Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Хулиганство (третирует или запугивает других)




4. Хулиганство (третирует или запугивает других)

Случалось ли когда-нибудь, что какие-то дети действовали тебе на нервы? Делал/а ли ты иногда что-нибудь, чтобы отомстить им? Что, например? Обзы­вал/а ли их нехорошими словами? Грозился/ась избить их? Пихался/ась? Подставлял/а им подножку? Вышибал/а книжки у них из рук? Неожиданно появлялся/ась у них из-за спины и давал/а им пощечину или делал/а что-то, что было им неприятно? Как часто ты проделывал/а это?

5. Воровство без нападения на людей

Украл/а ли ты что-нибудь в прошлом году? Какая самая дорогая вещь, которую ты украл/а? Какие другие вещи ты украл/а? У кого? В каких магази­нах? Украл/а ли ты когда-нибудь игрушку в магазине? Деньги у своей мамы? Что-нибудь еще? Как часто ты воровал/а?

Примечание: Учитывается только крупная кража (например, в 20 рублей или больше).


Приведем также перечень соответствующих пунктов в вопроснике Т. Ахенбаха. Итак, ребенок характеризуется следующим:

♦ Не чувствует себя виноватым, даже если сделал что-нибудь плохое

♦ Водится (входит в компании) с другими детьми, которые часто попадают в неприятные истории или даже затевают их

♦ Обманывает, мошенничает, списывает в школе

♦ Предпочитает играть и проводить время с детьми более старшего возраста

♦ Ворует

♦ Ругается матом, употребляет неприличные слова

♦ Часто опаздывает на уроки

♦ Прогуливает школу

♦ Употребляет спиртное или наркотики

Используя ключ, данный в Приложении, можно установить для каждой шкалы «листа Ахенбаха» соответствующие пункты и оценить охват ими подразумеваемых форм активности подростка.

Опросный лист Ахенбаха — методика, которая также направлена на получение данных о специфических поведенческих и эмоциональных проблемах подростка. Результаты апробации методики на российской выборке — в сравнении с американской — представлены в статье А. Картер, Е. Григоренко и Д. Паулса на английском языке [1996]. Но российская выборка состояла здесь из детей 9 — 10 лет. Для обследован­ных подростков, составивших наши выборки, эти данные можно было учитывать лишь ограниченно. Отметим большие показатели — для груп­пы «нормы» — по внутренним симптомам, в частности по соматичес­ким жалобам по сравнению с американской нормативной выборкой.

Шкалы опросника Ахенбаха. Первичные шкалы: закрытость (замк­
нутость, проблемы в общении), тревожность, соматические пробле­
мы, социальная дезадаптация, проблемы мышления, проблемы вни­
мания и гиперактивность, делинквентное поведение, агрессия. Про­
изводные:
внутренние симптомы, внешние симптомы, общий
показатель проблем.                                                         «.

Отметим, что Т. Ахенбах представил свой подход как эмпиричес­ки обоснованный, сформировавшийся путем анализа большого ко­личества утверждений о внутренних (психологических) и внешних симптомах поведенческих и эмоциональных проблем у детей. Выделе­ние соответствующих пунктов анкеты — результат многолетних ис­следований. В этом смысле они репрезентативны, но остается вопрос о репрезентативности их для российских подростков. Данные, пред­ставленные Т. В. Корниловой, С. Д. Смирновым и Е. Л. Григоренко [2001], частично проясняют этот аспект применения методики.

Литература: 57; 77.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросныйлист Ахенбаха

■ Ниже следует список утверждений, описывающих поведение детей и подростков. Если какой-либо пункт соответствует поведению данного ре­бенка (ученика) в настоящее время полностью, то обведите, пожалуй­ста, в графе ответов цифру «2». Если данный пункт описывает его (ее) поведение только в некоторой степени или только иногда, обведите циф­ру «1». И наконец, если данное утверждение вообще не соответствует по­ведению Вашего ученика, обведите цифру «0».

0 — вообще не соответствует (насколько мне известно)

1 — в некоторой степени (иногда) соответствует

2 — полностью (всегда) соответствует

i IP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 12 1. Ведет себя как маленький 0 1 2 23. Непослушен в школе
    (поведение не соответствует 0 1 2 24. Отвлекает других детей
    возрасту) 0 1 2 25. Не ладит с другими детьми
2. Бормочет, мямлит, издает 0 1 2 26. Не чувствует себя виноватым, даже
   

странные

звуки во время урока

Огрызается, спорит

0 1 2 27. если сделал что-нибудь плохое Ревнив
3. 0 1 2 28.

Ест и пьет то, что не является пи­щей

0 12 4. Не доводит до конца начатое  
5.

Ведет себя как ребенок противоположного пола

  Опишите, пожалуйста
       
    Опишите, пожалуйста 0 1 2 29. Боится некоторых животных, ситу-

чан 0 1 2

6.

 

 

аций или мест (кроме школы)
Ведет себя вызывающе Опишите, пожалуйста

0 12 012

7. 8.

Хвастает, задается Не может сконцентрироваться,

   
0 1 2 30. Боится школы
  удержать свое внимание на чем-то 0 12 31. Боится, что может подумать или сде-
  одном   лать что-нибудь плохое
0 12 9. Не может отделаться от 0 1 2 32. Считает, что всегда должен быть
    навязчивых мыслей   безупречным

0 1 2

Опишите, пожалуйста

0 1 2 33.

0 1 2 34.

Ему кажется, что его никто не лю­бит
Не может усидеть на месте, Ему кажется, что другие люди хо-
I   неутомим, излишне активен   тят ему досадить или причинить вред
0 12 Слишком зависим от взрослых, несамостоятелен 0 1 2 35. Чувствует себя неполноценным, никчемным
0 12 Жалуется на одиночество 0 1 2 36. Часто получает ушибы, физические
0 12 Неорганизован, рассеян   травмы
0 12 Много плачет 0 1 2 37. Ввязывается в драки
0 12 Вертится, ерзает 0 1 2 38. Его часто дразнят
0 12 Жесток, задирист и злобен 0 1 2 39. Водится (входит в компании) с
0 12 по отношению к другим Много фантазирует и выдумывает,   другими детьми, которые часто по­падают в неприятные истории или
0 12 погружен в свои мысли Намеренное членовредительство или 0 1 2 40. даже затевают их Слышит звуки или голоса, которые

попытка самоубийства

Любит, чтобы на него обращали

внимание

Намеренно ломает и уничтожает

  кроме него никто не слышит Опишите, пожалуйста

0 1 2 IV

   
    свои игрушки, книги, вещи 0 12 41. Несдержан, импульсивен, действу-

0 12 21

Нарочно ломает и уничтожает вещи, принадлежащие семье, родителям и 0 1 2 42. ет необдуманно Предпочитает одиночество
    другим людям 0 1 2 43. Обманывает, мошенничает, списы-

0 12 22

С трудом следует указаниям и инст-   вает в школе
    DVKUHHM 0 1 2 44. Грызет ногти

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...