Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этап – артикуляционная гимнастика

Работа по развитию подвижности губ.

1. Рассмешить ребёнка (непроизвольное растягивание губ).

2. Намазать губы сладким («облизывание» - поднятие кончика языка вверх или вниз).

3. Поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребёнка вперёд).

После этих непроизвольных движений, они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На 1-ых порах - движения будут выполняться не в полном, не в точном объёме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка,«хоботок», чередование их).

Работа по развитию подвижности языка.

Начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики последуют следующие упражнения.

а. Помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов.

б. Вытягивание языка вперёд и убирание его назад.

в. Стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путём рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

г. Выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игры, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера и степени органического поражения.

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной в том случае, когда она будет сочетаться с развитием общей и особенно ручной моторики. С этой целью при выраженной дизартрии методист по лечебной физкультуре развивает у ребёнка опорную, хватательную деятельность рук, а так же дифференцированные движения пальцев. Эта же работа проводится и логопедом на логопедических занятиях, где в специальных упражнениях формируются чёткие пальцевые кинестезии, и подготавливается рука к письму. Так же можно использовать различные дидактические пособия и такие виды работ, как сжимание и разжимание резиновых груш, захватывание кончиками пальцев мелких предметов, мозаика, пластилин, рисование, обводка, штриховка трафаретов, вырезание, шнуровка, пришивание пуговиц и т.д.

Артикуляционных упражнений,

выполняемых с функциональной нагрузкой.

 

Забор»

Методические рекомендации: перед зеркалом попросить ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос.

Окно»

Методические рекомендации: перед зеркалом из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны.

Мост»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско.

Парус»

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: « Забор»-«Окно»-«Мост».

Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы.

Трубочка»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выдвинуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

Чередование «Забор»-«Трубочка»»

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз под определенный ритм.

Лопата»

Методические рекомендации: перед зеркалом последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы.

Лопата копает»

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны.

Вкусное варенье»

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза.

Теплый ветер»

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье»убрать язык за верхние зубы и образовать щель за альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.

Пароход»

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук «Ы».

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась.

Пароход гудит»

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук «А».

Холодный ветер»

Методические рекомендации: Из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха

Молоток»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук (д). Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта.

Дятел»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук (д) в ускоренном темпе дд – ддд – дддд с паузами.

Пулемет»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю – ддд – ддд + воздушная струя. Возникает вибрация языка - дрр.

Цокает лошадка»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна.

Маляр»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» продвигать язык по небу в переднезаднем направлении. Челюсть должна оставаться неподвижной.

Качели»

Методические рекомендации: Из положения «Парус» перейти ук упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз

 

Фокус»

Методические рекомендации: Из положения «Вкусное варенье» подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 на 1 см.) и сдуть ее.

Для свистящих

 

этап – артикуляционная гимнастика





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.