Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация как процесс и функция управления




ТЕМА 10: «ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Орган власти как объект организации

 

Орган государственной власти должны быть системно организованным. Ему присущие законодательно определенные цели и специальные функции, единство принципов образования, построения и деятельности; структурное единство и другие иерархические связи и отношения; принятие нормативно обусловленных управленческих решений, согласование их между собой и выполнение общих функций государственного управления.

Организационная структура органа государственной власти - это лишь один из компонентов организации. Кроме нее его организацию характеризуют: целенаправленное управление как менеджмент, исполнительная работа (как комбинация основных элементов), которая касается конкретной ситуации.

В научной литературе понятия «организация» употребляется в трех значениях:

а) как объект - министерство, ведомство, учреждение, предприятие и т.д.;

б) как процесс - функционирование, упорядочение, состояние объекта и т.д.;

в) как функция управления - деятельность, связанная с созданием состояния благоустроенности объекта и субъекта управления, т.е. установление связей (отношений) между ними.

С точки зрения современной теории и практики управления орган государственной власти - это организация, т.е. объект, который состоит из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Государственные организации отличаются от негосударственных двумя важными отличиями.

Первое: в демократическом обществе лица, которые отвечают за управление государственной организацией, избираются или назначаются кем-то, кто был избран (или предназначенный кем-то, кто был предназначен каким-то другим избранным лицом). «Право» лица занимать определенную должность непосредственно или опосредованно зависит от процесса избрания.

Второе: государство пользуется определенными правами принуждения, которых лишены частные компании. Государство имеет право принудить вас платить налоги (если вы уклоняетесь, она может конфисковать вашу собственность и/или подвергнуть заключению вас). Государство имеет право принудить молодых людей мужского пола проходить службу в вооруженных силах, получая жалованье, низшее от той, которая бы склонила их к добровольному прохождению службы. Государство имеет право отдать вашу собственность в общественное пользование при условии, что она выплатит равноценную компенсацию (это называется правом государства на принудительное отчуждение частной собственности).

Специфика органов государственной власти заключается в том, что в результате их деятельности мы имеем разные решения, которые принадлежат к разным сферам деятельности общества - это политические, экономические, социальные, межгосударственные, экологические и прочие, которые чаще всего набирают информационной формы (законы, постановления, распоряжение, справки и т.п.). С другой стороны, предметом работы в органах государственной власти является информация, которая также является одним из ресурсов этих органов. Подобные системы управления называют административными.

Администрация (лат. administratio - управление, руководство) представляет собой:

1) управленческую деятельность органов государственной власти; организационную деятельность в сфере управления;

2) органы государственной власти;

3) правительственный аппарат;

4) должностных лиц, руководящий персонал какого-то учреждения, предприятия;

5) распорядителей, ответственных устроителей чего-то. Орган государственной власти - это определенное государственное учреждение, которое основывается государством в установленному законодательством порядке и действует за ее полномочием.

Органы государственной власти Украины характеризуются определенными чертами. Любой орган представляет Украину как государство как внутри страны, так и за ее пределами. Он действует по доверенности государства, которое законодательно определяет его правовой статус. Орган Украинского государства есть относительно самостоятельной частью единой системы органов государственной власти Украины, которая строится по принципу распределения власти. Он выступает от лица государства и вместе с тем от собственного имени и занимает целиком определенное место в государственном аппарате.

Орган государственной власти образовывается в порядке, установленном Конституцией и соответствующими законами. В частности, Верховная Рада Украины и Президент Украины избираются путем общих выборов, состав Кабинета Министров формируется Президентом Украины по представлению Премьер-министра.

 

Признаком органа государственной власти являются правовые связи, которые объединяют личный состав органа государства в одно целое. Они выражают:

- служебное соподчинение между работниками;

- возложение ответственности и обязанность нести ответственность;

- назначение руководителей нижестоящих государственных органов руководителями вышестоящих органов.

Характерной особенностью органов государственной власти является то, что орган государства как относительно отделенная часть одной единой системы государственного аппарата представляет собой определенным образом организованный коллектив граждан Украины (Кабинет Министров Украины) или один человека, надлежащий к гражданству Украины (Президент Украины, Генеральный прокурор Украины).

Материальную основу организации и деятельности органа государственной власти представляют средства государственного бюджета.

Признаком органов государственной власти является то, что каждый имеет присущую лишь ему внутреннюю структуру. Важной чертой органа является территориальный масштаб границы его деятельности. Деятельность органа государства базируется на применении методов убеждения и принуждения. В конце концов, соответствующему виду органов государственной власти присущие собственные формы организации, методы деятельности. Каждый из государственных органов имеет собственное имущество. И насамкінець самое главное - все органы государственной власти имеют статус юридического лица.

 

Организация как процесс и функция управления

Внутренняя организация органа государственной власти рассматривается как процесс его структурного упорядочения и функционирования, который происходит в зависимости от целей и задач, которые ему присущи.

Организация как процесс предусматривает создание структуры объекта (в нашем случае таким объектом являются органы государственной власти или органы местного самоуправления), которая предоставляет возможность людям (государственным служащим) эффективно совместно работать для достижения целей, которые стоят перед объектом, и осуществление систематической координации задач, формальных взаимоотношений людей, которые их выполняют.

В процессе внутреннего построения организации осуществляется специализированное разделение труда, имеющееся в государственной организации, как и в любой другой организации. Под специализированным разделением труда понимают закрепление определенной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Учитывая, что в органах государственной власти в основном работают административные менеджеры и специалисты по выполнению конкретных функций управления (финансисты, экономисты, юристы, социологи, политологи), специализированное разделение труда происходит в зависимости от специфики выполнения умственной деятельности, в основном за функциональным признаком, или за задачами, которые решаются.

Вертикальное разделение труда, т.е. обособление работы по координации от непосредственного выполнения задач, необходимых для успешной групповой работы. Вертикальное разделение труда необходимо для осуществления контроля выполнения. Количество лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля.

Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры органа государственной власти.

Средством, с помощью которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Невозможно понять организационный процесс без предыдущего понимания делегирования и связанных с ним полномочий и ответственности.

С делегированием тесно связаны еще два термина управления: ответственность и организационные полномочия.

Ответственность - это обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимают то, что от индивида, когда он занимает определенную должность в организации, можно ожидать выполнение конкретных рабочих требований. Фактически индивид составляет контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в обмен на получение определенного вознаграждения.

Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочие. Делегирование реализуется только на случай принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ей подчиненному.

Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилие некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее этой пошлине. Система организационных полномочий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в основном, зависит от правового статуса соответствующего органа.

Организация как процесс предусматривает также систематическую координацию задач, формальных взаимоотношений людей, которые их выполняют. Без соответствующей формальной координации разные равные, функциональные зоны и отдельные лица (государственные служащие) легко могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не на интересах организации в целом, которое особенно опасно для государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Возможность деления и координации задач обеспечивается обеими аспектами организационного процесса: делением организации на подразделы; определением отношений полномочий.

Организация как функция управления предусматривает распределение ресурсов, необходимых органу государственной власти для выполнения его задач в пространстве и времени. Т.е. организация органа предусматривает работу с людьми - государственными служащими (их подбор, обучение, создание системы мотивации, развитие персонала); организацию информационно-коммуникацыонных связей, обеспечение информационной и коммуникационной техникой, формирование (организацию) информационных систем и сетей; организацию бюджетирования функций и задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...