Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неправильные установки, бытующие в воспитании, партнерстве и психотерапии 3 глава




Лучше всего соотношение наследственности и воспитания можно показать на результатах исследования близнецов. Если однояйцовые близнецы воспитывались в разных семьях или в различных социально-экономических условиях, то в отношении их поведения — несмотря на бросающиеся в глаза черты сходства — обнаруживались, как правило, сильно выраженные различия. Лучше всего их можно показать на похожем на анекдот случае, когда однояйцовые близнецы под различным влиянием среды приобре­тали абсолютно различные характеры. Один из них стал детекти­вом, а другой преступником.

Многие нормы поведения, которые считаются врожденными, на самом деле представляют собой результат воспитания в самом раннем детстве. Это можно показать на одном примере из живот­ного мира. Тигр охотится и убивает свою добычу. Изучение его поведения смогло показать, что охота для тигра — врожденное действие, а убивать свою добычу он учится у матери. На этом

примере мы видим: поведение, которое обычно считают единым целым, складывается из отдельных частей, причем их происхожде­ние может быть абсолютно различным. У человека, который и без того обладает инстинктами лишь в зачаточном состоянии, соотно­шение между «врожденным» и «приобретенным» является намно­го более комплексным.

Расстройства и конфликты

Самоотчуждение; завышенные требования; заниженные требо­вания; переживание упущенных возможностей; ревность; нена­висть; зависть; неприятие; завышенные ожидания; разочарование;

пессимистическое отношение к жизни; отрицание мира, скепти­цизм и недоверчивость.

Памятка

Каждому человеку дано множество способностей. Но то, ка­кие способности получат развитие, а какие нет, зависит в конеч­ном счете от того, способствует ли окружающий мир этому разви­тию или тормозит его.

Воспитатель не должен опускать руки, посчитав, что это каче­ство — врожденное. Очень важно заметить и использовать те шансы, которые вопреки или по причине расстройства имеются в какой-либо области.

Совет психолога

Учись отличать врожденное от приобретенного.

НЕПОВТОРИМОСТЬ

В своей работе воспитатель похож на садовника, который ухаживает за различными растениями.

Восточная мудрость

Неправильная установка

Я требую от своего мужа только того, что мне нравится в других мужчинах.

Садовник, который ухаживает за различными растениями, хо­рошо знает, что одно растение любит яркие солнечные лучи, дру­гое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — сухую вершину горы. Одно лучше всего растет на песчаной почве, другое — в жирной глине. Каждое растение должно получать такой уход, который соответствует его виду, в ином случае его развитие будет в итоге неудовлетворительным

Я упрекала своих детей в том, что другие дети многое делают лучше, чем они

«Если я на что-то сержусь, тогда я говорю, например, своей дочери: „Посмотри-ка на своего брата, как он терпеливо и хоро­шо играет с конструктором „Лего"', а ты лишь дурачишься, как будто тебе пять лет". А сыну я говорю: „Твоя сестра уже в шесть лет могла оставаться дома одна, а иногда она мне даже ходила в магазин. Ты же, как маленький ребенок, все висишь у меня на подоле"'. При каждом случае я упрекала своих детей в том, что другие дети многое делают лучше, чем они. Это я делала до тех пор, пока они не начинали ненавидеть этих чужих детей» (32-летняя мать двоих детей).

Один мужчина жалуется: «Почему моя нынешняя жена не такая, как моя покойная жена?»

Типичным в этих примерах является то, что неповторимость партнера не признается. Предпринимается попытка его сравни­вать. Такая попытка является оправданной, если она касается отдельных способностей. Вся система достижений нашей цивили­зации, начиная со школы и кончая профессиональной деятель­ностью, базируется на сравнении. Именно это служит поводом для того, чтобы задуматься. Повседневный опыт показывает, что люди, несмотря на то, что они, будучи людьми, имеют определен­ное сходство между собой, отличаются друг от друга бесчислен­ным количеством качеств. Эти различия проявляются в названных выше сферах: тело, окружающий мир и время.

Тело. Вопреки всем закономерностям, которые установлены такими науками, как анатомия, физиология, фармакология и био­химия, относительно строения и функций человеческого тела, эти науки все время сталкиваются со значением такого фактора, как неповторимость каждого человека. Она проявляется прежде всего в отклонениях от статистической нормы, которые, однако, не счи­таются болезнями.

Особенно бросается в глаза своеобразие тела во врачебной практике, когда речь идет о том, чтобы пациенту индивидуально подобрать определенные лекарства. Здесь врачи всегда сталкива­ются с тем, что люди по-разному реагируют на медикаменты. Особая научная дисциплина, фармакопсихология, изучает инди­видуальные различия в реагировании на психотропные препараты. Она смогла обнаружить, что отдельные индивиды реагируют на \ медикаменты парадоксально (Г. Айзенк). Вывод, который из этого можно сделать, таков: вид и дозу лекарства необходимо опреде­лять индивидуально для каждого человека. Индивидуальность проявляется точно так же и в сфере обмена веществ и питания. В то время как некоторых людей употребление кофе возбуждает и после одной чашки кофе, выпитой вечером, они не могут заснуть, у других кофе никак не влияет на сон. Нервная система человека служит образцом для доказательства факта индивидуальности и уникальности: головной мозг разных людей настолько различает­ся по своей структуре и массе, что можно утверждать, что двух человек с одинаковым мозгом найти невозможно. Этот анатомиче­ский факт находит свое отражение в характере индивидуальных переживаний. Исследования осязания, ощущения тепла и холода, болевой чувствительности показали, что люди по-разному реаги­руют на соответствующие раздражители.

Другими словами: каждый человек воспринимает мир по-сво­ему. Если один человек каким-либо образом отличается от друго­го, если один ребенок начинает позднее ходить, меньше ест, требу­ет больше сна, то это не обязательно признак ненормальности или болезни. Это скорее признак его индивидуальности. И задача ок­ружающего мира — придать ей форму, способствовать ее разви­тию и оказывать ей поддержку.

Окружающий мир. Мир действует на каждого человека в от­дельности, каждый день и каждую ночь. Та манера, в какой роди­тели обращаются с ребенком, насколько они терпеливы по отно­шению к нему, какое место занимает ребенок среди своих братьев и сестер, является ли он первенцем, «последним птенчиком» или «сэндвичем» — все это влияет на его развитие. Детский сад, школа и отношения со сверстниками имеют большое значение для ребен­ка. Позднее на развитие человека будут действовать выбор про­фессии, опыт общения с партнерами, вид межличностных отноше­ний и религия или убеждения, которых он будет придерживаться. Различное развитие людей основывается, с одной стороны, на

уникальности их способностей и, с другой стороны, на влиянии окружающего мира.

Некоторые дети начинают задавать вопросы раньше, чем дру­гие. У одних при этом развивается большая настойчивость и ин­тенсивность, другие задают вопросы реже.

Некоторые дети больше интересуются сказками и раньше, чем другие, готовы слушать сказки.

Один ребенок развивает бурную фантазию, другой же больше склонен к реальности.

Есть дети, которые на определенной стадии развития имеют более сильное эмоциональное расположение к одному из родителей.

Один ребенок предпочитает играть со своими братьями или/и сестрами, другой любит играть один, а третий во время игр нужда­ется в обществе других детей.

Время. Тело и окружающий мир, в свою очередь, зависят еще от одного фактора — от фактора времени. Тело и окружающий мир подвержены постоянному изменению. По этой причине уникаль­ность тела всегда следует рассматривать в связи со временем. В связи с этим понятие неповторимости не должно использоваться для того, чтобы оправдывать все возможные в процессе развития расстрой­ства. Поэтому развитие человека можно понять лишь в том случае, если его неповторимость сравнивают с ожидаемой динамикой его развития, описываемой психологией и физиологией развития.

Уникальность — это неповторимость, зависящая от времени. Если ребенок лжет, то от поведения его родителей будет зависеть, какие последствия этот факт будет иметь для будущего развития ребенка. Если рассматривать поведение ребенка в аспекте измере­ния времени, то можно понять его уникальность: завтра, послезав­тра или в следующем году в изменившейся ситуации окружающего мира ребенок, возможно, будет вести себя по-другому. Поэтому воспитатель может по-разному подходить к странностям в поведе­нии ребенка. Разочарование, например, вполне можно использо­вать для расширения границ познания. Способность переходить границы настоящего содержит в себе одновременно способность все-таки признавать человека, на которого мы сердимся или кото­рого даже ненавидим. Таким образом мы сохраняем гибкость, то есть можем действовать в соответствии с новой ситуацией, кото­рая заставляет нас видеть старую ситуацию в другом свете.

Хотя в памяти можно сохранить многие события и пережива­ния, но все-таки в распоряжении человека в пределах его развития имеется лишь ограниченный период жизни, во время которого его способности должны успеть развиться. Для развития тела, а также основных способностей в распоряжении человека имеется лишь определенное время. Если это время будет потрачено впустую, человеку будет очень трудно наверстать упущенное; в некоторых случаях сделать это собственными силами будет уже невозможно. Приведем пример из области тела. Координация движений глаз развивается при собственной регуляции лишь до определенного возраста. После этого нарушение можно исправить только опера­тивным путем. Пример из окружающего мира: ребенок, который по какой-либо причине был лишен возможности играть с другими детьми, становится одним из тех, кого называют некомпанейским, нарушителем спокойствия или чудаком, человеком со странностя­ми. И здесь в большинстве случаев исправить положение может только помощь извне, например, игровая терапия как вариант психотерапии.

Возможности изменять человеческое поведение сравнительно велики по сравнению с тем, что раньше вообще считалось способ­ным к изменению. Ребенок не приговорен быть всегда таким, ка­ким он является в данный момент. Это распространяется как на физические заболевания, так и на душевные расстройства. Однако возможности изменений ограничены во времени.

Так как каждый человек в том, что касается его тела и воспри­ятия окружающего мира, неповторим, то по меньшей мере пробле­матично судить о других по себе или, наоборот, о себе по другим. Об этом свидетельствуют следующие высказывания.

«Порка мне не принесла вреда, почему же она должна повре­дить моему ребенку?» (42-летний адвокат).

«У моих родителей не было времени для меня. И все же я кое-чего добился. И я не могу понять, почему же трудно­сти моих детей объясняют тем, что я уделяю им мало времени» (45-летний инженер-строитель).

«Мой друг пьет гораздо больше меня, почему же алкоголь повредит именно мне?» (24-летний студент).

«Я дала лекарство, которое мне так помогло, моей подруге» (32-летняя домохозяйка).

«Все мужчины в нашей семье становились инженерами. Не­понятно, почему наш младший сын хочет изучать искусство»

(44-летний инженер).

Для нас важно распознать особые, индивидуальные сильные стороны и способности ребенка. Это важно не только для того, чтобы он мог успешно конкурировать с ровесниками в каком-то одном своем качестве и, может быть, оказался при этом лучшим. Вне зависимости от такого сравнения важнее выявить его особые способности и помочь их развитию. У некоторых людей больше практических способностей, другие лучше разбираются в абстрактных понятиях. У кого-либо — большие организаторские способ­ности, другие люди более успешны в художественной области. Таким образом, имеется достаточно возможностей, в пределах которых люди могут развивать свои особые способности.

Кроме того, мы не можем закрывать глаза на наши собствен­ные слабости и слабости других людей. Если ребенок в школе отстает по математике, то не обязательно, что причиной этого является недостаток внимания. Возможно, ребенок страдает рас­стройством зрения: он как следует не видит то, что учитель пишет на доске. Упреки только ухудшают ситуацию. Если причина от­ставания понята правильно, то здесь легко помогут очки. Если же причина отставания не выявлена, ребенок может ввязаться в от­чаянную конкурентную борьбу: он захочет добиться таких же успехов, как и другие, хотя не имеет таких же способностей. Результатом этого будет гипертрофированная активность, агрес­сивное отношение к одноклассникам, зависть, злорадство, рев­ность и, наконец, постоянные разочарования.

Похожие последствия возникают, если имеются нарушения слуха, расстройство обмена веществ или органические заболева­ния головного мозга.

Для сохранения неповторимости человека большое значение имеет его личная активность и индивидуальные усилия. Он не только является продуктом своего тела и окружающего мира, но и сам создает себя в каждый момент времени.

Расстройства и конфликты

Нерешительность; кризис идентичности; потеря самооценки; ненависть к самому себе; ревность; соперничество; неконтакт­ность; недоверие; идентификация; проекция; комплексы неполно­ценности; разочарования; агрессии; уныние.

Памятка

Если сравнивать себя или своего партнера с другими людьми, недостаточно принимать во внимание лишь какую-либо одну спо­собность. Необходимо рассматривать неповторимость человека с учетом условий его развития в разных областях.

Совет психолога

Учись отличать неповторимость от однообразия.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

По утрам я смеялся от наслаждения; почему я плачу в вечерние сумерки, я и сам не знаю.

Хафиз

Неправильная установка

Я не знаю всего о себе самом.

Супруги Б. начали лечение у психотерапевта из-за трудностей брака. Г-н Б., 42 лет, г-жа Б., 34 года, оба с высшим образованием, жаловались на напряженные семейные отношения в последние годы, хотя прежде у них была хорошая семья. В своих отчетах они все время возвращались к трудностям с детьми, причем централь­ную роль в этом играл девятилетний сын. Будучи самым младшим среди троих детей и настоящим «последним птенчиком», он был слишком привязан к матери. У отца в последние годы из-за науч­ной работы было мало времени, чтобы общаться с ним. Когда отец с сыном виделись, сын обрушивал на него множество просьб, которые отец не мог и не хотел выполнять. Когда мальчик не мог добиться от отца того, чего хотел, он сразу же бежал к матери, чтобы пожаловаться: «Папа меня обижает». Мать сразу брала ребенка под свою защиту и пыталась компенсировать запрет отца тем, что особенно много занималась с ребенком. Ее поведение выполняло функцию вознаграждения. Со временем это привело к тому, что мать сделала себя адвокатом своего сына, и дело дошло до открытых разногласий между родителями. В результате выра­ботался следующий механизм: «Я своими просьбами провоцирую отца до тех пор, пока он мне не откажет. Потом я иду к матери. Она заступается за меня и уделяет мне много времени. Таким образом я получаю преимущество перед другими детьми».

Этот механизм не осознавался ни ребенком, ни родителями. Он, как клин, разъединял семью. И лишь обнаружив его, удалось снять напряженность во всей семейной ситуации.

Большая часть всех психических функций и межличностных отношений бывает продиктована такими установками и поведен­ческими формами, происхождение и мотивы которых не осозна­ны. Они, наряду с непроизвольными реакциями, порождают про­цессы, которые не были сознательно спланированы и последствий которых не желали.

Функцию бессознательного можно наглядно показать на сле­дующем простом примере. После того как мы поедим, в действие запускается множество физических процессов и процессов обме­на веществ. Хотя они происходят, мы их не осознаем, за исключе­нием тех случаев, когда появляются какие-либо расстройства, о которых сигнализируют боли и недомогания. Аналогично обстоит дело с отношениями между людьми. Как часто мы ловим себя на том, что сделали что-то, чего делать не намеревались. Хотя мы, например, поняли, что физическое наказание — не лучший метод воспитания и что несдержанность лишь доставит нам лишние вол-нения, мы тем не менее при первом малейшем поводе теряем самообладание и отказываемся от своих принципов. А потом мы расстраиваемся из-за своего собственного поведения: «Я иногда делаю что-нибудь, о чем потом сожалею и что вообще не соот­ветствует моим принципам. Со своей дочерью я из-за всего вол­нуюсь, кричу на нее, говорю нехорошие вещи, хотя я каждый день обещаю себе быть с ней терпеливой...»

Как содержательные сущности, актуальные способности игра­ют особую роль. Односторонняя направленность в большинстве случаев воспринимается как нечто само собой разумеющееся и тем самым не попадает в сознание. Тем не менее она имеет силь­ную эмоциональную окрашенность и ведет в какой-то степени свою собственную жизнь, последствия которой реализуются в отношениях к другим людям. Переживания, которые привели к разногласию между собственными аффективно окрашенными ак­туальными способностями и окружающим миром, могут оказаться вытесненными: они исчезнут из сознания. О них больше не вспо­минают, хотя они еще присутствуют в следах памяти. Мы дали этому процессу название вытеснение. Непереработанные пережи­вания имеют собственную динамику и время от времени в более или менее открытой форме проявляются в сновидениях, мыслях, разговоре и действиях.

Обременительная мать

17-летняя девушка страдает от постоянной заторможенности и отсутствия контактов. Ситуация в семье определяется тем, что все стараются избежать открытых проявлений напряженности. Шумных ссор не бывает, хотя в отношениях между членами семьи много проблем. Отец больше заботится о своей матери, которая живет в их же доме, чем о собственной жене. Для жены это служит поводом каждый вечер, когда муж поднимается наверх к своей матери, жаловаться дочери. Та во время еды и в остальное вечернее время слушает мать. Исключительная тема для разгово­ра — это отец и свекровь. Такое времяпрепровождение преврати­лось в ритуал, который выполняется каждый вечер. Дочери хочет­ся куда-нибудь сходить, тем более что у нее появился поклонник. Но когда она представляет, что матери придется целый вечер сидеть одной на кухне, она подавляет желание покинуть мать хотя бы на один вечер.

Открыто высказанное желание уйти из дома привело бы дочь к переживанию чувства вины. Поэтому она продолжала вести себя с матерью послушно и вежливо, но вытесняла свои собственные желания и тем самым лишала их отношения честности и открытости. В данном случае мы имеем дело с ситуацией — в значительной своей части неосознанной — конфликта между вежливостью (под­чинением как защитой) и честностью (осуществлением цели как угрозой для самооценки из-за чувства вины). Подобно описанно­му конфликту между вежливостью и честностью могут возникнуть осложнения и между другими актуальными способностями из-за их неосознанной аффективной окрашенности.

Мой маленький мир

Отец жалуется на свою 18-летнюю дочь, которая в последнее время стала упрямой и агрессивной. Отец — довольно замкнутый человек, у которого все интересы связаны только с семьей. Когда дочь стала проявлять стремление эмансипироваться, замкнутый круг семьи оказался разорванным. Отец воспринял это как угрозу своему миру, потому что по отношению к другим людям он всегда был недоверчивым. Следовательно, если отношение к «Ты» было хорошо выражено, отношение к «Мы» оказалось неполным и ла­бильным.

Некая защитная функция, осуществляемая, как правило, не­осознанно, по своей основной структуре такова, что проблемы из одной жизненной сферы, где они не могут быть разрешены надле­жащим образом, удобнее перенести в другую сферу:

Мои бедные дети

«Мой муж иногда со мной очень невежлив. Но я не отважива­юсь ему об этом сказать из страха, что он на меня заорет. Свою обиду я вымещаю на моих детях. После этого мне становится стыдно, и я перед ними извиняюсь» (43-летняя служащая).

Чувство отвращения к бывшему мужу я переносила на сына

«Раньше я на моего сына, Оливера, при малейшем поводе кричала и наказывала его, но не могла понять почему. Сегодня я это знаю. Черты лица Оливера очень напоминают мне моего мужа, с которым я развелась. Я считала отца моего сына просто безобразным, и это чувство отвращения к безобразности я пере­носила на моего сына и не любила его».

Я никогда не ладил с женщинами такого типа

«Моя мать всегда чувствовала себя неуверенной с сестрой своего мужа, и это отношение мы, дети, годами перенимали у матери, пока не выросли. Теперь мне становится ясно, что я, собственно говоря, никогда в своей жизни не ладил с женщинами такого типа и не мог от них ничего добиться».

Расстройства и конфликты

Вытеснение; рационализация; маскировочные маневры; оши­бочные действия; символические сновидения; внутреннее сопро­тивление; избыточная компенсация; недоразумения и социальные конфликты.

Памятка

Парадокс конфликтного потенциала неосознанного заключа­ется в том, что хотя и достигается некоторая защита, однако за этим защитным ограждением конфликты могут усилиться и дойти до открытого взрыва, так как защитное ограждение мешает устра­нению конфликта. Кроме защитной функции вытеснения бессоз­нательно возникают другие функции, которые могут привести к новым конфликтам.

Совет психолога

Учись отличать осознанное от бессознательного.

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПРОЕКЦИЯ

Если бы каждый знал о других все, он мог бы легко прощать каждого из них.

Хафиз

Неправильная установка

Мне не остается ничего другого, как втайне от других танцевать перед зеркалом «Лебединое озеро».

У одного восточного торговца был попугай. Однажды этот по­пугай опрокинул бутыль с маслом. Торговец пришел в бешенство и ударил попугая палкой по затылку. С тех пор попугай, который до этого показывал себя очень умным, перестал разговаривать. Он потерял оперение на голове и вскоре стал лысым. Однажды, когда он сидел на полке в магазине своего хозяина, в помещение вошел лысый клиент. Взгляд на него привел попугая в состояние сильного волнения. Хлопая крыльями, он прыгал вокруг, кряхтел и наконец, к удивлению всех, произнес такие слова: «Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил удар по затылку».

(Из Руми)

Эта притча показывает нам, как осознанно (или неосознанно) люди переносят прежний опыт, унижения и разочарования на другие ситуации и на других людей. С точки зрения психологии, процесс проекции выглядит следующим образом.

У человека есть определенные желания или потребности. Что­бы осуществить их, он ведет себя соответствующим образом. Потребность и желание мы называем мотивацией поведения. Из

мотивации как движущей силы развивается поведение:

мотивация —> поведение.

Если мы теперь будем наблюдать за другими людьми и их поведением, то мы будем думать, что в основе его лежит та же мотивация, которая направляла нас в аналогичном случае. То есть мы предполагаем тесную связь поведения и мотивации и из пове­дения делаем вывод о мотивации:

поведение —» мотивация.

Этот метод позволяет нам сделать выводы о причинах, кото­рые могут лежать в основе поведенческих форм другого человека, но он таит в себе и опасность ошибки: каждый мяч круглый, но не все, что круглое,— мяч.

Ты похожа на обезьянку

Один 9-летний мальчик сказал 5-летней дочке гостьи: «Ты похожа на обезьянку». Мать девочки была этим очень недовольна, так как не поняла комплимента, содержавшегося в этой фразе. Мальчик с большим интересом смотрел одну телевизионную пере­дачу, в которой главной героиней была обезьянка. Он был от нее в полном восторге, и живость девочки напомнила ему о ней. «Девоч­ка похожа на обезьянку» означало: «Девочка мне симпатична». Если бы мать девочки употребила по отношению к своей дочери слово «обезьянка», то это было бы ругательство. Именно в таком намерении она обвиняла 9-летнего мальчика, для которого слово «обезьянка» в данной ситуации имело характер комплимента.

Руководствуясь подобными побуждениями, дети, например, называют свою мать коровой, отца — лошадью, потому что они не знакомы с ругательным смыслом этих выражений. За это их в конечном счете наказывают и называют невежливыми. Корова, дающая молоко, сравнивается с матерью, наливающей какао. От­цу, который из-за своей работы почти не бывает дома, фантазия ребенка придает сходство с рабочей лошадью. Почему он не дол­жен это говорить, если он так думает? Именно этому его, в конце концов, учили.

Привычка судить о других по себе, которая в некоторых слу­чаях помогает понять человека, в других случаях может быть причиной возникновения конфликтов.

Если ты принесешь в подоле ребенка, то сразу же вылетишь из дома

17-летней Сабине было разрешено вернуться с вечеринки до полуночи. В половине первого ее еще не было дома. Отец уже спал, матери в голову лезли всякие мысли, и она наконец разбуди­ла своего мужа: «Смотри-ка, уже полпервого, а нашей Сабины все еще нет». Беспокойство родителей в конце концов привело к тому, что мать упрекнула отца в том, что он разрешил девушке пойти на вечеринку. Примерно в половине второго дочь пришла домой, и родители сразу же взяли ее в оборот: «На тебя нельзя положиться. Ты пользуешься нашей добротой, но это в послед­ний раз, кто знает, с кем ты путаешься. Если ты принесешь в подоле ребенка, то сразу же вылетишь из дома...»

Родители спроецировали свое беспокойство, свои представле­ния и желания на действия дочери, не спросив об истинных мотивах ее опоздания. Какими же были в действительности мотивы позднего прихода дочери? Ночью был гололед, и сын семьи, где была в гостях Сабина, из соображений безопасности не повез ее на машине, а проводил домой пешком. У родителей девушки не было телефона, поэтому их невозможно было предупредить.

В воспитании идентификация и проекция проявляются в двух типичных формах: «Мой ребенок должен достичь того, чего дос­тиг/достигла я; он должен брать с меня пример». Если восполь­зоваться выражениями психологии бессознательного, это будет звучать так: «Почему моему ребенку должно быть лучше, чем было мне?»

Некоторое время тому назад я был свидетелем ссоры. Двое взрослых бурно спорили о методах воспитания. Оробевший ма­ленький мальчик стоял в стороне и грыз ногти. Один мужчина — это был, очевидно, отец ребенка — после долгого спора: «Моего прадеда так воспитывали. Ему это не повредило. Моего деда так воспитывали, и меня так воспитывали. Нам всем такое воспита­ние не повредило. Мы все выросли приличными, старательными и порядочными людьми. Мой дедушка при этом прожил более восьмидесяти лет. Я не понимаю, почему наказание должно по­вредить моему сыну. Позднее он будет с благодарностью вспоми­нать о тех подзатыльниках, которые он от меня получал».

Эта точка зрения выражает определенную мотивацию воспи­тания, которая состоит в том, что человек смешивает своего ре­бенка, а также его способности и черты характера с самим собой, своими способностями и чертами характера. Из собственных по­требностей выводятся ожидания по отношению к конкретному ребенку. Если эти ожидания не выполняются, воспитатель чувст­вует себя разочарованным: «Ты недостоин того доверия, тех надежд, которые я на тебя возлагал».

Я всегда хотел стать химиком

«С тех пор как я стал задумываться о выборе профессии, насколько я помню, я всегда хотел стать химиком. Меня интере­совали химические элементы и реакции, которые можно было проводить. Еще ребенком я возился с химикатами. Меня очень интересовало строение молекул. Я и сейчас помню наизусть пе­риодическую систему элементов. Однако мой отец хотел, чтобы я стал врачом. Он ведь сам вполне хороший врач и имеет много пациентов. Но у меня нет желания возиться с больными. Из-за этого часто были страшные ссоры. Меня ведь химия интересует больше, чем медицина. Теперь у меня нет никакой настоящей профессии, я поменял 22 различных места работы» (28-летний пациент, который уже несколько лет лечится от шизофрении).

Мой ребенок должен жить не так, как я... Моему ребенку должно быть легче

С позиции психологии бессознательного это едва ли означает что-нибудь, кроме: «Мой ребенок должен добиться того, чего не добился я». При этом взрослые переносят на ребенка свои неосу­ществленные желания, неудовлетворенные потребности и несо-вершившиеся переживания. Различие между достигнутым уровнем развития взрослого и уровнем ребенка умышленно не замечается, что приводит к тому, что к ребенку из-за претензий родителей предъявляются завышенные требования. Маленькая девочка, вос­питанная в разрешающем стиле, говорит: «Мама, сегодня я долж­на опять играть в то, во что я хочу?» Противоположный полюс имел бы такое звучание: «Мама, сегодня я опять должна играть в то, во что ты хочешь, чтобы я играла?»

Воспитатели при этом искажают испытанные ими в детстве на себе методы воспитания, поворачивая их на 180 градусов, чтобы наверстать упущенное выполнение собственных желаний.

«Своих детей я воспитывал абсолютно противоположным образом. Это значит, что я перенял методы воспитания моих родителей, но повернул их на 180 градусов» (41-летний финансист).

«Я очень старался служить для своих детей хорошим приме­ром, потому что я не хотел, чтобы моим детям жилось так же, как и мне. Но при этом я ударился в другую крайность и захотел — и хочу этого в какой-то степени и сейчас — сделать все со стопро­центным совершенством» (38-летний руководитель предприятия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...