Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы самостоятельной работы обучающегося




Методические рекомендации

По организации самостоятельной работы студентов

 

 

по учебной дисциплине

ОП.10 Основы экономической теории

 

 

для специальности

38.02.07 Банковское дело

группа 1БД-10.14

 

 

Волгодонск

РАССМОТРЕНЫ: УТВЕРЖДАЮ:
МЦК экономики, права и транспорта Заместитель директора по учебной работе
Протокол № ______  
_________________ С.Ю. Токарев   _________________ Н.Ш.Ахметов
«» ______________ 2014 г. «» ________________ 2014 г.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело.

 

 

Составитель: В.Н. Крамская, преподаватель ВИТИ НИЯУ МИФИ

 


Содержание

1. Пояснительная записка  
2. Тематический план самостоятельной работы  
3. Общие методические рекомендации по видам работ  
4. Содержание самостоятельной работы студентов  
5. Вопросы к экзамену  
6. Рекомендуемая литература  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам, обучающихся по образовательной программе среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, презентаций, домашних работ.

В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.

Самостоятельная работа проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретиче­ских знаний и практических умений студентов;

· углубления и расширения теоретических знаний;

· формирования умений использовать нормативную, пра­вовую, справочную документацию и специальную ли­тературу;

· развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;

· формирования самостоятельности мышления, способ­ностей к саморазвитию, самосовершенствованию и са­мореализации;

· развития исследовательских умений.

 

Выделяют два вида самостоятельной работы (СР): аудиторная, внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выпол­няется на учебных занятиях под непосредственным руково­дством преподавателя по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется сту­дентом по заданию преподавателя, но без его непосредствен­ного участия.

Внеаудиторная СР представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебных дисциплин и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов.

 

Рабочая программа профессионального модуля – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

ПК 1.1 Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2 Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3 Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4 Осуществлять межбанковские расчеты.  
ПК 1.5 Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6 Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2 Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3 Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.  

 

Методические указания основаны на требованиях к знаниям, умениям и навыкам студентов, предусмотренными государственным стандартом и ориентированы на достижение следующих целей:

уметь:

- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

- строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

- анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

- распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

знать:

- генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

- ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

- рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

- роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

Учебно-методические средства, использующиеся для руководст­ва самостоятельной деятельностью обучающихся — методические ре­комендации (указания): по курсу дисциплины по отдельным темам или для выполнения отдельных видов работ, включающие в себя:

- инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы

выполнения заданий;

- рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;

- задания для самостоятельной работы;

- критерии самооценки выполненной работы;

- список основной и дополнительной литературы;

Дидактические средства, которые могут быть источником са­мостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллек­ции и т.п.)

Технические средства, при помощи которых предъявляется и об­рабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотех­ника).

Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся.

В качест­ве форм и методов могут быть использованы: тестирование, защита творческих работ, представление проектов и др. Кроме внешнего контроля, преподаватель должен уделять внимание развитию у обучаю­щихся навыков самоконтроля. Использование технологии «портфолио», ориентированной на личность обучающегося, позволяет осу­ществлять всесторонний контроль выполнения самостоятельной работы.

При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомен­дуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. При выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося пре­подаватель проводит инструктаж по его выполнению, который вклю­чает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировоч­ный объём работы, основные требования к результатам работы, кри­терии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счёт объёма време­ни, отведённого на изучение дисциплины.

Для повышения результативности внеаудиторной (самостоятель­ной) работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обес­печение, которое включает в себя средства обучения и средства кон­троля.

Этапы самостоятельной работы обучающегося

Для выполнения любого вида самостоятельной работы сту­дент должен пройти следующие этапы:

· определение цели самостоятельной работы;

· конкретизация познавательной (проблемной или прак­тической) задачи;

· самооценка готовности к самостоятельной работе;

· выбор адекватного способа действия, ведущего к реше­нию задачи;

· планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;

· осуществление студентом в процессе выполнения само­стоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов работы, корректировка на осно­ве результатов самоконтроля программы выполнения работы.

Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной ра­боты студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дис­циплине; может проходить в письменной, устной или смешан­ной форме, с представлением изделия или продукта творче­ской деятельности обучающегося.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной вне­аудиторной работы студентов могут быть использованы семи­нарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоот­четы, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Во время выполнения обучающими самостоятельной внеау­диторной работы преподаватель может проводить консульта­ции за счет общего бюджета времени.

В методических указаниях содержатся задания для самостоятельной работы по темам, приведен список литературы и нормативных актов для обучающихся, а также предложены критерии оценки работы.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование темы учебной дисциплины Вид самостоятельной работы Кол-во часов Форма и методы контроля СР
Раздел 1 Предмет и история экономической теории
Тема 1.1 Введение. Цели и задачи экономической теории. Предмет и история экономической теории. Работа с конспектом, учебной и дополнительной литературой. Подготовка рефератов.   конспект самоотчет реферат
Раздел 2 Общие проблемы экономической теории
Тема 2.1Факторы современного производства и производственные возможности Работа с конспектом. Решение задач.   конспект самоотчет  
Тема 2.2Средства производства. Структура и оборот капитала. Работа с конспектом, учебной и дополнительной литературой.   конспект самоотчет  
Тема 2.3Собственность как основа производственных отношений. Подготовка докладов.   доклад тестирование
Раздел 3 Микроэкономика
Тема 3.1Экономическая система, её основные типы. Работа с конспектом.   конспект самоотчет тестирование
Тема 3.2Сущность и основные факторы рынка Работа с конспектом, учебной и дополнительной литературой.   конспект самоотчет тестирование
Тема 3.3Монополия и конкуренция Работа с конспектом, подготовка докладов.   семинар
Тема 3.4Спрос Построение кривых спроса. Работа с конспектом.   конспект самоотчет тестирование
Тема 3.5Предложение Построение кривых спроса и предложения. Работа с конспектом. Решение задач.   конспект самоотчет тестирование
Тема 3.6Рыночная цена. Рыночное равновесие Рассмотрение и составление конспекта по теме «Государственное регулирование цен». Решение задач.   конспект самоотчет тестирование
Тема 3.7Издержки производства и прибыль Рассмотрение и составление конспекта на тему «Рентабельность производства». Решение задач.   конспект самоотчет тестирование контрольная работа
Раздел 4 Макроэкономика. Механизм макроэкономического регулирования
Тема 4.1Основные макроэкономические показатели Подготовка докладов. Решение задач.     конспект самоотчет семинар тестирование
Тема 4.2Экономический рост в обществе Рассмотрение и составление конспекта на тему «Модели экономического роста».   конспект самоотчет
Тема 4.3Макроэкономическая нестабильность Составление конспекта на тему «Закон Оукена». Решение задач.   конспект самоотчет
Тема 4.4Кредитно-банковская система Подготовка к семинару «Виды банков».   конспект самоотчет семинар
Тема 4.5Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства Подготовка к семинару «Виды налогов».   конспект самоотчет семинар
Тема 4.6Денежно-кредитная политика и её особенности Работа с конспектом.   конспект самоотчет контрольная работа
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...