Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа №12 (2 часа)




Тема 4.1 Основные макроэкономические показатели.

Цель: закрепление знаний о системе макроэкономических показателей. Расчёт величин ВНП, ЧНП и прочих макроэкономических показателей.

 

Оснащение: данные методические указания; рекомендуемая литература.

 

Задание: 1. Подготовка докладов. 2. Решение задач.

 

Порядок выполнения практического задания: на основании лекционного конспекта закрепить знания по пройденной теме. Подготовить доклады. Решить задачи на определение макроэкономических показателей.

 

Отчет о работе: решение задач выполняется в тетради для самостоятельных работ.

 

Примеры типовых задач, алгоритм решения и оформления

Макроэкономические показатели

 

Ситуация: даны следующие макроэкономические показатели:

Индивидуальные налоги – 35;
Чистые частные внутренние инвестиции – 83;
Нераспределенная прибыль корпораций – 9;
Трансфертные платежи – 12;
Экспорт – 28;
Прибыль корпораций – 41;
Импорт – 42;
Доходы, полученные иностранцами – 34;
Заработная плата – 490;
Взносы на социальное страхование – 21;
Стоимость потребленного капитала – 31;
Государственные закупки товаров и услуг – 95;
Расходы на личное потребление – 520;
Арендная плата – 18;
Доходы от собственности – 87;
Проценты по государственным ценным бумагам – 24;
Косвенные налоги – 13;
Дивиденды – 15;
Процентные платежи – 35;
Доходы, полученные за рубежом – 27.

 

Найти: ВНП (2 способами), ВВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД, личные сбережения, чистый экспорт, валовые инвестиции.

 

Решение:

1. ВНП (по расходам) = 520+95+28-42+114=715

2. Чистые инвестиции = частные инвестиции +Ам = 83+31 = 114

3. ВНП (по доходам)= 490+35+18+87+41+31+13 = 715

4. ВВП = ВНП – доход за рубежом + доход иностранный = 715 – 27+34 = 722

5. ЧНП = ВНП – Ам = 715 -31= 684

6. НД = ЧНП – косвенные налоги = 684 – 13 = 671

ЛД = НД – соц.страх. – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль + трансферты + проценты гос.обл.

Налог на прибыль корпораций = 41 -9 -15 = 17

7. ЛД = 671 -21 -9 -17 +12 +24= 660

8. РЛД = ЛД –индивидуальный налог = 660 – 35 = 625

9. S= РЛД – С= 625 – 520 = 105

10. Xn = экспорт – импорт = 28 -42 = - 14

 

Вопросы для доклада:

1. ВНП: понятие, отличие от ВВП, способы расчета. Резиденты и нерезиденты.

2. Валовые частные внутренние инвестиции: понятие, составные части и значение для экономики.

3. Оценка уровня цен и ее значение (индекс цен, базовый период).

4. Взаимосвязь и отличие дефлятора и индекса цен.

5. ВВП и благосостояние нации - проблема взаимосвязи. Качество и уровень жизни, индекс человеческого развития.

6. Отраслевая структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы.

7. Межотраслевой баланс.

8. Роль государства в решении макроэкономических проблем.

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Пястолов, С.М. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. – 240 с.

2. Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 400 с.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №13 (2 часа)

Тема 4.2 Экономический рост в обществе.

Цель: закрепление знаний об экономическом росте, его путях и факторах, определяющих темпы и характер.

 

Оснащение: данные методические указания; рекомендуемая литература.

 

Задание: Рассмотрение и составление конспекта на тему «Модели экономического роста».

 

Порядок выполнения практического задания: на основании лекционного конспекта закрепить знания по пройденной теме. Законспектировать тему «Модели экономического роста».

 

Отчет о работе: конспект выполняется в тетради для самостоятельных работ.

 

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Пястолов, С.М. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. – 240 с.

2. Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 400 с.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №14 (1 час)

Тема 4.3 Макроэкономическая нестабильность.

Цель: закрепление знаний о макроэкономической нестабильности.

 

Оснащение: данные методические указания; рекомендуемая литература.

 

Задание: 1. Составление конспекта на тему «Закон Оукена». 2. Решение задач.

 

Порядок выполнения практического задания: на основании лекционного конспекта закрепить знания по пройденной теме. Решить задачи на определение уровня безработицы и инфляции.

 

Отчет о работе: решение задач выполняется в тетради для самостоятельных работ.

 

Примеры типовых задач, алгоритм решения и оформления

Безработица

Ситуация: Экономика страны характеризуется показателями, представленными в таблице.

 

Численность трудоспособного населения, млн. чел.  
В том числе, млн. чел.:  
Студенты – всего  
из них дневной формы обучения 3,5
Вышедшие на пенсию  
Домашние хозяйки 2,7
Заключенные  
Находящиеся в отпуске 2,9
Военнослужащие  
Инвалиды 0,3
Уволенные в связи с изменением отраслевой структуры производства 0,7
Бродяги 0,6
Занятые неполную рабочую неделю 1,5
Уволенные и не ищущие работу 0,8
Уволенные в результате изменения структуры спроса 0,2
Находящиеся на больничном 1,8
Уволенные в результате спада в экономике 2,1
Окончившие учебные заведения 1,4
из них ищущие работу 0,9
Сезонные рабочие 1,3
из них работающие 0,5
Численность остальных видов занятых  

 

Определите: численность не включаемых в рабочую силу, общую численность рабочей силы, общую численность занятых, общую численность безработных, численность фрикционных безработных, фактический уровень безработицы, естественный уровень безработицы, уровень фрикционной безработицы, уровень структурной безработицы.

 

Решение:

1. В состав не включаемых в численность рабочей силы (non-labour force - NL) относятся лица, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся устроиться на работу:

заключённые, пациенты в психиатрических клиниках, инвалиды, студенты дневного отделения, пенсионеры, домохозяйки, бродяги, люди, прекратившие поиск работы.

Таким образом, численность не включаемых в рабочую силу равна:

NL = 3,5 + 9 + 2,7 + 2 + 0,3 + 0,6 + 0,8 + (1,4 – 0,9) = 19,4 млн чел.

2. В состав численности рабочей силы (labour force - L) входят люди, которые имеют работу или работы не имеют, но ведут активный её поиск и готовы приступить к работе немедленно, то есть занятые и безработные. Численность рабочей силы отличается от численности трудоспособного населения на величину не включаемых в рабочую силу, а также на число военнослужащих, которые в расчёт рабочей силы не входят:

L = численность трудоспособного населения – не включаемые в рабочую силу –

– военнослужащие = 120 – 19,4 – 4 = 96,6 млн. чел.

3. Найдём общую численность занятых (E):

E = 2,9 + 1,5 + 1,8 + 0,5 + 68 = 74,7 млн. чел.

4. Найдём общую численность безработных (U) как разность между численностью рабочей силы и численности занятых:

U = L – E = 96,6 – 74,7 = 21,9 млн. чел.

5. Фактический уровень безработицы (u) рассчитаем по формуле:

Фактическую численность безработных можно вычислить также по формуле:

U = Uфрикц + Uструкт + Uцикл

Отсюда

Uфрикц + Uструкт = U - Uцикл

 

6. Естественный уровень безработицы определим по формуле:

7. Уровень структурной безработицы вычислим по формуле:

8. Далее найдём численность фрикционных безработных:

Uфрикц = U – Uструкт – Uцикл = 21,9 – (0,7 + 0,2) – 2,1 = 18,9 млн. чел.

Уровень фрикционной безработицы можно рассчитать двумя способами:

или

Инфляция

Ситуация: в I квартале инфляция ежемесячно составляет 7%, во II квартале дефляция равна 7%, в III квартале инфляция составляет 10%, в IV квартале дезинфляция равна 10%. Как изменится уровень цен в каждом из кварталов?

 

Решение:

1.В I квартале инфляция ежемесячно составляет 7%:

Уровень цен = 1 + 0,07 = 1,07 (за первый месяц);
1,07*(1+0,07) =(1,07)2 = 1,1449 (за второй месяц);
1,073 = 1,225 (за третий месяц).

2.Во II квартале дефляция равна 7%:

Дефляция – это процесс противоположный инфляции, то есть устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.

Следовательно, уровень цен снизился на 7% и равен 0,93.

Уровень цен за первое полугодие = 1,073 * 0,93 = 1,1393

3.В III квартале инфляция составляет 10%:

Уровень цен = 1 + 0,1 = 1,1
4.Уровень цен за три квартала = 1,073 * 0,93 * 1,1 = 1,2532

5.В IV квартале дезинфляция равна 10%.

Дезинфляция – это снижение темпа инфляции.

25,32 * (1 – 0,1) = 22,79;
Уровень цен = 1 + 0,2279 = 1,2279
Уровень цен за год = 1,2532 * 1,2279 = 1,5388, т.е. рост цен составил 53,88%.

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Пястолов, С.М. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. – 240 с.

2. Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 400 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...