Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений по уголовным делам




Порядок рассмотрения в судах жалоб процессуального характера. Рассмотрение жалоб и заявлений является одним из важных направлений деятельности судов. Право граждан на обжалова­ние тех или иных решений, действий (бездействия) органов го­сударственной власти (включая органы, осуществляющие су­дебную власть), органов местного самоуправления, обществен­ных объединений и должностных лиц гарантировано в ст. 46 Конституции РФ.

Право граждан на обращение в суды с предложениями, за­мечаниями, заявлениями, которые по своей сути не являются жалобами на конкретные действия (бездействие), затрагиваю­щие прав и законные интересы заявителей, проистекает из по­ложений ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мыс­ли и слова.

Деятельность судов по рассмотрению жалоб и заявлений граждан организуется в зависимости от того, подлежат ли эти жалобы и заявления рассмотрению в порядке, предусмотрен­ном процессуальным законодательством, или в непроцессуаль­ном порядке. Организация рассмотрения жалоб в процессуаль­ном порядке зависит также от формы судопроизводства.

Таким образом, можно разделить жалобы, подлежащие рас­смотрению в процессуальном порядке в судах общей юрисдик­ции, на три категории: жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, гражданского судопро­изводства и административного судопроизводства. В зависимо­сти от стадии процесса, жалобы по этим категориям подразде­ляются на жалобы, подлежащие рассмотрению по первой ин­станции; жалобы и представления, подлежащие рассмотрению в апелляционном порядке; жалобы и представ­ления, подлежащие рассмотрению в кассационном и надзорном порядке.

Организация рассмотрения жалоб в порядке уголовного судо­производства. Организация рассмотрения жалоб, подлежащих разрешению в порядке уголовного судопроизводства, строится в зависимости от стадий процесса. Эти жалобы разделяются на следующие категории: жалобы, подаваемые на стадии досудебного производства; частные и апелляционные жалобы; кассационные и надзорные жалобы.

На стадии досудебного производства жалобы в судах рассмат­риваются в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Дан­ный правовой институт является сравнительно новым в рос­сийском уголовно-процессуальном законодательстве, и на практике могут возникнуть трудности с организацией рассмот­рения этих жалоб. При получении жалобы судья должен, преж­де всего, определить, подлежит ли она рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Для этого необходимо уста­новить:

а) кто является заявителем. В соответствии со ст. 123, 125 УПК РФ правом на подачу жалобы обладают не только участ­ники уголовного судопроизводства (лица, указанные в главах 6, 7, 8 УПК РФ), но и любые другие лица, если обжалуемым действием (бездействием) реально нарушаются их конституцион­ные права и свободы, создается угроза нарушению этих прав, а также затрудняется доступ к правосудию;

б) чьи действия обжалуются. В порядке ст. 125 УПК РФ мо­гут быть рассмотрены лишь жалобы на постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголов­ного дела, о прекращении дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), способные причинить ущерб конститу­ционным правам и свободам участников уголовного судопроиз­водства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Жалобы на действия иных должностных лиц, даже имеющие отношение к производству по делу, рассмотрению в порядке, предусмот­ренном ст. 125 УПК РФ, не подлежат;

в) предмет жалобы. При рассмотрении данного вопроса сле­дует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 125 УПК РФ могут быть обжалованы такие решения и действия (бездействие), которые не только реально повлекли нарушение прав участников судопроизводства, но и способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уго­ловного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Иными словами, судебному контролю подлежат решения и действия (бездействие), которые содержат потенци­альную угрозу для прав граждан. В этом принципиальное отли­чие жалоб данной категории от жалоб, рассматриваемых в по­рядке гражданского судопроизводства;

г) место рассмотрения жалобы. Жалобы данной категории рассматриваются исключительно районными судами по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125 УПК РФ).

При положительном ответе на данные вопросы жалоба рас­сматривается судьей по существу.

В Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (п. 10.4) определен порядок оформления производств по жалобам данной категории. Жалобы, поступающие на стадии досудебного производства, принимаются отделом делопроиз­водства суда или судьей, осуществляющим дежурство, в тече­ние всего рабочего дня. Поступающие в суд жалобы регистри­руются в журнале учета входящей корреспонденции и переда­ются судьям, осуществляющим дежурство, под расписку в указанном журнале.

Журналы могут вестись как на бумажном, так и на элек­тронном носителе.

В случае ведения журналов на электронном носителе в кон­це рабочего дня делается распечатка по поступившим на рас­смотрение материалам, нумеруется и подшивается в журнал. Журнал учета жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора ведется по форме № 8.9.

На поступившую и зарегистрированную жалобу заводится материал (дело) с присвоением соответствующего номера, ко­торый состоит из индекса, порядкового номера журнала учета и года принятия ходатайства или жалобы к производству.

Материалы по жалобам, поступившим в стадии досудебного производства, имеют цифровой индекс — «3/7» с дополнитель­ными значками.

Например: материал 3/7-7/2012 (3/7 — материал по жалобе, 7 — порядковый номер поступления, 2012 — год поступления).

Порядковый номер по регистрационному журналу, который является также номером соответствующего материала, указыва­ется на первой странице обложки материала и в алфавитном указателе. Под этим номером ведется вся переписка по данно­му материалу.

Поступившие в суд ходатайства и жалобы подшиваются в обложку. На обложке делаются необходимые отметки (наиме­нование суда, порядковый номер материала, наименование ма­териала, дата и время поступления материала в данный суд, а также дата рассмотрения материала, а в случаях, предусмотрен­ных действующим законодательством, и время рассмотрения материала).

На внутренней стороне обложки материала помещается справочный лист (форма № 19), в котором отмечаются все дей­ствия суда, произведенные по материалу.

При проведении подготовительных действий к судебному заседанию секретарь судебного заседания извещает участников уголовного судопроизводства по рассмотрению жалобы о дате, времени и месте судебного заседания. В случае необходимости перечисленные лица могут быть извещены телефонограммой или телеграммой. Извещения должны быть направлены немед­ленно после получения соответствующего распоряжения судьи. Обо всех действиях по подготовке дел, рассматриваемых судом, делается соответствующая отметка в справочном листе (форма № 19).

После рассмотрения жалобы постановление судьи немедлен­но вручается заявителю и прокурору под расписку, о чем дела­ется соответствующая отметка в справочном листе материала (дела) с указанием даты и времени получения.

После совершения всех действий по оформлению материа­ла, но не позднее следующего рабочего дня после его рассмот­рения секретарь судебного заседания передает материал в отдел делопроизводства суда для проверки и внесения в регистраци­онный журнал отметок о дате и результатах рассмотрения. Уполномоченный на то сотрудник отдела делопроизводства обязан тщательно проверить выполнение секретарем судебного заседания всех действий, предусмотренных названной Инст­рукцией. С определения или постановления суда, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, снимаются копии, кото­рые должны быть заверены подписью председательствующего по делу судьи и скреплены гербовой печатью. Если копия изло­жена на нескольких листах, эти листы должны быть прошнуро­ваны. Каждый лист копии необходимо скрепить печатью суда.

Организация рассмотрения. Рассмотрение частных и апелляционных жалоб по уголовным делам осуществ­ляется в соответствии с нормами, содержащимися в главе 451 УПК РФ.

На начальном этапе работы важно проверить, поданы ли жа­лобы в сроки, установленные ст. 3894 УПК РФ (10 суток с мо­мента провозглашения приговора, а осужденными, содержащи­мися под стражей, — 10 суток с момента вручения приговора), убедиться, что жалобы соответствуют требованиям, содержа­щимся в ст. 3896 УПК РФ. Необходимо также учитывать, что рассмотрение дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 15 суток с момента поступления апелляци­онной жалобы или представления, в суде субъекта федерации — не позднее 30 суток и в Верховном суде РФ – не позднее 45 суток с момента поступления дела в суд апелляционной инстанции.

Существует также ряд правил, касающихся оформления дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном порядке, содержащихся в названной Инструкции.

На жалобах и представлениях уполномоченный на то работ­ник суда отмечает время их поступления в суд. К жалобам и представлениям, полученным по почте, для определения даты их подачи приобщаются конверты.

Уголовное дело с жалобой или представлением, поступив­шее от мирового судьи для рассмотрения в апелляционном по­рядке, регистрируется на учетно-статистической карточке (форма № 5.2) и в алфавитном указателе (форма № 5-б) в по­рядке, установленном разделом 3 Инструкции, и передается председателю суда. Не позднее следующего рабочего дня дело с апелляционной жалобой передается для рассмотрения судье.

Апелляционные жалобы, поступившие непосредственно в районный суд, подлежат возвращению мировому судье, рас­смотревшему дело, для надлежащего оформления и направле­ния в апелляционную инстанцию.

Апелляционные жалобы и представления на решения федеральных судов подаются через суд, принявший решение. В случаях, предусмотренных законом, апелляционные жалобы, представления и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле, либо по числу лиц, чьи интере­сы затронуты в жалобе.

Лицо, подающее апелляционную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на ко­торой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей под­писью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление.

Осужденные, содержащиеся под стражей, извещаются о по­даче представления или жалобы, а также о направлении дела в апелляционную инстанцию через начальника соответствующего места предварительного заключения.

Осужденному или оправданному обязательно вручается ко­пия представления или жалобы потерпевшего.

После получения апелляционной жалобы (представления) ее копии с приложением письменных доказательств не позднее следующего дня направляются участникам процесса, чьи инте­ресы затронуты в жалобе.

Возражения или объяснения, поступившие на жалобу или представление по уголовному делу, приоб­щаются к делу или в течение суток направляются в дополнение к делу в вышестоящий суд.

По истечении срока, установленного для обжалования при­говора, а если поступили замечания на протокол судебного за­седания, то и после их рассмотрения в установленный законом срок дело с жалобой или представлением направляется в выше­стоящий суд с сопроводительным письмом (форма № 43), при этом по уголовным делам стороны извещаются о направлении дела в выше­стоящий суд.

Вместе с уголовным делом канцелярия суда направляет в вышестоящий суд заполненные статистические карточки на подсудимого и на всех лиц, осужденных или оправданных по делу либо в отношении которых дело было прекращено, а так­же на лиц, признанных судом невменяемыми. Контрольные та­лоны статистических карточек направляются в установленном порядке управлению (отделу) Судебного департамента в субъ­екте РФ для контроля за результатами рассмотрения дела судом второй инстанции.

По уголовному делу, по которому подсудимые совершили оконченные преступления, связанные с причинением ущерба имуществу, вместе с делом в вышестоящий суд, кроме того, на­правляется заполненная карточка по учету сумм ущерба. Пра­вильность оформления дела, направляемого в апелляционную инстанцию, проверяет работник суда, в чьи обязанности это входит в соответствии с должностной инструкцией, а также председательствующий по делу.

Дата направления дела в апелляционную инстанцию и дата возвращения дела в суд, результаты апелляционного рассмотре­ния отмечаются в учетно-статистической карточке.

В суде должны быть заведены журналы учета уголовных и гражданских дел, направленных на рассмотрение в апелляционную инстанцию (форма № 44-а).

Организация технической работы по назначению апелляционных заседаний регламентирована также Инструкцией по су­дебному делопроизводству в верховных судах республик, крае­вых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов.

Рассмотрение кассационных и надзорных жалоб и представлений по уголов­ным делам осуществляется в соответствии с нормами глав 471 и 481 УПК РФ. При этом важно проверить, подана ли жалоба или представление надлежащим лицом, указанным в ст. 4012 УПК РФ, и соответствует ли она требованиям, установленным в ст. 4014 и ст. 4123 УПК РФ.

Если требования данных норм закона не соблюдены, то жа­лоба с приложенными к ней материалами подлежит возврату заявителю с разъяснением, почему она не может быть принята к рассмотрению. Уголовно-процессуальный закон не требует вынесения отдельного судебного постановления о возврате жа­лоб и представлений, не отвечающих требованиям закона. Бо­лее того, на практике такие жалобы возвращаются аппаратом суда кассационной или надзорной инстанции[14].

Общие требования по техническому оформлению кассационных и надзорных жалоб или представлений сводятся к следующему.

Жалобы, присланные по почте или принятые на личном приеме, регистрируются работником аппарата суда в журналах (формы № 28 и 30) или на карточках в день их поступления в суд.

Перед регистрацией работник аппарата суда обязан прове­рить, не являются ли эти жалобы повторными.

Повторными считаются жалобы: поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу на решение, приня­тое по ранее поданной жалобе; на несвоевременное рассмотре­ние предыдущих жалоб, если истекли сроки, установленные для их разрешения.

В соответствии со ст. 40117 УПК РФ внесение повторных кассационных жалоб или представлений в суд кассационной инстанции, ранее отставивший их без удовлетворения, не допускается. В случае их внесения такие жалобы или представления подле­жат возврату лицу, их направившему, с разъяснением данного требования уголовно-процессуального закона.

Для облегчения поиска на каждую жалобу заводится алфа­витная карточка. Алфавитные карточки хранятся в картотеках отдельно на уголовные и гражданские дела. Кроме того, для удобства поиска могут использоваться компьютерные базы дан­ных.

На жалобе проставляется регистрационный номер, который состоит из индекса президиума (4), буквального обозначения категории дела («у» — уголовное дело) и порядкового номера по журналу регистрации жалоб.

Такой же номер проставляется на алфавитной карточке и на обложке истребованного по жалобе дела.

На каждую кассационную или надзорную жалобу заводится отдельное произ­водство.

После рассмотрения жалобы судьей суда кассационной или надзорной инстан­ции в журнале или на карточке указывается результат рассмот­рения.

Жалоба, по которой председателем суда принято решение об истребовании дела, находится на контроле до поступления его из районного суда. В районный суд направляется требование о высылке дела.

Вместе с отклоненной жалобой в производстве хранятся: по­становление судьи об отказе в удовлетворении жалобы; копия сообщения председателя суда об отклонении жалобы в порядке ч. 3 ст. 4018 и ч.3 ст. 4125 УПК РФ.

Присланные с жалобами документы в случае отклонения жалоб подлежат возвращению заявителям.

Порядок рассмотрения в судах жалоб и заявлений непроцессуального характера. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений непроцессуального характера в районном суде регламентирован в разделе 4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Применение правил рассмотрения обращений непро­цессуального характера, установленных данным нормативным актом, должно осуществляться с учетом требований Федераль­ного закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[15].

Обращения от граждан и организаций поступают в виде предложений, заявлений и жалоб.

Предложения — обращения граждан и организаций, не свя­занные с нарушением их прав, направленные на улучшение ра­боты федеральных судов общей юрисдикции и иных государст­венных органов и должностных лиц.

Заявления — обращения с целью реализации прав и закон­ных интересов граждан и организаций.

Жалобы — обращения с требованиями об устранении нару­шений прав и о восстановлении в правах, нарушенных дейст­виями (бездействием) должностных лиц и органов власти.

Все поступающие в суд от граждан и организаций предложе­ния, заявления и жалобы регистрируются в журнале (форма № 23) с указанием даты их поступления. Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение, с указа­нием даты их поступления. Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направлен­ные различным адресатам или одному и тому же адресату, если не истек срок рассмотрения по первому обращению.

Обращения считаются повторными, если они поступили от одного и того же лица по одному и тому же вопросу в случаях: если заявитель не удовлетворен данным ему по первоначально­му обращению ответом; если со времени подачи первого обра­щения истек установленный законом срок рассмотрения, а от­вет заявителю не дан.

Обращения, содержащие оскорбительные выражения либо не поддающиеся прочтению, к рассмотрению не принимаются и после регистрации возвращаются автору с указанием моти­вов. Аналогичная норма об отказе в принятии к рассмотрению обращений, содержащих оскорбительные выражения, включен­ная в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним (приказ Судебного депар­тамента от 23 декабря 1998 г. № 112), обжаловалась в Верхов­ном Суде РФ в порядке судебного нормоконтроля и была при­знана соответствующей действующему законодательству[16]. В на­стоящее время аналогичная норма содержится в названном Законе (ст. 11).

Письменные обращения, не содержащие данных о фамилии заявителя, месте его жительства, регистрируются как аноним­ные и рассмотрению не подлежат, за исключением анонимных сообщений о преступлениях.

Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разре­шить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке ис­ключения продлены председателем или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подав­шему заявление или жалобу.

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют до­полнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.

Начальник отдела делопроизводства или лицо, его замещаю­щее, систематически просматривает журнал регистрации и по всем обращениям, по которым истекает установленный срок разрешения, заблаговременно докладывает председателю суда.

Если обращение не содержит вопросов, относящихся к ком­петенции суда, оно не позднее пяти дней после поступления в отдел делопроизводства направляется органам или должност­ным лицам, правомочным разрешить обращение, с сообщени­ем об этом заявителю.

Аналогичная схема рассмотрения предложений, заявлений и жалоб непроцессуального характера установлена и в судах субъ­ектов РФ, а также в Верховном Суде РФ и в Судебном департа­менте[17].

Организация приема посетителей. Личный прием граждан судьями и председателем суда явля­ется одной из форм реализации гражданами и организациями права на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В инструкциях по судебному делопроизводству в районном суде, а также в судах субъектов РФ решение вопроса об органи­зации приема посетителей полностью отнесено к компетенции председателя соответствующего суда. Исходя из положений данных нормативных актов в каждом суде председатель утвер­ждает Правила внутреннего распорядка, в которых указано вре­мя приема посетителей по различным вопросам как процессу­ального, так и непроцессуального характера, а также должност­ные лица, ответственные за проведение приема.

Граждане, участники процесса, а также представители раз­личных организаций могут обращаться на личном приеме: с об­ращениями, относящимися к делам, находящимся в производ­стве соответствующего суда; с обращениями о выдаче справок, копий судебных постановлений и иных документов по делам, производство по которым закончено; с обращениями непро­цессуального характера.

Обращения на личном приеме о выдаче различных справок и копий судебных постановлений по делам, производство по которым закончено, должны рассматриваться в течение всего рабочего дня теми сотрудниками аппарата суда, которым вме­нена в обязанность работа с посетителями. Такие обращения должны, как правило, рассматриваться в тот же день.

Обращения на личном приеме с вопросами непроцессуаль­ного характера могут рассматриваться как работниками аппара­та суда, ответственными за работу с посетителями, так и пред­седателем суда или его заместителем в часы, определенные в распорядке дня.

Обращения непроцессуального характера могут быть различ­ными по содержанию. Чаще такие обращения содержат прось­бы о разъяснениях, касающихся возможности защиты прав и законных интересов в судебном или во внесудебном порядке. В целях рациональной организации работы суда целесообразно изложить информацию о порядке обращения в суд на стендах. При этом информация должна быть изложена в максимально доступной для граждан, не обладающих юридическим образо­ванием, форме. Там же должны быть вывешены примерные об­разцы обращений в суд по различным категориям дел с прило­жением перечня документов, необходимых для представления в суд. Обязательно также должны быть указаны банковские рек­визиты, по которым следует оплачивать государственную пошлину в случаях, установленных законом. Желательно, чтобы на стенде был помещен образец заполнения квитанции об оп­лате государственной пошлины.

Не исключается и размещение информации об адресах адво­катских образований, расположенных на территории, находя­щейся в юрисдикции соответствующего суда.

Обращения на личном приеме, содержащие жалобы на рабо­ту сотрудников аппарата суда, должны рассматриваться только председателем суда или его заместителем. Это соответствует их обязанности организовывать работу аппарата суда и контроли­ровать исполнение сотрудниками своих обязанностей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Понятие организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов.

2. Должностной состав судов общей юрисдикции. Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого, второго звена. Планирование работы, контроль и проверка исполнения.

3. Организация судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции. Организация хранения, сдачи в архив и уничтожения дел.

4. Поступление судебных дел в суд и распределение их между судьями.

5. Организация работы судьи по изучению материалов уголовных дел.

6. Подготовка к судебному разбирательству. Планирование судебного заседания. Методики составления плана судебного следствия и рабочих записей.

7. Организация рассмотрения дела в судебном заседании апелляционной инстанций.

8. Сущность и значение апелляционного рассмотрения дел.

9. Основные направления подготовки судьи к рассмотрению дел в судах апелляционной инстанций.

10. Организация кассационной и надзорной деятельности судов.

11. Сущность, содержание и назначение процессуальных институтов пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, в правовой системе Российской Федерации.

12. Организация работы по предварительному рассмотрению ходатайств о пересмотре судебных решений в кассационном и надзорном порядке.

13. Организация работы по рассмотрению судебных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную силу.

14. Правовое регулирование и общие положения об исполнении судебных решений.

15. Организация работы суда по обращению к исполнению судебных решений по уголовным делам (приговоров, определений, постановлений).

16. Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и приему посетителей в судах.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.*

2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*

3. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О ми­ровых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.*

4. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде. Утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 // Российская газета. 2004. 5 ноября.*

5. Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. Утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. № 161 // Российская газета. 2006. 12 мая.*

6. Руководство по делопроизводству в военных судах. Утверждено приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ – начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 г. № 40 // Организация деятельности судов. Основные нормативные правовые акты. М., 2005.*

7. Инструкцией о порядке изъятия, учета, хране­ния и передачи вещественных доказательств по уголовным де­лам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, утверждена Генеральной прокуратурой. Верховным Судом, МВД, Минюстом, КГБ СССР 18 октября 1989 г. // Организация деятельности судов. Основные нормативные правовые акты. М., 2005.*

8. Положением о хранении и реа­лизации предметов, являющихся вещественными доказательст­вами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утверждено постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 620 // СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3307.

Основная

1. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под общ. ред. В.М Лебедева. М. 2008.*

2. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. научно-практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общей ред. В.М.Лебедева. – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.*

Дополнительная

1. Афанасьев С., Савельева Т. Производство у мирового судьи нуждается в совершенствовании // Российская юс­тиция. 2002. № 5.*

2. Гуськова А.П. Процессуально-правовые и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию по УПК РФ: Монография. Оренбург.: ИПК ОГУ. 2002.

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (вводный). / Под ред. В.Т. Томина. М. 2010.*

4. Максимов В. В. Мировая юстиция: проблемы и пер­спективы // Журнал российского права. 2001. № 9.*

5. Макаров Ю.Я. Настольная книга мирового судьи. М.: Проспект. 2009.*

6. Организация деятельности судов: учебник / под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2007.*

7. Организация деятельности судов / Отв.ред. Н.А. Петухов. М., 2005.*

8. Производство по уголовным делам, подсудным мировым судьям. - Ростов н/Д: ЗАО Книга, 2011.*

9. Разумов С. Произ­водство по уголовным делам у мирового судьи // Российская юстиция. 2000. № 11.*

10. Рассмотре­ние дел судом присяжных / Отв. ред. В. М. Лебедев. Варшава: ОБСЕ, 1997.

11. Уголовный процесс. Учебник / Под. общ. ред. Б.С. Шадрина. Волгоград. 2010.*

12. Уголовный процесс. Учебник / Под. ред. проф. Кобликова А.С. М., 2010.*

13. Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел // Российская юстиция. 2000. № 12.*

14. Шакирьянов Р. Стабильность решений мировых судей зависит от выполнения требований закона // Российская юстиция. 2003. № 5.*

 

 

Электронные ресурсы

Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции (районные (городские) и гарнизонные военные суды) по обеспечению судебной деятельности: научно-практическое пособие (Электронный ресурс). – М.: РАП, 2010.*

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ

1. Понятие и значение подготовки к судебному заседанию, её формы.

2. Требования к оформлению процессуальных и иных документов, порядок их передачи и движения в структурах суда.

3. Обязанности председателя суда по организации делопроизводства. Поступление уголовных дел в суд и распределение их между судьями.

4. Действия судьи и работников аппарата суда по реализации положений УПК РФ, связанных с оформлением уголовных дел на стадиях принятиях их к производству и назначения судебных заседаний, а также после их рассмотрения.

5. Порядок хранения, сдачи в архив и уничтожения уголовных дел в судах общей юрисдикции. Экспертиза ценности уголовных дел.

6. Судебное разбирательство - понятие, значение, система. Решение процессуальных и организационных вопросов по подготовке уголовного дела к судебному разбирательству.

7. Организация и планирование судебного заседания в суде первой инстанции. Подготовка секретаря судебного заседания к процессу.

8. Планирование последовательности процессуальных действий и нормативно-определенного хода судебного разбирательства.

9. Составление проектов судебных постановлений по уголовным делам, их позитивные и негативные свойства.

10. Особенности подготовки уголовных дел для рассмотрения мировыми судьями и судом с участием присяжных заседателей.

11. Планирование судебного следствия и исследования обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу.

12. Организация работы судьи по изучению материалов уголовных дел и её методика. Подсудность уголов­ных дел, её понятие и виды.

13. Непосредственность и устность судебного разбирательства.

14. Гласность судебного разбирательства. Основания слушания дела в закрытом судебном заседании.

15. Неизменность состава суда при разбирательстве дела. Запасный судья.

16. Председательствующий в судебном заседании, его полномочия.

17. Осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Права и обязанности лиц, участвующих в судебном разбирательстве.

18. Пределы судебного разбирательства. Отложение и приостановление судебного разбирательства. Прекращение дела в судебном заседании: основания, порядок.

19. Порядок вынесения определений, постановлений в судебном заседании.

20. Регламент судебного заседания. Меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании.

21. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания, порядок и сроки их рассмотрение.

22. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд делу.

23. Рассмотрение судьей ходатайств и заявлений. Меры обеспечения гражданского иска и конфискации имущества.

24. Назначение судебного заседания. Обеспечение сторонам возможности ознакомления с материалами дела. Сроки начала разбирательства дела в судебном заседании.

25. Предварительное слушание и его значение. Основания назначения.

26. Участники предварительного слушания, их права и обязанности.

27. Порядок проведения и протокол предварительного слушания. Виды решений, принимаемых судьёй на предварительном слушании.

28. Возвращение уголовного дела прокурору, приостановление производства, порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования по итогам предварительного слушания.

29. Подготовка к рассмотрению дела судом присяжных в ходе предварительного слушания уголовного дела.

30. Подготовительная часть судебного заседания, ее значение. Последовательность действий и решений суда в подготовительной части судебного заседания.

31. Судебное следствие, его содержание и значение.

32. Судебные действия, как способы непосредственного исследования доказательств в суде.

33. Допросы и очные ставки в суде, использование систем видеоконференц-связи. Основания для оглашения показаний обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, иных документов.

34. Производство экспертизы в суде. Допрос эксперта. Производство дополнительной или повторной экспертизы.

35. Осмотр вещественных доказательств, местности и помещения как судебное действие. Следственный эксперимент, предъявление для опознания и освидетельствование в суде.

36. Окончание судебного следствия. Основания и порядок возобновления судебного следствия.

37. Судебные прения и реплики, их содержание и порядок. Участники судебных прений. Участие подсудимого в прениях.

38. Последнее слово подсудимого, его содержание и значение.

39. Приговор как акт правосудия, его понятие и виды. Требования, предъявляемые к приговору.

40. Порядок постановления приговора. Порядок совещания судей. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора.

41. Провозглашение и разъяснение приговора. Вручение копии приговора.

42. Судебный надзор как правовая гарантия законности, обоснованности и справедливости решений судов первой инстанции, его формы.

43. Сущность и значение апелляционного рассмотрения уголовных дел, полномочия суда второй инстанции.

44. Особенности организации работы в апелляционном суде. Поводы апелляционного производства.

45. Функции апелляционного суда по обеспечению процесса пересмотра уголовных дел. Сроки апелляционного обжалования и порядок их восстановления.

46. Основные направления подготовки судьи к рассмотрению уголовных дел в судах апелляционной инстанции.

47. Решение организационных вопросов, связанных с подготовкой заседания суда второй инстанции. Подготовка предложений и составление проектов судебных решений по уголовным делам.

48. Организация работы суда по обращению к исполнению приговоров, определений, постановлений суда по уголовным делам и контроль за ней.

49. Государственные органы и должностные лица, полномочные исполнять судебные решения в части основного и дополнительного уголовного наказания, материального и имущественног

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...