Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экономические последствия вступления Украины в ВТО




С 16 мая 2008 года Украина официально является членом ВТО. Это привело как к экономическому росту отдельных отраслей нашего национального хозяйства, так и к кризису других. Украина вступила в ВТО на не очень выгодных условиях и при отсутствии стратегии развития реального сектора экономики[3].

Оценивая пятилетнее членство Украины в ВТО, следует учесть, что страна завершила процесс присоединения к этой международной организации в неблагоприятный период развития мирового хозяйства и международной торговли, в период глобального финансово-экономического кризиса[2].

Членство в ВТО должно было принести:

- ускорение структурных реформ экономики. Вступление в ВТО становится мощным стимулом для осуществления таких реформ. Обострение конкуренции между украинскими и иностранными производителями на внутреннем и внешних рынках способствует перераспределению ресурсов от устаревших неэффективных производств к современным отраслям. Конкуренция стимулирует реализацию инновационных программ, инвестиции в человеческий капитал и новые технологии. Преимущества и новые возможности для предприятий горно-металлургического комплекса и химической промышленности (по расчетам Украинского национального комитета Международной торговой палаты дополнительный прирост ВВП при благоприятных условиях – до 4млрд. долл. США).

- улучшение условий для роста объемов иностранных инвестиций в экономику. Иностранные инвесторы рассматривают членство в ВТО как сигнал о наличии в стране стабильности, предсказуемых и благоприятных условий для торговли и инвестирования. А это определяет, что украинские правила торговли и инвестирования соответствуют международным правилам и принципам; расходы на ведение бизнеса в Украине являются низкими, что обусловлено упрощенными торговыми, таможенными и административными процедурами; украинские продукты и услуги имеют открытый и недискриминационный доступ к рынкам стран-членов ВТО. [8] Ускорение темпов притока иностранных инвестиций (по оценкам Секретариата Президента Украины – до 5 млрд. долл. США ежегодно, по данным Министерства экономики Украины – 500 млн. долл. США)[2]. Однако, следует отметить, что не всегда вступление в ВТО сопровождается существенным увеличением иностранных инвестиций. Это обусловлено качеством инвестиционного климата в странах, политической нестабильностью, неэффективной налоговой системой и системой обеспечения прав частной собственности и т.д.

- появлению новых возможностей использования конкурентных преимуществ отечественных производителей. Украина, как и любая страна, имеет определенные преимущества в производстве тех или иных видов продукции за счет географического положения, природных ресурсов, дешевой квалифицированной рабочей силы. Однако изолированность страны от мировой экономики привела к формированию замкнутой самодостаточной системы, что препятствовало углублению производственной специализации. Хотя в период экономической трансформации у предпринимателей появилось много возможностей для развития торговых связей с зарубежными партнерами, можно утверждать, что Украина все еще не в полной мере использует преимущества международной торговли. Вступление в ВТО позволяет расширить возможности использования конкурентных преимуществ украинскими производителями через упрощение доступа к рынкам других стран - членов ВТО.

- либерализация торговли после вступления в ВТО усиливает конкурентное давление на отечественных производителей товаров и поставщиков услуг. Это заставляет их совершенствовать требования качества и безопасности продукции, что необходимо для повышения ее конкурентоспособности не только на отечественном, но и на международных рынках. В частности, в украинских компаниях жолжны были появится больше стимулов внедрять международные стандарты качества.

- украинские производители получают дополнительные возможности экспорта продукции вследствие введения режима наибольшего содействия и национального режима в отношении украинских товаров в торговом пространстве всех стран-членов ВТО. Отменяются квоты на импорт украинской продукции на рынки других стран. Введение национального режима в отношении украинской продукции означает, что после уплаты всех таможенных пошлин товары и услуги будут поставляться на рынки стран-членов ВТО на таких же условиях, что и отечественные товары этих стран.

Важным преимуществом, которое получают украинские предприниматели после вступления Украины в ВТО, становится создание прозрачной и предсказуемой бизнес среды. Это означает, что административные процедуры не должы часто меняться, становится ограниченным введение мер государственной поддержки в пользу отдельных предприятий или отраслей, произходит упрощение внешнеторговой деятельности, в частности процедур таможенного контроля, оценки таможенной стоимости, уменьшение таможенных платежей. В соответствии с соглашениями ВТО приводяться правила лицензирования продукции, усовершенствуется система стандартизации, сертификации, применение санитарных мероприятий и технических регламентов.

Ожидалось, что участие Украины в ВТО будет способствовать уменьшению расходов на ведение бизнеса за счет установления эффективного торгового режима, четкого закрепления в национальном законодательстве правил торговли, что существенно сужает возможности вмешательства чиновников в деятельность предприятий. Производители могут с большей уверенностью прогнозировать потенциальные доходы и расходы.

В то же время товары, произведенные в странах ВТО, получают более свободный доступ на украинские рынки. Возрастает конкуренция между отечественными и иностранными производителями, что может повлечь сокращение производства неконкурентоспособных отечественных предприятий и отраслей. В долгосрочном периоде это будет способствовать структурным реформам и рациональному перераспределению ресурсов между отраслями и предприятиями от неэффективных к конкурентоспособным. Однако в краткосрочном периоде возможно обострение экономических и социальных проблем, поскольку возникает необходимость трудоустройства высвобожденных работников, реструктуризации производства и поиска, необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

Вместе с тем введение правил ВТО в сфере лицензирования, стандартизации и сертификации потребовало существенных затрат для разработки и внедрения новых институтов и механизмов осуществления таких процедур. Значительная часть затрат, связанных с переходом к новым стандартам, пришлась на отечественных производителей, и стала значительным бременем для многих предприятий.

До 2005г. экспортно-импортное сальдо было положительным, Украина имела экспортоориентированную модель внешнеэкономической деятельности. В 2005г. отрицательное сальдо составило 1854,3млн. долл. США и с каждым последующим годом увеличивалось. В 2008г. (год вступления в ВТО) отрицательное сальдо достигло рекордного показателя за последнее десятилетие: 18560млн. долл. США, т.е. произошел переход к импортозависимой модели внешнеэкономической деятельности. Но на фоне этого объем экспорта товаров в 2008г. по сравнению с 2007г. вырос на 35,8% (составил 66967,3млн. долл. США), а импорт – на 41,1% (достиг 85535,3млн. долл. США). Произошло резкое сокращение инвестиций в основной капитал, а сокращение прямых иностранных инвестиций превысило 22% по сравнению с 2007г. Замедлились и темпы роста объемов розничной торговли. На внутреннем потребительском рынке произошли определенные отрицательные сдвиги:

1. доля продаж национальных потребительских товаров в структуре розничного товарооборота торговой сети за 2008 г. составляла 63,1%, что на 1,4% меньше, чем за 2007 год;

2. удельный вес национальных непродовольственных товаров уменьшился на 1,8% и составил 51,2%.

В 2009г. произошел резкий спад экспорта (39695,7млн. долл. США и это составило 59,3% к показателю за 2008г) и импорта (45433,1 млн. долл. США, что составило 53,1% к показателю 2008г.), а отрицательное сальдо уменьшилось до 5737,4млн. долл. США. С 2010г. темпы роста экспорта и импорта увеличились. В 2011г. отрицательное экспортно-импортное сальдо составило 14214млн. долл. США, что в 1,52 раза превысило показатель 2010г., при этом в 2011г. Украина экспортировала товаров на 68394млн. долл. США (на 33% больше, чем в 2010г. и на 2% больше, чем в 2008г.), а импортировала на 82608млн. долл. США (на 36% больше, чем в 2010г. и на 3,5% меньше чем в 2008г.). За январь-август 2012г. Украина экспортировала товаров на сумму 45267млн. долл. США (это на 3%больше, чем за такой же период 2011г.) и импортировала товаров на 55367,2млн. долл. США (что на 6,3% больше, чем за такой же период 2011г.).

Уровень конкурентоспособности товаров украинского производства снизился до критического уровня. Не все отрасли Украины смогли прорваться на зарубежные рынки из-за низкой конкурентоспособности, тогда как украинский рынок стал открытым для иностранцев, что привело к вытеснение отечественных товаров импортными. За четыре года многие украинские предприятия понесли значительные убытки, снизили объемы производства или просто закрылись, десятки тысяч человек потеряли работу. Особенно пострадали отрасли, которые выпускают не сырье, а готовый товар, так называемую продукцию с высокой добавочной стоимостью.

Значительное место в структуре нашего экспорта занимают минеральные ресурсы, продукты растительного происхождения, а так же недрагоценные металлы и изделия из них, т.е. не наукоемкие товары и преимущественно продукты добывающей отрасли, а в структуре импорта, кроме минеральных ресурсов (природный газ, нефть и продукты ее перегонки), важное место принадлежит машинам, оборудованию, механизмам и электротехническому оборудованию, т.е. дорогостоящей высокотехнологической продукции.

За четыре года сильно пострадало автомобилестроение страны, т.к. после вступления в ВТО ввозная пошлина на импортные машины была снижена с 25% до 10%. Открытие рынка привело к тому, что за три года производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз, а число работавших в отрасли с 36тыс. чел. упало до 18 тыс. чел. До вступления Украины в ВТО были созданы мощности по производству 400-450 тыс. автомобилей (ЗАЗ, «Богдан Моторс», «Еврокар»). Теперь при низкой пошлине инвесторы не готовы вкладываться в местный рынок, выгоднее импортировать готовую автомобильную продукцию.

Серьезно пострадал от открытия рынка агропромышленный комплекс Украины. Как известно, Украину считают «житницей Европы», но в первый год членства в ВТО импорт живых животных и продуктов животного происхождения возрос в 2,2 раза по сравнению с 2007г, но так же при возрастании импорта продуктов растительного происхождения в 1,7 раз вырос и их экспорт (в 3,2раза). В 2009г. объемы импорта и экспорта спали в 1,5-2раза по сравнению с 2008г.[1]. В 2010г. По подсчетам Федерации работодателей Украины, только в двух отраслях сельского хозяйства (сахарная и в свиноводство) рабочие места потеряли около 500 тыс. человек за три года с 2008 года. Но есть и положительные изменения в агропромышленном секторе – возросло производство масличных культур – семечек, подсолнуха, рапса и подсолнечного масла. За эти четыре года Украина вошла в пятерку мировых производителей подсолнечного масла.

Таким образом, анализируя макроэкономические последствия вступления Украины в ВТО, следует признать, что членство Украины в этой международной торговой организации не привело к ожидаемым положительным последствиям, которые могли бы проявиться в смягчении влияния кризиса на реальный сектор экономики – промышленное производство и инвестиционную деятельность, и стимулировании экономического роста. Из-за высокого уровня зависимости от внешней торговли экономика Украины оказалась излишне подверженной влиянию отрицательных факторов глобального кризиса. Кроме того, коррумпированность власти, политическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный климат, рейдерские захваты предприятий не способствуют положительным изменениям в экономике страны.

Опыт вступления в ВТО других стран с переходной и развитой экономикой свидетельствует, что это событие, как факт присоединения к мировому торговому клубу, способствует значительным институциональным изменениям в этих странах. Они связаны с совершенствованием деятельности государственных институтов, созданием более благоприятных условий для бизнеса, улучшению инвестиционного климата, снижению теневого сектора экономики, улучшению конкурентноспособности предприятий в стране за счет выравнивания условий для предпринимательства в различных секторах экономики и регионах. Поэтому, особое внимание необходимо сосредоточить на перспективах развития малого бизнеса. Малые предприятия особенно чувствительны к изменению регуляторной среды в стране, они имеют значительно меньше возможностей лоббирования собственных интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, следствием чего является дискриминационные условия хозяйственной деятельности. Вместе с тем субъекты малого бизнеса имеют определенные конкурентные преимущества. В частности, они являются более мобильными в процессе адаптации к новым вкусам и предпочтениям потребителей, в большей степени готовы к внедрению инноваций и совершенствование организационных методов ведения бизнеса.

Основные положения государственной политики развития малого предпринимательства в Украине должны быть сконцентрированы вокруг проблем увеличения его экспортного потенциала. А это предполагает упрощение доступа малого предпринимательства к современным технологиям, повышение способности конкурировать с импортом, увеличение доступа к долгосрочным кредитам для построения новых производств и услуг, увеличение доступа к информации о государственных, муниципальных или частных программах по увеличению способности малого предпринимательства конкурировать на международных рынках, представление интересов национального малого предпринимательства в двусторонних и многосторонних международных торговых переговорах и договоренностях.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Статус и сфера деятельности ВТО
2. Цели деятельности и функции ВТО
3. Принципы образования ВТО
4. Организационная структура ВТО
5. Основные соглашения ВТО
6. Последствия присоединения к ВТО для Украины
7. Влияние членства в ВТО на бизнес-среду
8. Стратегические преимущества членства в ВТО
9. Реформирование политики государственной помощи малому и среднему бизнесу.

 

Тема 15. Вхождение образования и науки Украины в европейское информационное и образовательное пространство

План:

1. Болонский процесс как средство интеграции высшего образования

2. Основные принципы и принципы формирования зоны европейского высшего образования.

3. Европейская кредитно-трансферная система.

4. Системы высшего образования в странах Европы и Америки

5. Этапы формирования зоны европейского высшего образования.

6. Адаптация европейской системы образования к высшему образованию Украины.

7. Внедрение кредитно-модульной системы в Украине.

 

Европейская кредитно-трансферная система (ECTS) была создана в рамках пилотного проекта, спонсируемого Европейской Комиссией на протяжении 1988-1995 годов, для повышения мобильности студентов и признания результатов обучения за рубежом. Следует подчеркнуть, что Европейский Союз традиционно уделяет особое внимание развитию межуниверситетского сотрудничества как средства улучшения качества образования на благо студентов и высших учебных заведений, а программа обмена студентами является преобладающим элементом такого сотрудничества. Для финансовой поддержки межуниверситетских обменов преподавателями и студентами ЕС финансирует специальную программу Erasmus, в рамках которой десятки тысяч студентов ежегодно обучаются в университетах других стран. Опыт программы Erasmus показывает, что обучение за границей может быть особенно ценным опытом, поскольку это не только лучший способ узнать другие страны, идеи, язык и культуру; все больше и больше это также становится важным элементом увеличения возможностей для развития учебной и профессиональной карьеры.

ECTS дает университетам необходимый инструментарий для того, чтобы гарантировать прозрачность, построить мосты между учебными заведениями и расширить возможности выбора для студентов. Система способствует облегчению учебных достижений студентов учреждениями высшего образования путем использования общепонятной системы оценивания - кредиты и оценки, а также обеспечивает средствами для интерпретации национальных систем высшего образования. ECTS в своей основе базируется на трех ключевых элементах: информация (относительно учебных программ и достижений студентов), взаимное соглашение между вузами-партнерами и студентом) и использование кредитов ECTS (чтобы определить учебную нагрузку для студентов).

Основными задачами, реализация которых предполагалась в рамках первой фазы развития Европейской кредитно-трансферной системы, являются:

• обеспечение прозрачности учебных программ;

• создание условий для возможности сравнения учебных программ в разных университетах и в разных странах Европейского Союза;

• реализация ECTS как базового инструмента для зачета учебных дисциплин, изученых студентами в других университетах, в базовом учебном заведении.

Важную роль в организации обменной программы студентов играют непосредственное общение и гибкость, которые необходимы для содействия взаимно определенного обучения, завершенного или пройденного за рубежом. В этом контексте подчеркивается роль Координаторов ECTS, поскольку их основными задачами являются решение учебных и административных вопросов, связанных с соответствующими аспектами ECTS.

Основными участниками, ответственными за внедрение ECTS в учебном заведении, являются: “Координатор ECTS на уровне учебного заведения”, “Координатор ECTS на уровне факультета/кафедры”, “ECTS - консультант (советник)”.

Справочник пользователя ECTS ставит задачей для каждого учебного заведения, что планирует использование ECTS для широкого круга учебных программ, введение должности “Координатора ECTS на уровне учебного заведения” и “Координаторов ECTS на уровне каждого факультета или департамента”.

Координаторы ECTS

Несмотря на то, что конкретное распределение обязанностей между координаторами может иметь индивидуальный характер для каждого учебного заведения, в общем случае определяются следующие обязанности для “Координатора ECTS на уровне учебного заведения”:
• Обеспечение поддержки на уровне руководства учебного заведения, внедрение принципов и механизмов ECTS в контексте системы перезачета и аккумуляции кредитов.

• Общий надзор за правильным использованием инструментов ECTS.

• Совместима с координаторами на уровне факультета ответственность за координацию подготовки, опубликования и распространения информационных пакетов.
• Совместный контроль за правильностью и единым подходом к процессу перезачета кредитов на всех факультетах.

Координатор ECTS на уровне факультета/департамента:

• Является контактным лицом между преподавателями и студентами факультета и занимается академическими и практическими аспектами реализации ECTS.

• Обеспечивает для студентов, которые потенциально будут принимать участие в обменных программах, возможность доступа к информационным пакетам партнерских университетов.

• Помогает студентами правильно заполнять “Аппликационные формы” и “Академические соглашения”, а также понимать требования процедур перезачета.

• Обеспечивает качественную подготовку “Описания учебных достижений” как для студентов, направляющихся в партнерские учреждения, так и для тех, которые завершили свое обучение за рубежом.

• Может быть членом учебно-методической комиссии факультета, принимает решение о распределение кредитов между дисциплинами учебной программы.

ECTS-консультант
ECTS - консультант предоставляет советы университетам и другим высшим учебным заведениям страны по вопросам использования ECTS и Приложения к диплому. Он осуществляет обзорные визиты в университеты страны и за рубежом, предоставляет рекомендации по подготовке учебного заведения к получению «знака ECTS», использование ECTS для аккумулирования кредитов и системы обучения в течении жизни. Консультантами ECTS могут быть представители системы высшего образования, которые имеют собственный практический опыт в данной области, способны оказывать профессиональные практические советы преподавателям в дополнение к соответствующим указаниям со стороны министерств, национальных агентств, конференций, ректоров и т.д.

Все ECTS - консультанты являются частью широкой команды промоутеров Болонского процесса, созданной в каждой из стран для содействия внедрения всех аспектов Болонского процесса, таких, как обеспечение качества обучения, реформы учебных программ, взаимном признании документов об образовании и др.

Реализация принципов Болонского процесса, направленного на создание общеевропейского образовательного и научного пространства ставит перед ECTS новую задачу - превращение ее в систему не только перезачета (трансфер), но и накопления (аккумулирования) кредитов (вторая фаза реализации-ECTS II). В заключительном коммюнике встречи Министров высшего образования стран Европы в Праге в 2001 году отмечено, что для большей гибкости процесса обучения и получения квалификации необходимо принять общие основы, подтвержденные системой кредитов (такой как ECTS или одной из похожих систем), которые обеспечили бы возможность зачисления и накопления кредитов. Вместе с взаимно признаваемыми механизмами контроля качества такие меры облегчат доступ студентов к европейскому рынку труда, повысят сопряженность, привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования. Унификация подобной системы кредитов и приложения к диплому будут способствовать в этом направлении.

Развитие ECTS в направлении функционирующей в полном объеме кредитной аккумулирующей системы является процессом, который уже сегодня происходит как естественная эволюция первой фазы ECTS, но сталкивается с проблемой отсутствия полного взаимопонимания в концептуальных подходах.

На сегодня многие европейские страны уже адаптировали, начали адаптацию своих национальных или региональных кредитных систем и восприняли шкалу 60 кредитов в год за основу.

Поскольку использование кредитного оценивания значительно облегчает мобильность студентов, то очевидна необходимость создания общеевропейской системы трансфера и накопления кредитов, которая бы отвечала следующим требованиям: была ненавязчивой и сохраняла региональную и национальную автономию, имела возможности расширения доступа, способствовала решению проблем трудоустройства и повышения конкурентоспособности европейской системы образования.

В рамках проекта TUNING сформированы и предложены к реализации следующие подходы создания общеевропейской аккумулирующей системы.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.