Влияние физических упражнений на развитие функциональных систем организма………………………………………………………...  
т. № 32 Понятие о физической работоспособности…………………………….  
т. № 33 Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)…………………………………………………………………...  
т. № 34 Оздоровительное влияние плавания на организм человека…………..  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В специальное медицинское отделение (СМО) зачисляются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, низкий уровень физической подготовленности.

В методических указаниях представлены темы контрольных работ для студентов СМО, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию.

Тематика контрольных работ затрагивает практически все аспекты оздоровительной физической культуры студентов, физической реабилитации, психогигиены труда студентов.

Контрольные вопросы направлены на формирование у студентов знаний и умений в организации самостоятельных занятий различными формами лечебной физической культуры (ЛФК); развитию устойчивой мотивации и осознанного отношения к регулярной двигательной активности.

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (КР) ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (СМО)

 

Основанием для получения зачёта студентам Специального Медицинского Отделения (СМО), освобождённым от практических занятий по физическому воспитанию, является выполнение Контрольной Работы (КР)
Методические указания по выполнению КР   Находятся в читальном зале библиотеки СевНТУ (к. № 410)  
Утверждение темы КР   - на первом занятии семестра
Количество КР   - 2 контрольные работы в осеннем семестре - 2 контрольные работы в весеннем семестре
Сроки сдачи КР   - в осеннем семестре 1-я КР – до 20 октября 2-я КР – до 30 ноября   - в весеннем семестре 3-я КР – до 28 февраля 4-я КР – до 30 марта   Студенты, не представившие КР в установленные сроки, защищают их после зачетной недели (с максимальной оценкой 3 балла).
Структура и содержание КР КР выполняется в виде “Рекомендаций для студентов по теме…” из следующих разделов: 1. План (контрольные вопросы к теме) 2. Введение 3. Основной материал по теме (кратко) 4. Выводы 5. Список литературы   Приложения к КР могут быть художественно оформлены – комплексы упражнений, таблицы, схемы, рисунки и т.д.
Требования к оформлению контрольных работ Текст - Times New Roman № 12-14, с выравниванием по ширине; абзацный отступ - 1,27 см; интервал – 1,5; поля: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм; введение и заключение не нумеруются; разделы и подразделы должны иметь заголовки.

Критерии оценивания контрольной работы студента СМО

Критерии оценивания Уровень компетен тности Оценка
экзамен зачет
Студент обнаруживает особенные творческие способности, умеет самостоятельно добывать знания, без помощи преподавателя находит и прорабатывает необходимую информацию, умеет использовать приобретенные знания и умения для принятия решений в нестандартных ситуациях, убедительно аргументирует ответы. Высокий (творческий) отлично зачтено
Студент свободно владеет изученным объемом материала, применяет его на практике, свободно решает упражнения и задачи в стандартных ситуациях, самостоятельно исправляет допущенные ошибки, количество которых незначительно. Достаточный (конструктивно- вариативный) хорошо
Студент умеет сопоставлять, обобщать, систематизировать информацию под руководством преподавателя; в целом самостоятельно применять ее на практике; контролировать собственную деятельность; исправлять ошибки, среди которых есть существенные, подбирать аргументы для подтверждения мыслей.
Студент воспроизводит значительную часть теоретического материала, обнаруживает знание и понимание основных положений; с помощью преподавателя может анализировать учебный материал, исправлять ошибки, среди которых есть значительное количество существенных ошибок. Средний (репродуктивный) удовлетворительно
Студент владеет учебным материалом на уровне, выше начального, значительную часть его воспроизводит на репродуктивном уровне.
Студент владеет материалом на уровне отдельных фрагментов, которые составляют незначительную часть учебного материала. Низкий (рецептивно- производи тельный) неудовлетворительно незачтено
Студент владеет материалом на уровне элементарного распознавания и воссоздания отдельных фактов, элементов, объектов

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ темы Название темы контрольной работы
1. Алгоритм здоровья, основы здорового образа жизни
2. Естественнонаучные основы физического воспитания
3. Питание и здоровье.
4. Психогигиена умственного труда студентов.
  5. Развитие физических качеств, повышение резервных возможностей организма.
  6. Утренняя гигиеническая гимнастика и другие формы самостоятельных занятий в режиме дня студентов.
7. Сохранить осанку – сберечь здоровье.
8. Дыхательные упражнения в физическом воспитании.
9. Закаливание как средство укрепления здоровья.
10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями.
11. Массаж и самомассаж.
12. Влияние физических упражнений на женский организм.
13. Здоровье женщины и материнство.
14. На пути к здоровью ребенка.
15. Физическая культура ребенка первого года жизни.
16. Физическая культура в детском возрасте.
17. Гипотония и активный образ жизни.
18. Артериальная гипертония и ее профилактика.
19. Физ.реабилитация при нарушении обмена веществ. Ожирение.
20. Физ.реабилитация при заболеваниях органов дыхания. Бронхиальная астма.
21. Физ.реабилитация при болезнях печени и желчных путей. Гепатит, ДЖВП.
22. Физ.реабилитация при заболеваниях органов пищеварения. Хронический гастрит и гастродуоденит.
23. Физ.реабилитация при заболеваниях органов пищеварения. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
24. Физ.реабилитация при нарушениях рефракции глаза.
25. Физ.реабилитация при болезнях почек и мочевыводящих путей.
26. Физ. реабилитация при травмах и операциях.
27. Оздоровительный бег.
28. Нормализация массы тела средствами физического воспитания.
29. Основы оздоровительных самостоятельных занятий.
30. Физиологическая характеристика мышечной работы.
31. Влияние физических упражнений на развитие функциональных систем организма.
32. Понятие о физической работоспособности.
33. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП).
34. Оздоровительное влияние плавания на организм человека

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА № 1: АЛГОРИТМ ЗДОРОВЬЯ, ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие здоровья и его содержание (физическое, умственное, социальное).

2. Факторы, влияющие на здоровье (экология, наследственность, образ жизни, здравоохранение).

3. Понятие здорового образа жизни (режим труда и отдыха, сон, питание, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, оздоровительные мероприятия).

4. Формирование здорового образа жизни студента.

5. Почему мы болеем, и что нужно для укрепления здоровья.

 

Рекомендуемая литература:

1. Волков В.М. Человек и бег / В. М. Волков, Е. Г. Мильнер. – М.: ФиС, 1987. – 144 с.

2. Круглый М.М. Еще раз об Аполлоне / М. М. Круглый. – М.: ФиС, 1985. – 77 с.

3. Муровов Н.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / Н.В. Муровов. – Киев.: ФиС, 1989. – 268 с.

4. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. А. Амосов. – М.: ФиС, 1987. – 63 с.

5. Михайлов В. Выбираем здоровье / В. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 191 с.

6. Клетова Е. А. Как быть здоровым / Е. А. Клетова. – М.: Медицина, 1990. – 340 с.

7. Чумаков Б.Н. Валеология, курс лекций / Б. Н. Чумаков. - М.: ФиС, 1999. – 405 с.

8. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова / Н.М.Амосов. – Донецк: Сталкер, 2002. – 590 с.

9. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М.: Гайдарики, 2003. – 448 с.

10. Созинова О.В. Рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни: Методические указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения к теоретическому разделу по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»/ Сост. асс. О.В. Созинова. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2006. - 32 с.

11. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни /П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак – М.: ФиМ, 1996. – 252 с.

12. Чешихина В.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи / В.В. Чешихина учебное пособие. – М.: МГСУ «Союз», 2000. – 250 с.

ТЕМА № 2: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

 

Контрольные вопросы:

 

1. Организм - единая саморегулирующая и саморазвивающаяся биологическая система.

2. Двигательная активность - важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой и повышения его устойчивости к физической деятельности и умственным напряжениям, заболеваниям, вредным воздействиям внешней среды.

3. Функциональные изменения, происходящие в организме при систематических занятиях физическими упражнениями.

4. Закономерности развития отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

5. Функциональная активность. Гиподинамия.

 

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Агажданян Н.А. Резервы нашего организма / Н.А. Агаджанян, А. Ю. Катков. – М.: Знание, 1981. – 240 с.

2. Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры / В. М. Баранов. – К.: Здоровье, 1987. – 133 с.

3. Васильева З.А. Резервы здоровья / З. А. Васильева, С. М. Любинская. – Л.: Медицина, 1980. – 319 с.

4. Волков В.М. Человек и бег / М.: ФиС, 1987. - 144 с.

5. Друзь В. А. Спортивная тренировка и организм /К.: Здоровье, 1980.- 125с.

6. Лаптев А.П. Азбука закаливания / А. П. Лаптев. - М.: ФиС, 1986. - 48 с.

7. Головин В.А. Физическое воспитание/В.АТоловин. - М.: Высшая школа, 1983.- 400 с.

8. Формирование активного образа жизни студентов средствами физического воспитания. Методические указания для студентов по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»/ Д.В. Бондарев. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2011. - 20 с.


ТЕМА № 3: ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

 

Контрольные вопросы:

1. Питание и жизнедеятельность, обмен веществ и энергии в организме.

2. Важнейшие компоненты жизни: белки, жиры, углеводы, минеральные вещест­ва, витамины, вода.

3. Где и как усваивается пища.

4. Физиология и биохимия питания (суть пищеварения, вкус пищи, аппетит, жаж­да, голод, пищевая аллергия).

5. Основы рационального питания.

6. Нормализация массы тела средствами физвоспитания и контроля за питанием.

 

Рекомендуемая литература:

1. Воробьев Р.Н. Питание и здоровье / Р. Н. Воробьев. - М.: Медицина, 1990. - 160 с.

2. Гурвич М.М. Диетолог отвечает на вопросы / М.М. Гурвич. - М.: Медицина,1988.-128 с.

3. Долечек Р. Опасный мир калорий / Р. Долечек. - М.: ФиС, 1979. - 128 с.

4. Дунаевский Г.А. Овощи и фрукты в питании здорового и больного человека /Г.А. Дунаевский. – К.: Здоровье, 1990. - 158 с.

5. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер, - М.: ФиС, 1989. - 224 с.

6. Смольников П.Н. Исповедь бывшего толстяка./П. Н. Смольников. - М.: ФиС, 1989.- 48с.

7. Раздельное питание или нужно ли делить неразделимое - М.: ФиС, 2003, - №11 - 20.

8. Чурпов А. Бегом от жира / А.Чурпов, - М.: ФиС, 2002 - №11 -16 с.

9. Смоляр П. В. Рациональное питание / П. В. Смоляр. – М.: ФиС, 1991. - 267 с.

10. Кривоносов М.В. Режим питания здорового человека / К.: Здровье, 1987. - 60 с.

11. Мильнер Е. Бег и лишние килограммы / Е.Мильнер, - М.: ФиС, 2000. - № 6 -32 с.

12. Созинова О.В. Рациональное питание как один из факторов здорового образажизни. Метод, указания для студентов всех специальностей дневной формы обучения к теоретическому разделу по дисциплине «Физическое воспитание испорт»/ асс. О.В. Созинова. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2006. - 32 с.

 

ТЕМА № 4: ПСИХОГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТА

 

Контрольные вопросы:

1. Психофизиологические особенности учебной деятельности студента.

2. Общие закономерности изменения физиологических и психологических прояв­лений умственной работоспособности и утомления в процессе обучения (дня, недели, по семестрам, за учебный год).

3. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период.

4. Использование средств физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в режиме учебного года («малые формы» физической культуры, спортивные игры, различные виды гимнастики, работа на тренажерах, циклические упражнения).

 

Рекомендуемая литература:

1. Бачериков Н.Е. Психогигиена умственного труда студентов / Н.Е. Бачерикон К: Здоровье, 1973. - 167 с.

2. Трахтенберг И.М. Гигиена умственного труда студентов / И.М. Трахтенберг - К.: Здоровье, 1973.- 171 с.

3. Спиридонов Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье / Н.И. Спиридонов М.:ФиС, 1987. - 96 с.

4. Булич Э.Г. Как повысить умственную работоспособность студента / Э. Г. Булич. - К., Выс. школа, 1989. - 56 с.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич, - М: Гайдарпки. 2003. - 448 с.

6. Богатко Н.О. Организация активного отдыха и психогигиена умственного труда студентов.: Метод. указания к учебным занятиям студентов по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»/ ст. преп. Н.О. Богатко, ст. преп. А.В. Русинова, ст. преп. О.В. Созинова.- Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. – 42 с.

7. Формирование активного образа жизни студентов средствами физического воспитания. Методические указания для студентов по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»/ Д.В. Бондарев. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2011. - 20 с.

 


ТЕМА № 5: РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ПОВЫШЕНИЕ

РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА

 

Контрольные вопросы:

1. Краткая характеристика физических качеств.

2. Общая выносливость: определение, методы и средства для развития выносливости, комплексы упражнений.

3. Сила: определение, методы и средства для развития силы, комплекс упр.

4. Гибкость: определение, методы и средства для развития гибкости, комплекс уп­ражнений.

5. Быстрота: определение, методы и средства для развития быстроты, комплекс упражнений.

6. Ловкость: определение, методы и средства для развития ловкости, комплекс уп­ражнений.

7. Взаимосвязь развития физических качеств.

 

Рекомендуемая литература:

1. Ломейко В.Ф. Студенту о физическом воспитании / В. Ф. Ломейко, А. С. Ищенко, - Минск.: Высш. шк., 1989. - 65 с.

2. Романенко В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко. - До­нецк: Новый мир, УКЦентр, 1999. - 336 с.

3. Богатко И.О. Основные средствава и методы физического воспитания студентов ВУ­Зов (в таблицах и рисунках) / Н.О. Богатко. - Севастополь: СевНТУ, 2003. -50 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К.Холодов. – М.: Академия, 2004. - 479 с.

5. Гримало В.И. Повышение работоспособности у студентов средствами легкой атлетики: Метод, указания/сост. ст. преп. В.И. Гримало. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2005. – 36 с.

6. Богатко Н.О. Развитие силовых способностей студентов в отделении физической реабилитации: Метод, указания /ст. преп. Н.О. Богатко, ст. преп. О.В.Созинова. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. – 36 с.

7. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности /Н.А. Фомин Ю.И. Вавилов – М.: ФиС, 1991. – 224 с.

8. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы физических качеств /Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептус, 1994. – 368 с.

9. Средства футбола в физическом воспитании. Методические указания для студентов по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»/ Д.В. Бондарев. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2011. – 24 с.

10. Грачев О.К. Физическая культура / О.К. Грачев – М.: МарТ, 2005. – 461 с.

 

 

ТЕМА № 6: МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ (ЗАРЯДКИ)

 

Контрольные вопросы:

1. УГГ, как одна из необходимых форм самостоятельных занятий в режиме дня студента.

2. Цель, задачи и воздействие УГГ на организм.

3. Условия и правила проведения занятий, самоконтроль в процессе проведения занятий.

4. Организация систематических занятий УГГ (методические принципы построения комплекса упражнений и распределения физической нагрузки).

5. Составить комплекс УГГ по предложенной схеме (с учетом состояния здоровья).

Рисунок Описание упражнения Дозировка (кол-во повторений) Методические указания
Например: и.п.- основная стойка (о.с.). Наклоны в стороны.   20 раз Темп медленный, с максимальной амплитудой

 

6. Организация других форм занятий в режиме дня студента (с учетом состояния здоровья).

 

Рекомендуемая литература:

1. Журавлев Е.П. Секреты здоровья /Е.П. Журавлев. - М.: ФиС, 1977. – 143 с.

2. Уралов С.В. Гимнастика в любое время /С.В.Уралов. - М.: ФиС, 1980. - 54 с.

3. Ракитина Р.И. 15 минут для бодрости / Р.И. Ракитина. - К.: Здоровье, 1986. - 104с.

4. Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры / В.М. Баранов. - К.: Здо­ровье, 1991. - 136 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К.Холодов. - М.: Академия, 2004. - 479 с.

6. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М.: Гайдарики, 2003.- 448 с.

7. Янпольская З.С. Основы методики самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями: Метод. указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт»/ ст. преп. З.С. Янпольская. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2006. - 24 с.

8. Грачев О.К. Методика составления комплекса гигиенической гимнастики и ее проведения // Сборник научных трудов /Ю.И. Евсеев. Ростов н/Д: РГЭА, 1999. С. 83-87.

 

ТЕМА № 7: СОХРАНИТЬ ОСАНКУ - СБЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ

 

Контрольные вопросы:

1. Анатомо-физиологические особенности позвоночного столба.

2. Что такое осанка, слагаемые правильной осанки.

3. Нарушения осанки, виды нарушений, причины возникновения сколиоза.

4. Физические средства воспитания осанки, коррекции (исправления) нарушений осанки и сколиотической болезни (корригирующая гимнастика, плава­ние, массаж).

5. Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета позвоночника (мышц спины, брюшного пресса).

6. Роль плавания для студентов, имеющих серьезные нарушения в опорно-двигательном аппарате.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология /Ю.А. Ермолаев. - М.: Медицина, 1985. -384с.

2. Васильева В.Е. Лечебная физическая культура: Учебник / В.Е.Васильева. – М.: ФиС, 1970.- 228с.

3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2004. - 623 с.

4. Ракитина Р.Н. Лечебная ритмическая гимнастика в профилактике остеохондро­за /Р.Н. Ракитина. - К.: Здоровье, 1987. -23 с.

5. Баранов В.М. В мире оздоровительной физкультуры / В. М. Баранов. - К.: Здо­ровье, 1991. -133 с.

6. Дубогай А.Д. Физкультура: мы и дети / А.Д. Дубогай. - К.: Здоровье, 1989. - 142 с.

7. Чижевский А.В. Как победить остеохондроз / А.В. Чижевский. - М.: Советский спорт, 1990. - 44 с.

8. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата / А.Ф.Каптелин. - М.: Медицина, 1969. - 403 с.

9. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / С.Н.Попов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 608 с.

10. Олейник Г.Н. Физическая реабилитация нарушений опорно-двигательного аппарата у студентов. Метод. указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения по дисциплине «Физическое воспитание и спорт». - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. - 36 с.

 

 

ТЕМА № 8: ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ

 

Контрольные вопросы:

1. Строение и функции органов дыхания. Основные механизмы и принципы регуляции дыхания.

2. Влияние физических упражнений на дыхание, резервы дыхательной системы и пути их повышения.

3. Формирование основных навыков оптимального дыхания.

4. Дать краткую характеристику системе дыхательной гимнастики йогов.

5. Общие и отличительные особенно­сти оздоровительных методик: А.Н. Стрельниковой, К.В. Динейки, К.П.Бутейко.

 

Рекомендуемая литература:

1. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка / К.В.Динейка. М.: ФиС, 1986. - 64с.

2. Сафонов В.Л. Дыхание - это жизнь /В.Л. Сафонов. – М.: Знание, 1982. - 62 с.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М.: Высш.шк., 1985.- 384 с.

4. Кузнецова Т.Д. Дыхательные упражнения в физическом воспитании / Т.Д. Куз­нецова П.М. Левитский, В.С. Язловецкий. - К.: ФиС, 1990. – 134 с.

5. Синяков А.Ф. Гимнастика дыхания / А.Ф.Синяков. - М.: Знание, 1991. - 190 с.

6. Триняк Н.Г. Управление дыханием и здоровье / Н.Г. Триняк. - К.: Здоровье, 1991. - 159 с.

7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И.Дубровский. - М.: Владос, 2004. - 623 с.

 

ТЕМА № 9: ЗАКАЛИВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Контрольные вопросы:

1. Социальное значение закаливания, физиологические основы закаливания.

2. Основные принципы закаливания (систематичность, регулярность, индивидуализация и комплексность).

3. Методы закаливания (закаливание воздухом, хождение босиком, закаливание водой, умывание, обтирание тела, обливание, ванны, душ, купание, бани, закаливание солнечными лучами).

4. Самоконтроль и врачебный контроль в процессе закаливания.

 

Рекомендуемая литаратура:

 

1. Апарин В.Е. Еще раз о пользе ходьбы босиком / В.Е. Апарин, В.В. Крылов, З.Е Крылова. - М.: ФиС, 1984. - 38 с.

2. Булатова М.М. Плавание для здоровья / М.М. Булатова, К.П. Сахновский. - К.: Здоровье, 1988.-136 с.

3. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды / А.Н. Колгушкин. - М.: ФиС, 1986. - 128 с.

4. Грачев О.К. Физическая культура / О.К. Грачев – М.: МарТ, 2005. – 461 с.

5. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П.Лаптев. - М.: ФиС, 1991. - 112 с.

6. Саркизов-Серазини И.М. Путь к здоровью, силе, долгой жизни / И.М. Саркизов-Серазини, - М.: ФиС, 1987. - 192 с.

7. Спекторов Б.Б. Морские купания / Б.Б. Спекторов. - М.: Медицина, 1976. - 45 с.

8. Жбанков Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбангов. - Минск.: Полымя, 1984. - 143 с.

9. Панкратова В.И. Уроки для родителей (закаливание с удовольствием) / В.И. Панкратова. - М.: ФиС, 2003. - №8 - 24 с.

10. Пицхелаури Г.З. Образ жизни и здоровье / Г.З. Пицхелаури. - М.: Здоровье, 1976. - 96 с.

11. Богатко Н.О. Закаливание как средство укрепления здоровья: методические указания к учебным занятиям для студентов по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /ст. преп. Н.О. Богатко, О.В. Созинова Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2008. - 24 с.

 

 

ТЕМА № 10: САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Контрольные вопросы:

 

1. Определение самоконтроля, цель и основные задачи.

2. Физическое утомление: субъективные и объективные показатели, их характери­стика.

3. Показатели здоровья и физического развития.

4. Оценка степени физической подготовки и работоспособности.

5. Основные функциональные пробы, их характеристика (выполнить пробы и оценить).

6. Физиологические сдвиги в организме в процессе занятий физическими упраж­нениями.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Аронов Д. Сердце под защитой / Д. Аронов. - М.: Медицина, 1982. – 96с.

2. Асеев Г.М. Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов / Г.М. Асеев, В.Д. Зотов. - М.: Медгиз, 1963. - 198 с.

3. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Бело-церковский, И, А. Гудков. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

4. Синяков А.Ф. Рецепты для здоровья / А.Ф. Синяков. - М.: ФиС, 1986. – 238 с.

5. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А.Ф. Синяков. - М.: Знание, 1987.- 96 с.

6. Олейник Г.И. Самоконтроль для студентов, занимающихся физвоспитанием в ВУЗе: Методические указания /Г.И. Олейник - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2003. - 30 с.

7. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова / Н.М.Амосов. - Донецк.: Сталкер, 2002. - 590с.

8. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. — М.: Гайдарики, 2003. - 448 с.

9. Богатко Н.О. Дневник самоконтроля: методические указания к учебным занятиям для студентов по дисциплине «Физическое воспитание и спорт» /ст. преп. Н.О. Богатко, А.В. Русинова, Г.Н. Олейник Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. - 24 с.

 

 

ТЕМА №11: ОСНОВЫ МЕТОДИКИ МАССАЖА И САМОМАССАЖА ПРИ УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ УТОМЛЕНИИ

 

Контрольные вопросы:

 

1. Общая характеристика массажа (общего, частного) и самомассажа, виды (оздо­ровительный, лечебный, спортивный, косметический) и методы (ручной, аппа­ратный, комбинированный).

2. Влияние массажа и самомассажа на организм (кожу, нервную систему, мышеч­ную систему, сердечно-сосудистую и лимфатическую системы, суставно-связочный аппарат, внутренние органы, обмен веществ).

3. Противопоказания к массажу и самомассажу.

4. Краткая характеристика приемов массажа (поглаживание, разминание, растира­ние, выжимание, ударные приемы).

5. Массаж, как одна из форм восстановления работоспособности студента основных направлений влияния массажа на функциональное состояние орга­низма: тонизирующее, успокаивающее, трофическое, энерготропное, нормали­зующее.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Бирюков А. Спортивный массаж / А.Бирюков. – М.: ФиС, 1972. - 126 с.

2. Гольдблат Ю.В. Точечный и линейный массаж в неврологии / Ю.В. Гольдблат. - М.: Медицина, 1989. - 158 с.

3. Дубровский В.И. Основы санитарно-рефлекторного массажа / В. И. Дубров­ский. - М.: Медицина, 1989. - 48 с.

4. Зотов В.П. Спортивный массаж / В.П. Зотов. – К.: Здоровье, 1987. - 190 с.

5. Тюрин А.М. Техника массажа / А.М, Тюрин. – Л.: Медицина, 1986. - 160 с.

6. Пархотик И.И. Как сохранить здоровье / И.И. Пархотик. - К.: Наукова думка, 1981.-174 с.

7. Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугом / А.А.Бирюков, - М.: Сов. Спорт,1991.-80с.

8. Буровых А.Н. Восстановление работоспособности с помощью массажа и бани /А.Н. Буровых. - М.: ФиС, 1985. - 176 с.

9. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура/ В.И.Дубровский. - М.: Владос, 2004. - 623 с.

10. Исаев Ю.О. Массаж массажерами /Ю.О. Исаев. - К.: Здоров'я, 1991. - 38 с.

11. Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: Учебное пособие/под ред. В.С. Услащика 2-е изд. Минск: Высшая школа, 1999. – 335 с.

 

ТЕМА №12: ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЖЕНСКИЙ ОРГАНИЗМ

 

Контрольные вопросы:

 

1. Физические упражнения и особенности женской морфологии.

2. Физиологические и морфологические изменения в организме женщины при за­нятиях спортом и оздоровительными физическими упражнениями.

3. Физическая культура и детородная функция.

4. Основные принципы и нормы сбалансированного питания.

5. Организация самоконтроля и врачебного контроля при систематических заня­тиях физическими упражнениями.

 

Используемая литература:

 

1. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И. Зуев. - М.: ФиС 1990. - 65 с.

2. Иванов О.А. Формула красоты / О.А. Иванов. - М.: ФиС, 1990. - 46 с.

3. Иваницкий А.В. Ритмическая гимнастика на ТВ / А.В. Иваницкий, В.В. Матов. - М.:СС, 1989.-78 с.

4. Крефф А.В. Женщина и спорт / А.В. Крефф. - М.: ФиС., 1986. - 144 с.

5. Рубцов А.Т. Уроки ОПФ для женщин /А.Т. Рубцов. - М.: ФиС, 1971. - 168с.

6. Рыжкова В.Е. Физическая культура женщины / В.Е. Рыжкова. - М.: ФиС, 1983. - 350 с.

7. Шеффер И.В. Гимнастика женщины / И.В. Шеффер. - М.: ФиС, 1984. - 78с.

8. Веденеева И.И. Будь молодой и грациозной / И.И. Веденеева. – М.: Молодая гвардия, 1986. - 128с.

9. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова / Н.М. Амосов. - М: Изд-во АСТ, 2004. - 590с.

10. Янпольская З.С. Влияние упражнений с отягощениями на физи­ческую подготовленность студенток: методические указания / ст. преп. З.С. Янпольская - Сева­стополь: Изд-во СевНТУ, 2005. - 28 с.

11. Богатко Н.О. Влияние физических упражнений на женский организм: методические указания / ст. преп. Н.О. Богатко, О.В.Созинова - Сева­стополь: Изд-во СевНТУ, 2011. - 39 с.

 

ТЕМА № 13: ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ И МАТЕРИНСТВО

 

Контрольные вопросы:

I ЧАСТЬ

1. Особенности строения и физиологии организма женщины.

2. Физиология беременности, взаимосвязь здоровья матери и ребенка.

3. Последствия гиподинамии при беременности.

4. Гигиена беременных (питание, одежда, режим труда и отдыха).

5. Внутриутробное развитие плода и охрана его здоровья.

 

II ЧАСТЬ

1. Физическая подготовка к родам.

2. Подготовительная гимнастика.

3. Дыхательные упражнения: Грудное дыхание, его виды.

4. Брюшное дыхание.

5. Полное дыхание.

6. Мышечные упражнения (осн. задачи).

7. Расслабление.

8. Упражнения 1 фазы беременности (до 16 недель)- комплекс.

9. Упражнения 2 фазы беременности (16 -24 недель)- комплекс.

10.Упражнения 3 фазы беременности (24-32 недель)-комплекс.

11.Упражнения 4 фазы беременности (32 недель и далее)- комплекс.

 

III ЧАСТЬ

1. Краткая характеристика послеродового периода.

2. Цель и задачи гимнастики послеродового периода.

3. Комплекс ги

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...