Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 14. Проблемы международного спортивного движения




 

Для Международного спортивного движения особенно актуальны следующие проблемы: расовой дискриминации, дискриминации по политическим и идеологическим мотивам, коммерциализации, любительства и профессионализма, допинга, терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах. Эти проблемы возникали, разрешались, а часть из них остаются острыми и в настоящее время. В этом разделе представлены обобщенные сведения о названных выше проблемах МСД. Конкретные случаи их проявления и разрешения изложены в главах о формах МСД, и прежде всего о МОД и МРСД.

Проблема расовой дискриминации к началу 1990-х гг. практически полностью разрешилась. Коренное население отдельных стран, люди с различным цветом кожи, национальные меньшинства сейчас участвуют в крупных международных соревнованиях. В разделе “Олимпийские игры” содержатся сведения о проявлении этой проблемы в США, ЮАР, Родезии и ее отражении на крупных международных соревнованиях. Например, НОК ЮАР в период 1960 — 1992 гг. был лишен права участия в Олимпийских играх за то, что эта страна проводила политику апартеида в отношении коренного африканского населения и тем самым грубо нарушала Олимпийскую хартию.

Противоречия в идеологии и политике часто переносились на международный спорт. В разделе “Международное рабочее спортивное движение” подробно излагаются факты, имеющие прямое отношение к идеологизации и политизации международного спорта. В наше время бойкот многими странами Олимпиад 1980 и 1984 гг. — яркий пример вмешательства политики в спорт. Следует отметить, что эта проблема к концу 80-х гг. была преодолена и разрешена в МСД. Во всяком случае, до конца 90-х гг. XX в. она заметно не проявлялась.

Демократизация МСД — это расширение прав национальных спортивных организаций, улучшение координации в деятельности МСО и их взаимодействие с правительственными организациями, участие самих спортсменов в обсуждении вопросов международного спорта и т. п. В деятельности МОК примером этого процесса является образование при МОК в 1981 г. Комиссии атлетов и тем самым приближение спортсменов к обсуждению проблем олимпийского движения. В настоящее время 200 НОК стран мира признаны МОК (положение на 2001 г.), с 1995 г. введена в действие новая Олимпийская хартия, в которой расширены права МСФ и НОК при решении вопросов олимпийского движения. Вопрос о порядке выборов членов МОК постоянно дискутируется. Известно, что членами МОК являются 115 человек, а число стран, входящих в него, — 200, т. е. далеко не все страны представлены в МОК. В настоящее время действует положение, что число членов МОК не должно превышать 115 (положение на 2001 г.). Процедура избрания членов МОК была разработана П. Кубертеном в 1894 г.: МОК сам избирает новых членов этой организации для тех или иных стран. Этим самым П. Кубертен хотел оградить зависимость членов МОК от государственных структур. Такая система существует и в настоящее время. По этому поводу X. А. Самаранч говорит: “Олимпийская хартия родилась не сегодня. Мы только модернизировали ее. Условия избрания членов МОК определились в ранние времена МОК. Может, есть система лучше. Но эта функционирует. Ныне олимпийское движение сильнее, чем ранее. Моя мечта — избирать в МОК самых значительных людей, которые во всем мире связаны со спортом”.

Проблемы коммерциализации, любительства и профессионализма тесно взаимосвязаны между собой.

В 1966 г. на совместном заседании исполкома МОК с представителями НОК президент МОК Э. Брендедж сказал: “Господа, вынужден признать, что мы — банкроты...”. Действительно, финансовые дела МОК в 60 —70-е гг. находились в плачевном состоянии. Игры 1976 г. принесли городу-хозяину — Монреалю убыток в миллиард долларов. Городов-претендентов на проведение олимпийских игр становилось все меньше и меньше. На Игры-84 претендовал один Лос-Анджелес.

X. А. Самаранча, который возглавил МОК в 1980 г., часто называют реформатором, поскольку он коммерциализировал спорт, допустил на Олимпийские игры профессионалов. Вопрос этот — сложный, тем более что далеко не все согласны с позицией Самаранча, с его программами спонсорства, тесного сотрудничества с ведущими мировыми компаниями... Но закономерны вопросы: была ли у Самаранча альтернатива? Был ли иной выход из создавшегося трудного финансового положения? Сам он говорит по этому поводу следующее: “Идеи остались прежними. Но меняется время, а вместе с ним — средства их воплощения. Если тебе по-настоящему дорога идея, можно пойти на компромисс. Да, нам нужны деньги. Когда-то члены МОК, словно боги на Олимпе, хладнокровно посматривали вниз: что там делается на грешной земле? А спорт прозябал в нищете, и Игры потихоньку гибли. Умирала идея. Да, я согласен: решившись сотрудничать с бизнесом, мы пошли на определенный риск — вдруг бизнес перехватит у нас власть? Если так случится — грош нам цена. Нужно найти баланс интересов, это достаточно тонкая грань, нужно научиться быть партнерами. И ответственность лежит на мне, президенте МОК”. Так или иначе, но результаты финансовой политики Самаранча налицо: Игры в Сараево, Калгари, Альбервилле, Лиллехаммере, Лос-Анджелесе, Сеуле, Барселоне, Атланте оказались прибыльными. Теперь на счетах МОК — более ста миллионов долларов, которые, кстати, идут и на развитие массового спорта во всем мире. Видимо, X. А. Самаранч недалек от истины, что спорт высоких достижений уже не может существовать как некоммерциализированный, но им должны управлять спортивные функционеры, а не коммерсанты.

В редакции Олимпийской хартии (до 1995 г.) в правиле 26 было записано, что к участию в Олимпийских играх допускаются лишь те спортсмены, которые не получают “никакого финансового вознаграждения или материальной выгоды в связи со своей спортивной деятельностью”, те же, кто “зарегистрирован в качестве профессионального спортсмена или профессионального тренера”, к Олимпийским играм не допускаются. Другими словами, провозглашалось, что олимпийский спорт — любительский, а не профессиональный. Это правило в реальной практике олимпийского спорта давным-давно не соблюдалось. А руководители и международных, и национальных МСО делали вид, будто бы не происходит систематических нарушений пресловутого запрета.

Известный теоретик физической культуры и спорта Л. П. Матвеев, в частности, отмечает: “...Профессионализм отнюдь не чужд олимпийскому спорту — при достаточно высоком уровне развития спорта высших достижений, в том числе олимпийского, закономерно происходит профессионализация спортивной деятельности и образа жизни тех спортсменов, кто на деле проторяет пути к новым спортивным достижениям всечеловеческого масштаба и является их носителем. Положения Олимпийской хартии, противоречащие этому (правило 26 вместе с разъяснениями к нему), подлежат принципиальному пересмотру”. Далее он говорит об уточнении некоторых терминов и понятий: “...не подчиненный коммерции спорт высших достижений, конечно, далеко не во всем подобен тому профессиональному спорту, какой функционирует в сфере бизнеса. Для их терминологического разграничения первый можно назвать "супердостиженческим", второй — профессионально-коммерческим”. Различия заключаются главным образом в целевых установках: в первом случае направленность на высокие спортивные достижения, во втором — получение финансовой прибыли, доходного предпринимательства. Отсюда следуют различия в особенностях как соревновательной, так и тренировочной деятельности в этих разных типах спорта.

В новой редакции Олимпийской хартии (введена в 1995 г. решением 104-й сессии МОК) правило 26 ликвидировано, а правило 45 называется “Кодекс допуска”. В нем говорится: “Чтобы быть допущенным к участию в Олимпийских играх, спортсмен должен выполнять правила Олимпийской хартии, а также правила соответствующей МСФ, одобренные МОК, и быть заявленным своим НОК”. Это правило дополнительно разъясняется пятью специальными пунктами. В “Кодексе” отсутствуют понятия “любительский” и “профессиональный” спорт.

Первой спортивной организацией, которая начала действенную борьбу против применения допинга, был МОК. Начиная с Игр XIX Олимпиады (1968 г., Мехико) допинг-контроль стал проводиться специально созданной при МОК Медицинской комиссией. Она была образована в 1967 г. В настоящее время (положение на 1998 г.) на всех континентах мира создано 27 лабораторий, которые осуществляют анализ проб на употребление допинга. Долгое время МОК и несколько МСФ оставались единственными из МСО, кто вел борьбу с “чумой XX в.”. На Олимпиаде-88 в Сеуле был дисквалифицирован один из самых знаменитых спортсменов мира — канадский спринтер Бен Джонсон. После этой Олимпиады все МСФ, НОК подключились к борьбе с допингом. К сожалению, неприятность произошла и с нашей известной спортсменкой, шестикратной олимпийской чемпионкой Л. Егоровой на чемпионате мира по лыжному спорту 1997 г. в норвежском городе Тронхейме. После случая с Б.Джонсоном, пожалуй, мир не знал столь громких дисквалификации, как в инциденте с Л. Егоровой. Она была дисквалифицирована и лишена золотой медали за употребление допинга. Негативное отношение мировой спортивной общественности к успехам российских лыжников скрасила наша замечательная спортсменка Е. Вяльбе, любимица норвежцев — огромных почитателей лыжного спорта, выигравшая на этом первенстве мира все дистанции. В день женской эстафеты 4x5 км она вышла к 80-тысячному стадиону и сказала простые и понятные всему миру слова: “Уважаемые норвежцы, король! Я хочу извиниться за члена нашей команды Любовь Егорову, извиниться за то, что российская команда невольно омрачила этот великолепный праздник. Но вы должны знать, что команда не имеет к этому поступку Любы никакого отношения. Мы хотим бороться и будем бороться с соперниками честно. Я и мои подруги по команде перед вами и собственной совестью чисты. И пусть сегодня победит сильнейший!” Это искреннее обращение к многочисленным болельщикам было встречено громом аплодисментов.

МСО держат эту проблему под контролем. Сейчас, если спортсмена “поймали” на употреблении допинга на Олимпийских играх, его лишают права дальнейшего участия в них, результат его, естественно, аннулируется. А потом уже наступают санкции соответствующих МСФ. В настоящее время действует Международная хартия по борьбе с допингом в спорте, которой руководствуются все правительственные и неправительственные спортивные организации.

В начале 2000 г. в МСД для контроля за употреблением запрещенных МОК препаратов создано Всемирное антидопинговое агентство.

Проблема терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относится к числу чисто “спортивных”. Крупные международные спортивные форумы — Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т. п. — создают “идеальные условия”, где могут “проявить себя” международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации “Черный сентябрь” на Олимпиаде-72 в Мюнхене (подробно об этом см. в разделе “Игры ХХ Олимпиады”).

Крупные трагедии на стадионах мира обычно происходят во время проведения футбольных матчей сновные причины здесь — плохая предварительная продуманность организации крупных спортивных мероприятий, массовые беспорядки среди зрителей, технические издержки спортивных сооружений и т. п. За последние 30 лет произошло более 10 крупных трагедий. Например, в 1964 г. во время футбольного матча в Лиме (Перу) погибло 320 человек и около 1000 были ранены; в 1982 г. в Лужниках во время футбольного матча московского “Спартака” с голландским “Хаарлемом” в розыгрыше Кубка УЕФА давка болельщиков стала причиной гибели около 70 человек; в 1989 г. на стадионе английского города Шеффилда во время футбольной встречи между клубами “Ноттингем Форест” и “Ливерпуль” в возникшей на трибунах давке (в переполненный сектор втиснулось еще около 2 тыс. зрителей) погибло 94 человека, около 200 были ранены.

Указанная проблема всегда будет злободневной, она требует четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению крупных международных соревнований.

Период 1992 — 1996 гг. характерен тенденцией уменьшения количества противоречий и проблем внутри самого мощного МСД — олимпийского, однако остается ряд острых нерешенных вопросов, и прежде всего нет заметных признаков уменьшения случаев употребления допинга спортсменами, существует проблема неадекватных условий при подготовке и проведении Игр, в МОК по-прежнему представлены лишь чуть более 40 % Национальных олимпийских комитетов.

К середине 90-х гг. обозначились еще две новые проблемы — выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования.

Проблема процедуры выбора городов-кандидатов на право быть хозяином игр объясняется возрастанием прибыльности оргкомитетов, проводящих Олимпийские игры и, как следствие, — значительным увеличением числа городов-кандидатов, участвующих в конкурсе за право проведения Олимпиад. В свою очередь, это привело к существенному повышению расходов городов-кандидатов, связанных с пропагандой и рекламой предстоящих Игр с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов.

Разрешение проблемы усложняется тем, что пока процедура предварительного отбора нескольких городов-кандидатов не регламентирована Олимпийской хартией. Это обстоятельство может создать спорную ситуацию, поскольку решение МОК, согласно Хартии, считается окончательным лишь в том случае, если оно не противоречит ей. В этом плане, по-видимому, новая процедура должна быть в ближайшем будущем закреплена в тексте Хартии. В настоящее время в ней практически нет четких критериев, по которым должны отбираться города-кандидаты. Отсутствие критериев выбора делает предварительный отбор, а следовательно, и окончательный выбор в значительной мере субъективным.

Таким образом, решение проблемы выбора города—хозяина Олимпийских игр заключается главным образом в совершенствовании Олимпийской хартии путем правового закрепления в ней процедуры выбора города для проведения Игр и в разработке обоснованных критериев проведения этой процедуры.

Проблема распространения олимпийского образования вытекает из противоречия между высоким уровнем развития спорта и неудовлетворительным состоянием уровня внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, особенно детей и молодежи. Например, Олимпийские игры — спортивный фестиваль молодежи всего мира — должны воплощать идеи олимпизма. Однако зримым результатом Олимпийского движения является лишь собственно практика Олимпийских игр. Они известны в самых отдаленных уголках мира. Но возникает вопрос: если цель Игр — содействовать реализации философии (мировоззрения) олимпизма, то почему она известна в мире гораздо меньше, чем сами Игры? Игры стали фактом и постепенно приобретали все большее признание и значимость, а олимпизм же оставался на заднем плане. Таким образом, мы имеем непростой узел противоречий между идеалом и его воплощением. Наличие разрыва между воплощением идеала и им самим стало столь прочным, а усилия по его преодолению столь маломощными, что в результате олимпийское движение пока рассматривается не как орудие распространения олимпизма, использующее Игры лишь в качестве “фирменного блюда”, а как сила, занимающаяся главным образом проведением Олимпийских игр.

Учитывая свое господствующее положение в спортивном мире, Олимпийские игры, казалось бы, могли легко выражать философию олимпизма. Но тут возникает принципиальный и острый вопрос: воплощают ли на практике Игры принципы олимпизма? МОК настолько ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, что это нашло отражение в Олимпийской хартии. Так, в Хартии 1979 г. говорилось: “Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой”. Но как раз то, что отрицается Хартией, на самом деле прочно закрепилось и существует в практике современных Олимпийских игр. Реальность Олимпийских игр, увы, говорит о глубоких противоречиях между олимпийским идеалом и их настоящей действительностью.

В этом и заключается сущность противоречий между действительностью Олимпийских игр и олимпийским идеалом, который принимается за основу олимпийского образования подрастающего поколения.

Тем не менее следует признать, что совершенно бесполезно заниматься разбором каждого аспекта олимпийского идеала в отдельности и выяснять его состоятельность в качестве философской основы Олимпийских игр. Олимпийское движение являет собой прекрасный пример того, что “целое — нечто большее, нежели сумма всех его частей”. Олимпийский идеал — это некие “заповеди”, которым должен следовать занимающийся физической культурой и спортом человек. Если не будет олимпизма, не будет и этих “заповедей”, на которые должен ориентироваться физкультурник в своем поведении. Существует такое крылатое выражение: “Человеческие притязания должны превышать человеческие возможности, а иначе зачем существуют небеса?” История физической культуры свидетельствует, что, например, у древних греков идеалом воспитания служил образ божественного Ахилла, а у древних руссов — былинные богатыри и т. п. Аналогичную роль играет и олимпизм в мире спорта. Упразднить олимпийский идеал как философскую основу олимпийского движения в целом и олимпийских игр в частности на том основании, что он еще не воплощен, равнозначно потере надежды на формирование у детей и молодежи общечеловеческих, гуманистических духовно-нравственных ценностей. Это особенно важно в современной России, где прежние идеологические стереотипы оказались утраченными, а новые еще не сформировались.

С позиций олимпийского образования как педагогического процесса, воспитательного эффекта от реализации этой идеи можно ожидать только в том случае, если она будет внедрена в общую систему воспитания. Деятельность олимпийских и физкультурно-спортивных структур может способствовать такому эффекту, но не может заменить всей системы воспитания. В олимпийском образовании и воспитании необходимо предусмотреть по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое. Первое решает задачи формирования знаний об Олимпийских играх, истории олимпийского движения, гуманистических ценностях спорта и т. п. Второе обеспечивает формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, стремления к достижению определенного результата в этой деятельности, развивает интерес к спорту и т. п. Третье способствует практическому освоению принципов и ценностей олимпизма путем активного привлечения детей и молодежи к участию в занятиях физкультурой и спортом.

Примером такого системного решения задач олимпийского образования в России является деятельность гуманитарного центра “СпАрт” с 1991 г. по настоящее время, московского спортивно-оздоровительного проекта “Олимп”, разработанного в 1997 г. Имеются положительные примеры включения олимпийского образования непосредственно в общеобразовательные школы. Так, выпущено учебное пособие “Твой олимпийский учебник”, вопросы по олимпизму включены в экзаменационные билеты в 9-х и 11-х классах.

В целом же проблема олимпийского образования находится в начальной стадии своего разрешения. Существует достаточно много вопросов организационного и содержательного характера. В этом плане подходы к олимпийскому образованию школьников недостаточно научно обоснованы.

Выводы

1. МСД начинает свое развитие в мире с конца XIX в. Исторически сложились его основные формы: МСД по отдельным видам спорта, международное рабочее спортивное движение, международное олимпийское движение, международное студенческое спортивное движение, МСД по массовой и оздоровительной физической культуре и спорту, деятельность МСО по различным направлениям международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.

2. МСД по отдельным видам спорта организуется и проводится в основном МСФ, которые начинают создаваться с 1881 г. Под эгидой МСФ проходят чемпионаты мира и континентов.

Наиболее успешно спортсмены дореволюционной России выступали в тяжелой атлетике, борьбе, конькобежном, стрелковом, парусном спорте, фигурном катании.

В период 1917 — 1946 гг. советские спортсмены в первенствах мира и Европы не участвовали, так как наши всесоюзные секции по отдельным видам спорта в МСФ не входили.

3. МОД возрождается в 1894 г., а летние и зимние Олимпийские игры начинают регулярно проводиться с 1896 и 1924 г. соответственно. Основателем современного МОД является французский общественный деятель, педагог барон Пьер де Кубертен. В системе МСД олимпийское движение — самое мощное и популярное в мире, с хорошо отлаженной управленческой основой. 200 НОК государств планеты входят в МОК (положение на 2001 г.). В своей деятельности олимпийское движение руководствуется Олимпийской хартией, основы которой были заложены П. Кубертеном в 1894 г. Характерная черта олимпийского движения 50—80-х гг. — проявление в нем противоборства двух идеологических систем — социалистической и капиталистической, когда спорт выступает как средство демонстрации преимущества одной системы над другой, когда конфронтация из области политики и идеологии переносится на спортивные арены.

В последние десятилетия олимпийское движение в недостаточной степени способствовало развитию дружбы и взаимопонимания между народами, а это идет вразрез с его исходными целями. Олимпизм часто используют в качестве орудия политики, и имеется разрыв между исходными целями и их реализацией. “Воспитание в духе идей олимпизма” часто остается красивой фразой... Несмотря на это, все признают большое социальное значение олимпийского движения и считают, что здравый смысл поможет оградить его от манипуляций в политических целях. В наше время все более неотложными становятся задачи возрождения олимпийских идеалов и приведения целей олимпийского движения в соответствие с условиями сегодняшнего мира. Прежде всего следует еще более укрепить независимость олимпийского движения и реализовать его гуманные задачи.

4. До октября 1917г. несколько спортсменов России участвовали в Играх IV Олимпиады (1908 г., Лондон). На этих Играх наш соотечественник Н. Панин-Коломенкин завоевал золотую медаль в фигурном катании и стал первым олимпийским чемпионом России. В 1912г. команда России официально участвовала в состязаниях Игр V Олимпиады уже по всем видам спорта, заняв 15 —16-е место.

В СССР НОК был образован в 1951 г., а первое выступление советских спортсменов состоялось на Играх XV Олимпиады в 1952 г. СССР участвовал во всех летних (кроме 1984 г.), а с 1956 г. — и зимних олимпиадах. На летних играх советские спортсмены 6 раз занимали первые места и 3 раза — вторые, на зимних играх — 7 раз были первыми и 2 — вторыми.

В 1994 и 1996 гг. впервые после 1912 г. Россия выступала на зимних и летних Олимпийских играх соответственно самостоятельной командой, заняв в первом случае первое место, во втором — второе.

5. В отдельные периоды истории МСД в значительной мере зависело от классовых, идеологических и политических противоречий между различными государствами. Особенно ярко это проявилось в период после Октября 1917 г. и до Второй мировой войны, когда параллельное существование МРСД и МОД отражало классовое противостояние буржуазии и рабочих. Внутри же самого МРСД происходило противоборство двух спортивных интернационалов — ЛСИ и КСИ — на идеологической почве. Тревожное время пережило МОД в период подготовки и проведения Олимпийских игр 1976, 1980 и 1984 гг., когда в первом случае 28 африканских стран бойкотировали Олимпиаду на расовой почве, в 1980 г. отказались принять участие в московской Олимпиаде многие капиталистические страны, в третьем — на Игры в Лос-Анджелес не приехали все социалистические страны (кроме Румынии). В этот период особенно остро обозначились проблемы МСД: расовой дискриминации и взаимоотношения спорта с политикой.

Идеологическим противостоянием объясняется и то, что СССР до 1946 г. принимал участие в МСД только по линии МРСД.

6. МСД организуется и проводится многочисленными международными спортивными объединениями, которые можно различать по следующим признакам: универсальные и специальные общего характера, по отдельным видам спорта, по отраслям знаний и деятельности, по их определенной принадлежности.

Вопросы физического воспитания и оздоровительной физической культуры учащейся молодежи курирует Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС). Самое мощное и популярное в настоящее время международное физкультурно-оздоровительное движение — “Спорт для всех”. В разных странах это движение получило различные названия.

7. Основными проблемами МСД являются расовая дискриминация, взаимоотношение спорта с идеологией и политикой, демократизация, коммерциализация, любительство и профессионализм, допинг, терроризм и крупные трагедии на спортивных аренах, выбор городов-кандидатов для проведения Олимпийских игр и проблема олимпийского образования.

8. МСД не изолировано от международных проблем — политических, экономических, культурных и др., а, скорее, отражает их. На разных этапах исторического развития межгосударственных отношений указанные проблемы возникали, разрешались, обретали различные компромиссные решения. Некоторые из них по-прежнему актуальны и в настоящее время. Например, коммерциализация, любительство и профессионализм, допинг вызывают острые дискуссии среди специалистов спорта во всем мире.


Литература

Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие / Сост. Л. Н. Беленчук, С. В.Лыков, А. В. Овчинников. — М., 2000.

Баден-Пауэл Р. Юный разведчик: Руководство по скаутизму. — Пг., 1918.

Барский К. М. Уроки китайской гимнастики. — Вып. 2. — М., 1990.

Богатыри России / Сост. В. Е. Смирнов. — М., 1983.

Богачихин М. М. Уроки китайской гимнастики. — Вып. 1. — М., 1990.

Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М., 1985.

Бойскауты: Руководство самовоспитанием молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэла применительно к условиям русской жизни и природы. — М., 1917.

Васильев Д. На лыжне. — М., 1956.

Введенский Н. Е. Избранные произведения. — М., 1952.

Все о спорте: Справочник. — Вып. 1. — М., 1972; Вып. 2. — М., 1973.

Вьюник В. А. Счастливый псевдоним. — Л., 1986.

Галин С. Сравнить и посмотреть: Заметки о школьной Америке // Собеседник. - 1988. - № 19. - С. 11.

Гизюк А. И., Подковыров В. Ю. Беседы о боевом искусстве. — М., 1991.

Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта в России (IX — начало XX вв.): Учеб. пособие. — М., 1992.

Голощапов Б. Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 1995.

Долин А.А., Попов Г.В. Традиции ушу. — М., 1989.

Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо — традиция воинских искусств. — М., 1992.

Жарова Л., Станиславская Е. Не только на уроке: Физическое воспитание в западной школе // Спорт за рубежом. — 1987. — № 7.

Железняк Ю.Д. Система физического воспитания: Метод, разраб. по курсу “Теория и методика физического воспитания”. — М., 1993.

Заикин И. В воздухе и на арене: Воспоминания. — Куйбышев, 1965.

История Древней Греции: Учеб. для студ. по спец. “История”. — М., 1986.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. — М., 1999.

Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учеб. пособие. — М., 1992.

Коблев Я. К. и др. Борьба дзюдо. — М., 1987.

Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник. — М., 1982.

Корнилович А. Русская старина. — С.-Петербург, 1824// Избр. произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. — М., 1952. — Т. 2.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венг.; Под общ. ред. В. В. Столбова. — М., 1982.

Лангсепп О. В. Георг Гаккеншмидт — “русский лев” / Пер. с эст. — Таллин, 1971.

Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н.Решетень. — М., 1988.

Лукашев М. Н. И были схватки боевые...: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя. - М., 1990.

Маслов А. А., Подщеколди А. М. Уроки китайской гимнастики. — Вып. 3. — М., 1990.

Матвеев Л. П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры // Теория и практика физ. культуры. — 1982. — № 7.

Меркурьев В. И. Иван Поддубный: Биографический очерк. — Краснодар, 1986.

Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана; Авт.-сост. Г. И. Погадаев. — М., 1998.

Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1959.

Олимпийская хартия / Пер. с англ. — М., 1996.

Олимпийская энциклопедия / Гл. ред. С. П. Павлов. — М., 1980.

Оранский И. В. Восточные единоборства. — М., 1990.

От Афин до Москвы / Авт.-сост. В. Штейнбах. — М., 1979.

Очерки по истории физической культуры. — М., 1967.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1989.

Памяти П. Ф. Лесгафта: Специальный сборник. — СПб., 1911.

Панин-Коломенкин Н. А. Страницы из прошлого: Воспоминания спортсмена. - М., 1951.—Т. 1.

Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М., 1981.

Положения о Всесоюзном физкультурном комплексе “Готов к труду и обороне СССР” - 1931, 1939, 1955, 1959, 1972, 1985, 1988 гг.

Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. — М., 1970.

Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской области // Материалы науч.-практ. конф. — Хабаровск, 1993.

Ратнер А. Были о былом: Письма Кубертену // Олимпийский Глобус: Сб. / Сост. Н. Б. Лопатенков. — М., 1991.

Родиченко В. С. Российский спорт: выбор пути. — М., 1993.

Романов А. О. Международное спортивное движение. — М., 1973.

Романов Н. Н. Трудные дороги к Олимпу. — М., 1987.

Романов Н. Н. Восхождение на Олимп. — М., 1993.

Русские просветители. — М., 1966. — Т. 1.

Сеченов И. М. Автобиографические записки. — М., 1945.

Сеченов И. М. Избранные труды. — М., 1935.

Советская система физического воспитания / Гл. ред. Г. И. Кукушкин. - М., 1975.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — М., 1988. — Кн. 1.-Т. 1—2.

Спорт, культура, духовные ценности. — М., 1997. — Вып. 1—7.

Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. — М., 2000.

Столбов В. В. Русско-советская олимпийская Одиссея: Тр. ученых ГЦОЛИФКа. - М., 1993.

Суник А. Б. Проблема предмета истории физической культуры и ее места в системе наук // Теория и практика физ. культуры. — 1986. — № 6.

Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” // Российская газета. — 1999. — 6 мая.

Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран. — М., 1992. - Вып. 1.

Хатха-йога: Чудеса без чудес / Авт.-сост. С. Н.Лебедев. — М., 1992.

Хитлман Р. Йога для здоровья. — М., 1991.

Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учеб. пособие. — М., 1987.


Содержание

Предмет, задачи и значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре.......................... 3

Часть I. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.............................................................................. 5

Глава 1. Физическая культура в первобытном и рабовладельческом обществе................................................................................... 5

Глава 2. Физическая культура в Средние века............................................................................................................................................. 15

Глава 3. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока................................................................................ 19

Глава 4. Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII в. до настоящего времени............................. 33

Часть 2. ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ................................................................................................... 45

Глава 5. Физическая культура в России с древнейших времен до второй половины XIX в............................................................. 45

5.1. Народные формы физического воспитания в дореволюционной России.................................................................................. 45

5.2. Развитие в России теории и практики государственных форм физического воспитания в XVII — второй половине XIX в.................................................................................................................................................................................................................................. 56

Глава 6. Создание и развитие в России системы физического воспитания(образования) и современных видов спорта во второй половине XIX – начале XX в............................................................................................................................................................................... 59

6.1. Становление педагогических и естественно-научных основ отечественной физической культуры................................ 59

6.2. Создание в России системы физического воспитания (образования)......................................................................................... 61

6.3. Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно-спортивных организациях 68

6.4. Зарождение и развитие в России современных видов спорта...................................................................................................... 71

6.5. Образование Российского олимпийского комитета......................................................................................................................... 83

6.6. Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов........................................................................................................................................ 88

Глава 7. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта................................................................ 91

7.1. Организационно-управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления ее развития в 1920 —1930-е годы...................................................................................................................................................................... 91

7.2. Научно-методические основы советской системы физического воспитания............................................................................... 96

7.3. Всесоюзный физкультурный комплекс “Готов к труду и обороне СССР” — программная и нормативная основа советской системы физического воспитания........................................................................................................................................... 100

7.4. Военно-физическая направленность в подготовке населения СССР в годы Великой Отечественной войны.............. 103

7.5. Развитие спортивной направленности в системе физического воспитания........................................................................... 106

7.6. Организационные формы советской системы физического воспитания................................................................................. 108

7.7. Материально-техническое и финансовое обеспечение советской системы физического воспитания........................... 109

Глава 8. Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе *............. 112

8.1. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе................................................... 112

(1917 —1930-е годы)...................................................................................................................................................................................... 112

8.2. Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы.................... 116

8.3. Школьные программы по физической культуре в 1950—1980-е годы.................................................................................... 118

8.4. Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы.......................................................... 123

Глава 9. Физическая культура и спорт в Российской Федерации......................................................................................................... 126

9.1. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.................................................................................................................................................................................. 126

9.2. Развитие массовой и оздоровительной физической ку

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...