Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 42. Международный валютный фонд (МВФ), механизм его деятельности.




Важное место в мировой экономике и мирохозяйственных связях занимают межгосударственные организации. В их число входят Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Они были учреждены на международной валютно-финансовой конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (США, штат Нью-Гемпшир). Конференция приняла «Заключительный акт». Он включил статьи соглашения МВФ и статьи соглашения МБРР, которые исполняют роль их уставов.

Международное сообщество сознательно стремилось осуществить разделение функций при создании этих двух организаций. Ответом на финансовые проблемы явилось формирование МВФ, способствующего валютно-финансовой стабилизации. На МБРР возложена обязанность финансирования экономического развития.

Международный валютный фонд (International Monetary Fund) служит институциональной основой мировой валютной системы. Эта международная организация предназначена для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Она имеет статус специализированного учреждения ООН.

Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. Российская Федерация стала его членом в 1992 г.

Устав МВФ не предусматривает каких-либо особых условий для вступления в эту организацию. Членство в ней открыто для любой страны, способной и готовой выполнять соответствующие обязательства. Вступая в МВФ, страна одновременно становится членом МБРР; присоединение к этому банку влечет за собой участие в Международной ассоциации развития.

Официальные цели МВФ:

· «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»;

· «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли»;

· «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

· «оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений»;

· «предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах»;

· сокращать длительность и уменьшать степень неравновесия в международных балансах платежей государств-членов МВФ.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.

Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих (Board of Governors). В нем каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, – «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласованности им чрезвычайно сложно.

Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), то есть директорату. Последний несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. (5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, то есть пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 – формально избраны, но представляют каждый одну страну – Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 – избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов.) В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительного совета. Постоянное местопребывание руководящих органов – Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

МВФ устроен по образу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов стран-членов, производимых ими по подписке. Каждая из них имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена с Фондом. Она определяет:

1) сумму подписки на капитал МВФ;

2) возможности использования его ресурсов;

3) сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;

4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде.

Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: валовой внутренний продукт; объем операций по текущим статьям платежного баланса; изменчивость (вариативность) величины текущих внешних поступлений; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. Сначала до 25% квот оплачивались золотом, ныне – резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами, определяемыми МВФ с согласия стран-эмитентов этих валют); 75% суммы подписки осуществляются национальной валютой.

В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства.

Потребность в увеличении кредитных операций побудила его обратиться к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность.

Итак, денежные средства МВФ формируются на основе взносов стран-членов и займов. Они служат финансовым источником предоставляемых Фондом кредитов.

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков; во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит – для финансирования бюджетных расходов правительств.

В уставе МВФ для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов; 2) операция (operation) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Он производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase), или иначе заимствование (drawing), иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной денежной единице, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.

Предоставление МВФ кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов.

МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его валютных кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидности или сокращении. С расширением кредитных операций в 1980-е годы Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности.

Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом.

Первоначально такую программу называли программой приспособления, т.е. перестройки хозяйственного механизма. С конца 1980-х годов используется также термин «программа экономической реформы». При этом МВФ требует принятия так называемых предварительных мер, т.е. внесения страной-заемщицей определенных изменений в экономическую политику, которое должно быть осуществлено еще до утверждения кредитной договоренности.

Концепция экономической политики, составляющая ныне содержание выдвигаемых Фондом условий для получения кредитов, сформировалась в 1980-е годы в кругах ведущих экономистов и деловой элиты США, а также других стран Запада и известна под наименованием «Вашингтонский консенсус».

Она предполагает, с одной стороны, осуществление изменений структурного характера, включающих приватизацию предприятий, обеспечение рыночного ценообразования, либерализацию внешнеэкономической деятельности, а с другой – достижение макроэкономической и финансовой стабилизации. В этой связи предусматривается набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесие платежного баланса страны-заемщицы, преодоление инфляции и тем самым гарантировать своевременное погашение долга Фонду. Степень детализации условий может быть различна – от принятия общих обязательств сотрудничать с Фондом в выработке экономической политики до определения мер финансовой политики, предусматривающих конкретные количественные показатели.

Практические стабилизационные программы обычно включают:

- сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели;

- отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги;

- увеличение налогов на личные доходы;

- сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы;

- повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского назначения;

- либерализацию внешнеэкономических связей;

- девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п.

В зависимости от конкретной ситуации, существующей в отдельных странах, эти меры используются в различных сочетаниях.

Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ – это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.

МВФ не имеет ни филиалов, ни вспомогательных организаций. Профессиональный состав его персонала представляют в основном экономисты и финансовые эксперты. Большинство его служащих работают в штаб-квартире, которая находится в центре Вашингтона, в сотне метров от Белого дома. Если в США эта организация не бросается в глаза, то на международной арене не заметить ее невозможно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...