Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые результаты в рамках реализации государственных программ




Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

1 Ключевые результаты деятельности в 2015 году и планы
на 2016 год

Геологическое изучение недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы

Общие затраты на геологоразведочные работы на территории Российской Федерации в 2015 г. – 327,4 млрд. руб.

Затраты федерального бюджета в рамках реализации государственных программ «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Охрана окружающей среды» составили. – 29 451,1 млн. руб.

Структура бюджетных затрат при выполнении мероприятий программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» не изменилось в сравнении с предшествующими годами: наиболее значительная доля затрат направлена на проведение работ на нефть и газ – 47,4%; на твердые полезные ископаемые – 27,2%; на работы общегеологического и специального назначения –23,4%; на подземные воды – 2%.

Затраты внебюджетных источников (собственные и заемные средства недропользователей) на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2015 г. составили по предварительной оценке – 299 млрд. руб. При этом подавляющая часть затрат внебюджетных источников – 270 млрд. руб. (90%) были направлены на воспроизводство сырьевой базы углеводородного сырья, и 29 млрд. руб. (10%) – на воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых.

Геологоразведочные работы 2015 года характеризуются значительным снижением финансирования по сравнению с уровнем 2014 года – на 30% из средств федерального бюджета и на 24% из внебюджетных источников (в сопоставимых ценах), что практически не повлияло на результаты геологоразведочных работ. Выявлены перспективные объекты, позволяющие прогнозировать прирост разведанных запасов важнейших видов полезных ископаемых. Получены приросты прогнозных ресурсов и запасов по углеводородному сырью и основным видам твердых полезных ископаемых.

Обеспечена компенсация приростом запасов добыча из недр основных видов полезных ископаемых – выполнены и перевыполнены показатели плана деятельности Минприроды России на 2013 – 2018 годы по уровню компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов (рис. 1).

Рис. 1 Воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2015 году (прирост запасов полезных ископаемых* в % к объемам их добычи)

Примечание: * - с учетом прироста условных запасов категории С1 УСЛ , которые могут быть получены за счет локализованных и оцененных прогнозных ресурсов категории Р12

Отклонения значений показателей по свинцу и цинку объясняются недостаточными объемами работ за счет средств недропользователей в связи с высокой обеспеченностью запасами, а по алмазам – отсутствием эффективных прогнозно-поисковых комплексов выявления месторождений.

Это объясняется, прежде всего, получением положительных результатов по объектам геологоразведочных работ, начатых в 2012-2013 годах. Вместе с тем, уменьшение количества объектов геологоразведочных работ неминуемо отразится на приросте прогнозных ресурсов в 2016 - 2017 годах. Уменьшение поискового задела, в свою очередь, вызовет уменьшение прироста разведанных запасов, что для ряда важнейших видов стратегического минерального сырья – нефть, газ, золото (испытывающих недостаточную обеспеченность разведанными запасами) в среднесрочной перспективе может негативно сказаться на добыче их из недр.

Уменьшение объемов внебюджетного финансирования геологоразведочных работ сопровождается сокращением количества пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу твердых полезных ископаемых, а также лицензий на право пользования недрами с целью разведки и добычи. Количество недропользователей в 2015 году уменьшилось на 18%, а количество лицензий – на 20% к уровню 2013 года.


 

Ключевые результаты в рамках реализации государственных программ

Геологоразведочные работы общегеологического и специального назначения

Обоснована внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации – 3 августа 2015 года Постоянным представительством Российской Федерации при ООН официально передана в Комиссию по границам континентального шельфа заявка по установлению внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, подготовленная по результатам геолого-геофизических исследований 2005-2014 годов.

В случае одобрения заявки Россия может претендовать на расширенный континентальный шельф в Северном Ледовитом океане за пределами
200-мильной исключительной экономической зоны общей площадью
1,2 млн кв. км с прогнозными ресурсами углеводородного сырья от 5 до 10 млрд тонн т.н.э.

По результатам региональных геолого-геофизических и геологосъемочных работ 2015 года получен прирост геологической изученности территории России и ее континентального шельфа мелкомасштабными работами составил 7% или 1365 тыс. кв. км, среднемасштабными работами – 82 тыс. кв. км.

По результатам мелкомасштабных и среднемасштабных геологосъемочных работ выделено 40 перспективных площадей для постановки поисковых работ.

В рамках реализации мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» выполнялись работы по геологическому изучению и мониторингу экологического состояния подземных вод, опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, опасных процессов, связанных с миграцией углеводородов. Расширена наблюдательная сеть за опасными геологическими процессами и экологическим состоянием подземных вод Байкальской природной территории.

Геологоразведочные работы на нефть и газ

Обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья – за счет средств федерального бюджета пробурено 3,74 тыс. м параметрического и 2 тыс. м колонкового бурения, отработано 25,124 тыс. пог. км сейсморазведкой 2D, завершены бурением 5 параметрических скважин, 4 из них перешли в испытание. По итогам проведенных работ локализовано 6,9 млрд. т.н.э. прогнозных ресурсов углеводородов категории D1ЛОК (в том числе 3 582 млрд. м3 газа и 3 318 млн. т нефти и конденсата).

Недропользователями за счет собственных средств, открыто 54 месторождения углеводородного сырья. Ожидаемый прирост запасов жидких углеводородов (нефть + конденсат) составит 730 млн. т и газа 1 095 млрд. м3 при их добыче из недр соответственно 527 млн. т и 554 млрд. м3.

Наиболее значимыми по приросту запасов углеводородного являются месторождения:

Кошинское (Оренбургская область), суммарная оценка извлекаемых запасов нефти категории С12 – 24,2 млн. т;

Демьянское (Тюменская область) - 24,1 млн. т;

D-33 (Балтийское море) – 21,1 млн. т.

Геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые

Обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы по основным видам твердых полезных ископаемых – работами за счет средств федерального бюджета выполнены и перевыполнены показатели государственной программы по приросту прогнозных ресурсов категории Р12 по девяти видам полезных ископаемых: железным рудам, олову, свинцу, вольфраму, молибдену, золоту, серебру, бентонитовым глинам и стекольным пескам. По углю, урану, меди, никелю, хрому выполнение плана прироста прогнозных ресурсов составило от 45 до 70%. Не получен прирост прогнозных ресурсов по марганцу, редкоземельным металлам, цирконию. Вместе с тем, получены значительные приросты прогнозных ресурсов по цинку и алмазам, не планировавшиеся в 2015 году.

Невыполнение плановых показателей по ряду полезных ископаемых объясняется получением отрицательного результата при ограниченном количестве объектов поисковых работ (вероятность выявления месторождения или перспективного проявления на объекте с выявленными прогнозными ресурсами категории Р32 не превышает 10%).

Приоритетными направлениями в 2015 году являлись работы на высоколиквидные, наиболее привлекательные для лицензирования, полезные ископаемые – золото, алмазы, серебро, металлы платиновой группы. Значительно увеличены объемы работ на Дальнем Востоке.

В рамках международных контрактов продолжались геологоразведочные работы в трех российских разведочных районах Мирового океана: на железомарганцевые конкреции (ЖМК), глубоководные полиметаллические сульфиды (ГПС) и кобальтоносные марганцевые корки (КМК). Получены приросты прогнозных ресурсов ЖМК - 26 млн. т категории Р1, ГПС - 1 млн. т категории Р2, КМК - категории Р1 -7 млн. т, категории Р2 – 5 млн. т.

Геологоразведочными работами за счет средств недропользователей в 2015 году впервые поставлено на государственный баланс 49 месторождений твердых полезных ископаемых. Среди наиболее крупных следует отметить:

Малмыжское медно-порфировое месторождение в Хабаровском крае, утвержденные запасы золота категории АВС12 – 278 т, меди – 5 156 тыс. т;

Албазинское золоторудное месторождение в Хабаровском крае, - утвержденные запасы золота категории АВС12 – 105 т;

Иканское медно-порфировое месторождение в Амурской области, утвержденные запасы золота категории АВС12 – 57 т, меди АВС12 – 459 тыс. т;

Томинское месторождение в Челябинской области, утвержденные запасы золота категории С2 – 61,6 т;

Панимба золоторудное месторождение в Красноярском крае, утвержденные запасы золота категории АВС12 – 63,7 т;

Елкинское и Еланское месторождения никеля в Воронежской области, утвержденные запасы никеля категории АВС12 - 479,5 тыс. т;

Коклановское вольфрам-молибденовое месторождение в Курганской области, утвержденные запасы вольфрама АВС12 – 141,7 тыс. т, молибдена – 155,7 тыс. т.

В 2015 году продолжались геологоразведочные работы по реализации подпрограммы 15 «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Поисковые и оценочные работы на редкоземельные металлы проводились на Чуктуконском рудном поле (Красноярский край), на редкометальном рудопроявлении Отбойное (Иркутская область), в пределах Куларского рудно-россыпного района (Республика Саха (Якутия), на Северном и Южном участках Томторского рудного поля (Республика Саха (Якутия).

Кроме того, осуществлялись работы по научно-технологическому обеспечению работ (НИОКР) в части методического, метрологического и технологического обеспечения геологоразведочных работ на комплексные радиоактивные руды редких и редкоземельных металлов.


Лицензирование недропользования

В 2015 г. было объявлено 712 аукционов и конкурсов, из них: 162 – на углеводородное сырье, 529 – на твердые полезные ископаемые и 21 – на подземные воды и грязи. Состоявшимися признаны только 58% аукционов и конкурсов, в том числе: на участки недр, заключающих углеводородное сырье - 48%, на участки недр с твердыми полезными ископаемыми - 58%, подземные воды и грязи - 67%. Низкая активность недропользователей обусловлена недостаточной геологической изученностью предлагаемых в пользование участков недр, неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой в соответствующих регионах, а также неблагоприятной конъюнктурой мировых сырьевых рынках.

Благодаря внедрению заявительного принципа предоставления лицензий на твердые полезные ископаемые по итогам 2015 г. в 2,6 раза (с 286 до 746) возросло количество заявок недропользователей на геологическое изучение недр. Внедрение данного принципа в перспективе позволит привлечь значительные объемы инвестиций на условиях риска в геологическое изучение и со временем может заменить средства федерального бюджета на проведение поисковых работ.

В рамках реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 года № 98-р, в 2015 г. актуализировано 1 002 лицензионных соглашений на право пользования участками недр по углеводородному сырью (при плане 800) и 534 лицензионных соглашения – по твердым полезным ископаемым (при плане 500). Актуализация лицензионных соглашений позволит снизить финансовые риски, связанные с высокой волатильностью мировых цен на минеральное сырье.

Правовое обеспечение деятельности

В 2015 году продолжилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере геологии и недропользования, созданию условий для стимулирования конкуренции и привлечения инвестиций в отрасль, повышение доступности геологической информации. В 2015 г. приняты три федеральных закона, разработанных Минприроды России:

1. От 29.05.2015 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает создание Единого фонда геологической информации о недрах, а также ограничение по срокам конфиденциальности информации, представляемой недропользователями, что сделает ее через определенный срок открытой для всех.

2. От 02.05.2015 № 127-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и установлении норм определяющих, что изучение и освоение континентального шельфа будет осуществляться на основе документов стратегического планирования, утверждаемых Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

3. От 02.05.2015 № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает возможность получения лицензий с целью добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения на участках акваторий Балтийского моря.

С 1 января 2016 года вступает в силу новая Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденная приказом Минприроды России от 01.11.2013 № 477. Классификация устанавливает единые для Российской Федерации принципы подсчета и государственного учета запасов и ресурсов нефти, горючих газов (свободного газа, газа газовых шапок, газа, растворенного в нефти) и газового конденсата.

 

В целях стимулирования геологоразведочной деятельности:

установлен порядок рассрочки разового платежа за пользование недрами (постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии»), который направлен на стимулирование геологоразведочной деятельности недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств при условии выполнения ими лицензионных обязательств, а также на привлечение частного капитала для работ по ликвидации прошлого экологического ущерба, причиненного участкам недр вследствие отсутствия проведенных ликвидационных мероприятий;

повышен размер денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых за счет государственных средств, усовершенствован порядок его выплаты (постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 414 «О государственном денежном вознаграждении за открытие месторождения полезных ископаемых»);

подготовлена экономическая модель, предусматривающая вычеты затрат на ГРР из налога на прибыль организаций.

В части совершенствования экономических механизмов в области недропользования:

разработан порядок расчета разовых платежей за пользование недрами для участков недр, расположенных в Черном и Азовском морях, а также на территории Республики Крым, направленный на реализацию Федерального закона от 29.06.2015 № 161-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

разработан порядок расчета стартовых платежей за пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, а также за пользование участками недр, содержащими трудноизвлекаемые запасы нефти.

Основные направления деятельности в 2016 году

I. В сфере государственной политики и регулирования недропользования ключевыми задачами на 2016 год являются:

1. Доработка стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

2. Утверждение актуализированной государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» в части подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр».

3. Разработка новой классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.

4. Утверждение пакета нормативных правовых актов по введению новой классификации углеводородного сырья.

5. Принятие пакета нормативных правовых актов, необходимых для Реализации Федерального закона от 29 июня 2015 года №205-ФЗ.

6. Утверждение положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ.

7. Сопровождение и защита обновленной заявки на установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

II. Приоритетными направлениями геологоразведочных работ общегеологического и специального назначения являются:

- продолжение геолого-геофизических работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, направленных на актуализацию и сопровождение российской арктической заявки в Комиссию по границам континентального шельфа;

- создание и обновление геологических основ недропользования для мелко- и среднемасштабной геолого-геофизической, гидрогеологической картографической продукции по перспективным регионам страны, направленной на обеспечения прироста геологической, гравиметрической и гидрогеологической изученности территории России масштаба 1:1000 000 и 1:200 000 в объемах, предусмотренных Госпрограммой «Воспроизводство и использование природных ресурсов». Вместе с тем, принимая во внимание фактор уменьшения поискового задела для большинства стратегических видов полезных ископаемых, значительно усилены региональные среднемасштабные геологосъемочные работы;

- продолжение работ по созданию глубинной геологической основы прироста ресурсного потенциала территории и континентального шельфа России;

- повышение уровня изученности опасных геологических процессов и процессов загрязнения подземных вод на пунктах государственной опорной сети и полигонах федерального значения;

- выполнение необходимых работ по обеспечению геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике и на архипелаге Шпицберген;

- формирование фонда высокоресурсных металлогенических объектов полного масштабного ряда, перспективных для постановки геолого-съемочных и поисковых работ.

- сопровождение российской заявки в Комиссии ООН по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

- пополнение массива Государственных геологических информационных ресурсов.

III. В рамках работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья сохраняются их главные направления и задачи, решаемые в предшествующие годы с определенной коррекцией на концентрацию ГРР в пределах наиболее перспективных зон, выделенных по инициативе Роснедр в пределах всех нефтегазоносных провинций России для постановки региональных и поисково-оценочных работ. К числу приоритетных направлений ГРР на нефть и газ относятся:

- уточнение геологического строения и перспектив нефтегазоносности с ло-кализацией части прогнозных ресурсов углеводородов (УВ) в слабоизученных отдаленных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, примыкающих, прежде всего, к трассе магистрального нефтепровода ВСТО, а также других пла-нируемых нефтегазопроводов;

- получение новых материалов по геологии и нефтегазоносности Западно-Сибирской НГП, включая ее окраинные части и нижние горизонты разреза оса-дочного чехла, с решением задачи оценки перспективности промышленного освоения нетрадиционных УВ (бажениты);

- уточнение геологического строения и оценка нефтегазового потенциала слабоизученных районов, участков и комплексов (с включением нетрадиционных коллекторов) старых нефтегазодобывающих провинций Европейской части Рос-сии: Волго-Уральской, Прикаспийской, Тимано-Печорской и Северо-Кавказской;

- выявление и уточнение геологического строения и положения крупных нефтегазоперспективных структур на шельфах Российской Федерации.

По результатам геологоразведочных работ 2016 года планируется локали-зация прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории.D1ЛОК в объеме 6200 млн. т.н.э.

IV. Врамках работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых к числу приоритетных направлений геологоразведочных работ в 2016 г. относятся:

- концентрация работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с приоритетом постановки работ на Дальнем Востоке;

- поиски и оценка прогнозных ресурсов высоколиквидных и остродефицитных стратегических видов минерального сырья.

- сохранение достигнутых темпов работ и выполнение международных обязательств по изучению недр Мирового океана;

- выполнение геологоразведочных работ в рамках подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»;

- дальнейшее развитие «заявительного» принципа предоставления права пользования недрами.

По результатам геологоразведочных работ 2016 года планируется локализация прогнозных ресурсов важнейших видов полезных ископаемых категорий Р1+Р2 (в соответствии с показателями государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов»):

урана – 110 тыс. т;

железных руд – 350 млн. т;

хромовых руд – 4 млн. т;

никеля – 700 тыс. т;

меди – 1 600 тыс. т;

золота – 800 т;

алмазов – 40 млн. карат

V. В целях стимулирования выполнения недропользователем сроков геологического изучения недр, установленных в лицензии на пользование недрами, будет разработан законопроект, предусматривающий кратное увеличение размера регулярного платежа за пользование недрами в случае продления по инициативе недропользователя установленных в лицензии на пользование недрами сроков геологического изучения недр, а также механизм вычета из увеличенного таким образом регулярного платежа части расходов на проведение геологоразведочных работ, понесенных недропользователем после продления срока геологического изучения, с целью стимулирования проведения дополнительных поисково-оценочных работ.

VI. В части снижения административных барьеров будут внесены изменения в порядок согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, при внесении изменений в ранее согласованную проектную документацию в части мероприятий по обеспечению использования и утилизации ПНГ, направленный на ускорение прохождения установленных процедур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...