Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дикие животные наших лесов




 

(девятнадцатая неделя)

 

«Мы картиночки берем». Логопед просит детей разложить картинки в два столбика: в один - слова, состоящие из одного слога, в другой - из двух слогов (волк, еж, лось, крот; лиса, медведь, белка, олень).

 

Мы картиночки берем С дикими животными, И на стол мы их кладем Столбиками ровными.

 

«Какой?» Логопед предлагает детям назвать признаки животных. Дети перечисляют их, загибая пальчики.

 

Волк какой? (Злой, серый, голодный, зубастый, хищный.) Заяц какой? (Косой, трусливый, быстроногий, маленький.) Медведь какой? (Большой, бурый, неуклюжий, косолапый, дикий.) Лиса какая? (Хитрая, рыжая, ловкая.)

 

«Кто где живет?» Логопед предлагает детям закончить предложения. Проговаривая предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Медведь с медвежатами живет... (в берлоге).

 

Волк с волчатами живет... (влогове).

 

Лиса с лисятами живет... (в норе).

 

Белка с бельчатами живет... (в дупле).

 

Еж с ежатами живет... (в норке).

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Если мишка заревет, Мячик наш скакать начнет. Если мишка лапой топнет, Мячик наш от шума лопнет.

 

«Обведи по контуру». Логопед предлагает детям обвести по контуру части тела животных и назвать их. При необходимости он оказывает детям помощь.

 

Пальчик указательный, Будь-ка ты внимательный, Части тела покажи, Чьи они - нам расскажи.

 

Медвежья пасть, медвежья морда, медвежья лапа, медвежий хвост, медвежий нос, медвежьи когти, медвежьи лапы, медвежье туловище и т. д.

 

Волчья...

 

Лисья...

 

Заячья...

 

«Танграм». Логопед раздает детям по 7 геометрических фигур (они вырезаются из квадрата размером 8x8 см, как показано на рисунке), предлагает составить из них силуэт лисы и рассказать о проделанной работе.

 

Я составил силуэт лисы из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего семь фигур: один квадрат, один четырехугольник и пять треугольников - два больших, один средний и два маленьких. Для туловища я взял два больших треугольника и один средний треугольник, для головы - квадрат, для ушей - два маленьких треугольника. А для хвоста я взял четырехугольник, потому что хвост у лисы большой. Я соединил фигуры, и у меня получилась лиса.

 

 

Дикие животные и их детеныши

 

(двадцатая неделя)

 

«Кто у кого?» Логопед раздает детям картинки с изображениями животных и произносит предложения. Дети раскладывают картинки в соответствии с их содержанием.

 

У волка есть волчата. У зайца есть зайчата. У лисы есть лисята. У лося есть лосята. У ежа есть ежата. У медведя есть медвежата. У белки есть бельчата. У барсука есть барсучата. Все они в лесу живут, И их дикими зовут.

 

«Дикие животные». Логопед читает предложения, а дети каждое слово сопровождают хлопком в ладоши (по четыре хлопка).

 

Вот волк и волчата.

 

Вот заяц и зайчата.

 

Вот лиса и лисята.

 

Вот лось и лосята.

 

Вот медведь и медвежата.

 

Вот белка и бельчата.

 

Вот барсук и барсучата

 

Вот еж и ежата

 

«Детеныши». Логопед предлагает детям речевую подвижную игру. Они разучивают ее, сопровождая рифмованную миниатюру движениями (на каждую строчку - по четыре однотипных движения).

 

Медвежонок - топ-топ,

 

А ежонок - хлоп-хлоп, А волчонок - щелк-щелк, А зайчонок - скок-скок, А лисенок - шмыг-шмыг, А лосенок - брык-брык, А рысенок - прыг-прыг, И бельчонок - прыг-прыг.

 

«Считалка». Логопед произносит считалку и выставляет соответствующие картинки. Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждое слово - один удар).

 

Буду я с мячом играть И детенышей считать: Медвежонок и волчонок, И ежонок, и бельчонок, И кротенок, и лисенок, И лосенок, и рысенок.

 

«Дикие животные и их детеныши». Дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы (на каждое слово - одно нажатие). Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Волк, еж, лиса - это дикие животные.

 

Белка, лось, медведь - это дикие животные.

 

Волчонок, ежонок, лисенок - это детеныши диких животных. Бельчонок, лосенок, медвежонок - это детеныши диких животных.

 

Волк, волчица и волчата - это волчья семья. Медведь, медведица и медвежата - это медвежья семья. Волк - взрослое животное, а волчонок - детеныш. Белка - взрослое животное, а бельчонок - детеныш.

 

«В лесу». Логопед читает рассказ и выставляет соответствующие картинки с изображениями животных.

 

Взрослые животные и их детеныши гуляли в лесу. Малыши разбежались и заблудились. Животные стали их искать. Медведь нашел медвежат и повел их в берлогу. Волк нашел волчат и повел их в логово. Лиса нашла лисят и повела их в нору. Белка нашла бельчат и повела их в дупло. Барсук нашел барсучат и повел их в норку.

Животные жарких стран

 

(двадцать первая неделя)

 

«Мы картиночки берем». Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием в три ряда раскладывает картинки с изображениями животных (при необходимости можно использовать узнаваемые силуэты животных). Игра повторяется 3-4 раза.

 

Мы картиночки берем, В три ряда на стол кладем: Кобра, пантера, слон, леопард, Лев, крокодил, черепаха, гепард,

 

Тигр, жираф, обезьяна, джейран - Это животные жарких стран.

 

«Кто у кого родился?» Логопед предлагает детям закончить предложения. Произнося предложения, дети сопровождают каждое слово хлопком в ладоши (по четыре хлопка).

 

У льва родился... (львенок).

 

У тигра родился... (тигренок).

 

У слона родился... (слоненок).

 

У кенгуру родился... (кенгуренок). У черепахи родился... (черепашонок).

 

«Тигр» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети изображают тигра. Затем они самостоятельно произносят четверостишие.

 

Я усатый, полосатый, Я зубастый и клыкастый. Лапы у меня, не ножки, Я гораздо больше кошки.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол.

 

Раз, два, три, четыре, пять, (5ударов) Будем мы зверей считать: (4 удара) Слон, слониха и слоненок, (3 удара) Тигр, тигрица и тигренок. (3 удара)

 

«Что у кого?» Логопед задает детям вопросы. Они, отвечая на них, кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Логопед. Вот слон и лев. У кого хобот, у кого грива?

 

Дети. Хобот у слона, грива у льва.

 

Логопед. Вот черепаха и антилопа. У кого панцирь, у кого копыта?

 

Дети. Панцирь у черепахи, копыта у антилопы.

 

Логопед. Вот тигр и жираф. У кого клыки, у кого пятна?

 

Дети. Клыки у тигра, пятна у жирафа.

 

Логопед. Вот лев и зебра. У кого усы, у кого полоски?

 

Д ети. Усы у тигра, полоски у зебры.

 

Логопед. Вот кобра и бегемот. У кого жало, у кого пасть?

 

Дети. Жало у кобры, пасть у бегемота.

 

«Монгольская игра». Логопед раздает детям по 11 геометрических фигур (они вырезаются из квадрата размером 10x10 см, как показано на рисунке), предлагает составить из них силуэт жирафа и рассказать о проделанной работе.

 

Я составил силуэт жирафа из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего одиннадцать фигур: два квадрата, четыре треугольника, пять прямоугольников (четыре маленьких и один большой). Для туловища я взял два квадрата. Для шеи - четыре треугольника, потому что у жирафа длинная шея. Для головы - большой прямоугольник. А для ног - четыре маленьких прямоугольника. Я соединил фигуры, и у меня получился жираф.

 

 

Животные холодных стран

 

(двадцать вторая неделя)

 

«Дикие животные и их детеныши». Для игры используются картинки с изображениями животных. Логопед произносит предложения и в соответствии с их содержанием выкладывает картинки. Дети хором проговаривают предложения. (Игра повторяется 2 раза.)

 

Вот тюлень и тюлененок.

 

Вот морж и моржонок.

 

Вот олень и олененок.

 

Вот пингвин и пингвиненок.

 

Вот заяц и зайчонок.

 

Вот белый медведь и медвежонок.

 

«Мы с картинками играем». Дети встают парами лицом друг к другу. Отхлопывая количество слогов в словах, они ударяют друг другу в ладоши. Игра повторяется несколько раз. Первое четверостишие дети заучивают наизусть.

 

Мы с картинками играем, По слогам их называем,

 

Покажи свои ладошки - Их похлопают немножко: Морж, мор-жо-нок, Мед-ведь, мед-ве-жо-нок, Тю-лень, тю-ле-не-нок, О-лень, о-ле-не-нок.

 

«Кто кого кормит?» Логопед предлагает детям закончить предложения. Произнося предложения, они кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационньй рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Тюлень кормит... (тюлененка).

 

Морж кормит... (моржонка).

 

Олень кормит... (олененка).

 

Пингвин кормит... (пингвиненка).

 

Медведь кормит... (медвежонка).

 

Заяц кормит... (зайчонка).

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

 

Моржу дам молока, Мишке белому - медка, Рыбку дам тюленю, Травку дам оленю, А тебе считалку дам, Сочинил ее я сам.

 

«Кто около?» На игровое поле логопед в ряд выкладывает три картинки с изображениями животных. Дети комментируют, например: «Около зайца тюлень и олень». Затем логопед меняет картинки местами или выставляет другие.

 

Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова, исключая союзы и предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Около моржа пингвин и медведь.

 

Около оленя медведь и заяц.

 

Около тюленя морж и пингвин. И так далее.

 

«Танграм». Логопед раздает детям по 7 геометрических фигур (они вырезаются из квадрата размером 8x8 см, как показано на рисунке), предлагает составить из них силуэт зайца и рассказать о проделанной работе.

 

Я составил силуэт зайца из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего семь фигур: один квадрат, один четырехугольник и пять треугольников - два больших, один средний и два маленьких. Для туловища я взял два больших треугольника, для головы - квадрат, для ушей - четырехугольник, для передних лап - один маленький треугольник, а для задних лап - средний треугольник и маленький треугольник. Я соединил фигуры, и у меня получился зайчик, сидящий на задних лапах.

 

 

Рыбы

 

(двадцать третья неделя)

 

«Мы картиночки берем». Для игры используются картинки с изображениями рыб (или узнаваемые силуэты). Логопед читает стихотворение и выкладывает картинки в соответствии с его содержанием.

 

Мы картиночки берем И на стол их в ряд кладем: Рыба-меч, рыба-пила, Скат, акула, камбала, Окунек, треска, горбуша... Им нужна вода, не суша. Все они в воде живут, Там играют и плывут.

 

 

«С пальчиками мы играем». Логопед читает стихотворение, а дети считают рыбок, загибая пальчики. Затем они заучивают стихотворение наизусть.

 

С пальчиками мы играем, Рыбок мы изображаем: Этот пальчик - пескарек, Этот пальчик - окунек, Этот пальчик - камбала, Этот пальчик - рыба-пила, Ну, а этот - толстый сом, Он большой плавучий дом.

 

«Без чего не бывает рыбы?» Логопед показывает детям картинку с изображением рыбы и рассказывает, из каких частей она состоит. Затем спрашивает: «Без чего не бывает рыбы?». Дети отвечают (ответы должны быть полными): «Не бывает рыбы без головы (без жабр, без хвоста, без плавников, без чешуи, без туловища, без глаз, без рта)».

 

«Кто где живет?» Дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Ерш, сом, пескарь - это речные рыбы.

 

Камбала, горбуша, сельдь - это морские рыбы.

 

 

Карп, карась, плотва - это озерные рыбы.

 

Акула, мурена, щука - это хищные рыбы.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Вышел Миша на крылечко, Взял он удочку, червей. Быстро он бежит на речку, Там поймает пескарей.

 

«Щука». Логопед предлагает детям составить рассказ о щуке. При необходимости он помогает.

 

Перед вами щука. Это речная рыба. Она хищная - питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Щука покрыта чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты.

 

Насекомые

 

(двадцать четвертая неделя)

 

«Насекомые». Для игры используются картинки с изображениями насекомых (или узнаваемые силуэты). Логопед читает рифмованный текст и выкладывает картинки в соответствии с его содержанием.

 

 

Насекомые сидят, И на нас они глядят: Пчела, муха, гусеница, Комар, мошка, жужелица, Червяк, бабочка, оса, Жук, кузнечик, стрекоза.

 

«Сороконожки». Логопед читает стихотворение. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши (на каждую строчку - три удара).

 

Бежали сороконожки, Бежали они по дорожке. Слишком много ножек У этих сороконожек.

 

«Кто как передвигается?» Логопед показывает детям по две картинки с изображениями насекомых и предлагает составить предложения, в которых говорится о том, какое насекомое как передвигается.

 

Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова, исключая союзы. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Муравей ползает, а бабочка летает. Гусеница ползает, а кузнечик прыгает. Бабочка летает, а улитка ползает. Червяк ползает, а стрекоза летает. Кузнечик прыгает, а комар летает. Паук ползает, а пчела летает. Муха летает, а гусеница ползает.

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Я с мячом легко играю, Насекомых называю: Жук, кузнечик, муравей, Мячик, бей-бей-бей.

Весна

 

(двадцать пятая неделя)

 

«Мы картиночки покажем». Логопед выставляет перед детьми картинки и читает стихотворение. Затем дети заучивают его наизусть, опираясь на картинки.

 

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Солнышко, сосульки, почки, Одуванчики, листочки, Капли, лужи, ручейки, Мухи, бабочки, жучки, Птицы с юга прилетают... Ну, когда это бывает?

 

«Мы картиночки берем». Логопед раздает детям картинки с изображениями насекомьк и предлагает разложить их в два столбика: в первый - картинки, названия которых состоят из двух слогов, во второй - из трех. Когда они кладут карточку в первый столбик, то хлопают в ладоши два раза, во второй - три раза.

 

Мы картиночки берем И в два столбика кладем: Первый столбик - два хлопка, Второй столбик - три хлопка.

 

Картинки: оса, муха, пчела, червяк, мошка; муравей, стрекоза, кузнечик, бабочка, улитка.

 

«Бабочка» (речевая подвижная игра). Логопед предлагает детям изобразить бабочку, о которой говорится в рассказе, а затем выучить его наизусть.

 

Бабочка летала, летала, летала. Крыльями махала, махала, махала. Головой крутила, крутила, крутила. Усами шевелила, шевелила, шевелила. Глазками глядела, глядела, глядела. Ножками перебирала, перебирала, перебирала. С цветка на цветок перелетала, перелетала, перелетала.

 

«Я по лужицам шагаю». Логопед раскладывает на полу (в ряд, по кругу или полукругом) шестнадцать бумажных силуэтов луж. Дети по очереди шагают по ним в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре шага).

 

Я по лужицам шагаю, В лужу ножкой попадаю:

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Вот идет, идет весна, Быстроногая она, По лужайкам: топ-топ, А по лужам: шлеп-шлеп.

 

«Весна» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети в такт ему выполняют различные движения (ходят, поднимают руки вверх, приседают и т.д.). Затем они заучивают четверостишие наизусть.

 

В гости к нам пришла весна, Деток радует она,

 

Солнце светит, солнце греет, Всюду травка зеленеет.

 

«Без чего не бывает весны?» Логопед по очереди показывает детям картинки и спрашивает: «Без чего не бывает весны?». Дети отвечают (ответы должны быть полными): «Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без листочков, без насекомых, без птиц, без ледохода и т. д.)».

 

Отвечая на вопрос, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

«Пришла весна». Логопед читает рифмованный текст и по ходу чтения выставляет соответствующие картинки. Дети заучивают стихотворение наизусть.

 

Вот пришла к нам весна, После зимы наступила она. Солнышко светит и греет, Снег на земле чернеет. А на речке тает лед, А на речке потом ледоход. Ручейки проворно бегут, Одуванчики с травкой растут. На деревьях набухают почки, Из них вылезают листочки. Насекомые выползают, Птицы с юга прилетают.

 

Транспорт

 

(двадцать шестая неделя)

 

«Мы с картинками играем». Логопед выставляет перед детьми картинки и проговаривает стихотворение. Дети повторяют его несколько раз и заучивают наизусть.

 

«Транспорт» (речевая подвижная игра). Логопед читает стихотворение, а дети выполняют описываемые в нем движения. Затем они проговаривают текст самостоятельно.

 

Я в автомобиль сажусь,

 

По дороге я несусь.

 

В самолет я залезаю,

 

И по небу я летаю.

 

Я в ракете помещаюсь,

 

В дальний космос отправляюсь.

«Объясни слова». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям объяснить значения слов. При необходимости он помогает детям.

 

Мы с картинками играем, С ними транспорт изучаем: Вот троллейбус и автобус, Самосвал и аэробус, Самолет и самокат, Саночки и снегокат.

 

Слушай длинные слова, В каждом слове - слова два, Дважды ты рукой взмахни, Слово длинное объясни.

 

Тепловоз, подлодка, самолет, аэроплан, луноход, вездеход, самоход, самосвал, снегоход.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Не летает, не плывет, Не лежит и не ползет, А бежит, бежит, бежит И гудит, гудит, гудит.

 

«Машина». Для игры необходимы машина, схема ее движения, изображенная на большом листе бумаги, две плюшевые игрушки.

 

Логопед читает стихотворение и показывает на схеме, как едет машина. Дети хором проговаривают стихотворение.

 

На машину сели и поехали, Немного мы проехали, На площадь мы заехали, Перекресток переехали. До эстакады доехали, Въехали на нее, съехали. До дома большого доехали, Его аккуратно объехали. До канала мы доехали, Его по мосту переехали. Потом долго-долго ехали И до дома доехали.

 

«Дорога». Логопед читает рассказ и в соответствии с его содержанием раскладывает на игровом поле картинки. Дети повторяют рассказ сначала вслед за взрослым, а затем самостоятельно.

 

Это дорога. По дороге едут машины. Вот едет автобус, он перевозит людей. За ним едет самосвал, он перевозит грузы. За ним - бензовоз, он перевозит бензин. За бензовозом движется молоковоз, он перевозит молоко. А вот легковой автомобиль, в нем - дорожная милиция. Она следит за порядком на дороге. На улице много различных видов транспорта.

 

«Составим машину». Логопед раздает детям геометрические фигуры и предлагает составить силуэт машины. Затем они рассказывают о проделанной работе, опираясь на образец.

 

Я составил машину из геометрических фигур. Фигуры сделаны из картона. Всего шесть фигур: три прямоугольника (большой, средний и маленький) и три одинаковых круга. Для кузова я взял большой прямоугольник, для кабины - средний прямоугольник. Для капота машины я использовал маленький прямоугольник, а для колес - три одинаковых круга. Я соединил фигуры, и получилась машина.

 

Профессии

 

(двадцать седьмая неделя)

 

«Мы картинки называем». Логопед произносит рифмованный текст и в соответствии с его содержанием выкладывает картинки с изображениями людей различных профессий. Дети, опираясь на картинки, заучивают текст наизусть.

Профессии мы изучаем, Картинки мы называем: Ткач, продавец, садовод, Повар, артист, пчеловод, Летчик, учитель, шофер, Врач, капитан, комбайнер.

 

«Повтори слова». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям повторить без запинки слова.

 

Повторим три слова сразу, Не запнемся мы ни разу.

 

Танкист - тракторист - машинист; велосипедист - мотоциклист - бульдозерист; каменщик - крановщик - бетонщик.

 

«Профессии». Логопед читает четверостишие, а дети сопровождают каждое слово ударом карандаша по столу (исключая союзы и предлоги).

Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Я расту, расту, расту, А когда я подрасту, - Буду поваром, танкистом, Клоуном и машинистом.

 

 

«Кто водит транспорт?» Логопед предлагает детям повторить предложения. Дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонацион-ный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Трактор водит тракторист.

 

Поезд водит машинист.

 

Машину водит шофер.

 

Самолет водит летчик.

 

Корабль водит капитан.

 

Краном управляет крановщик.

 

Ракету водит космонавт.

 

Танк водит танкист.

 

Бульдозером управляет бульдозерист.

 

Экскаватором управляет экскаваторщик.

«Кому это нужно?» Логопед показывает картинку (ножницы, шприц, машина, компьютер, кастрюля) и произносит начало предложения. Дети заканчивают его. Затем они повторяют целиком все предложение, отхлопывая каждое слово в ладоши.

 

Ножницы нужны... (парикмахеру).

 

Шприц нужен... (врачу).

 

Машина нужна... (шоферу).

 

Компьютер нужен... (инженеру).

 

Кастрюля нужна... (повару).

 

«Врач». Логопед выставляет на доске картинки с изображениями предметов, необходимых врачу, и предлагает составить о нем рассказ. Дети повторяют рассказ самостоятельно (хором и индивидуально).

 

Профессия врача очень важна. Врач лечит людей. Он работает в поликлинике и больнице. Врачу нужны: халат, шапочка, градусник, шприц, лекарства, рецепты. Больной приходит к врачу, рассказывает о своей болезни. Доктор помогает больному.

Хлеб

 

(двадцать восьмая неделя)

 

«Мы картиночки покажем». Логопед выставляет перед детьми картинки с изображениями хлебопродуктов (или узнаваемые силуэты) и произносит рифмованный текст, который они заучивают наизусть.

 

 

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Булка, кекс, батон, буханка, Торт, лаваш, пирог, баранка, Пирожок, рогалик, сушка, Бублик, сухари, ватрушка... То не овощи, не фрукты, Это все - хлебопродукты. Повар, ты их испеки В жаркой печке из муки.

 

«Сосчитай слоги». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям ударить по столу карандашом столько раз, сколько слогов в слове: хлеб, хлебцы, хлебушек, хлебозавод, хлебопродукты, хлебобулочные (изделия).

 

Со словами мы играем, Слоги в слове мы считаем.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Сладкоежка наш Кондрат, Пять пирожных съел подряд: С кремом - два, с джемом - три, Ты считалку повтори.

 

«Чем угостишь гостей?» Логопед показывает детям картинки и предлагает составить по образцу предложения. Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Я угощу гостей булкой (кексом, тортом, лавашом, пирогом, баранкой, ватрушкой и т.д.).

 

«В булочной». Логопед раскладывает на игровом поле пять бумажных полосок, которые обозначают полки. По ходу рассказывания он выкладывает на них соответствующие предметные картинки (можно использовать узнаваемые силуэты предметов).

 

Маша пришла в булочную. Там продают хлебобулочные изделия. В магазине - пять полок. На первой полке лежат батоны, буханки, булки. На второй полке - сушки, баранки, бублики. На третьей полке Маша увидела печенье, ватрушки, рулеты. На четвертой красуются торты, пирожные, кексы. А на пятой полке - сухари, хлебцы, соломка. В магазине много разных хлебобулочных изделий. Все такое вкусное. Маша - сластена, она купила пирожное, печенье, кекс.

 

Школа

 

(двадцать девятая неделя)

 

«Мы картиночки покажем». Логопед читает стихотворение и по ходу чтения показывает соответствующие картинки (или узнаваемые силуэты). Дети с опорой на картинки заучивают текст.

 

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Класс, учительница, парта, Ученик, учебник, карта, Азбука, тетрадь, урок, Кисточка, альбом, звонок, Стол, пенал, карандаши, Ластик, ранец, малыши. Говорите, дети, хором: «Это все зовется... (школа)».

 

«Что радом с портфелем?» На столе лежит портфель, а вокруг него - школьно-письменные принадлежности. Дети составляют предложения: «Рядом с портфелем находится ручка (карандаш, тетрадь, учебник, кисточка, пенал, линейка и т.д.)».

 

Произнося предложения, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

«В школе» (речевая подвижная игра). Логопед предлагает детям послушать стихотворение и изобразить, как они будут учиться в школе. Затем дети проговаривают стихотворение сначала вслед за логопедом, а потом самостоятельно, сопровождая текст движениями.

 

В школу мы с тобой пойдем

 

И портфель с собой возьмем.

 

В школе будем мы читать,

 

 

В школе будем мы писать,

 

Физкультурой заниматься,

 

И трудиться, и стараться.

 

«Объясни слова». Логопед произносит стихотворный зачин и предлагает детям объяснить значения слов.

 

Называем мы слова, В каждом слове - слова два, Дважды ты рукой взмахни, Слово длинное объясни.

 

Первоклассник, второклассник, третьеклассник, четвероклассник, пятиклассник, шестиклассник, семиклассник, восьмиклассник, девятиклассник, десятиклассник.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Раз, два, три, четыре, В школу мы с тобой ходили, Принесли оценку «пять», В школу мы пойдем опять.

 

«Собираемся в школу». Логопед предлагает детям рассказать о том, как они будут собираться в школу. При необходимости он задает наводящие вопросы, подсказывает.

 

Утром я проснусь, умоюсь, позавтракаю и стану одеваться. Я надену... Потом я сложу в портфель школьные принадлежности. Я положу... Потом я застегну портфель. Я надену обувь и закрою дверь на замок. Потом я спущусь на первый этаж и выйду из подъезда. По тропинке я пойду в школу. По дороге я встречу друга. С ним вместе мы пойдем в школу. Когда прозвенит звонок, мы побежим в класс. Там начнется урок.

 

Лето

 

(тридцатая неделя)

 

«Мы картиночки покажем». Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием раскладывает картинки (по три в ряд). Дети заучивают текст с опорой на картинки.

 

Дружишь, лето, ты с цветами, С солнцем, с речкой и с грибами.

 

«Лето» (речевая подвижная игра). Логопед читает детям стихотворение о лете, а они изображают, как они купаются, загорают, собирают грибы и т. д. Дети заучивают стихотворение наизусть, а затем повторяют его самостоятельно, сопровождая соответствующими движениями.

 

 

Раз, два, три, четыре, пять, Будем летом мы играть, Будем плавать и качаться, Будем прыгать и кататься, Будем бегать, загорать И грибочки собирать.

 

Мы картиночки покажем И про каждую расскажем: Солнце, сарафан, клубничка, Мухомор, листва, пшеничка, Дождик, радуга, гроза, Крот, лягушка, стрекоза, Розы, васильки, ромашки, Птицы, комары, букашки... И когда бывает это? Ну, конечно, дети, летом.

 

«Мы по солнышкам шагаем». Логопед раскладывает на полу (в ряд или полукругом) шестнадцать бумажных силуэтов солнышек. Дети шагают по ним в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре шага).

 

Мы по солнышкам шагаем, Эти солнышки считаем: «Одно, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь». Мы жары у лета просим.

 

«Считалка». Дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

 

Здравствуй, лето, здравствуй, лето. Ты в зеленое одето.

 

«Что с чем рядом?» Логопед выставляет десять предметных картинок и задает детям вопросы, например: «Что рядом с ромашкой?». Дети отвечают: «Рядом с ромашкой василек и мухомор». Отвечая на вопрос, дети кладут ведущую руку на бедро возле колена и делают легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги. Таким образом они воспроизводят ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки (методика Л. 3. Арутюнян).

 

Что рядом с бабочкой? (Рядом с бабочкой муравей и смородина.) Что рядом с солнышком? (Рядом с солнышком травка и листья.) Что рядом с березой? (Рядом с березой мухомор и бабочка.) Что рядом с листьями? (Рядом с листьями солнышко и береза.)

 

«Лето наступило». Дети вместе с логопедом составляют по картинкам рассказ о лете. Затем педагог предлагает им воспроизвести рассказ самостоятельно (хором и индивидуально).

 

Наступило лето. Солнце стало греть сильнее. Выросло много цветов. Появилось много насекомых. Они всюду: в воздухе, на земле, на деревьях, в воде. Они летают, порхают, ползают, прыгают. Кругом поют птицы. Они ловят насекомых и кормят своих птенцов. Дети и взрослые плавают в реке и загорают на берегу. Они ходят в лес за грибами, ягодами и цветами. Летом люди отдыхают. Это самое любимое время года.

Рекомендуемая литература

Арутюнян Л. 3. Как лечить заикание. - М.: Эребус, 1993.

Лыков В. М. Заикание у дошкольников. - М.: Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, 1979.

Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. -Л.: Медицина, 1988.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973.

Резниченко Т. С. Если ребенок заикается... - М.: СЭНС, 1994.

Чевелева Н.А. Исправление заикания у детей. - М.: Просвещение, 1964.

Содержание

Игрушки (первая неделя)

Овощи (вторая неделя)

Фрукты (третья неделя)

Осень (четвертая неделя)

Грибы (пятая неделя)

Деревья (шестая неделя)

Перелетные птицы (седьмая неделя)

Зимующие птицы (восьмая неделя)

Части тела (девятая неделя)

Посуда (десятая неделя)

Продукты питания (одиннадцатая неделя)

Одежда и обувь (двенадцатая неделя)

Зима (тринадцатая неделя)

Дом и его части (четырнадцатая неделя)

Мебель (пятнадцатая неделя)

Наш город (шестнадцатая неделя)

Домашние животные (семнадцатая неделя)

Домашние животные и их детеныши (восемнадцатая неделя)

Дикие животные наших лесов (девятнадцатая неделя)

Дикие животные и их детеныши (двадцатая неделя)

Животные жарких стран (двадцать первая неделя)

Животные холодных стран (двадцать вторая неделя)

Рыбы (двадцать третья неделя)

Насекомые (двадцать четвертая неделя)

Весна (двадцать пятая неделя)

Транспорт (двадцать шестая неделя)

Профессии (двадцать седьмая неделя)

Хлеб (двадцать восьмая неделя)

Школа (двадцать девятая неделя)

Лето (тридцатая неделя)

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...