Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положительное влияние компьютерных игр на ребенка

Компьютерные игры и компьютерная аддикция у младших школьников

И.С. Хирьянова
ст. преп. каф. предметных технологий начального и дошкольного образования факультета начального, дошкольного и специального образования ГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет"

Зачастую педагоги и родители считают излишнее увлечение обучающихся компьютерными играми и Интернетом одной из причин негативных результатов обучения. Действительно, существует риск развития у детей компьютерной аддикции, но некоторые онлайн-игры оказывают и положительное влияние.

 


Отличия компьютерных игр от традиционных

В содержательном плане компьютерные игры во многом сходны с традиционными, но имеют и принципиальные отличия:

· многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы удерживая ребенка в «зоне ближайшего развития»;

· «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, и наоборот;

· многие игры в отличие от традиционных содержат элементы случайности — в компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны и неожиданности, как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи.

Виды компьютерных игр

Среди большого разнообразия компьютерных игр можно выделить следующие их виды: адвентурные, стратегии, аркадные, ролевые, 3D-Action, симуляторы, логические. Рассмотрим каждый из видов.

Адвентурные игры (приключенческие). Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером.

Данный вид игр является мощным раздражителем, поэтому гиперактивным детям не рекомендуется в них играть.

Стратегии. Основная цель — завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. п.

Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени.

Аркадные игры. Для этих игр характерно поуровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за «особые заслуги», такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п.

Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.

Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

Ролевые игры. Цель — отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть хитростью. Главный принцип — использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время.

Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.

Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

3D-Action. Цель игрока в играх данного вида — уничтожить как можно больше соперников. Это сугубо развлекательный вид игр, в ходе которых развиваются моторные функции играющего.

Данный вид игр считается жестоким и категорически запрещен для использования при работе с детьми.

Симуляторы, имитаторы (авто-, авиа-, спортивный и т. п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции.

Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

Логические. Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания.

При неправильном подборе игровых программ, в т. ч. основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании ребенка общаться с друзьями, заниматься учебой, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир. Поэтому для работы с детьми начальных классов целесообразно использовать именно логические игры.

Положительное влияние компьютерных игр на ребенка

В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее влияние на ребенка:

· Позволяют расслабиться. Смена деятельности является отдыхом, поэтому совершенно естественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки с удовольствием играют в компьютерные игры, которые могут поднять настроение, помочь успокоиться и восстановить силы. Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры.

· Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников. В эти моменты общение у них разворачивается вокруг сюжета игры, происходит обмен эмоциональными состояниями, обсуждается содержательная сторона игры. Дети, обсуждая происходящее в игре, вырабатывают коллективное решение по поводу дальнейших действий игрока.

· Оказывают психотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют избавиться от чувства неполноценности: часто то, что не получается в реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.

· Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты дают возможность «проиграть» множество ситуаций, которые в последующем могут быть реализованы в жизни.

· Помогают в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п.

· Оказывают коррекционный эффект при работе с детьми с ОВЗ. Многие дети впервые начинают обучение с помощью ПК, им становится доступной большая часть информации, они осваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития.

· Создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Игры могут обеспечивать переход от механического усвоения детьми знаний к овладению умением приобретать их самостоятельно. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств детей. В ходе компьютерных игр дети приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого, у них развиваются умения получать, анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...