Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика. Отработка задания. Обработка результатов




Методика

Студент выбирает испытуемого и проводит опыт в два этапа — предварительный (с двумя парами картинок) и основной (с 12 парами картинок из тестового материала), в ходе которого фиксируются по­казатели времени и точности поиска эталонного стимула среди пере­менных.

Экспериментальным материалом служат 12 пар картинок (в каж­дой паре один эталонный стимул и несколько тех, из которых будет осуществляться выбор). В стандартном варианте каждый лист — «кар­точка» — дается в размере бумаги А4.

Отработка задания

Испытуемым для данного задания лучше выбрать подростка. Но студенты могут быть испытуемыми и друг у друга; тогда «наивный» испытуемый в первой паре становится экспериментатором в следую­щей и т. д. Экспериментатор должен пользоваться ключом для опреде­ления правильности ответов (ключ дан в Приложении I), поэтому студент не может быть испытуемым после того, как выступил в каче­стве проводящего опыт психолога, или экспериментатора.

Экспериментатор использует материал к методике в виде план­шета, разворачивая в каждой пробе два листа — с одним эталонным стимулом и восемью переменными стимулами, из которых один по­вторяет эталонный. Он пользуется также секундомером.

Итак, на этапе отдельной пробы (в основном опыте их всего 12) испытуемому предъявляется лист с одной фигуркой (собачкой, цвет­ком, ковбоем и т. д. ), он должен внимательно рассмотреть этот «эта­лон». Потом его просят найти точно такую же фигурку на другом листе, где похожих фигурок, лишь незначительно отличающихся от «эталона», уже несколько. По инструкции, требуется указать иден­тичную с «эталоном» фигурку, т. е. сделать правильный выбор как можно быстрее. Психолог фиксирует время поиска и правильность либо ошибочность выборов. Протокол — произвольный, но позволя­ющий точно соотнести номера ответов испытуемого с номерами эта­лонных картинок по ключу (см. Приложение I).

Обработка результатов

Анализируются средние показатели времени (по всем «эталонам») и общее количество ошибок.

Вместо нормативных критериев оценки когнитивного стиля как «импульсивного» или «рефлексивного» психологом обычно анализи­руется группа индивидуальных показателей, где каждому из испытуе­мых присваивается определенный ранг (по мере возрастания или сни­жения фиксируемых значений). По среднему времени поиска или

15'


Рис. 21. Пример к предварительному опыту в тесте Кагана.


Рис. 22. Пример к предварительному опыту в тесте Кагана.


присвоенному рангу испытуемым и количеству допущенных ошибок все испытуемые теперь подразделяются на 4 группы. Во-первых, вы­деляются две группы по показателю скорости ответов (испытуемые одной группы дают ответы медленно, другой группы — быстро); при этом выборку можно разделить по медиане, или 50-му процентилю (так называемое медианное расщепление). Во-вторых, учитываются показатели точности (числа ошибок). В результате определяются сле­дующие группы испытуемых: 1) те, кто давали ответы медленно, но без ошибок — это группа «рефлексивных» испытуемых; 2) те, кто давали ответы быстро и преимущественно неправильно — это группа «импульсивных» испытуемых; 3) те, чьи ответы были быстрыми и в основном правильными, и 4) те, чьи ответы были медленными и преимущественно ошибочными.

Часто последние две группы предлагается не рассматривать в кон­тексте этого когнитивного стиля. Однако ряд исследований предлага­ют компромисс на основе использования суммарного Z-критерия, включающего оба показателя стиля (время и ошибки). Тогда все ис­пытуемые оцениваются как более «импульсивные» или более «реф­лексивные» в едином упорядоченном ряду по Z-показателю [Overton, Byrnes, O'Brien, 19851:

где о — ошибки; / — время; X — среднее по / испытуемым (отдельно для показателей времени и ошибок); о — среднеквадратичное откло­нение (но здесь возможна и оценка дисперсии).

Использование суммарного Z-критерия дает возможность подби­рать группы испытуемых, отличающихся по измеренному когнитивно­му стилю. Эта возможность позволяет строить переменную, которая в квазиэкспериментальном исследовании может занимать место аналога независимой переменной [Корнилова, 2002]. Например, в исследова­нии, представленном в книге Т. В. Корниловой и О. К. Тихомирова [1990], такая процедура была использована для проверки гипотезы о влиянии когнитивных стилей на показатели интеллектуальных стра­тегий испытуемых (материал образования искусственных понятий).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...