Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИСКОН Джуху-бич, Мумбай, Индия 11ноября 1974 года.




Когда Шрила Прабхупада в Джуху выходил на утреннюю прогулку, спускаясь со своего этажа, все собравшиеся преданные восклицали «Джая, Шрила Прабхупада!» и кланялись. Все, кроме одного брахмачари, который продолжал стоять со сложенными ладонями. Шрила Прахупада начал свой путь, опираясь на трость. Глядя прямо перед собой, он сказал: «Это, начало его падения».

Кланяться во время закрывания алтаря.

Дз потренироваться кланяться много раз. Понять глубину наших поклонов. Грубое может кланяться а тонкое оставаться на месте.

Обращение со священными предметами.

Перед этим занятием раздать распечатки этих правил и дать время на подготовку. На следующий день опросить каждого из слушателей. После того как каждое правило будет озвучено можно ответить на возникшие у слушателей вопросы.

1) Книги, чётки, караталы и т.п. нельзя держать на полу или в нечистых местах. Их нужно почитать как принадлежности богослужения, и относиться к ним соответствующим образом.

Шрила Прабхупада часто приводил пословицу: "Чистота сродни божественности."

(Кришна - наичистейший и общаться с Ним могут только те, которые чисты.)

 

Письмо ШП Нандарани, 03.10.67: "Все в храме должно содержаться в чистоте. Перед тем, как касаться любого предмета, относящегося к Кришне, каждый должен мыть свои руки. Мы должны всегда помнить, что Кришна - самый чистый и поэтому, только чистые могут общаться с Ним. Чистота сродни Божественности."

 

2) Ни к какому священному предмету нельзя прикасаться ногами. Не следует использовать ноги для выполнения того действия, которое может быть выполнено с помощью рук. Также не нужно класть книги на ноги, когда вы даете лекции.

 

3) Если священный предмет упал на землю, его необходимо быстро поднять и коснуться им головы.

 

4) Нельзя перешагивать через книги, преданных, прасад, предложенные Господу цветы ли любые другие священные предметы.

 

5) Все священные предметы следует держать в чистом месте и обращаться с ними бережно. Ими нельзя перекидываться, но следует бережно передавать их из рук в руки.

 

6) Священные предметы, такие как чётки, книги и т.п. нельзя заносить в туалет.

 

7) Необходимо очень бережно обращаться с изображениями гуру и Кришны. К ним следует относиться с огромным уважением и почтением. На стенах Гаудия Матха изображения накрывают тряпочками когда ве ложаться спать в этой комнате.

 

8) Следует особо упомянуть о харинама-чадарах. Поскольку на них напечатано святое имя, они являются священными предметами и не должны касаться пола.

 

9) Нужно следить за тем, чтобы во время принесения поклонов мешочек с чётками в ваших руках не касался пола. Его лучше отложить в сторону, когда вы собираетесь кланяться.

 

10) Очень бережно обращайтесь с параферналиями Божеств, такими как Их одежды, украшения, посуда и т.д. Например, одежда и полотенца должны быть аккуратно сложены, посуда должна стоять в надлежащем месте и т.д.

 

Если человек прикоснулся рукой к полу или к чему-либо нечистому, то, прежде чем касаться принадлежностей Божеств, он должен вымыть руки.

 

Кришна неотличен от Своих параферналий, поэтому плохо обращаться с параферналиями Кришны – значит плохо обращаться с Кришной. Если мы пренебрегаем этим, то истинная бхакти не проявится в наших сердцах. Необходимо постоянно помнить, что все эти вещи – не обычные предметы, а предметы, используемые в служении Кришне и поэтому заслуживающие поклонения.

 

11) Асана предназначена для уважения Бхагаватам, поэтому Бхагаватам всегда читается с асаны. Также на нее не нужно класть

12) Храм это проявление Господа Баларамы, поэтому все, что в нем находиться имеет свое предназначение. Необходимо класть все на свои места и использовать по назначению бережно. Также

13) Мриданги и личные вещи не следует класть на вйасасану. Этому месту оказывается почтение и оно предназначено для сидения.

14) Караталы и мриданги должны храниться в чистоте, быть чистыми и иметь чистые, красивые веревки.

15) Цветы и гирлянды, фитильки – не должны быть разбросаны и лежать на полу. Их можно сжигать, вешать на дерево, опускать в реку.

16) Наколки – не вайшнавская культура. В Южной Индии выжигают. Господь Чайтанья ввел в практику украшение глиной. Фенечки – ТД хиппи. (6 апреля 76 вриндаван)

 

Молитвы.

Киртан – это не часть нашего движения – практически это и есть наше движение.

Наше движение сознания Кришны практически основано на музыке и танце. (Письмо к мистеру Левайну, 25 января 1969 г.)

Киртан – наш первейший долг. (Письмо к Палике, 13 ноября 1975 г.)

Движение сознания Кришны, начатое Чаитанйей Махапрабху, наполнено танцами и пением об играх Господа Кришны. (ЧЧ Ади 2.2, комментарий)

Киртан означает прославление Господа Кришны. Вся деятельность движения Харе Кришна предназначена для Кришна-киртана – прославления Господа Кришны. Хотя такое прославление принимает множество форм, киртан в особенности понимается, как воспевание святых имен Кришны. Это также называется санкиртана. Приставка "сан" значит "полное" или "вместе". Так что "санкиртана" значит "полное прославление" или "совместное воспевание".

"Киртан" означает в уединении, а "санкиртана" – в обществе многих других. (Лекция по ШБ, 10 декабря 1974, Бомбей)

Санкиртана – это когда много людей собираются вместе и поют и танцуют. (Лекция по ШБ, 17 апреля 1974, Бомбей)

 

Н.П 9 гл пр.сл: Пение

 

В «Линга-пуране» так говорится о прославлении и воспевании Господа: «Брахман, постоянно поющий славу Господу, несомненно, достигнет планеты, на которой живет Сам Верховный Господь. Господь Кришна ценит такое пение даже выше, чем молитвы, возносимые Ему Господом Шивой».

 

Однако, нам всегда следует помнить, что киртан не предназначен ни для самовозвеличивания, ни для собственного наслаждения. Хотя киртан может считаться трансцендентным развлечением, это в первую очередь акт поклонения. Он несомненно доставляет наслаждение, но нам всегда надлежит помнить, что он предназначен для удовлетворения Кришны, а не для нашего. Хотя Господь Чаитанйа заявлял, что нет строгих правил для воспевания[i], это в особенности относится к преданным на спонтанном уровне, вне правил, или для тех, кто даже еще не начал следовать никаким правилам, но кого все же следует так или иначе познакомить с воспеванием святого имени. Преданные на уровне садханы должны научиться через парампару, как петь в наиболее приятной для Кришны манере. Для преданных ИСККОН это, в частности, означает проведение киртанов в соответствии с указаниями Шрилы Прабхупады.

Шрила Прабхупада дал определенные наставления о киртане, чтобы защитить нас от ошибок, выдумок и осквернения, которые могут воспрепятствовать естественному течению бхакти. Эти предписания и запреты должны быть аккуратно установлены. Правила и предписания должны исполняться, но не душить нас. Их настоящая цель – выявить и улучшить подлинный дух преданности в киртане, и помочь нам погрузиться в трансцендентную звуковую вибрацию святых имен.

 

1) Вести киртан или сат-сангу – это большая честь для преданного, поскольку он представляет перед Божествами всю общину. Поэтому делать это следует лишь тогда, когда вас об этом попросят.

 

 

Бхактивикаша Свами:

Киртан – это также преданное служение, и должен проводиться в настроении служения, с молитвой: "Харе Кришна – о Радха, о Кришна, пожалуйста, займите меня в служении Вам." Нам не следует петь или танцевать эгоистично, чтобы привлечь внимание других. Сознательно или нет, мы можем пытаться произвести впечатление на других, включая представителей противоположного пола. Особенно следует остерегаться проявления манер рок-музыкантов, строящих из себя героев – покорителей женских сердец. Мы должны петь, чтобы удовлетворить Кришну, и ни по каким другим причинам.

В некоторых киртанах все внимание сосредоточено на солисте. Божества, ради которых киртан и затевается, кажутся почти забытыми. По-настоящему преданный ведущий киртана направляет внимание на Божества и святое имя, а не на себя.

Шрила Прабхупада однажды остановил показной киртан одного своего ученика.

На одном из международных фестивалей во Вриндаване Шрила Прабхупада отверг пение одного из своих учеников. Этот преданный прежде был вокалистом в группе, и его киртаны очень нравились преданным, особенно преданным из того же храма, что и он. Но когда, с показным профессионализмом, он начал вести гуру-пуджу в присутствии Прабхупады, заставляя мелодию звучать как рок-н-ролльная баллада, Прабхупаде это не понравилось. Он покачал головой и дал указание, чтобы кто-то другой вел киртан. Этот "великий" певец киртанов был сокрушен таким отторжением, еще одной формой милости Прабхупады.[ii]

Нужно петь в умонастроении смирения. Смирение, а не хвастовство – есть подлинное настроение при проведении киртана, как продемонстрировал Господь Чаитанйа.

Господь Чайтанья: «Я никогда не пел и не танцевал из желания показать Себя. Я танцую и пою, потому что твердо верю в слова Моего духовного учителя... не Моя заслуга в том, что Я танцую и пою, это происходит само собой, по милости Верховного Господа». (ЧЧ Ади 7.95-96, комментарий)

 

 

2) Мы должны петь только авторитетные киртаны.

Джайа Радхе

Харикеша отмечает, что Шрила Прабхупада не хотел, чтобы мы пели Джайа Радхе. Это может показаться странным, поскольку некоторые из наших Гаудийа-ваишнава-ачарйев прославляли воспевание Радханамы. Пение Радха-намы – это также неотъемлемая часть народного киртана в Северной Индии, особенно в районе Враджа. Однако, это не то, что Шрила Прабхупада говорил нам делать. Шрила Прабхупада сказал нам не петь Джайа Радхе, значит мы и не должны петь. Шрила Прабхупада всегда заботливо защищал своих учеников от искусственного перепрыгивания на "высшие уровни" преданности. Его ограничение для нашего воспевания имени нашего высшего объекта поклонения, Шримати Радхарани, выглядит проявлением такой заботы. Какова бы ни была причина, ни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, ни Шрила Прабхупада не приветствовали и не вводили пение Радха-намы, и их последователям стоит быть столь же консервативными.

Можно петь Джайа Радхе на Радхаштами.

Это также относится к пению Радхе Радхе - Щьям Щьям, Прабхупада никогда не вводил ничего подобного, и был категорически настроен против подобных нововведений.

Утренняя прогулка 8 апреля1975 г Маяпур:

Джайадваита:... Иногда я слышу, что наши преданные поют в киртане имя Кришны разными способами, которые я не слышал... Например, вчера я слышал, что кто-то пел Нитаи-Гаура, Нитаи-Гаура, Нитаи-Нитаи-Гаура. Кто-то поет во время киртана Радхе, Радхе, Радхе, Радхе, как-то так.

Прабхупада: Ну, ачарйи так не поступали. Нет вреда в том, чтобы петь "Радхе", но иногда это скатывается до изобретения чего-то нового, выдумки. Поэтому лучше придерживаться Харе Кришна и шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда. Иначе... Вроде тех же сахаджийев, они придумали нитаи гаура, радхе шйама, харе кришна харе рама. Эти вещи будут постепенно появляться. Но они не санкционированы. Это называется чхара киртана (?), что значит "самодельный киртан". Нет вреда в том, чтобы петь Радхе, Нитаи-Гаура. Но лучше держаться Панча-таттвы и маха-мантры. Нам нужно следовать за махаджанами.

 

В другом случае, во время фестиваля в 1976 году в Майапуре, преданные пели харибол, харибол, харибол, харибол! снова и снова в гигантском бурном киртане. После нескольких минут этого действа Шрила Прабхупада послал сообщение из своей комнаты петь мантру Харе Кришна. Шрила Прабхупада сказал, что мы – не Харибол-сампрадайа[iii]. (В Бенгалии есть группа отклонившихся [от сиддханты] Ваишнавов, известная как Харибол-сампрадайа, они бешено поют харибол! харибол! снова и снова по несколько часов подряд.)

И на первом фестивале 1973 года в Майапуре Шрила Прабхупада выразил неудовольствие пением множества разных мантр. Он сказал: "Они могут петь свои нитаи-гаура-хари-бол ы, но я буду петь Харе Кришна и отправлюсь назад домой, назад к Богу."

Другие примеры липучих рифмовок, проникших в киртаны ИСККОН. джайа радха-рамана харибол (самодельный попсовый "бхаджан") Нигде не указанный в Шастрах.

Нет нужды выдумывать какие-то "новые" виды киртана. То, что дали нам шастры и ачарйи, полно и совершенно. Мы не можем улучшить то, что они нам дали. Это высокомерие – полагать, что нам нужно ввести что-то новое.

 

Имена Бога можно петь любым способом, и это очистит поющего. Но если представитель Бога говорит нам петь определенным образом, лучше следовать этому. Шрила Прабхупада говорил нам тысячи раз петь Харе Кришна. Но нет ни единого зафиксированного записью случая, когда он сказал бы нам петь, например, гаура-нитйананда бол.

Шрила Прабхупада говорит:

Когда мы предлагаем свои молитвы Кришне, это не обычные слова. Поэтому те, кто не является освобожденной душой, не могут в действительности возносить молитвы. Мы вынуждены повторять молитвы, которые возносят освобожденные души, а не обычные люди. Поскольку он – еще не уттама, он пока еще не на трансцендентном уровне. Поэтому мы не позволяем исполнять песни, которые не пели освобожденные души, подобные Бхактивиноду Тхакуру или Нароттаме дасу Тхакуру. (Лекция по ШБ, 21 августа 1972, Лос Анжелес)

Нужно петь песни, которые оставлены учителями, принадлежащими к авторитетной духовной традиции. Согласно "Бхагавад-гите", прославление Господа обладает духовной силой лишь в том случае, если человек следует по стопам духовных учителей прошлого (эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух). От неавторитетных песен или книг нет никакой пользы. Но если человек поет песни или пересказывает повествования, оставленные предыдущими ачарьями (махаджано йена гатах са пантхах), он получит огромное благо, и делать это совсем нетрудно. (ШБ 7.9.18, комментарий)

Авторитетные песни – значит песни, которые пели или сочинили осознавшие себя Ачарйи. Ваишнавский этикет содержит предписание, что неавторитетные песни или утверждения никогда не следует слушать. Приводится сравнение, что молоко, хоть это и очень питательный продукт, если его коснулся язык змеи, начинает действовать как яд.(Письмо Щьямасундаре 25 фев.1970 г. Лос Анжелес)

В конце киртанов в ИСККОН стало принято петь Джайа Прабхупада, имена Божеств, которые есть в храме и Нитаи-Гаура Харибол. Это было принятой практикой в ИСККОН в период личного присутствия Шрилы Прабхупады, и Шрила Прабхупада никогда не высказывал свое неодобрение по этому поводу.

 

3) Молитвы Премадхвани (т.е. «Джая ом вишнупада парамахамса...») в конце киртана должен произносить самый старший из присутствующих преданных, например, санньяси или ученик Шрилы Прабхупады.

 

4) Существуют стандартные мелодии, которые поются в различное время дня. В частности, на утренней программе молитву «Самсара даванала...» и Харе Кришна маха-мантру следует петь на утреннюю мелодию.

 

Рассказано Гаура-мандала-бхуми дасом (цитируется по TGTA стр. 523):

Шрила Прабхупада был очень строг в отношении мелодии, которую поют во время мангала-арати. Он хотел утреннюю мелодию и ничего больше. Он иногда останавливал киртаны, если утром пелись другие мелодии. Конечно, он не делал это каждый раз, но когда он был рядом, и был кто-то способный к восприятию, он исправлял ошибку[1].

Один преданный начал петь Гурваштаку на нетрадиционный мотив. Я чувствовал себя неловко, зная, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы во время мангала-арати мы пели утреннюю мелодию. Внезапно в храм вошел Шрутакирти и остановил киртан. Он шепнул что-то ведущему киртана, который тут же начал с начала, уже на правильную мелодию. Позже мы узнали, что Прабхупада услышал пение из своей комнаты и послал своего слугу вниз, чтобы тот все исправил

 

Согласно Ведической музыкальной науке, определенные раги (основные мелодии) должны петься и играться в определенное время суток. В писаниях, объясняющих музыкальную науку, утверждается, что раг так же много, как форм жизни. Среди них есть 16000 основных раг, которые ранее проявились как гопи Вриндавана, и которые распространились по всему миру.[iv] Каждый день делится на восемь частей (аштапрахара), для каждой из которых есть соответствующая рага. Восьмичастные вечные ежедневные игры Радхи-Кришны и Господа Чаитанйи также происходят в соответствии с тем же делением суток на восемь частей. Ачарйи Гаудийа-ваишнавизма поведали, что конечная цель музыкальной науки – дополнить и улучшить настроения Божественной Четы во время Их ежедневных игр, состоящих из восьми частей. Поэтому Гаудийа-киртан использует традиционные Ведические раги в те же промежутки времени в течение суток, с особой целью – удовлетворить Верховного Господа.

Эти раги, исполняемые в правильное время, улучшают и усиливают тонкие энергии, преобладающие в соответствующие периоды. Однако, раги, исполняемые не в то время, нарушают психический баланс. Те, кто знаком с Ведической музыкальной наукой, может ощутить это несоответствие и расабхасу раг, которые играются или поются в неправильное время. Исполнение раг не вовремя считается неблагоприятным, греховным и нарушающим космическую гармонию.

На эту тему в Гарга-самхите рассказывается история о Нараде Муни и ломаных рагах.

Однажды, путешествуя по вселенной, Нарада прибыл на планету, где обитало много красивых людей. Они жили в роскошных дворцах, одевались в потрясающие одежды, и были все время заняты пением и игрой на музыкальных инструментах.

Однако, все они были инвалидами. Кто-то не имел стоп, лодыжек, или коленей. У кого-то были искривлены бедра, у кого-то они были высохшими, у кого-то – кривая спина, кто-то не имел зубов, кто-то горбился, у кого-то – голова набекрень, а кто-то обходился без шеи. Пораженный, Нарада спросил их, кто они такие. Несчастные люди ответили: "Мы – олицетворенные раги. А сделал нас инвалидами мудрец Нарада. Опьяненный любовью, он поет не те мелодии не в то время, с неправильными нотами и без нужного ритма. Так он изломал наши конечности."

Нарада спросил у раг, как его ошибку можно исправить. Они послали его к богине Сарасвати; когда она осталась довольна его служением, он получил от нее музыкальную науку и стал непревзойденным музыкантом.

Вряд ли много преданных сможет глубоко погрузиться в изучение Ведической музыкальной науки. Но ведущие киртанов должны, по крайней мере, знать, в какое время дня какие мелодии петь.[2]

Шрила Прабхупада особенно подчеркивал, что утреннюю мелодию (прабхати-сура) следует петь во время мангала-арати. Эту рагу обычно не надо петь после 10 утра. Шрила Прабхупада обучал утренней мелодии для мангала-арати в ее простейшей форме. Этот мотив соответствует тому, как обычно поется начало песни "Джив, джаго".

 

После Гурваштакам киртан продолжается на ту же мелодию. Некоторые преданные поют Гурваштакам на правильный мотив, но затем переходят на другой. Это не правильно. Те, кто не уверены в том, как продолжать киртан на правильный мотив, могут просто вспомнить мелодию Гурваштакам, или "Джив, джаго", и петь пранама-мантру Шриле Прабхупаде и все остальное на тот же мотив.

Панча Таттва маха-мантра и Харе Кришна маха-мантра поются на ту же мелодию, что и Гурваштакам, по той же схеме "вверх-вниз, вверх-вниз". Когда поете Харе Кришна маха-мантру, одну мантру можно петь с повышением, а следующую с понижением; как вариант, две мантры подряд могут петься с повышением, а следующие две – с понижением.

 

Он протестовал против "Джайа Гурудева", поскольку это проникло в наше движение прямо из сахаджийа сампрадай Бенгалии, представители которых всегда говорят вещи вроде "Джайа Гуру", "Джайа Гурудева", не имея в виду никакого конкретного гуру. Прабхупада критиковал это как имперсонализм и не хотел, чтобы его ученики пели это. "Кто этот гуру?" – таков был его вызов.

 

 

5) Киртан должен быть несложным и вестись так, чтобы собравшиеся преданные могли следовать.

 

 

6) Все преданные должны петь с энтузиазмом и слаженно.

 

7) Преданные должны следовать той мелодии, которую поёт ведущий. Поэтому нужно постоянно быть очень внимательными.

 

Некоторые преданные вступают не вовремя, т.е. начинают петь не с того такта, нарушая таким образом ритм. Таких преданных также следует поправлять. Либо, если они не могут исправиться, нужно попросить их петь тихо, чтобы они не испортили киртан для всех остальных.

Преданные с недостатком музыкального слуха все равно должны участвовать в киртанах, но сдержанно, чтобы не причинять беспокойств. До тех пор, пока у них не наблюдается заметных улучшений, им не следует позволять вести киртаны.

 

 

9) Те, кто играют на мриданге и караталах, должны находиться рядом с ведущим киртана и ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА СКОРОСТЬЮ, С КОТОРОЙ ОН ВЕДЁТ КИРТАН.

 

Прабхупада присутствовал во время киртана, который вел его ученик в бруклинском храме. Игрок на мриданге как раз разучивал сложные ритмы, и пытался продемонстрировать в том киртане свои достижения в скорости и замысловатости ритмов. Но Прабхупада остановил музыку и сказал ударнику, что он должен следовать за ведущим. Тогда он начал киртан снова, но все повторилось опять, и снова Прабхупада остановил киртан и попросил барабанщика следовать за ведущим. (Нектар Прабхупады 1.22)

 

Преданные, лишенные музыкального слуха, могут по-настоящему причинять беспокойство в киртане, особенно если не осознают отсутствия у себя этой способности. Они могут с энтузиазмом или играть на инструментах громко или не вовремя, не догадываясь, насколько они портят киртан. Таких преданных следует останавливать и поправлять. Если они не могут исправиться, инструменты у них следует забрать.

 

10) Утренний киртан должен включать в себя следующие молитвы: молитву «Самсара дава...», Панча-таттва мантру, Харе Кришна Маха-мантру. По крайней мере половину киртана должна петься Харе Кришна Маха-мантра.

 

11) Во время утренней программы каждая строка молитв («Самсара дава...», Молитвы Господу Нрисимхе, Туласи арати) должна повторяться только по одному разу.

 

12) Там, где 2 или более человек играют на караталах, они должны стараться играть слаженно. То же самое касается играющих на мриданге. Киртаны должны быть сладкозвучными и мелодичными, а не просто громкими.

 

Пение Харе Кришна не требует никакого искусственно развитого художественного чувства, но все же, если эта церемония представлена с хорошим ритмом, то люди могут больше привлечься трансцендентной музыкой. (Письмо к Упендре, 1 июня 1968 г.)

Шрила Прабхупада сказал: "Барабан не должен быть громче голоса." (Нектар Прабхупады 1.22)

 

Некоторые преданные отождествляют "хороший киртан" с "громким, быстрым, бешеным киртаном".

Они знают только две скорости: быстро и очень быстро..(У некоторых людей есть тенденция постоянно ускорять ритм)

 

Иногда киртаны разгоняются до такой степени, что становится невозможно произносить святые имена. Вся цель киртана, целиком – прославление имен Бога – теряется в неистовстве грохота и треска. Инструменты должны подчеркивать Святое имя, а не вставать на первый план.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...