Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Государственные расходы




ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

1. Сущность, государство и финансы.

2. Функции.

3. Роль финансов в макроэкономических процессах.

4. Звенья финансов, финансовая система.

5. Управление финансами.

 

1. Финансы не равны деньгам. В качестве денег выступают разные вещи (слово «плата» от полотна). Любому государству во все времена для осуществления своих функций необходимы деньги.

 

Функции государства: защита, закупка товаров, социальная функция.

Деньги государство берет у граждан: установление денежного обязательства (налоги) для формирования определенных денежных фондов. Эти денежные отношения стали называть финансами.

 

Финансы – совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные денежные фонды.

 

I. Финансы - всегда денежные и только денежные отношения.

Императивные – отношения, порожденные государством, и обязательно закрепленные в законодательном порядке. Финансы – отношения правовые и экономические. Финансы – специфические экономические отношения. Отношения принудительные. Финансы не предполагают эквивалентности.

II. Не все отношения принадлежат финансам, а только императивные. Субъект финансов всегда государство.

2 условия развития финансовых отношений: наличие государства, наличие товарно-денежных отношений.

 

2. Функции финансов (в процессе которых образуются и используются финансы).

 

Функция любой экономической категории – ее общественное назначение.

 

Функции:

-образование централизованных денежных фондов (ЦДФ) (налоги, взносы, таможенные пошлины)

-использование (расходование) ЦДФ

-(mix первых двух) контрольная функция: предполагает создание условий для контроля, сосуществующая функция одновременно с I и II.

 

ЦДФ (находятся во владении государства или его представителей). Существуют децентрализованные ДФ (находятся во владении хозяйствующих субъектов).

 

1) Деньги

2) Денежные средства (цель использования, деньги на что-то)

3) Фонд денежных средств (так не говорить!)

4) Денежный фонд (цель использования денег, например пенсионный, бюджетный)

Функция экономической категории не меняется на всем протяжении ее существования.

 

14.09.2010

 

Производство: распределение-обмен-потребление.

Финансы – перераспределенные отношения.

 

Роль финансов в макроэкономических процессах (под ролью понимается результат их действия):

 

ВВП (совокупность материальных благ и услуг, произведенных в обществе за определенный период времени). ВВП=выручка (на микроуровне).

Фонд возмещения (часть ВВП, направленная вновь на процесс производства)
Национальный доход (ЧНП)

 

Государство
ЦДФ

 

доходы→

налоги→

займы→

взносы→

 


расходы:→

 

непроизводственная сфера 50% (потребляется продукт, созданный в производстве, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение образования, оборона, управленчество)

отрасли народного хозяйства 20%

административно-хозяйственные территории

формы собственности

 

В результате первичного национального дохода его участники получают:

-рабочие служащие – з/пл

-прибыль предпринимателей

-рента

-прочие доходы лиц, не работающих по найму

-финансирование государственного предприятия

-финансирование частных предприятий и т.д.

 

Основная роль – перераспределение национального дохода между:

-производственной сферой и непроизводственной

-отраслями народного хозяйства (низкорентабельные и убыточные)

-административными хозяйственными территориями

-формами собственности (государственные и частные)

 

Через финансы распределяется приблизительно 50% НД. Частных ролей финансов очень много.

Финансовая система. Звенья финансов.

Финансовая система занимается изучением и управлением финансами. Главное отличие между экономическими системами и социально-общественными – присутствие регулятора. Финансовая система – совокупность взаимодействия сфер:

-учреждения, осуществляющие управление финансами

-финансы

-совокупность денег (финансовых фондов)

Финансовая система

 

Финансовый аппарат Финансы Денежные финансовые фонды

 

Звенья финансов (составляют ЦДФ)

 

-Доходы и расходы фонда национального благосостояния

-Д. и Р. Пенсионного фонда

-Д. и Р. Бюджетного фонда

-Д. и Р. Фонда социального страхования

-Д. и Р. Страхового фонда

 

Группировочные признаки:

-специфика образования и использования денежных фондов

-роль звена в экономических процессах

 

Финансы (московские авторы): государственные финансы, местные финансы, государственный кредит, ***.

Финансы (питерские авторы): государственные финансы, финансы юридических лиц, частные финансы.

 

Звено – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и используется конкретная денежная функция. У государства столько фондов, сколько звеньев.

 

Бюджет – совокупность императивно-денежных отношений, в процессе которых формируется и используется бюджетный фонд. Специфика: налоги поступают только в бюджет! Сколько бы ни было в государстве звеньев, бюджет есть всегда.

 

Управление финансами

Под управлением понимается воздействие субъекта управления на объект управления для достижения конкретных целей. Управление финансами осуществляется по звеньям (по частям). Соответствующими звеньями управляют соответствующие учреждения. Финансовая политика – идеи и взгляды, мировоззрения в сфере финансов и меры воздействий по их достижению и осуществлению.

 

Субъект-> механизм управления-> объект-> цель

 

Финансовый аппарат: финансовая политика: финансы: фин.устойчивость:

 

Парламент финансовое законодательство бюджет max доход

Правительство финансовая инфляция Д. и Р. ПФ оптимум расходов

Президент финансовое планирование Д. и Р. ФСС макроэк.сбаланс-ть

Министерство экономики финансовое регулирование Д. и Р. ФНБ отсут-е бюдж.дефицита

Министерство финансов финансовый контроль Д. и Р. СФ

ЦБ финансовый механизм

Таможенный комитет

Управление ПФ

 

ТЕМА 2. Государственные расходы

1. Сущность, состав структура.

2. Расходы на содержание социальной сферы.

3. Финансирование расходов на народное хозяйство.

4. Расходы по внешнеэкономической деятельности.

5. Военные расходы.

6. Расходы на управление.

7. Расходы по обслуживанию государственного долга.

 

1. Государственные расходы – совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых используются ЦДФ. Государственные расходы первичны по отношению к государственным доходам при планировании. Состав государственных расходов – это их перечень. Он зависит от функций государства. Чем больше функций, тем больше состав. Группы расходов – функциональные. В настоящее время все экономически развитые государства имеют 6 функциональных групп расходов:

I. Расходы на содержание социальной сферы. Мировая практика: 50% РФ: 30%.

II. Народное хозяйство. 20%, 25%.

III. Внешнеэкономическая деятельность. 10%, 5%.

 

IV. Военные расходы. 5-10%, 20%.

V. Расходы на управление. 5%, 8%.

VI. Расходы по обслуживанию государственного долга. <10%, 12%.

 

Первые 3 – полезны для общества, носят производительный характер, способствуют развитию ВВП, стремятся к 100%. Вторые 3 – потребляют ВВП.

Это не условные, а функциональные группы. Под структурой понимается количественное соотношение между группами. В каждой группе расходов можно их разделить на капитальные и текущие. 18 статей текущих расходов (статья – целевое использование денег), 5 статей расходов по капитальным затратам.

 

I. Расходы на социальное содержание (расходы на социальную политику) – включают в себя расходы на просвещение (50%), на здравоохранение (20%), на социальное обеспечение (30%).

 

· На просвещение: общеобразовательные школы, детские сады, средние специальные учебные заведения (в том числе по переподготовке кадров), библиотеки, музеи, театры, СМИ – только все то, что финансируется государством.

 

· На здравоохранение. Фонд обязательного медицинского страхования – источник финансирования. Но не всегда. Иногда и бюджетные средства.

 

1) Лечебно-профилактические, 90% по расходам (больницы, диспансеры, поликлиники)

2) Санитарно-профилактические, 8% (борьба с эпидемиями)

3) Специализированные учреждения здравоохранения (другие нормы расходов) – психиатрические лечебные учреждения

 

· Расходы на социальное обеспечение – материальное обеспечение в случае потери трудоспособности. Социальное страхование – разновидность социальной обеспеченности. Касается лиц, имеющих временную нетрудоспособность. Осуществляется в виде пособий, выплат и больничных листов (для работающих граждан). Источник – ФСС. При постоянной нетрудоспособности – пенсии (выплачиваются из ПФ) или из бюджетного фонда (+дома для инвалидов, пенсионеров – из бюджетного фонда).

 

 

II. Расходы на народное хозяйство (по финансированию отраслей народного хозяйства, на развитие экономики). Самоокупаемость, самофинансирование – принцип. В каждой отрасли хозяйства действуют по этому принципу. Несмотря на это, государство все равно финансирует некоторые отрасли, требующие государственную поддержку:

-отрасли инфраструктуры (транспорт, коммуникации и жилищное хозяйство, благоустройства)

-отрасли добывающей промышленности (многие из них – низкорентабельны, убыточны, невыгодность использования)

-отрасль сельского хозяйства (высокий риск этой деятельности)

 

Расходы по вмешательству государства в экономику.

Государство осуществляет финансирование науки. Наука бывает прикладной и фундаментальной. Они, прежде всего, отличаются сроками получения результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...