Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура преподавания дисциплины




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является:

- формирование теоретических знаний в области исследования социально-экономических и политических процессов в сфере государственного и муниципального управления;

- выработка практических навыков исследования социально-экономических и политических процессов;

- разработка и внедрение результатов исследования социально-экономических и политических процессов в сфере государственного и муниципального управления.

 

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

1) сформировать четкое представление о принципах и методах исследования социально-экономических и политических процессов;

2) ознакомить с понятиями социально-экономических процессов, политических процессов: их свойства, особенности и принципы классификации,

3) изучить основные методы исследования: системный анализ, структуризация проблем для принятия решений, социологические методы, анкетный, социометрический, контент-анализ, метод Дельфи, экспертных оценок, ранжирования, оценочных сравнений и весовых коэффициентов и т.д.;

4) Освоить способ формирования цели, определять пути их достижения и ресурсы; применение общенаучные и конретно-предметные методы исследований: системный анализ, ситуационный подход, структурно-функциональный подход, факторный анализ; строить дерево целей решения экономических, социальных и производственных проблем;

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина базируется на вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.): Теория организации (Б1.В2); дисциплинах по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.ВВ): Экономическая география и регионолистика (Б1.ВВ4); базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.): Концепции современного естествознания (Б2.3); дисциплинах по выбору студента математического и естественнонаучного цикла: Экономика предприятия (Б2.ВВ2); базовой на (общепрофессиональной) части дисциплин профессионального цикла (БЗ): Теория управления (Б3.1), Основы управления персоналом (Б3.5), Прогнозирование и планирование (Б3.15).

Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин магистерской программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-16: умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

ПК-44: способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ.

 

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· Знать:

- основные понятие, виды, типы социально-экономических и политических процессов (ПК-16);

- свойства, особенности и классификацию социально-экономических и политических процессов (ПК-16);

- роль социально-экономических и политических процессов в жизни общества (ПК-16);

- особенности социальных, экономических и политических процессов (ПК-16);

- типологию и фактологическую основу научно-исследовательских программ (ПК-16);

- требования к качеству фактологического материала (ПК-16);

- основные положения общенаучных и конкретно-предметных методов, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-44).

· Уметь:

- анализировать и оценивать социально-экономические и политические процессы (ПК-16);

- свободно ориентироваться в видах, типах, свойствах, особенностях и классификации социально-экономических и политических процессов (ПК-16);

- конструктивно принимать решение в сфере исследования социально-экономических и политических процессов (ПК-44);

- принимать участие в исследовании социально-экономических и политических процессов.

- анализировать и оценивать научно-исследовательские программы (ПК-16);

- свободно ориентироваться в требованиях к качеству фактологического материала (ПК-16);

- свободно ориентироваться в общенаучных и конкретно-предметных методах, методах анализа, методах, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов; критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе общенаучных и конкретно-предметных методов, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-16).

· Владеть навыками:

- навыками работы с информацией в сфере социально-экономических и политических процессов (ПК-44);

- навыками в управления социально-экономическими и политическими процессами (ПК-44);

- основными способами и средствами информационного взаимодействия на исследование социально-экономических и политических процессов; навыками работы с информацией (ПК-44);

- навыками оценки информации (ПК-44);

- навыками разработке научно-исследовательских программ (ПК-44);

- основными способами и средствами информационного взаимодействия (ПК-44);

- навыками применения общенаучных и конкретно-предметных методах исследования, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-44).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» составляет 7 зачетные единицы или 252 часов.

 

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
  Теоретические основы социально-экономических и политических процессов   1-2             -
2. Особенности социально-экономических и политических процессов   3-6             Реферат, тестирование
3. Научно-исследовательские программ: их цели и ресурсное обеспечение   7-9             Реферат, тестирование
Всего за семестр:                  
  Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов   10-13             Реферат, тестирование
5. Методы анализа социально-экономических и политических процессов   14-15             Реферат, тестирование
6. Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов в исследовании социально-экономических и политических процессов   16-17             Реферат, тестирование
Всего за семестр:             -
Экзамен:   - - - - - -
Итого:     -   -   -
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 252/7 - - - - - -
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Форма контроля Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры:      
                           

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов/тем дисциплины

Вариант по темам

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии**
  Теоретические основы социально-экономических и политических процессов ПК-16 ПК-44 Знать: основные понятие, виды, типы социально-экономических и политических процессов; свойства, особенности и классификацию социально-экономических и политических процессов. Уметь: анализировать и оценивать социально-экономические и политические процессы; свободно ориентироваться в видах, типах, свойствах, особенностях и классификации социально-экономических и политических процессов. Владеть: навыками работы с информацией в сфере социально-экономических и политических процессов; навыками в управления социально-экономическими и политическими процессами.   Лекция с применением мультимедийных средств
2. Особенности социально-экономических и политических процессов Знать: роль социально-экономических и политических процессов в жизни общества; особенности социальных, экономических и политических процессов. Уметь: конструктивно принимать решение в сфере исследования социально-экономических и политических процессов; принимать участие в исследовании социально-экономических и политических процессов. Владеть: основными способами и средствами информационного взаимодействия на исследование социально-экономических и политических процессов; навыками работы с информацией. Лекция с применением мультимедийных средств
3. Научно-исследовательские программ: их цели и ресурсное обеспечение Знать: типологию и фактологическую основу научно-исследовательских программ; требования к качеству фактологического материала. Уметь: анализировать и оценивать научно-исследовательские программы; свободно ориентироваться в требованиях к качеству фактологического материала. Владеть: навыками оценки информации; навыками разработке научно-исследовательских программ. Лекция с применением мультимедийных средств
  Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов Знать: основные положения таких методов как метод структуризации проблем для принятия решений, метод «Дерево целей», индексный метод, метод мозгового штурма, социометрический метод, организация фокус-групп; понятие миссии. Уметь: свободно ориентироваться в общенаучных и конкретно-предметных методах исследования; критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе общенаучных и конкретно-предметных методах исследования. Владеть: основными способами и средствами информационного взаимодействия; навыками применения общенаучных и конкретно-предметных методах исследования. Лекция с применением мультимедийных средств
5. Методы анализа социально-экономических и политических процессов Знать: основные положения таких методов анализа как системный анализ, методы анализа внешней и внутренней среды, факторный анализ, контент-анализ. Уметь: свободно ориентироваться в методах анализа социально-экономических и политических процессов; критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе методов анализа социально-экономических и политических процессов. Владеть: основными способами и средствами информационного взаимодействия; навыками применения методов анализа социально-экономических и политических процессов. Лекция с применением мультимедийных средств
6. Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов в исследовании социально-экономических и политических процессов   Знать: основные положения таких методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, как метод парных сравнений, метод «дельфи», метод «черного ящика». Уметь: свободно ориентироваться в методах, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов; критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов. Владеть: основными способами и средствами информационного взаимодействия; навыками применения методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов. Лекция с применением мультимедийных средств  

Тема 1. Теоретические основы социально-экономических и политических процессов

Основные направления исследований социально-экономических и политических процессов. Экономические модели. Понятие, виды, типы социально-экономические и политические процессы. их свойства, особенности, классификация.

Литература:

1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА.

3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб.: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238.

4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179.

5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.

 

Тема 2. Особенности социально-экономических и политических процессов

Социальные процессы. Политические процессы. Экономические процессы. Управление социально-экономических и политических процессов.

Литература:

1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА.

3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238.

4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179.

5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.

 

Тема 3. Научно-исследовательские программ: их цели и ресурсное обеспечение

Типология научно-исследовательских программ. Фактологическая основа научно-исследовательских программ. Требования к качеству фактологического материала. Организационное обеспечения научно-исследовательских программ.

Литература:

1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА.

3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238.

4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179.

5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.

 

Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов

Метод структуризации проблем для принятия решений. Метод «Дерево целей». Понятие миссии. Социометрия как инструмент формирования социальных групп. Индексный метод. Организация фокус-групп. Метод мозгового штурма.

Литература:

1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА.

3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238.

4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179.

5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.

 

Тема 5. Методы анализа социально-экономических и политических процессов

Системный анализ. Методы анализа внешней и внутренней среды. Факторный анализ Контент-анализ.

Литература:

1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА.

3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238.

4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179.

5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.

 

Тема 6. Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов в исследовании социально-экономических и политических процессов

Метод парных сравнений. Метод «Дельфи»; Отбор экспертов. Метод «черного ящика».

Литература:

1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА.

3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238.

4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179.

5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.

 

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...