Ресурсы:
Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, манипуляция, авторитет, право
Классификация власти
1. Основные виды
(по источникам власти)
§ Политическая
§ Экономическая
§ Военная
§ Духовная
§ Семейная
§ Информационная
2. По субъектам власти
§ Государственная
§ Семейная
§ Партийная
3. По функциям органов власти
§ Законодательная
§ Исполнительная
§ Судебная
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сравнение
Политическая власть
Государственная власть
Т Е Р М И Н
- это воля конкретной партии или организации бороться за лидерство в государственном аппарате конкретной страны или политического союза
- власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на вооруженную силу.
- деятельность связанная с определением содержания задач и функций государства.
– один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.
П Р И З Н А К И
Характер
выступает от имени конкретной партии или организации
публичный характер, т. е. выступает от имени общества
ограничиваясь членами своей партии (организации)
обязательна не только для общества в целом, но и для каждого индивида в частности (суверенный характер)
Обязательность
распространяется на территории всего государства лишь в том случае, если правительство возглавляется её партией.
распространяется на территории всего государства (суверенность).
Форма реализации
многообразие методов: насилие, репрессии, террор.
осуществляется на основе правовых инструментов: принятие законов, координация работы всех органов (легальность)
Изменение
власти
утрачивается тогда, когда перестает быть воспринимаемой обществом.
может быть потеряна как с помощью легитимных институтов (выборы, отставка), так и путём насильственного свержения (революция, война)
Значение
Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций.
Государственная власть – один из видов политической власти, является стержнем политической власти.
Политическая власть становится государственной лишь тогда, когда партия побеждает на выборах или иным образом завоёвывает симпатию большинства общества. Может произойти и обратная ситуация
Принципы устойчивости
политической власти
1) легитимность власти - процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений; 2) результативность власти - степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население.
Легитимность власти
Результативность власти
§ Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение;
§ Признание власти гражданским обществом;
§ Признание власти мировым сообществом.
§ Успешная экономическая политика;
§ Устойчивый рост благосостояния основной части населения;
§ Укрепление общественного порядка;
§ Авторитет на международной арене.
Типы политической власти
(по М. Веберу)
§ Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.
§ Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.
§ Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера.
Р А З Д Е Л Е Н И Е В Л А С Т Е Й
Цель разделения властей
§ Предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.
Теория разделения властей
§ Дж. Локк,
§ Ш. Монтескье,
§ А. Гамильтон, Д. Мэдисон
Сущность разделения властей
§ Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции.
§ Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
§ Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
Функции властей
§ Законодательная (парламент) - представляет интересы граждан, издает законы
§ Исполнительная (правительство) - управляет государственными делами
§ Судебная(судьи всех уровней) - следит за соблюдением законов органами власти
(Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности)
Взаимодействие властей
§ разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Политическая власть в современном мире должна быть:
§ ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
§ регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
§ институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
легитимна (лат. legitimus — законный), т.е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
Чем отличается государственная власть от политической власти?
Во все времена важнейшие решения принимались небольшой группой людей, а то и одним человеком. Сегодня эксперты говорят о разделении политической и государственной власти, что связано с развитием плюрализма и формированием большого количества центров силы и влияния. Что объединяет, а что разделяет данные понятия? И кто в действительно принимает судьбоносные решения, способные перекроить карту мира?
Государственная власть – это способность общественных институтов контролировать поведение человека, общества и государства, ограниченная территорией, законом, легитимностью и традициями. Государственная машина – это иерархический аппарат, состоящий из множества ветвей. Все они, включая законодательную, исполнительную и судебную, сходятся на верховном органе власти (президент, правительство, парламент).
Политическая власть – это воля конкретной партии или организации бороться за лидерство в государственном аппарате конкретной страны или политического союза. Для достижения целей используются различные методы, которые разнятся в зависимости от условий региона. К примеру, прийти к власти в Германии можно с помощью выборов, а вот легитимно победить в КНДР или Китае – невозможно.
Несмотря на схожесть понятий, они имеют индивидуальные черты. Политическая власть становится государственной лишь тогда, когда партия побеждает на выборах или иным образом завоёвывает симпатию большинства общества. Может произойти и обратная ситуация. К примеру, в начале 90-х годов КПСС формально обладала государственной властью, но не политической, так как потеряла свою легитимность в глазах населения.
В то же время, возможны вариации в концентрации рычагов управления. В странах с развитым парламентаризмом государственную власть могут держать сразу несколько политических партий (альянс, объединение). Консенсус между ними достигается путём диалога, разделения полномочий.
TheDifference.ru определил, что разница между государственной властью и политической властью заключается в следующем:
Форма реализации. Государственная власть осуществляется на основе правовых инструментов: принятие законов, координация работы всех органов. Политическая власть может использовать и другие методы, которые позволены её идеологией (насилие, репрессии, террор).
Характер. Госвласть обязательна не только для общества в целом, но и для каждого индивида в частности. Неподчинение распоряжениям правовых институтов влекут за собой ответственность. Политическая власть зачастую не имеет такого влияния, ограничиваясь членами своей партии.
Обязательность. Государственная власть распространяется на территории всего государства. Политическая – лишь в том случае, если правительство возглавляется её партией.
Изменение. Политическая власть утрачивается тогда, когда идеология перестаёт восприниматься значительной частью общества. Госвласть может быть потеряна как с помощью легитимных институтов (выборы, отставка), так и путём насильственного свержения (революция, война). Подробнее: http://thedifference.ru/otlichie-gosudarstvennoj-vlasti-ot-politicheskoj-vlasti/