Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиническое значение общего анализа крови




Оганезова И.А.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ:

Методы диагностики, ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ

 

Методические рекомендации для студентов 3 курса

лечебного, врачей общей практики, педиатрического,

медико-профилактического, стоматологического факультетов

Архангельск, 2009

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов 3 курса, обучающихся на кафедре пропедевтики внутренних болезней. В работе представлено описание методов объективного обследования и важнейших клинических симптомов, характерных для заболеваний системы крови. Методические рекомендации разработаны на основе опыта преподавания раздела «Болезни кроветворной системы» на кафедре пропедевтики внутренних болезней СГМУ, включают в себя теоретические положения, трактовку основных методов исследования, а также примеры тестовых заданий.


Клиническая диагностика заболеваний крови осложняется тем, что изменения со стороны кроветворной системы могут встречаться при целом ряде соматических заболеваний, а жалобы больных зачастую имеют общий характер. Поэтому решающее диагностическое значение имеет лабораторное, в частности, морфологическое исследование. Врач любой специальности должен уметь правильно интерпретировать результаты клинического анализа крови, который иногда позволяет обнаруживать патологию у людей, считающих себя здоровыми.

 

Необходимая предварительная теоретическая подготовка

1. Клиническая анатомия системы кроветворения и лимфатического аппарата (курс нормальной анатомии);

2. Гистологическое строение кроветворных органов (курс гистологии);

3. Основы физиологии кроветворения (курс нормальной физиологии);

4. Методика забора крови для общеклинического исследования, приготовление мазков. Подсчет числа форменных элементов, определение СОЭ, гемоглобина, расчет цветового показателя (курс нормальной физиологии, биоорганической химии).

Вопросы для теоретической подготовки к занятию

1. Основные этапы кроветворения.

2. Методы морфологического исследования крови; методы исследования гемостаза; методика стернальной пункции.

3. Основные жалобы больных с заболеваниями системы крови, механизм их формирования.

4. Значение анамнеза при обследовании гематологических больных.

5. Особенности объективного статуса гематологического больного.

6. Анемический синдром: механизмы развития, основные клинические и лабораторные признаки.

7. Геморрагический синдром: основные клинико-лабораторные признаки.

8. Миелопластический синдром: основные клинико-лабораторные признаки.

9. Клинические и лабораторные признаки железодефицитной анемии.

10. Клинические и лабораторные признаки В12-дефицитной анемии.

11. Диагностические признаки и типы гемолитических анемий.

12. Гемобластозы: факторы риска, механизмы развития, классификация.

13. Морфологические признаки острых и хронических лейкозов.

14. Клинические и лабораторные проявления хронического лимфолейкоза.

Перечень практических умений

1. Провести расспрос больного, выделить основные жалобы при патологии системы кроветворения.

2. Знать особенности сбора анамнеза при патологии системы кроветворения, уметь выявить возможные факторы риска.

3. Провести общий осмотр больного, определить диагностическое значение выявленных изменений:

a. Изменение цвета кожного покрова

b. Кожные сыпи;

c. Изменения слизистых оболочек;

d. Изменения лимфатических узлов.

4. Провести пальпацию лимфатических узлов.

5. Провести пальпацию печени и селезенки.

6. Провести перкуссию печени и селезенки.

7. Интерпретировать результаты общего анализа крови, выявить признаки и степень тяжести анемии.

8. При помощи преподавателя интерпретировать анализы крови при хроническом лимфолейкозе и остром лейкозе.

9. При помощи преподавателя интерпретировать результаты морфологического исследования костного мозга.

 

Определение системы крови и ее функции

Система крови - это единая система кроветворных органов и крови, обеспечивающая образование форменных элементов крови, транспортную, защитную, регуляторную и другие функции в целях стабилизации всех констант организма и обеспечения постоянства его внутренней среды. К кроветворным органам человека относят вилочковую железу, костный мозг, лимфатические узлы и селезенку. Кроветворение в этих органах, за исключением костного мозга, осуществляется только в антенатальном периоде, а после рождения его интенсивность быстро снижается. В постнатальном периоде основным кроветворным органом становится костный мозг. Главной функцией органов кроветворения является образование зрелых клеток периферической крови в процессе клеточных дифференцировок.

Кровь - это ткань организма, состоящая из жидкой части (плазмы) и взвешенных в ней клеточных элементов. Основная функция крови - транспортная. В зависимости от характера переносимых веществ различают:

· Дыхательную функцию - транспорт кислорода от легочных альвеол к тканям и углекислоты от тканей к легким;

· Трофическую функцию - перенос питательных веществ;

· Экскреторную функцию - перенос конечных продуктов обмена веществ (мочевины, креатинина и т.д.) в почки и другие органы;

· Гомеостатическую функцию - достижение постоянства внутренней среды организма, благодаря перемещению крови и омыванию ею всех тканей;

· Регуляторную функцию - перенос гормонов и других биологически активных веществ, при участии которых осуществляется регуляция функций отдельных клеток и тканей;

· Терморегуляторную функцию - охлаждение кровью энергоемких органов и согревание органов, теряющих тепло;

· Защитную функцию - работа системы иммунитета и систем гемостаза.

КЛИНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕГО АНАЛИЗА КРОВИ

Общий клинический анализ крови включает этапы морфологического и физико-химического исследования с определением количества и качества форменных элементов крови, концентрации гемоглобина, цветового показателя, гематокрита, скорости оседания эритроцитов. Кровь для морфологического исследования берут утром, натощак из дистальной фаланги IV пальца левой руки. Количество форменных элементов крови подсчитывают в специальной счетной камере (сетка Горяева), либо при помощи автоматизированных систем. Морфологические особенности форменных элементов крови изучают при микроскопии зафиксированных и окрашенных по Романовскому-Гимзе мазков. Количество гемоглобина определяют колориметрическим способом (гемометр Сали).

Эритроциты – круглые, двояковогнутые диски, диаметром 7-8 m, не содержащие ядер, основная функция которых – перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа в обратном направлении. Повышение числа эритроцитов и их массы (гематокрит) указывает на эритроцитоз, который может быть первичным (полицитемия Вакеза) или вторичным. Вторичный эритроцитоз чаще всего развивается при кислородном голодании тканей и наблюдается при легочных заболеваниях, врожденных пороках сердца, гиповентиляции, в высокогорье, при избытке эритропоэтина. Относительный эритроцитоз возникает в результате сгущения крови при дегидратации (упорная рвота, диарея), в период формирования отеков, особенно полостных, при массивных ожогах. Снижение числа эритроцитов (эритропения) – является прямым указанием на анемию. В норме все эритроциты имеют одинаковую форму, величину и интенсивность окраски. При различных патологических состояниях могут наблюдаться: анизохромия – не одинаковая интенсивность окраски эритроцитов (гипохромия указывает на низкое содержание в эритроцитах гемоглобина); анизоцитоз - неодинаковые размеры эритроцитов, когда наряду с нормоцитами встречаются микроциты (дефицит железа) и макроциты; пойкилоцитоз – не одинаковые по форме эритроциты (чаще всего сочетается с микроцитозом) – серповидноклеточная и сфероцитарная анемия.

Ретикулоциты – популяция новообразованных эритроцитов, содержащих substantia granulofilamentosa, в норме 2-12% от общего количества эритроцитов. Ретикулоцитоз наблюдается при острых кровопотерях, гемолизе; является критерием активации кроветворения в костном мозге. Ретикулопения наблюдается при гипопластической анемии, при приеме цитостатических препаратов, лучевой болезни.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...