Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А потом уже делать акцент на семью.




Семья, в известной мере, является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, то есть приспособления человека к жизни в обществе. Приблизительно до 12 лет для ребенка социально-значимыми взрослыми в первую очередь являются родители и именно внутрисемейные отношения и тип воспитания играют ведущую роль в проявлении девиантного поведения у детей в этом возрасте и в будущем.

Отношения в семье влияют на то, каким образом ребенок осваивает социальные нормы в школе. Начиная с подросткового возраста, большее значение в социализации школьника начинают играть группы сверстников, общение и взаимоотношения внутри них, но первичная роль получаемого в семье воспитания в проявлении девиантного поведения сохраняется.

Первичные причины нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцирующие формирование низкой самооценки, агрессивности и как итога – девиаций, всегда находятся в неадекватных семейных взаимоотношениях.

Психобиологические предпосылки девиантного поведения:

1. Нервно-психические патологии и заболевания.

2. Акцентуации характера (чрезмерная выраженность каких-либо индивидуальных особенностей, черт личности).

3. Отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и заболеваний).

Эти предпосылки свидетельствуют о необходимости своевременной диагностики патологии психического развития и выявления дефектов с целью оказания детям необходимой специализированной медико-психолого-педагогической помощи.

Автор, выделивший эти причины Первичные причины развития ДП у детей и подростков [11]: ссылка

· алкоголизм, асоциальность и криминальность родных;

· психопатические черты у родителей в виде повышенной аффективной возбудимости, а также их незрелость и изолированность, снижение стрессоустойчивости и личностные проблемы;

· потребность родителей устанавливать приоритет над ребенком; навязчивое поведение;

· одиночество и плохое здоровье матери;

· неблагоприятные личностные особенности родителей (принципиальность, требовательность,

· нетерпимость, завышенный уровень притязаний; эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, мнительность);

· тревожность родителей в отношениях с детьми, аффективность в обращении с детьми (крик, ругань, угрозы), властность, стремление подчинить и добиться беспрекословного послушания, доминирование одной личности в воспитании; Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира.

· переложение воспитательных ролей, недоверие к детям, их возможностям, недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми (эмоциональная тупость, погруженность в себя родителей);

· непонимание родителями своеобразия детей, непринятие ребенка, для родителя ребенок – это тот, кто создает проблемы;

· негибкость в подходе к ребенку, отсутствие альтернативы в решении проблем ребенка, косность;

· неравномерность воспитания, которая может выражаться в недостатке эмоционального контакта с ребенком в раннем детстве в избытке, потом и наоборот.

Вторичные причины развития ДП у школьников:

· сложные взаимоотношения с учителями;

· повышение требований к учебе, к общей информированности (большинство детей сталкиваются с типичным психическим стрессом и переутомлением);

· следствие медицинских проблем - депрессии, пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР).

Как мы видим, большинство авторов отмечают именно семейное влияние как основной фактор развития девиаций у подростков, именно дисфункциональные семьи наиболее негативно влияют на детей.

Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять основные свои функции. Это закрытая система, где:

• самооценка у членов семьи низкая;

• общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту;

• ролевые взаимоотношения спутаны;

• правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на их обсуждения.

К стилям семейного воспитания, способствующим формированию у подростков девиантного поведения можно отнести:

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Родительские мотивы гиперпротекции:

· беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера,

· психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком,

· страх одиночества,

· потребность в признании,

· доминирование в общении,

· необщительность,

· невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний. Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка.

Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимают так называемое положение Золушки. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка (формальный характер заботы).

Жестокое отношение обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка.

Преобладание рационального аспекта в воспитании - это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной упрощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание - это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и неадекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка.

Воспитание вне семьи - экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания. Те же самые типы воспитания (педагогического воздействия) могут демонстрировать и учителя, которые являются значимыми для ребенка в младшем школьном возрасте.

Одной из основных причин девиантного поведения детей и подростков служит домашнее насилие. Оно становится серьезной угрозой для полноценного формирования личности ребенка, способствует становлению негативной Я-концепции (комплекса убеждений относительно себя).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...