Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма правления современного государства и их виды




Форма гос. правления - порядок образования и организации высших органов гос. власти, их взаимооотношения др. с др. и населением. Конкретная форма правления в каждом гос-ве бывает обусловлена рядом опред.факторов: исторический тип гос-ва; уровень экономического развития общества; соотношение, расстановка сил в обществе; национальные и культурные традиции; международная обстановка.

1.Монархия- форма правления, при которой гос.власть осущ-ся единолично и передается по наследству вместе с высшим в ист. гос-ве титулом.

Признаки монархии: наличие единоличного главы, власть передается по наследству, осущ-ся бессрочно, не зависит от воли избирателей.

1.1.Неограниченные(абсол.)монархии (Оман, Бруней)- единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх. Разновидность абс.монархии – теократическая монархия (форма правления при которой глава Г одновременно представляет светскую и религ. власть: Ватикан, Сауд. Аравия). 1.2.Ограниченные -в них наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие органы, ограничивающие его власть (парламенты и конституции на основании которых происходит это разграничение). а)дуалистические (Иордания, Марокко)- промежут., переходной вариант от абсолютной к парламент., наличие наряду с монархом иных высших органов гос.власти -–парламента и прав-ва (что не св-но абс.мнархии), назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом, назначение членов прав-ва монархом и ответственность его перед ним, монарх выполняет реальные функции главы Г; б) парламентарные (Великобритания, Бельгия, Испания, Канада, Норвегия, Япония, Швеция)-долговечная форма огранич.монархии, парламент избирается народом, правительство формируется из представителей партий получившей большинство на выборах; пр-во ответственно перед парламентом, лидер партии обычно становиться главой правительства, функции монарха минимальны и носят церемониальный хар-р.

Республика -форма правления, при которой глава Г явл. Выборным и сменяемым, а его власть зависит от воли избирателей.

Признаки: существование единоличного или коллегиального главы гос-ва; выборность власти на опред. срок; осуществление гос.власти по поручению народа; реализация принципа разделения властей; ответственность власти перед народом.

1.Презид. ( США, Сирия)- парламент и президент изб-ся народом. Президент является одновременно и главой Г и прав-ва, поэт. отсутствует премьер-министр (назначает и смещает членов Пр-ва: либо единолично, либо с согласия Парл-та), Пр-во ответственно перед През., президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые Парлам., парламент не имеет П выразить вотум недоверия Пр-ву, а президент не имеет П роспуска парламента (в нек. Г-х может), парламент против президента м.возбудить процесс отстранения от власти (импичмент).

2.Парламентарная ( Германия,Греция,Венгрия,Индия,Италия ) - парламент формир-ся народом, верховенство власти парламента; президент избирается парламентом с одобрения правит-ва; правительство создается парламентом из числа депутатов, принадл. к партии большинства; правительство ответственно перед парламентом; фактическим руководителем Г явл-ся глава прав-ва – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах).

3.Смешанная -президент или парламент делят свой контроль и свою отв-ть по отношению к правительству (Франция,Финляндия,Россия). Президент избирается народом, как и парламент. Он назначает главу прав-ва по согласованию с парламентом. Парламент имеет П выразить вотум недоверия прав-ву, но отправляет его в отставку президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента. И през. и парламент участвуют в формир. прав-ва. Прав-во ответственно и перед парламентом (вотум), и перед през. (отставка).

4.Супер презид. республика ( ряд гос-в в Лат.Америке )- преувеличена президентская власть.

5.Республика советов – разновидность социалист.формы гос.правления.3 разновидности: париж.коммуна, сов.республика, народно-дем республика. Они отражают гос. форму диктатуры пролет-та.

Недостатки: в през. респ. м.б. тирания (разногласия между исп. и зак.властями, особенно если през и парл больш-во относятся к различным партиям). В парл.- тоже!

Соотношение типа и формы Г. С одной стороны, Г каждого типа облекаются во мно­жество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческо­го типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство). для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики. (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии. С другой стороны, Г определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия — принадлежность только феодального Г в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства. Г каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое Г- во в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями. Следовательно, тип и форма Г соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...