Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции педагогического общения




1. Познание личности;

2. Обмен информацией;

3. Организация деятельности;

4. Обмен ролями;

5. Сопереживание;

6. Самоутверждение.

 

Познание личности – основа перспективы общения, способ нахождения наиболее эффективного приема воздействия на развитие души ребенка.

Информация – обеспечение процесса обмена материалами и духовными ценностями, создание условий для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Организация деятельности – формирует стиль социального поведения в обществе.

Смена социальных ролей способствует процессу восприятия человека человеком, т.к. дает возможность войти в роль организатора и исполнителя.

Реализация функции сопереживания обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, формирования способности стать на точку зрения другого.

Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.

Задача педагога – способствовать самоутверждению личности, осознанию своего “Я”, ощущению личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня его притязаний.

Планируя уроки, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя.

Надо заинтересовать в работе каждого ученика, обеспечить сотрудничество, сотворчество.

Структура педагогического общения

1. Моделирование предстоящего общения с классом (прогностический этап);

2. Организация непосредственного общения в момент начала взаимодействия (коммуникативная атака);

3. Управление общением в ходе пед. общения;

4. Анализ системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

 

1 этап: требует знания особенностей аудитории; характера познавательной деятельности, вероятных затруднений, динамики работы. Материал должен быть продуман от лица учащихся и от лица учителя в разных вариантах.

2 этап: техника быстрого включения класса в работу: приемы самопрезентации (цель, итог, вопросы) и динамического воздействия (всеобщие вопросы).

3 этап: поддержка инициативы детей, диалогическое общение, корректировка замысла с поправкой на условия урока.

4 этап: анализ общения: соотнесение целей, средств, результата.

Учитель – лидер в управлении общением и учебно-воспитательным процессом.

Особенности организации (2 этапа):

- формирование чувства “мы”;

- введение личностных аспектов;

- демонстрация расположенности к классу;

- показ ярких целей деятельности;

- передача учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния;

- организация контакта со всем классом;

- изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

Это помогает преодолевать барьеры, возникающие у учителя в начале пед. деятельности:

1. Боязнь класса: снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к работе, поиском “эмоционального ядра” общения.

2. Негативная установка на основании прошлого опыта общения: снимается оптимистическим прогнозированием.

3. Физический барьер (стол, стул, дистанция, угол: работа в открытой позиции).

4. Социальный барьер, подчеркивание позиции “я вас выше, перед вами учитель!”, свое превосходство, педагог не адаптирует свою речь к уровню школьников.

Снятию барьеров помогает воспитание правильных форм общения. Среди них выделяются и общие черты, совокупность которых определяется как стиль общения.

Стили общения учителя

В общении можно выделить 2 стороны: отношение и взаимодействие.

Это 2 части айсберга, где видимая часть – это речевые и неречевые действия. Внутренняя часть – мотивы, интересы, чувства, толкающие человека к общению.

У человека со стабильным эмоционально-положительным отношением к жизни, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы.

Отрицательное отношение к детям “Как вы мне надоели”, неустойчивость позиции учителя (человек настроения) возникает недоверие, замкнутость или подхалимаж, лицемерие и т.д.

Все это накладывает отпечаток на весь учебно-воспитательный процесс. Качество, успех восприятия классом материала зависит от личности учителя.

А.А Леонтьев считал, что “отрицательные и неустойчивые учителя вызывают отрицательное отношение к себе работают против общества ”.

Выделяют 3 стиля отношения учителя к коллективу:

- устойчиво – положительный;

- пассивно – положительный;

- неустойчивый;

 

- ситуативно-отрицательный;

- устойчиво-отрицательный.

Рассмотрим 3 стиля руководства (взаимодействия):

Авторитарный стиль (разящие стрелы):

Учитель лично определяет направление деятельности группы, указывает, кто, с кем сидит, работает. Дети в мире догадок.

Формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, поощрение. Обнаруженная ошибка обсуждается и высмеивается. В отсутствие педагога прекращается, замедляется. Учитель лаконичен. У него начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократический стиль (возвращающийся бумеранг):

Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель оптимально распределяет нагрузки, учитывая склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу.

Формы: просьба, совет, информация.

Либеральный стиль: (плывущий плот):

анархический, попустительский.

Учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется противоречивым влияниям. Самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете речи нет.

Авторитарность многолика. Часто она маскируется и порождает насилие изнутри (открытая).

Доверительный ток в отношении с одними и “науськивание” их на товарищей. Применение системы механизмов, направленных на подавление личности. Порождает насилие изнутри.

Прямая авторитарность: знай свое место.

Демагогическая – словесное воспитание “высоким” слогом. Пренебрежение к социальному опыту ребенка.

Либеральный авторитаризм.

Легкость, бездушная галантность. По-дружески непримиримое отношение к любой индивидуальности.

Административная: войди как положено. Материальная зависимость.

Сила пед. авторитета достигается общей и профессиональной культурой, организаторским талантом, даром чувствовать состояние детской души. Иная логика ведет к авторитарности. Возникает на базе невежества и бессилия.

- убеждение, что жесткость – единственный способ общения с учениками;

- идет к цели напролом без учета индивидуальности;

- преодоление авторитарности – главное условие научного пед. руководства.

Педагог выступает в разных ролях: на привале, уроке, после урока.

Переход от серьезности и строгости к серьезной искренности и веселому общению требует точного управления эмоциями. Овладение техникой – один из важнейших способов преодоления авторитарности.

Лучший стиль руководства – демократичный. Количественные показатели могут быть и ниже, чем в авторитарном, но желание работать не иссякнет при отсутствии руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за коллектив.

Наихудший стиль – либеральный. Работы меньше и качество ее хуже.

Преодоление негативных стилей руководства связано с установлением высоконравственных отношений, подлинной культуры общения, основанной на гуманных позициях педагога.

Стиль отношений и характер взаимодействий (стиль общения) создают стиль педагогического общения:

- общение на основе увлеченности общим делом;

- общение на основе дружеского расположения;

- общение – дистанция;

- общение – устрашение;

- общение – заигрывание.

Общение на основе увлеченности – устойчиво-положительное отношение к детям и делу, стремление совместно решать вопросы орг. деятельности.

Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников стиль общения.

По опыту вся система отношений с детьми у мастеров пед. труда строится именно на этой основе.

Чтобы дело шло хорошо, у школьников и родителей должны быть общие заботы.

Стиль пед. общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Это одно из условий становления стиля общения учителя и учащихся на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Все хорошо в меру: дружественность – не панибратство.

Идти с детьми к предмету – основа педагогики сотрудничества.

Общение-дистанция:

Отношение к детям – положительное, организация взаимоотношения – авторитарная, что снижает творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге этот стиль ведет к пед. неудачам.

Общение-устрашение:

Соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность во взаимоотношении. Такой урок создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, т.к. ориентирует на ограничения и запреты.

Общение-заигрывание:

Вызвано стремлением завоевать ложный авторитет. Причиной проявления стиля является стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой стороны – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Отношение – положительное.

Общение – либеральное.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому.

В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Сущностью воспитания является общение-диалог.

Общение-диалог:

- установление отношений духовной общности, откровенности, доброжелательности;

- совместное обсуждение ситуаций, взгляды “в одну сторону”.

Диалог не состоится без равенства позиций воспитателя и воспитуемого, что означает признание активной роли воспитанника в процессе воспитания.

Воспитатель находится под воздействием воспитанника.

Особенность общения диалога – несводимость результата общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, мнениям, оценкам. Авторство оценки сделать самооценкой и взаимооценкой.

Продуктивная пед. деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...