Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

В весеннем семестре 2015-2016 уч. года

(с распределением по неделям)

 

Тема 1. Гражданское право и его место в системе российского права

(1-4 неделя)

1. Понятие гражданского права.

2. Предмет гражданско-правового регулирования:

2.1. Имущественные отношения как часть предмета гражданского права,

2.2. Личные неимущественные отношения как часть предмета гражданского права,

2.3. Корпоративные отношения как часть предмета гражданского права.

3. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

4. Отличие гражданского права от смежных отраслей права.

5. Принципы гражданского права и их правоприменительное значение.

6. Функции гражданского права.

7. Система гражданского права.

8. Наука гражданского права (цивилистика).

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте схему «Предмет гражданского права».

Составьте схему «Метод правового регулирования в гражданском праве».

3. Проведите сравнительный анализ и составьте таблицу «Отличие гражданского права от смежных отраслей права».

Критерии сравнения Гражданское право Трудовое право Предпринимательское право Конституционное право Административное право Уголовное право
Предмет правового регулирования            
Метод регулирования            
Правовое положение участников            
Функции            
Иные основания…            

4. Изобразите схематически действие функции гражданского права во времени.

 

 

Тема 2. Источники гражданского права.

(5-7 неделя)

1. Понятие, виды и особенности источников гражданского права.

2. Понятие и состав гражданского законодательства.

3. Обычай как источник гражданского права. Отличие обычая от деловых обыкновений и заведенного порядка.

4. Действие гражданского законодательства:

4.1. Во времени (начало действия и момент окончания действия),

4.2. В пространстве (по территории),

4.3. По кругу лиц.

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники гражданского права.

6. Аналогия закона и аналогия права в гражданском праве.

7. Применение и толкование гражданско-правовых норм.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте схему: «Система источников гражданского права».

2. Провести сравнительный анализ условий применения аналогии закона и аналогии права. Полученные результаты оформите в виде таблицы.

Условия применения аналогии закона Условия применения аналогии права
   

 

Тема 3. Гражданское правоотношение (общие положения)

(8-12 неделя)

1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности.

2. Виды гражданских правоотношений.

3. Субъекты гражданских правоотношений (общая характеристика).

4. Множественность лиц в гражданском правоотношении: понятие и виды. Перемена лиц в гражданском правоотношении.

5. Объекты гражданских правоотношений.

6. Содержание гражданских правоотношений:

6.1. Понятие и структура субъективного права. Правомочия в составе субъективного права.

6.2. Понятие и виды юридических обязанностей.

7. Основания возникновения гражданских правоотношений (юридические факты в гражданском праве).

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Схематично изобразить структуру гражданского правоотношения.

2. Схематично изобразить виды (классификацию) гражданских правоотношений, с указанием оснований для классификации.

3. Составить схему «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей».

4. Заполните сравнительную таблицу множественности лиц

  Солидарная множественность Субсидиарная множественность Долевая множественность
Характер прав      
Характер обязанностей      
Особенности ответственности      

 

Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.

(13-17 неделя)

1. Понятие физических лиц как субъектов гражданского права. Соотношение между категориями «физическое лицо» и «гражданин»

2. Индивидуализация гражданина:

2.1. Понятие способов индивидуализации и их значение,

2.2. Основные способы индивидуализации граждан (имя и место жительства),

2.3. Дополнительные способы индивидуализации граждан (возраст, пол, состояние здоровья и др.).

3. Правоспособность физических лиц:

3.1. Понятие и содержание правоспособности.

3.2. Возникновение, прекращение правоспособности.

3.3. Соотношение правоспособности и субъективного гражданского права.

3.4. Случаи и основания ограничения правоспособности.

4. Дееспособность физических лиц:

4.1. Понятие и значение дееспособности,

4.2. Дееспособность малолетних,

4.3. Дееспособность несовершеннолетних,

4.4. Полная дееспособность.

5. Досрочное приобретение полной дееспособности физическим лицом (эмансипация и вступление в брак до 18 лет).

6. Ограничение дееспособности физических лиц: понятие, основания и последствия.

7. Лишения физических лиц дееспособности: понятие, основания и последствия.

8. Опека и попечительство. Требования, предъявляемые к опекунам и попечителем гражданским и семейным законодательством.

9. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей.

10. Патронаж как форма участия в делах физического лица.

11. Признание гражданина безвестно отсутствующим: основания и последствия. Последствия объявления лица, признанного безвестно отсутствующим.

12. Объявление гражданина умершим: основания и последствия. Последствия объявления лица, объявленного умершим.

13. Акты гражданского состояния (рождение; заключение брака; расторжение брака; усыновление (удочерение); установление отцовства; перемена имени; смерть гражданина).

14. Гражданин – индивидуальный предприниматель:

14.1. Понятие и особенности юридического статуса индивидуального предпринимателя;

14.2. Объем и особенности ответственности индивидуальных предпринимателей;

14.3. Банкротство индивидуальных предпринимателей.

15. Банкротство физических лиц

15.1. Понятие банкротства физических лиц,

15.2. Основания объявления гражданина банкротом,

15.3. Стадии банкротства физического лица,

15.4. Последствия объявления гражданином банкротом.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте схему «Виды дееспособности физических лиц».

2. Проведите сравнительный анализ и составьте таблицу:

  Правоспособность Дееспособность
Содержание    
Момент возникновение    
Объем    
Порядок ограничения    
Момент прекращения    

3. Составить сопоставительную таблицу дееспособности малолетних и несовершеннолетних, с указанием: могут, не могут, могут при условии (указать каком условии)

Совершаемые действия и сделки Малолетние (от 6 до 14 лет) Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.    
Вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.    
Осуществлять права автора произведения (изобретения) или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.    
Распоряжаться своими заработком (стипендией) или иными доходами.    
Совершать мелкие бытовые сделки.    
Совершать сделки (кроме тех, что указаны в законе), только с письменного согласия своих законных представителей.    
Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.    
Совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.    

4. Проведите сравнительный анализ условий и правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, оформив результаты в виде таблицы:

  Признание гражданина безвестно отсутствующим Объявление гражданина умершим
Условия    
Правовые последствия    
Правовые последствия явки или обнаружения места пребывания    

5. Проведите сравнительный анализ опекунов, попечителей и патрона, заполнив следующую таблицу

  Опекун Попечитель Патрон
Основания возникновения      
Кем назначается (выбирается)      
Права      
Обязанности      
Ответственность      
Срок действия      
Основания прекращения      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...