Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преследование и мученическая смерть Иеронима Пражского (1416 г.)




 

Иероним Пражский родился в 1370 г. Он был церковным реформатором Богемии и странствующим ученым. Иероним посетил несколько университетов и семинарий в различных городах - Праге, Париже, Хейлдерберге, Кологне и Оксфорде, пребывая в котором он в совершенстве овладел английским языком. В Оксфорде он ознакомился с трудами Джона Уиклифа и перевел многие из них на чешский язык. Его книги распространились по всей Богемии, и именно благодаря им Ян Гус узнал о доктринах Уиклифа.

По возвращении в Богемию Иероним обнаружил огромный читательский интерес к своим книгам и то, что Ян Гус стал основным распространителем этих книг и учения Уиклифа. Он немедленно присоединился к Гусу и с этого времени они работали вместе.

После того, как Гус был предан и арестован Констанцским Собором, Иероним отправился в Констанц, куда прибыл 4 апреля 1415 года за три месяца до смерти Гуса. Прибыл тайно, опасаясь ареста, и обратился к некоторым духовным руководителям, которые также поддерживали доктрины Уиклифа. Они легко убедили Иеронима в том, что он не сможет помочь Гусу, поскольку Собор твердо намерен приговорить и сжечь Гуса как еретика. Тогда Иероним отправился в Иберлинг, город, находившийся под особой защитой императора, и отправил Сигизмунлу письмо, в котором просил разрешения явиться на Собор, чтобы защитить Гуса при условии, если император обеспечит ему безопасность. Император ответил отказом. Тогда Иероним обратился по этому же вопросу с письмом к Собору, однако ему не позволили выступить в защиту Гуса и отказались обеспечить его безопасность.

Иероним отправился назад в Богемию, взяв с собой некоторые сертификаты, подписанные дворянами Консганца и Иберлинга, подтверждавшие, что он сделал все возможное, дабы защитить Гуса. Однако Богемии он так и не достиг. В городе Хиршау, Германия, он был незаконно арестован по приказу герцога Салтсбаха, который хотел заслужить благодарность от Констанцского Собора за свою службу. Узнав о взятии под стражу Иеронима, Собор потребовал немедленно его доставить. Германскому принцу со слугами было поручено верхом сопровождать Иеронима. Ноги его были в кандалах, на шее - цепь. Принц с триумфом и фанфарами вошел в Константинополь, где Иеронима бросили в ужасную подземную темницу, в которой он ожидал приговора от инквизиторов.

Отношение к Иерониму было такое же, как и к Гусу, за исключением того, что его держали дольше и часто переводили из одной темницы в другую. Только почти через год после ареста его привели на Собор. Иероним попросил, чтобы ему дали возможность выступить в свою защиту, но получил отказ, после чего воскликнул:

"Что за жестокость? В течение трехсот сорока дней я был заключен в различных темницах. Я прошел через всевозможные страдания и нужду. Вы позволили всем моим врагам обвинить меня во всем, в чем они хотели, и вы не дали мне ни малейшей возможности защитить себя. Вы не даете даже одного часа, чтобы подготовиться к суду.

Вы обвиняете меня в самом ужасном зле. Вы представили меня как еретика, даже не зная моих убеждений; как врага веры, не зная, какую веруя исповедую; как гонителя священников, даже не имея возможности узнать мое мнение по этому вопросу.

Вы - всемирный собор и вы представляете собой то, что этот мир называет мудрым, важным и святым. Но вы все-таки люди, люди часто безрассудные в своих словах и поступках. Вашей главной целью должна быть мудрость, и более всего вам следует бояться впасть в глупость.

Я хочу выступить в свою защиту ради себя, ради человека, ради христианина. Эта причина затрагивает права будущих поколений независимо от того, каким будет допрос".

Пламенная речь Иеронима не произвела никакого впечатления на Собор, и когда он закончил, ему зачитали обвинение из пяти пунктов:

1. Он осмеял папу.

2. Он выступал против папы.

3. Он был врагом кардиналов.

4. Он был гонителем епископов.

5. Он ненавидел христианскую религию.

Иероним отрицал все пункты обвинения и был возвращен в темницу. Там его периодически подвешивали за ноги, что продолжалось в течение одиннадцати дней. Затем снова привели на Собор и провели через более суровые пытки, в результате чего он согласился с тем, что труды Джона Уиклифа были ошибочными и что Ян Гус справедливо приговорен и сожжен как еретик. Иеронима возвратили обратно в темницу, прекратили все пытки и начали относиться к нему намного лучше. Вскоре, однако, стало очевидным, что на самом деле Иероним не был согласен с Собором. Он взял обратно свои слова, обвиняющие Уиклифа и Гуса, за что ему как еретику было выдвинуто обвинение из 107 пунктов.

Несмотря на большое количество фанатиков, которые были против того, чтобы Иерониму дали возможность говорить, опасаясь, что своей убедительной речью он сможет изменить мнение о себе даже самых предвзятых, Собор позволил ему защищать себя. Иероним блестяще объяснил разницу между свидетельством, основанным на фактах, и свидетельством, основанным на злобе и лжи. Он описал Собору свою жизнь, сказав при этом, что даже величайшие и самые святые мужи имели различные взгляды и открыто дискутировали, чтобы обнаружить истину. Он с презрением говорил о тех, кто пытался извратить его веру и учение, защиту доктрин Уиклифа, оценку Гуса, заметив, что желал бы последовать за этим святым мучеником до самой смерти. Однако, как и прежде, Собор не обратил на его слова никакого внимания.

Иеронима, как и Гуса, приговорили к сожжению как ере гика. Так какой не был священником, ему не пришлось проходить через те унижения, через которые прошел Гус Собор дал ему два дня для отречения от своих взглядов, в течение которых кардинал Флоренсе делал все возможное, чтобы обратить его. Но слова кардинала произвели на Иеронима такое же влияние, как слова Иеронима - на Собор.

По пути к месту казни Иероним спел несколько гимнов, а когда его подвели к тому самому месту, где был сожжен Гус, он пал на колени и стал горячо молиться. Перед тем, как Иеронима приковали к столбу, он обнял его, а когда палач подошел сзади, чтобы зажечь огонь, Иероним сказал ему: "Стань впереди меня и зажигай огонь, чтобы я мог видеть. Если бы я боялся этого, я не был бы на этом месте".

Зажгли огонь, а так как дрова были сухие, они быстро вспыхнули и поглотили Иеронима. Непродолжительное время он пел гимн, а потом замолк, будучи охвачен пламенем. Его последними словами, которые услышали находящиеся рядом люди, были: "Свою душу в огне я отдаю Тебе, Христос". Иероним принял мученическую смерть 30 мая 1416 года.

Несмотря на надежды папских инквизиторов, огонь мученичества распространил огонь истинного Евангелия по всему цивилизованному миру. Иероним перевел фуды Уиклифа с английского на чешский язык, посеяв таким образом семена истины, рост которых уже никто не смог остановить. Вскоре Господь поднял другого человека, сделавшего перевод Нового Завета на английский язык с папской латыни, которая не позволяла познать Писания простому народу. В Откровении 2:16 воскресший Христос обращается к Пергамской церкви с такими словами: "Покайся, а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечем уст Моих". И теперь Слово Божье, которое есть меч духа (Ефесянам 6:17), обращено против нераскаившейся церкви.


Гонения в Англии (1401-1541 гг.)

 

Во время правления короля Эдварда III (1327-1377 гг.) церковь Англии погрязла в заблуждениях и суевериях. Свет истинного Евангелия Христова был поглощен тьмой человеческих доктрин, тягостных церемоний и явного идолопоклонства. В это время количество последователей Уиклифа, реформистов, называвшихся лоллардами, увеличилось настолько, что стало раздражать духовенство, пытавшееся тай но досаждать им, но не имело права приговорить их к смерти.

После незаконного захвата английского престола Генрихом IV в 1399 г. началось гонение на лоллардов. Папское духовенство уговорило короля представив на рассмотрение парламенту законопроект, предусматривающий наказание для лоллардов, которые были слишком упорны в своих реформистских доктринах, чтобы отдать их в руки мирских властей и сжечь как еретиков. Несмотря на сильное сопротивление Палаты Общин, указ "De haeretico com-burendo" ("По вопросу сжигания еретиков") был принят парламентом в 1401 г. и сразу вступил в силу. Впервые в истории Британии был принят закон, позволяющий сжигать людей за их религиозные убеждения.

Первым мучеником, осужденным согласно этому закону, стал священник Уильям Сантри [или Санти], которого сожгли в Смисфилде.

Вскоре после этого архиепископ Кантерберский Томас Арундел и его епископы начали свои действия против сэра Джона Олдкастла (лорда Кобхама), известного последователя Уиклифа и личного друга Генриха IV, обвиняя его в том, что он давал право проповедовать тем, кто не получил таких прав от епископов, и поддерживал лжеучение, направленное против церковных символов, икон, паломничества и папы. Они понимали, что прежде чем взять его, им необходимо заручиться поддержкой короля. Король вежливо выслушал их, а затем приказал им обращаться с сэром Джоном вежливо и попытаться мягкостью вернуть его в Римскую церковь. Он также предложил аргументами убедить сэра Джона в их правоте. Вскоре король послал за сэром Джоном и убеждал его вернуться к своей матери Святой Церкви и, как послушное дитя, признать себя достойным наказания за свою ошибку.

Сэр Джон ответил:

"Достопочтенный король, ты знаешь, что я всегда был исполнительным и всегда был готов повиноваться, потому что я знаю тебя как христианского короля и избранного служителя Божьего, знаю, что ты носишь меч для наказания делающих злое и защиты добродетельных. Моему вечному Богу и тебе я обязан моим послушанием, и я готов, как и всегда, отдать все, что имею, деньги или имущество, чтобы исполнить все, что ты мне прикажешь и Господе Но что касается папы и духовенства, им я не обязан ни подчиняться, ни служить, так как я узнал из Писания, что он антихрист, сын погибели, враг Богу и, как сказал Даниил, мерзость, стоящая на святом месте".

Когда король услышал это, он молча вышел из комнаты.

Архиепископ снова обратился к королю по поводу сэра Джона и получил право взять его, допросить и наказать в соответствии с дьявольскими "Законами Святой Церкви". Но сэр Джон не явился к нему, и архиепископ обвинил его в пренебрежении к власти. А когда ему доложили, что сэр Джон смеется над ним, игнорирует все его действия, остается верным своему решению, оскорбительно отзывается о церковных властях, епископском звании и уставе духовенства, архиепископ пришел в ярость и отлучил сэра Джона от церкви.

В ответ сэр Джон Олдкастл написал собственное исповедание веры и отнес его своему другу Генриху IV, ожидая, что тот с радостью примет его. Но вместо этого король отказался взять его исповедание и приказал доставить сэра Джона архиепископу и собору епископов для рассмотрения. Когда сэр Джон предстал перед собором в присутствии короля, он попросил созвать сто рыцарей, чтобы они выслушали дело и судили его, так как знал, что они не признают его еретиком. Чтобы оправдать себя, он даже предложил сразиться на смерть с кем-нибудь, кто не согласен с его верой, в соответствии с военным законом. Напоследок сэр Джон сказал, что не воспротивится любому наказанию, если оно будет соответствовать Слову Божьему, и перенесет его со смирением. Когда он закончил, король отвел его в свою личную комнату и там сэр Джон впервые признался ему, что обращался к папе, и показал письмо, которое ему написал. Король был разгневан этим и приказал ему ждать ответа от папы и, если в нем будет требование подчиниться архиепископу, то чтобы сэр Джон подчинился и больше не обращался к папе. Сэр Джон не согласился с ним, и король приказал арестовать его и заключить в лондонский Тауэр.

Из-за того, что сэр Джон был очень известен и популярен, архиепископ вел его дело очень медленно, в течение нескольких недель с сентября по декабрь, хотя приговор был уже заранее определен: сэра Джона обвинили в ереси и приговорили к повешению и сожжению, что никого не удивило.

В свою защиту сэр Джон написал следующее:

"Что касается икон, то я понимаю, что они не имеют никакого отношения к вере, а лишь претендуют на это, так как вера в Христа, донесенная церковью до нашего времени, представляет и показывает в нашем разуме страдания нашего Господа Иисуса Христа и мученичество и святое житие святых. Но если кто-то посвящает идолам свое поклонение, которое принадлежит Богу, если возлагает на них свои надежды и доверяет им в получении помощи, вместо того, чтобы обращаться к Богу, тот повинен в величайшем грехе идолопоклонства.

А также, я истинно убежден в этом, каждый человек на этой земле - странник среди благословений и страданий, и если он не знает святых заповедей Божиих и не хранит их, то даже если он совершал паломничество и умер в пути, он будет отвергнут; но тот, кто знал святые заповеди Божий и соблюдал их, будет спасен, даже если он никогда в своей жизни не совершал паломничества ни в Кантербер, ни в Рим, ни в другие места".

В день, на который была назначена казнь, сэра Джона Олдкастла вывели из лондонского Тауэра со связанными сзади руками. Он бодро улыбался находящимся вокруг него. Его положили на раму, как если бы он был изменник, и поволокли на поле Св. Гайла. Достигнув места казни, его сняли с рамы, и тогда он преклонил колена и попросил Бога простить его врагов. Затем он встал и начал убеждать собравшихся людей следовать законам Божиим, записанным в Писании, и остерегаться учителей, чьи слова и жизнь противоречат Христу. Сэра Джона опоясали цепью, приподняли над землей и развели под ним огонь. Когда пламя охватило его, он начал прославлять Бога и прославлял Его, пока мог. Наблюдавшая за ним толпа рыдала, ибо умирал благочестивый и добрый человек. Это был 1417 г.

В августе 1473 года был арестован Томас Грантер, которого обвинили в открытой поддержке учения Уиклифа и приговорили как упорного еретика. В день казни Томаса повели в дом шерифа и предложили поесть. Во время еды он сказал: "Я ем сейчас хорошую пищу, потому что мне предстоит вступить в странный конфликт, прежде чем я поем снова" Поев, он поблагодарил Бога за изобилие в Его славном обеспечении, а затем попросил, чтобы его тотчас взяли и отвели на место казни, где он смог бы засвидетельствовать истинность тех принципов, которые проповедовал. Томаса отвели к Тауэрскому холму и приковали к столбу. Когда его сжигали, до последнего своего дыхания он провозглашал истину.

В 1499 г. в Норвиче, на северо-востоке от Лондона, благочестивый человек по имени Бадрам был обвинен некоторыми священниками за увлечение доктринами Уиклифа и вызван на суд к епископу Норвича. Бадрам исповедал, что он верит всему, во что они сами сказали. Его приговорили как еретика, палачу отдали приказание, и Бадрам был сожжен, оставшись тверд в своей верности.

В 1506 г. благочестивый человек по имени Уильям Тилфрей был сожжен в Амершаме недалеко от Стонейпрет. Палачи заставили его замужнюю дочь Джоан Сларк зажечь огонь и наблюдать за казнью. В том же году епископ Линкольна на востоке Англии приговорил священника Фазера Роберта за принадлежность к лоллардам и приказал сжечь его в Букиыгеме.

В 1507 г. Томас Норрис, простой человек, очень бедный и ни в чем не повинный, пришел к своему священнику, чтобы задать ему несколько вопросов, касающихся религии. Во время беседы, исходя из вопросов Томаса, священник решил, что тот является лоллардом, и сообщил об этом епископу. Томаса арестовали, приговорили и сожгли.

В 1508 г. в Салисбуре на юге Англии Лауренс Гуайл был заключен в темницу на два года, а затем сожжен за несогласие с тем, что во время причастия хлеб и вино после моли вы священника становятся настоящими ICJIOM и кровью Иисуса. Похоже, что Лауренс имел магазин в Салисбуре и однажды принимал в своем доме лоллардов. Кто-то доложил об этом епископу, и Лауренс был арестован, допрошен, а так как твердо держался своих убеждений, приговорен как еретик.

В этом же году в Чиппен Садбурне канцлер Уиттепхем признал еретичкой и приговорил к сожжению благочестивую женщину. Когда палачи покидали место казни, из рук мясника вырвался бык и пронзил рогами Уиттенхема. Вспоров Уиттенхему живот, он некоторое время с кишками на poiax носился вокруг, но никого в толпе не задел.

18 октября 1511 года в Смисфилде были сожжены Уильям Саклинг и Джон Бенистер. Вначале они отреклись от своей веры во Христа, но затем снова исповедали истинную веру.

Во время правления короля Генриха VII (1485-1509 гг) Джон Браун под страхом пыток отказался от Христа, и на нею была наложена повинность носить дрова вокруг Кафедрального собора Св. Павла в Лондоне. В 1517 г. он снова обратился к исповеданию веры во Христа и был приговорен архиепископом Кантерберским доктором Вонха-меном к сожжению. Перед тем, как его привязали цепью к столбу, доктор Вонхамен и Йестер, епископ Рочестера, пытаясь заставить его отречься от веры, зажгли огонь у его ног и мы ждали до тех пор, пока вся плоть на ногах не сгорела и не обнажились кости. Но на этот раз, преодолевая боль и страдания, Джон Браун твердо держался истины и принял славную смерть ради Христа и истины Божьего Слова.

25 октября 1518 года Джон Стилинсен был арестован и доставлен к епископу Лондона Ричарду Фите-Джеймсу, приговорившего его к сожжению как еретика. Однажды уже Джон отрекался от веры во Христа под страхом пыток, по теперь, когда в Смисфилде перед огромной толпой его привязали цепью к столбу, он громко заявил, что является последователем учения Уиклифа и, несмотря на то, что когда-то был слаб и отрекся от своих убеждений, теперь готов умереть за истину Божьего Слова.

В 1519г. Роберт Келин и Томас Метью были сожжены в Лондоне. Роберт выступал против поклонения иконам и паломничества.

В 1532 г. Томас Хардинг и его жена был и обвинены в ереси на основании того, что отрицали, будто хлеб и вино после молитвы священника превращаются в реальное тело и кровь Христа. Епископ Линкольна, на востоке Англии, приговорил их к сожжению живьем. Их привели в Чешам в Релли, недалеко от Ботели, и привязали цепью к столбу, обложили хворостом и зажгли огонь. Когда пламя разгорелось, один разъяренный папист из наблюдателей взял палку и ударил ею Томаса по голове с такой силой, что ею голова раскололась и мозги упали в огонь. Ответственные за сожжение священники, обращаясь к народу, сказали, что если кто-либо принесет дрова для сожжения еретика, получит индульгенцию, которая позволит ему грешить в течение сорока дней.

В конце того же года Ворхам, архиепископ Кантерберский, арестовал человека по имени Хиттен, который был священником в Мейдстоне, на юго-востоке Англии. В течение нескольких месяцев Хиттена пытали в темнице, его часто допрашивали Ворхам и епископ Рочестера Фишер, пытаясь заставить отречься от реформистских убеждений. Увидев, что не достигнут успеха, они решили прекратить страдания Хиттена и приговорили его как еретика к сожжению живьем перед прихожанами церкви, дабы это послужило предупреждением для всех.

Ни простые люди, мужья и жены, ни приходские священники и университетские профессора не чувствовали себя в безопасности пред яростью римского духовенства, настроенного против тех, кто отрицал суеверие и папские доктрины. Томас Билни, профессор юриспруденции в Кембриджском университете, был арестован за ересь и доставлен на собор епископов под руководством епископа Лондонского. Его быстро провели через допрос с применением пыток и огня, чем вызвали в нем такой страх, что он отрекся от своих убеждений. Вскоре, однако, Томас с великой печалью совершил покаяние. За что был взят снова, приведен на собор и приговорен к смерти через сожжение как "упрямый еретик". Перед тем как Билни сожгли, он заявил, что полностью согласен с доктринами Мартина Лютера. Когда его приковывали к столбу, он улыбнулся всем и сказал: "Я прошел в этом мире через различные штормы, но вскоре моя ладья причалит к небесным берегам" И даже когда пламя уже бушевало вокруг него, он стоял недвижимо и восклицал: "Иисус, я верю!" А затем отправился на встречу с Тем, в Кого верил.

Хотя римское духовенство яростно свирепствовало по отношению ко всем еретикам, особенно жестоким оно было к тем, кто принадлежал к духовенству. В Барнесе, в Суррейе, на юго-востоке Англии, монах Ричард Байфилд был обращен в истинную веру через чтение Нового Завета на английском языке в переводе Тиндейла В результате он также поверил всем утверждениям Мартина Лютера Когда эго было раскрыто, его арестовали как еретика и бросили в темницу Так какой был обращенным римским церковником, его жестоко пытали Чтобы Байфилд отрекся, его помещали в самые ужасные места подземной темницы, где он почти задыхался от отвратительного смрада человеческих испражнений и стоячей воды, которая покрывала грязный пол Его единственными компаньонами были крысы и тараканы Временами тюремщики заходили в камеру и связывали ему руки за спиной так, что они поч1и выворачивались из суставов, и оставляли его в таком положении на несколько дней без еды и возможности сходить в туалет Иногда его бичевали до такой степени, что только немного плоти оставалось на спине Однако Байфилд все так же отказывался отречься от вновь обре-1еннои веры во Христа. Его отправили в Лоллардскую Башню в Ламбеском Дворце, где по распоряжению архиепископа посадили на цепь, обвязанную вокруг шеи, и избивали раз в день в конце концов - в качестве акта милосердия - ему был вынесен приговор, и, пройдя через такое же унижение, как Гус, он был сожжен в Смисфилдс, севернее Кафедрального собора Св. Павла в Лондоне.

Примерно в это же время в 1535 г был арестован Джон Тьюкесбери за чтение Нового Завета на английском языке в переводе Тиндейла, который этим самым нанес оскорбление "святой матери церкви" Перед лицом пыток и сожжения он вначале сказал, что не верит ни в то, что прочитал, и что противоречит папским доктринам, а затем покаяться, что верит, что переведенные Писания истинны, а папские доктрины ложны За это его немедленно привели к епископу Лондонскому и приговорили как "упорного еретика" Во время пребывания в темнице Тьюкесбери провели через такие жестокие пытки, что он был уже почти мертв, когда его препровождали на место казни для сожжения в Смисфилде. Там он во всеуслышание заявил о своем полном несогласии с папизмом и о своей твердой уверенности, что сейчас за этим процессом наблюдает Господь В 1536 г в Бредфорде в Вилтшире, на юге Англии, невинный деревенский житель по имени Трехнал сожжен за го, что не знал, что хлеб и вино становятся реальными телом и кровью Христа во время причастия, и за несогласие с тем, что папа имеет абсолютную власть над совестью мужчин и женщин.

Приблизительно в 1538 г по той же причине, что и Трехнал, на востоке Англии как еретик был сожжен Николас Пек Трое католических священников -доктор Ридиж, док юр Хеарни и доктор Спрагвел - были ответственны за ею сожжение Когда тело Николаса почернело от огня, Спрагвел ударил его по правому плечу длинным белым жезлом и сказал "Покайся и веруй в причастие" Пек ответил: "Я презираю его и тебя". Затем он дернулся вперед, но цепи удержали его, а его кровь брызнула на Спрагвела как символ презрения и страдания Тогда Ридингсказал Николасу, что если ют отречется от своих убеждений, он получит индульгенцию на сорок дней, однако Николас не только не обратил внимания на его тупость, а радовался тому, что Христос признал его достойным пострадать за Его имя.

Во время правления короля Генриха VIII был сожжен старый монах по имени Уильям Леттон, проживавший в графстве Суффолк на востоке Англии Уильям выступал против идолов, которых носили во время церковных процессий.

28 июля 1540 г. обезглавлен знаменитый Томас Кромвель, граф Эссекский, выдающийся политик, предложивший законопроект ("Закон о главенстве английского короля над церковью"), которым в 1534 г король Генрих VIII назначил самого себя Верховным главой церкви Англии. Это произошло следующим образом.

Кромвель убедил короля взять в жены Анну Киевскую, чтобы породниться с ее братом, прогеоангским лидером западной части Германии. Генрих ненавидел свою четвертую жену с самого начала, а союз с протестантами был ему неприятен, потому что он хотел поддерживать доктрины католической веры. Хотя в апреле 1540 года Кромвель получил звание графа Эссекского и лорда-камергера, его враги уже в июне убедили Генриха, что Кромвель является предателем религии и короля. 10 июня его арестовали, затем приговорили, не выслушав, и обезглавили 28 июля 1540 года. Но прежде его провели через жестокие пытки. На месте казни Кромвель обратился с коротким словом к народу, а затем с кротостью и смирением положил голову на плаху.

Хотя обвинение, выдвинутое против Томаса Кромвеля, не имело никакого отношения к религии, этот дворянин имеет абсолютное право быть причисленным к мученикам за Христа. Если бы он не делал все возможное, чтобы избавить Англию от папизма, он продолжал бы пользоваться благосклонностью короля. Кромвель сделал для реформации в Англии больше, чем кто-либо другой, за исключением доктора Томаса Кранмера, чем и вызвал ярость папистов, которые организовали заговор и уничтожили его.

Примерно в это же время доктор Роберт [или Ка-берт] Берне, Томас Гарнет и Уильям Жером были вызваны на церковный суд епископа Лондона и обвинены в ереси. Всех троих приговорили к заключению в Лондонский Тауэр, а затем - к общему сожжению. Вскоре, 30 июля 1540 года, их привели в Смисфилд и всех вместе привязали цепями к столбу. Суд епископов или шериф Лондона (мы не располагаем точными сведениями, так как имеющиеся в нашем распоряжении несколько документов отличаются друг от друга) спросил доктора Бернса, молятся ли усопшие святые за них. Берне ответил так, как всегда считал: "Во всем Писании мы не находим заповеди, чтобы мы молились святым. Следовательно, я не могу утверждать и то, что святые молятся за нас, так как в таком случае я проповедовал бы вам доктрины моего разума. Если святые молятся за нас, тогда, надеюсь, я буду молиться за вас в течение следующего получаса". Когда пламя охватило трех мучеников, они ободряли друг друга с неизменным мужеством, которое могла придать им только реальная вера в Иисуса Христа.

Вскоре после этого купец по имени Томас Соммерс и трое других человек были арестованы за чтение книг Мартина Лютера. В наказание они должны были взять все эти книги, принести к костру, разложенному на торговой площади в Чипсайде, и бросить в огонь. Трое исполнили порученное, а Томас бросил книги так, чтобы они не попали в костер и не сгорели. За это его отправили назад в Лондонский Тауэр, где побили камнями до смерти.

В это время доктор Лонгланд, епископ Линкольна на востоке Англии, особенно яростно выступал против ереси и приговорил к сожжению Томаса Бейнардалишь зато, что тот молился на английском языке, и Джеймса Моретона - за чтение послания Иакова также на английском. Затем он отправил Энтони Парсонса и еще одного человека по имени Иствуд, а также еще одного, имя которого нам неизвестно, в Винздор в северо-центральной части Англии для допроса епископом Салисбурским, который по жестокости в отношении к еретикам уступал лишь Боннеру. Епископ, не тратя на допрос много времени, приговорил всех к сожжению.

Когда приговоренных цепями привязали к столбам, Парсоне попросил дать им попить воды и, когда ему подали чашу, поднял ее высоко и сказал, обращаясь к своим компаньонам: "Ободритесь, мои братья, возвысьте сердца ваши к Богу, ибо после этого скудного завтрака мы будем иметь обильную вечерю в Царствии Христа, нашего Господа и Спасителя". Когда Иствуд услышал слова Парсонса, он поднял глаза к небу и попросил Господа, чтобы тот быстро принял его дух.

Когда палачи принесли дрова и солому и обложили ими столбы, Парсонс обложил соломой себя вокруг груди и, обратившись к собравшейся смотреть на казнь толпе, сказал: "Вот всеоружие Божие, а я воин-христианин, приготовившийся к сражению. Я спасен не по милости, а благодаря заслугам Христа. Он мой единственный Спаситель, я доверяю Ему свое спасение". Зажгли огонь, и тела мучеников сгорели, но ничто не могло повредить их драгоценных и бессмертных душ. Их верность восторжествовала над жестокостью, и память об их страданиях всегда жива в сердцах тех, кто любит мучеников за Христа.

Вот так, с жестокостью и предательством благочестивые последователи Христа были гонимы в Англии. Ибо парламент короля Генриха VIII, который должен был бы защищать права жителей Англии, издал богохульный и жестокий указ: "Кто бы ни читал Писания в изложении Уиклифа [на родном языке, английском], будет лишен земель, скота, имущества и жизни своей собственной и своих наследников навеки, а также объявлен еретиком по отношению к Богу, врагом престола и предателем Англии". Такова была человеческая награда для истинных верующих во Христа, но их Господь наградил вечным венцом праведности.

 


Гонения в Шотландии (1527-1558 гг.)

 

Учение Мартина Лютера и его спор с Римской католической церковью оказали огромное влияние на всю Европу, Великобританию, а также на многие другие страны. Множество сердец было затронуто этим учением, что послужило толчком к исследованию истины Божьего Слова. Одним из таких исследователей был Патрик Гамильтон. С целью обучения истинам Писания он и трое его товарищей поступили в университет города Марбурга, в западной части Германии, на север от Франкфурта. Это был первый в Европе протестантский университет, основанный принцем Филиппом Гессом, 23-хлетним ландграфом. Находясь там, Патрик и его друзья подружились с Мартином Лютером и Филиппом Мелангтоном, немецким теологом, который в 1521 г. написал "Loci Communes", самый первый научный труд, посвященный протестантским доктринам. Труды и учение Лютера и Мелангтона убедили Гамильтона и его друзей оставить католическую церковь и обратиться в протестантскую веру.

И теперь, горя истинным познанием веры и благочестия, Патрик Гамильтон стремился вернуться назад в Шотландию, чтобы показать своим соотечественникам истинные пути Божий и Христа, так ясно видимые в Писании. С тремя своими друзьями он возвращается домой и, не откладывая, начинает распространять евангельское учение везде, где только возможно. Однако вскоре архиепископ церкви Святого Андрея Джеймс Биюи, который был непреклонным папистом, познакомился с учением Гамильтона и потребовал, чтобы тот явился к нему. Гамильтон немедленно исполнил это требования, полагая, что будет иметь возможность обсудить католические доктрины. Но сразу же после небольшого допроса архиепископ арестовал его и отправил в самое ужасное место в замке Св. Андрея до утра, когда его снова вызвали на совет епископов для дальнейшего допроса как еретика.

Гамильтону зачитали обвинение в том, что он публично выступал против паломничества, отрицал существование чистилища, молитвы святым, молитвы за мертвых, мессу, а также отрицал непогрешимость папы. Гамильтон согласился, что все обвинения против него соответствовали действительности. За это он был немедленно приговорен к сожжению живым. По приказу фанатичного архиепископа приговор должен был быть исполнен в тот же день.

Когда на следующий день Гамильтона повели на место сожжения, после его добровольного прибытия на встречу с архиепископом, толпа народа, собравшаяся там, и не подозревала, что на самом деле будут присутствовать на его казни, думая, что это лишь часть допроса, имеющего целью запугать Гамильтона, заставить отречься от своего учения и вернуться к доктринам католической религии. Но вскоре люди поняли, что ошибались.

Когда Гамильтона подвели к столбу, он пал на колени и некоторое время горячо молился. После завершения молитвы его приковали к столбу и положили вокруг него хворост. Под мышки подвязали мешочки с порохом и подожгли их, но они не взорвались, а лишь опалили ему руки и лицо, не затронув другие части тела и не воспламенив хвороста. Тогда принесли больше пороха и другой материал для разжигания, разложили вокруг Гамильтона и снова подожгли. Порох опять не взорвался, а лишь загорелся, и пламя немедленно охватило Гамильтона. В то время как огонь стал поглощать его, Гамильтон воскликнул: "Господь Иисус, прими мой дух! Как долго тьма будет поглощать нашу страну? Сколько еще Ты будешь терпеть тиранию этих людей?" Однако очевидно, из-за того, что хворост был сырой, пламя спало и костер едва горел, что причиняло Гамильтону величайшие страдания. Но все же он страдал с таким христианским мужеством, что это было очевидным для всех истинных верующих, которые видели великую благодать Божию, пребывающую на нем в его муках. Произошло это в 1527 г.

В 1529 г. бенедиктинский монах по имени Генри Форест начал проповедовать, утверждая что Патрик Гамильтон - мученик за Христа и большая часть его учения была истинной. Когда об этом сообщили архиепископу Джеймсу Битону, тот приказал арестовать Форесга и заключить в темницу. Затем он отравил к нему монаха, чтобы принять от Ореста исповедание, что тот и исполнил, как вероломный Иуда. В исповедании Генри Форест открыл монаху свое мнение относительно Патрика Гамильтона, сказав, что считает его хорошим человеком и что его учение подтверждается Писанием. Это исповедание архиепископ использовал как свидетельство против Ореста, чтобы приговорить его к сожжению живым как еретика.

Однако из-за того, что Генри Форест был известным и благочестивым человеком, архиепископ советовался с собором, как же казнить его, чтобы народ не был возмущен его смертью. Джон Линдсей, один из слуг архиепископа, предложил казнить Фореста в каком-нибудь потайном месте, например, в подземелье, потому что "дым от костра Патрика Гамильтона продолжает заражать тех, на кого он веет". Архиепископ согласился с ним, и Фореста отвели в подземелье, где его удушили, надев на голову наволочку из плотной ткани.

В 1534 г. Давид Стретон [или Стрейтон] и Норман Горлей [или Ролей] мужественно отдали свои жизни за истину Евангелия. Горлей был арестован, ибо утверждал, что нет чистилища, что папа является антихристом и не имеет никакой власти над Шотландией. Стретона арестовали по подобному обвинению: он говорил, что нет чистилища, а лишь только в этом мире есть страдание и скорби за Христа. Стретон был рыбаком, и против HOI о выдвинули еще одно обвинение: когда Роберт Лоусон, викарий [священник] Иглесгрига, попросил его сдать десятину с пойманной рыбы, Стретон бросил ему рыбу со своей лодки, при этом несколько рыб упали в воду и уплыли. Викарий обвинил Стретона в ереси, потому что своим действием, как утверждал викарий, Стретон хотел сказать, что нет необходимости отдавать десятину в церковь.

Горлей и Стретон были арестованы и приговорены как еретики епископом Розо. Их сжигали в зеленой долине между Эдинбургом и Лейсом, так как архиепископ хотел, чтобы жители близлежащей Файфы увидели казнь и испугались даже мысли исповедовать ту же веру, что Горлей и Стретон. Но пламенем они никого не испугали. Оба приговоренных мужественно отдали свои души Богу, Который дал их им, они знали, что, благодаря совершенному их Спасителем, они будут иметь славное воскресение для вечной жизни.

В 1538 г. Дин Томас Феррет, викарий Долора и каноник церкви Св. Колма Инча, во время каждой воскресной службы проповедовал своим прихожанам из Нового Завета. Это было редкостью в Шотландии, так как проповедовали только "черные" и "серые" монахи и при этом почти никогда не использовали Писания. Монахи завидовали Феррету и обвинили его как еретика перед епископом Данкельда за то, что он обучает людей таинствам Писания на родном языке, делая таким образом монахов ненавистными в глазах народа, так как они никуда не проповедовали на понятном языке. Более того, Феррет не брал скот и ткани у людей, которые пытались таким образом оплатить его проповеди, что могло бы привести их к заключению, что монахи будут поступать так же.

Епископ потребовал, чтобы Феррет явился к нему, и приказал брать за проповедь скот и ткани, так как проповедуя каждое воскресенье без оплаты, он настраивал подобными действиями крестьян против духовенства. А также потребовал проповедовать только добрые послания и правильные евангелия, которые у<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...