Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.




В ней используются три основных комплекса упражнений:

1 - на отведение, противопоставление пальцев;

2 - на сопротивление;

3- на координацию.

С первым комплексом упражнений можно познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое задание этого комплекса отрабатывается многократно в разных вариантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, различных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мягких и пр.).

В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы,,или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ
МЕРОПРИЯТИЙ

Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов:

1. Комплексности.

2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принципа поэтапного формирования навыков.

4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.

Принцип комплексности

Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл. № 3).

Таблица №3

Зоны взаимодействия Содержание работы
Невропатолог и логопед Ежегодное невролого-логопедическое обследование, в ходе которого заполняется карта движений (см. Приложение), итогом является постановка речевого и интеллектуального диагнозов, адекватный подбор медикаментозных средств, планирование логопедической работы;   обработка результатов невролого-логопедического обследования и определение содержания комплексных нагрузок (для каждого ребенка);   общее динамическое наблюдение в течение всего периода обучения, целью которого является коррекция схемы лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствием таковой)

Окончание табл. №3

Служба ЛФК и логопед Определение направлений и постановка задач общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК); определение неврологического статуса ребенка с выделением ведущего неврологического синдрома, тяжести двигательного нарушения и составление индивидуальной схемы лечения; разработка комплекса психологических установок, учитывающего особенности личности каждого ребенка; интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК.
Физиотерапевт и логопед Физиотерапевтические мероприятия, направленные на: а) уменьшение проявлений неврологических синдромов, б) подготовку артикуляционного аппарата к проведению ЛЛФК (термоаппликации на области оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлекторные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.). Физиотерапевтические процедуры приобретают особую значимость на первых этапах ЛЛФК.
Воспитатель и логопед соблюдение речевого и двигательного режима в группе на занятиях и в свободной деятельности.

 

Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).

С помощью сегментарного массажа шейно-плечевого отдела с элементами периостального массажа по системе Скворцова и мануальной терапии массажист (врач ЛФК) решает следующие задачи:

* подавление влияния тонических рефлексов на голову и туловище;

* устранение контрактур и блоков в плечевом поясе;

* формирование представления о физиологическом движении в плечевом поясе;

* укрепление мышц шейно-плечевого пояса.

Эти мероприятия являются подготовительными для последующего осуществления логопедического массажа, дыхательной гимнастики.

Важным условием второго направления является участие родителей в реализации обучающих программ, разработанных медико-педагогическим коллективом. Им оказывают не только психологическую поддержку, но и обучают их конкретным методам и приемам работы с детьми, например, упражнениям, направленным на развитие всех видов ощущений, пальчиковой гимнастике, мимической и артикуляционной гимнастике и др.

Назначая ребенку массаж оральной мускулатуры, родителей обучают простейшим упражнениям с использованием мягкой зубной щетки, которая может стать прекрасным домашним массажером. Используя поглаживающие, поколачивающие, вибрационные движения щетиной и обратной гладкой стороной, мама активизирует щечные мышцы, круговую мышцу рта, продольные и поперечные мышцы языка. Рассматривая с ребенком картинки, изображающие различных персонажей сказок, она закрепляет полученные на занятиях с логопедом умения удерживать мимические и артикуляционные позы, осуществлять движения и др.

Целью подобных практических занятий с родителями является реализация программы социальной адаптации семьи, а также сохранение непрерывности курса ЛЛФК по времени и нагрузкам.

2. Принцип учета индивидуальных
особенностей ребенка

При планировании комплекса персональных нагрузок реализуется принцип учета индивидуальных особенностей ребенка. В соответствии с ним дети делятся на условные подгруппы:

1. Основная.

2. С ограничением нагрузок.

3. С противопоказаниями.

Противопоказаниями к использованию логопедического массажа и ЛЛФК считаются обострения эписиндрома, аллергических реакций. В эту группу включены также дети с выраженным поведенческим негативизмом (в период их адаптации в учреждении). Ограничены нагрузки для соматически ослабленных детей, с судорожной готовностью в анамнезе, с эмоциональной лабильностью.

Важно также учитывать особенности личностных нарушений каждого ребенка (отсутствие или наличие мотивации, уровень притязаний и самооценка, ведущая форма общения, наличие (отсутствие гипо- или гиперопеки). Данные о личностных нарушениях, отраженные в невролого-логопедическом обследовании, помогут специалистам правильно построить взаимоотношения с ребенком, формировать у него активные личностные установки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...