Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младенчество (возраст от 0 до 1-го года)

 

«Умел дитя родить, умей и научить»

Русская пословица

Ребёнок родился. Он пришёл в этот мир с накопленными в утробе матери ощуще­ниями от опосредованного (через маму) восприятия окружающего мира и с опытом прошлых вопло­щений, неосознанно проявляющимся во снах и поведении ребёнка. Он готов проходить дальнейшее обучение в этом мире, эволюционно развиваться дальше, выбрав для этого благоприятное время, семью, родителей. Грамотная помощь мамы и папы в удовлетворении насущных потребностей малыша, в развитии уже имеющихся и в приобретении новых способностей – это обязанность и долг родителей, к этому они должны готовиться ещё до начала семейной жизни. Исполняя свой долг, родители не только создают наилучшие условия для скорейшего и благополучного развития своего дитя, но и ускоряют своё эволюционное развитие.

В любом Царстве Природы: минеральном, растительном, животном, человеческом – сущест­вуют свои закономерности роста и развития. Недостаточно просто бросить семя красивого цветка в землю – нужно знать условия его роста, иначе можно загубить цветок или очень замедлить его развитие. Мало просто приобрести породистого щенка – нужно его правильно кормить, растить, воспитывать, иначе в следующем поколении качества по­роды ухудшаются. Точно также недостаточно притянуть хорошую душу ребёнка во время зачатия – нужно создать ему условия для дальнейшего роста и развития. В народе говорят: «Не тот отец, кто семя бросил, а тот отец, кто взрастил, вскормил да в люди вывел». Поэтому, чтобы дать своему дитя для развития в нужное время то, что им востребовано (ни больше, ни меньше), родители должны иметь представление о простой педагогической грамотности: что, когда и как воспитывать (что взращивать, а от чего учить избавляться) в своём ребёнке. Например, мозг ребёнка при ро­ждении весит около 300 грамм (примерное соотношение - 1/10 к общему весу тела), а к 1-му году – уже около 900 грамм. Как это связано с развитием малыша? Что происходит с ним в это время? К чему он уже го­тов, а к чему – нет? На эти и другие вопросы, связанные с развитием тела, чувств и способностей ребёнка, родителям следует искать ответы в научной педагогической литературе или у грамотных учителей.

 

Возраст от 0 до 1-го года в педагогике принято условно разбивать на несколько возрастных ступенек, исходя из особенностей роста и развития ребёнка.

От 0 до 10-ти дней (сроки общепринятые, поэтому – условные) ребёнка принято называть «новорожденный». В эти дни он приспосабливается к новому для него способу дыхания и воз­духу, к новой пище, запахам, свету, прикосновениям, окружающим звукам. Ему очень трудно (то есть он очень тру­дится), осваивая наплыв новых и сильных ощущений, соотнося их с полученными ранее в утробе матери впечатлениями. Очень важно, чтобы родители помогли новорожденному в эти дни своей любовью, лас­кой, нежностью, общением, прикосновениями.

В народе сохранились обряды приобщения новорожденного после родов к стихиям Природы: дитя показывают Солнцу и Ветру, кладут на Землю и окунают в Воду, произнося заговоры и различные благословения.

Ведущий вид деятельности для новорожденного ребёнка – личностное (ли­цом к лицу) общение с близкими ему людьми; ему важна их помощь, любовь и ласка, забота и уход. За кратчайшее время ему нужно суметь приспособиться к условиям окружающего мира.

С 10 дней до 2-х месяцев – время младенчества. Младенец уже освоился с обилием новых впечатлений и ощущений. Он становится «общественным существом»: по-своему понимает про­исходящее, по-своему отвечает на общение с ним окружающих, различает своих домашних и близких людей, больше двигается. Появляется «комплекс оживления» - приятные, радостные, ласковые минуты общения уже закрепились в памяти младенца, он начинает их предвкушать, узнавая и приветствуя тех, кто доставляет ему радость. Очень важно для ребёнка в этом возрасте – доб­рожелательное отношение и общение взрослых.

Общение со взрослым человеком по-прежнему является ведущим видом деятельности для ребёнка в этом возрасте. Но ему уже становится важнее ситуа­тивно-личностное общение, то есть уже по поводу чего-либо. И обязательно нужно, чтобы это общение было эмоционально окрашено. Ребёнок чувствует изменения в настроении матери и близких людей, их чувства меняют и его самочувствие. У малыша есть способность познавать мир, «считывая» информацию с окру­жающего его поля чувств, эмоций, мыслей, желаний других существ. Именно поэтому стоит доверять младенцу, если он не хочет идти к кому-то на руки, с плачем встречает нового человека или игрушку – ему просто не нра­вится чужое энергетическое поле.

Малышу стоит объяснять всё происходящее, спрашивать его согласия на определённые действия, но в этом возрасте обязательно стоит беречь ребёнка от проявления окружающими отрицательных чувств и мыслей. Его новые впечатле­ния должны быть приятными, так как нервная система младенца ещё не вполне созрела и не может самостоятельно защи­тить его от излишнего напряжения. Поэтому так важно, чтобы детская кро­ватка стояла в благоприятном месте, чтобы взрослые не выясняли при нём своих отношений, не смотрели с малышом тяжёлых фильмов и т.д.

Малышу следует всё показывать, рассказывать, пояснять. У любого человека только пять вводных каналов информации – наши чувства: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Все эти рецепторы (органы чувств) ребёнка усиленно действуют и готовы к дальнейшему развитию. Ему важно дотрагиваться до желае­мых предметов (в этом ему должны помочь родители), он внимательно прислушивается к новым звукам, ощущает новые запахи, а через молоко матери и воду – новые вкусы. Ребёнок хорошо видит подвешенные или расположенные рядом с кроваткой игрушки, но следует помнить, что считать информацию с игрушки при по­мощи зрения ребёнок может за несколько секунд. Потом (если игрушка находится без движения) она становится для него малоинтересной.

С 2-х месяцев до 1-го года - время, в которое общепринято называть ребёнка «грудным». Грудничок уже много двигается, к этому возрасту он вполне освоился с управлением своим телом. В эти месяцы малыш начинает сна­чала переворачиваться, затем – сидеть, ползать и ходить. Ребёнок осваивает способы общения с окру­жающими его людьми. Ведущим видом его деятельности становится эмоциональное общение со взрослым по поводу предметов и игрушек (узнавание и закрепление названий, основных свойств, местополо­жения вещей и др.). Это время развития понимаемой речи малыша, да и сам ребёнок начинает исполь­зовать в общении сначала гуление, потом – лепет, а затем – и отдельные слова, короткие предложения.

С этого возраста можно начинать за­нятия по ознакомлению грудничка с окружающими его дома предметами, давая малышу возможность их потрогать, понюхать, попробовать на вкус и т.д. Например, можно проводить с ребёнком «домашние экскурсии», выбирая для этого какую-либо тему: рассматриваем и пробуем разноцветные овощи на кухне, слушаем звуки различной посуды, трогаем и гладим различные материалы (одежду, предметы мебели, мужские инструменты, домашних животных, растения и прочее).

Стоит отметить, что если в общении с ребёнком в возрасте до 2-3-х месяцев ведущая роль отводится взрослому, а ре­бёнок больше воспринимает («субъект – объект»), то при общении по поводу предме­тов и игрушек ведущим видом деятельности становится взаимодействие младшего и старшего («субъект – субъект»). Малыш, осваиваясь в этом мире, имеет право, как и каждый человек, на проявление своих чувств и эмоций, желаний и отрицаний. Например, с 4-5-ти месяцев явно выражен избирательный характер общения: ребёнок разде­ляет «своих» и «чужих», начинает отдавать предпочтение определённым предметам и игрушкам. С младенчества родителям стоит внимательней относиться к ответу ма­лыша на их слова, поступки, показы игрушек, прослушивание музыки, предложенную пищу и т.д., так как они будут но­сить индивидуальный, только ему присущий характер.

 

СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Одно из основных педагогических понятий – «Веду­щий вид деятельности». Ведущим видом деятельности называется деятельность, в ходе которой ребёнок развивается качественно. Она влияет на развитие его индивидуальности, то есть развивает не только его физическое тело, руки или ноги, но и ум, речь, волю, характер, способности, нравствен­ные и духовные потребности и т.д. В каждом возрастном отрезке есть свой ведущий вид деятельности – по нему можно судить о настоящем (внутреннем) возрасте человека, который иногда не совпадает с биологическим (внешним). Более простой вид деятельности является предпо­сылкой для более сложного. Трудно перепрыгнуть подобные ступеньки. В семьях, где не было системы в воспитании, это является ответом на вопрос, почему подросшие дети не умеют или не хотят что-то делать – ими была не пройдена, не освоена предыдущая ступенька в воспитании и обучении.

Ещё одно значимое педагогическое понятие, которое стоит знать родителям – «Сензитивный период». Сензитивным периодом в педагогике называется время, наиболее благоприятное для раз­вития чего-либо (например: речи, зрения, тонкой моторики рук, познавательной, исследователь­ской или научной деятельности, представлений о семейном и общественном укладе, нравственных и духовных ценностях и др.) вследствие созревания физического тела – центров голов­ного мозга, нервной системы, органов и рецепторов – и потребностей ребёнка. Иначе этот период называют «временем созревания». В это время у детей су­ществует повышенная восприимчивость к какому-либо виду обучения, деятельности, общения. Если сензитивный период не учитывается в воспитании детей, то родителям приходится застав­лять их что-то делать. Происходит это по двум простым причинам: либо дети ещё к этому не го­товы и им не интересно, либо они уже переросли интерес к данному виду деятельности.

Возраст от 0 до 1-го года благоприятен для развития зрительных ощущений детей (например: ребё­нок в 3 месяца различает основные цвета, формы, объёмы, плоские геометрические фигуры), фо­нематического слуха и понимаемой речи, эмоционального общения со взрослым. Очень важно в это время обратить внимание на телесное (физическое) развитие малыша. За первый год жизни ребёнка его тело рас­тёт и меняется так, как ни в один другой временной отрезок. Крайне важно заложить в этот год основы здорового образа жизни и устранить последствия возможных родовых травм и стрессов. Правильное закалива­ние, правильное питание (пусть и сначала опосредованное – через маму) и дыхание, достаточные телесные нагрузки и упражнения, упорядочивание бодрствование и сна, общение со стихиями Природы – вот составляющие физического здоровья ребёнка. Это основа для его дальнейшего успешного умственного и ду­ховного развития. Советуем родителям обратиться по данной теме к книгам Б.П. и Л.А. Ни­китиных, проф. И.А. Аршавского, Г. и Д. Доман («Как сделать ребёнка физически совершенным» М., 2000). Очень хорошая книга «Детская йога» (А. Бокатов, С. Сергеев. Киев, 1999), где есть от­веты на многие вопросы родителей. Советуем вам побольше узнать о грудничковом плавании, ма­ятниковой (суставной) гимнастике, о различных видах детского массажа. Отдельная большая тема – оздоровление с помощью стихий Природы и отказ от прививок.

 

По опыту видно, что к 3-5-му месяцу жизни ребёнка после рождения в семье складывается опре­делённый уклад. Родители и малыш справляются с новыми обстоятельствами, и появляется время для начала занятий. Цель этих занятий – дать возможность малышу быстро и грамотно познако­миться с окружающими предметами и их свойствами в своём доме, стихиями и царствами Природы в окружающем мире. Такие занятия для ребёнка раннего возраста может проводить мама сама (или бабушка) дома. Либо можно присоединиться к какой-либо домашней группе, где проводятся подобные заня­тия (тогда лучше заниматься с 5-6 мес., когда ребёнок начнёт сидеть).

Существуют четыре общепринятых раздела в воспитании де­тей от 0 до 4-х лет, которые стоит взять за основу родителям и использовать в традициях своего народа и культуры своего края.

1. «Общая моторика» (телесное развитие, движения, дыхание). Этот раздел связан с постепенным ростом и развитием физического тела ребёнка. Если малыш родился здоровым, то он с первого дня улыбчив, спокоен, деятелен. У него хорошо развиты врождённые (безусловные) рефлексы: хватательный, толкательный, сосательный. Уже с новорожденным можно заниматься маятниковой (суставной) гимнастикой, водным и воз­душным закаливанием, плаванием, делать различные массажи.

К концу 3-го месяца жизни ребёнок может: сидя при поддержке, удерживать голову прямо; лёжа на животике, опираться на предплечья; при удерживании в положение стоя, опираться на ножки, управлять верхней частью тела и головой; начинает переворачиваться со спинки на бок.

В 5 месяцев: лёжа на животике, опирается на вытянутые руки; с живота переворачивается на спину; перевернувшись со спины на бок, остаётся играть в таком положении; лёжа на животике, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; хорошо удерживает в руке предмет; сидит без поддержки в течение 1 минуты (в 6 месяцев ребёнок может сидеть в течении 10 минут, руки сво­бодны для игры); стоит на всей ступне, опираясь на что-либо.

В 7 месяцев: в положении лёжа на животике или на спине полностью сохраняет равновесие; ползает, помогая себе руками; садится из положения для ползания; сидя, свободно поворачивает туловище и играет руками; стоя около чего-либо «пританцовывает».

В 9 месяцев: придерживаясь, передвигается боком вокруг больших предметов; с помощью падения переходит из положения стоя в сидячее; стоит при поддержке за одну руку; подтягивается на руках, чтобы встать.

К 1-му году: ребёнок передвигается без опоры (более лёгкие дети могут начать ходить в 9-10 ме­сяцев); встаёт на колени без посторонней помощи; опускается на пол, придерживаясь рукой за что-либо; сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть; использует всевозможные положения сидя. Может карабкаться по лестнице на четвереньках, бросать мячик и другие предметы.

Хорошо поможет родителям, не имеющим педагогической подготовки, программа «Ма­ленькие ступеньки» (Сидней-М., 1999). Однако, следует помнить, что советы любой программы условны, так как рассчитаны на «среднего» ребёнка. Проявляйте здравомыслие, пользуясь научной литера­турой, обращайтесь к опыту своих родителей.

2. «Тонкая моторика руки и сенсорика (развитие ощущений и восприятий)». Этот раздел свя­зан с усвоением ребёнком действий с предметами, но прежде всего – с его совершен­ствованием в познании свойств и качеств отдельных предметов.

 

СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ощущения – познание от­дельных свойств предметов (узкая информация).

Восприятие – познание свойств предметов в со­вокупности (обобщённая информация).

Чего нет в ощущениях и восприятии, того нет в памяти, мышлении, воображении, то есть не может быть отображено в дальнейшей деятельности. В возрасте от 0 до 1-го года занятия по сенсорике должны дать ребёнку как можно больше ощущений: зрительных (в этом возрасте они ведущие, так как 80-90 % информации малыш постигает через зрение), вкусовых, кожно-тактильных, слуховых, обо­нятельных, Эти занятия – обязательная ступенька в подготовке к упражнениям с 1-го года до 3-х лет, когда наступает благоприятное время (сензитивный период) в развитии ощущений и воспри­ятий, в освоении сенсорных эталонов.

 

В возрасте от 0 до 3-х месяцев младенец может следить взглядом за предметом, попавшим в его поле зрения; различает основные цвета, плоские геометрические фигуры, формы, объёмы, ве­личины; крепко держит погремушку, если вложить её ему в руку; выделяет приятные слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные ощущения; плачем отвечает на неприятное.

К 6-ти месяцам: изучает глазами предмет, который держит в руке и может перекладывать его из одной руки в другую; может держать в руках два предмета; переводит взгляд с предмета на пред­мет; пытается взять (потрогать) все доступные предметы и тянет их в рот (вкусовые ощущения и рецепторы одни из наиболее сильных в этом возрасте). В этом возрасте можно начинать первое рисование: водой, соками, пищевыми продуктами, жидкими красками (гуашью) – делают это руками ребёнка.

К 9-ти месяцам: отделяет большой палец от остальных в деятельности с предметами; может со­гнуть кисть (и пальцы) «грабельками», захватывая мелкие предметы (например, изюминку); один и тот же предмет пускает в ход по-разному; находит частично (а затем и полностью) спрятанную игрушку – появляется представление о неизменности существования предмета и пространственно-временных отношениях. К этому времени знакомят ребёнка с рисованием восковыми мелками, фломастером.

К 1-му году мелкая моторика руки ребёнка достаточно развита: снимает и одевает кольца со стержня; захватывает мелкие предметы (0,5 – 1 см в диаметре) с двух сторон пальцами – «берёт в клещи»; тя­нет игрушки за верёвочку при ходьбе и игре; вставляет меньший стаканчик (или матрёшку) в большой; строит башню из 2-3-х кубиков; достаёт предмет из коробки и т.д. Малыш начинает сам рисовать жидкими красками на бумаге больших форматов, восковыми мелками и фломастерами – на бумаге меньших размеров; мелок и карандаш может держать как в кулаке, так и в правильном положе­нии. В возрасте 1-го года дети охотно рассмат­ривают книги и картинки вместе со взрослым, выделяют зрением достаточно мелкие изображённые предметы (до 0,5 см), но не могут долго удерживать на них взгляд. Следует отдавать предпочтение книгам с крупными, красивыми рисунками чистых, насыщенных цветов (фрукты и овощи, домашние и лесные животные, предметы окружающего мира, транспорт, растения).

К этому возрасту проявляются определённые вкусовые пристрастия малыша, хотя вкусовой рецептор на занятиях уходит «на второй план». Ребёнок при исследовании предмета отдаёт предпочтение зрительным впечатлениям и тактильным ощущениям («смотрит рукой»), можно начинать учить его обследовать предмет с помощью зрения и руки. Начинает развиваться слух – ребёнка учат извлекать звуки из игрушек и предметов, он начинает выделять определённые музыкальные произведения. Родителям надо внимательно к этому отне­стись, чтобы поощрять и развивать все положительные наклонности и не дать закрепиться отрица­тельным. Эти наклонности могут быть проявлением опыта прошлых воплощений или быть приоб­ретёнными во время внутриутробного развития малыша.

 

3. «Развитие речи». Для развития речи благоприятное время начинается тогда, когда ребёнок начинает ходить. Связано это с тем, что речевые центры головного мозга расположены рядом с центрами движения, а энергетическое поле одного действующего центра мозга заставляет «просыпаться» соседние центры. Чем больше малыш двигается, чем больше развивается его мелкая моторика рук – тем больше будет развиваться его речь. Вот почему малоподвижные дети начинают говорить позже, меньше и менее охотно. Возраст от 0 до 1-го года важен для создания и развития предпосылок понимаемой и активной речи ребёнка. Это время подготовки тела ребёнка к речевой деятельности: идёт созревание речедвигательных органов (ре­чевого аппарата), от обилия ощущений быстро развиваются слуховые анализаторы (действие нервных окончаний), развиваются центры головного мозга, отвечающие за речь и мыш­ление и т.д.

Новорожденный ребёнок отвечает на различные звуки изменением поведения или даже ис­пугом (он слышит гораздо лучше нас и ему неприятны все очень громкие, очень высокие или низ­кие, очень резкие и тому подобные звуки). Младенец испытывает большую потребность в общении со взрос­лым, пытаясь найти в этом помощь и поддержку в освоении в этом мире. Поэтому он внимательно смотрит на лицо говорящего человека, прислушивается к оттенкам его голоса, соотнося с той информацией, ко­торую он уже имеет или считывает в это время на полевом уровне. Малыш начинает пробовать свой речедвига­тельный аппарат, произнося отдельные звуки – в народе это называют «гулением». Иногда рожда­ются дети, которые в 2-3 месяца пытаются говорить достаточно много, но несозревшие речевые органы делают их речь невнятной. Родителям надо очень внимательно отнестись к такому ребёнку, прислушиваясь и помогая ему.

К 3-м месяцам: ребёнок переводит взгляд с одного предмета на другой, ища источник исхо­дящего звука; на голос говорящего человека поворачивает голову и отвечает поведением на тон речи (так можно улучшить или ухудшить самочувствие малыша); начинает подражать гулением ритму напевов и укачиваний. Как бы ни был мал малыш, именно в раннем детстве он постигает на уровне подсознания и психических процессов, звуковое и смысловое строение родного языка, его словообразование – а через это и отношение к жизни своего народа. Родовая память ребёнка, как ключиком, вскрывается напевными звуками колыбельных, пестушек, потешек, уговорушек, потягушек. Невозможно записать с помощью 7-ми нот народные напевы и песнопе­ния, настолько они сложны, глубоки и богаты. Это знает любой фольклорист. Ребёнок после рож­дения должен сначала окунуться в богатое поэтическое и музыкальное наследие своего народа. Тогда позднее ему будут не страшны крайне упрощённые стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского (читать их ребёнку до 6-ти месяцев просто нежелательно). Отдавайте предпочтение своему живому голосу (младенцу можно читать даже стихи о природе поэтов XIX века), бабушкиному пению. Можно использовать хорошие записи (лучше по-старинке – на пластинках) колыбельных, потешек и песту­шек, звуков живой природы.

К 6-ти месяцам малыш сменяет гуление на лепет (то есть уже хорошо управляется языком, гу­бами, дыханием); может внимательно слушать взрослого в течении нескольких минут; меняет вы­ражение лица в ответ на изменение тона или выражения лица говорящего; развивается понимае­мая речь (появляется связь предмета и слова, отвечает жестом на вопрос «Где?», связанный со знакомым предметом).

К 9-ти месяцам: слушая взрослого, рассматривает предмет или книгу; выполняет простую просьбу, сопровождаемую жестом; говорит отдельные слова; звукоподражает животным; отклика­ется на своё имя; по словесной просьбе находит знакомые предметы; знает по именам домашних; услышав строгое замечание, прерывает своё занятие и т.д. Ребёнок начинает подражать речи и по­ведению взрослых в семье, поэтому важно насколько правильно, грамотно и красноречиво говорят родители. Малыш в этом возрасте способен освоить несколько языков одновременно, если на них свободно общаются родственники в быту.

К 1-го году (возраст условный, он связан с различными показателями развития) – начинает сам обра­щаться ко взрослому; появляется активная речь (10-20 слов и больше); знает названия всех дос­тупных ему предметов дома и их местонахождение; играет в «Ладушки», «Сороку-ворону» и другие пальчиковые игры; показывает и даёт предмет, о котором его спрашивают; выбирает из 2-х картинок по слову нужную. В этом возрасте взрослым нужно менять своё общение с малышом – вынуждать к сло­весным просьбам, словесным обращениям и ответам, поощряя и показывая преимущества словес­ного общения. Ребёнок к этому готов. Но часто у взрослых нет в этом потребности, так как им проще «обслужить» ребёнка, чем пообщаться с ним, обучая речи. Малыш, в силу своей возрастной способности подражать, будет использовать этот более лёгкий отрицательный пример в своём поведении, ещё долго указывая жестами, кому и куда бежать, обслуживая его. Это не детский эгоизм, это ошибка взрослых, которая может взрастить эгоиста или слабовольного человека.

Речь ребёнка в раннем возрасте имеет свои особенности. Она ситуативна (то есть понятна только в данной обстановке), автономна (то есть отражает речь данной семьи) и развивается только на ос­нове взаимопонимания, подражания и общения со взрослым. Если с малышом не разговаривают или общение вызывает у него отрицательные чувства, он ещё долго не будет говорить. Дети, с ко­торыми занимались до или сразу после их рождения, начинают раньше говорить, ходить, более жизнерадостны и сообразительны, меньше болеют (так как в рас­тущем теле ребёнка всё очень взаимосвязано).

Прослушивание отрывков музыкальных произведений мировой классики также благоприятно для развития слуха ребёнка. Но для каждого из детей музыка должна подбираться индивидуально.

 

4. «Самообслуживание и общественные навыки». Уже с раннего детства ребёнок отмечает в своём сознании особенности поведения окружающих его людей и семейного уклада. Исходя из полученных впечатлений и сделанных выводов, он начинает избирать для себя способы поведения и развивать своё мировос­приятие. Уже к концу 1-го года жизни он делает выводы о взаимоотношениях в семье и своём месте в ней; проявляются основные черты характера и наклонности, которые в дальнейшем будут развиваться. Начиная вовремя обращать внимание на малое в воспитании ребёнка, вы не упустите большого. В раннем возрасте малыш ещё плохо умеет себя самообслуживать, больше нуждаясь в уходе, заботе и помощи взрослых. Но он учится этому удивительно быстро, если роди­тели уделяют этому вопросу внимание в своём общении с ребёнком.

К 3-ти месяцам: ребёнок успокаивается, когда его берут на руки; меняет своё поведение в за­висимости от тона голоса или выражения лица взрослого; улыбается или подаёт голос в ответ на обращённые к нему слова или прикосновения; вглядывается в лицо взрослого.

К 6-ти месяцам: протягивает руки, прося, чтобы его взяли; смеётся при игре с ним; улыбается отражению в зеркале; при кормлении берётся руками за грудь или посуду; всасывает и проглаты­вает пюреобразную пищу.

К 9-ти месяцам: играет с несколькими игрушками самостоятельно в течении 15-ти минут; выделяет «своих» и «чужих» людей, проявляя радость, удивление или испуг; радуется знакомым играм (на­пример, «Ку-ку, вот и я»); протягивает и удерживает свои руки для игры в «Ладушки» и другие пальчиковые игры; пьёт из чашки самостоятельно; жуёт и проглатывает полупротёртую пищу; са­мостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухарики, печенье, яблоки и пр.).

К 1-му году: с радостью играет в знакомые игры, требующие взаимодействия со взрослым (на­пример, с мячом); осваивает простые игры с предметами (например, подносит ко рту ложку или чашку); играет самостоятельно вблизи взрослого; учится снимать шапку, носки, варежки, шарф, трусики, тапочки, сапоги; держит ложку и пытается взять в рот её содержимое; начинает жевать (если появились зубы) обычную пищу; «помогает» маме и отцу в домашних делах; выполняет простые просьбы. После 1-го года жизни «об­щественное развитие» ребёнка ускоряется.

Сделаем общие выводы из вышеизложенного. Возраст от 0 до 1-го года благоприятен, пре­жде всего, для развития физического тела ребёнка. Оздоровление и закаливание ребёнка в этом возрасте обязательно. Ведущим видом деятельности ма­лыша является его эмоциональное общение со взрослым по поводу возникшей ситуации или по поводу изучаемого предмета. В этом возрасте закладываются предпо­сылки для развития речи (развивается фонематический слух), тонкой моторики руки и глаза, сенсорных способностей (развитие чувств) ребёнка. Он делает первые выводы о взаимоотношениях в семье и своём месте в ней, проявляются основные черты характера и наклонности. Занятия, которые проводят в этом возрасте: по общей моторике – зака­ливание, плавание, маятниковая гимнастика, подвижные игры (с ползающими и ходящими детьми), всеразличные массажи; по развитию тонкой моторики – пальчиковые игры, развитие ощущений и восприятий (сенсорика), пальчиковая живопись и раннее рисование; по развитию речи – музыкальные занятия, занятия с логопедом по развитию речи, чтение и рассматривание книг, прослушивание стихов и музыкальных произведений; по обучению самообслуживанию; по знакомству с до­машним пространством, домашними животными и растениями; на прогулках – по ознакомлению с окружающим ми­ром и временами года.

Родителям, которые любят читать книги о воспитании детей, советуем обратить внимание на авторов: М. Монтессори, Г. и Д. Доман, О.С. Жукова, Б.П. Никитин, Л.А. Данилова, И.В. Маниченко, Е.В. Первушина, И.А. Лыкова, Н.А. Ильина, Д. Орлова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...