Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охрана общеизвестных знаков




Парижская конвенция изначально предназначалась для охраны ряда •ектов промышленной собственности, прежде всего товарных знаков, ак уже отмечалось, это было продиктовано тем, что товарные знаки про-зводителей товаров незаконно использовали иные лица, нанося матери­альный и моральный ущерб тем лицам, которые первыми использовали тот или иной товарный знак для маркировки своей продукции. Ввиду рас­ширения в конце XIX в. международной торговли создатели Парижской онвенции стремились придать охране товарных знаков экстерриториаль­ный характер. Например, ст. 6 первоначального текста Парижской кон­венции устанавливала, что «любой товарный знак, надлежаще заявленный в стране происхождения, будет признан в других странах и охраняться та­ким, как он есть, во всех других странах Союза»3.

1 Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функции
которых выполняет ВОИС. Женева. WO/INF/127. 1996. С. 20.

2 Intellectual Property on the Internet: A Survey of Issues. Geneva: WIPO, No 856(E).
2002. P. 45.

3 Боденхаузен Г. Указ. соч. С. 127—128.


244 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений


§ 6.9. Охрана общеизвестных знаков • 245


 


Впоследствии экстерриториальность охраны, установленная в Париж­ской конвенции, была поставлена в зависимость от ее ограничения стра нами Союза. Этот принцип был положен в основу Мадридского соглаше ния о регистрации товарных знаков 1891 г., которое позволяло выполнять международную регистрацию товарных знаков с предоставлением странам Парижского союза права отказать в предоставлении охраны и права при­знания международной регистрации недействительной1.

В 1925 г. в Парижскую конвенцию была включена ст. 6Ь'\ которая, по существу, предоставляла экстерриториальную охрану общеизвестным то­варным знакам. В соответствии с этой статьей страны обязуются «отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным»2.

Данная статья относится только к товарным знакам, однако ст. 16(2) Соглашения ТРИПС распространила действие ст. 6b,s Парижской конвен­ции mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) и на знаки об­служивания3. Это подтверждено в ст. 16 Договора о законах по товарным знакам: «Любая Договаривающаяся Сторона применяет к знакам обслу­живания соответствующие положения Парижской конвенции в отноше­нии оварных знаков и регистрирует их»4. Сингапурский договор о зако­нах по товарным знакам повторил это положение5. Таким образом, сформулированные в ст. 6b,s(l) Парижской конвенции обязательства по охране общеизвестных знаков относятся к товарным знакам и знакам об­служивания.

Как известно, синонимами слова «общеизвестный» являются слов;1 «общепринятый», «общепризнанный», «общераспространенный», «обще­установленный». Поэтому можно установить следующее определение:

Общеизвестный товарный знакэто товарный знак, который в ре­зультате широкого и длительного использования стал хорошо извест­ным среди потребителей товаров с этим знаком.

1 См.: Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Протокол к
Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Инструкция. Же­
нева: ВОИС, № 204 (R). 1999. С. 20-21.

2 Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Женева: ВОИС, N'
20I(R). 1990. С. 14.

3 См.: Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функ
ции которых выполняет ВОИС. Женева. WO/INF/127. 1996. С. 20.

4 Договор о законах по товарным знакам. Женева: ВОИС, № 225(R). 2000. С. 36.

5 См.: Сингапурский договор о законах по товарным знакам. Женева. ВОИС
TLT/R/DC/30. С. 20.


Известность товарному знаку обеспечивает в первую очередь высокое [качество товаров, которое связывается со вполне определенным произво­дителем. Высокое качество товаров с товарным знаком повышает репута-цию производителя, делает товары привлекательными для потребителей.

В соответствии со ст. 1508 Гражданского кодекса Российской Федера­ции признается общеизвестным только товарный знак на основе:

• государственной регистрации;

• международных договоров.

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется решением патентного ведомства, которое принимается на основании уста­новленных им правил, соответствующих Совместной рекомендации о по­ложениях в отношении охраны общеизвестных знаков', принятой в 1999 г. Ассамблеей Парижского союза по охране промышленной собственности и Генеральной Ассамблей ВОИС. В ст. 2 этой Рекомендации приводятся факторы, которые патентное ведомство должно принимать во внимание для вынесения заключения о том, является знак общеизвестным или нет. К таким факторам, в частности, относятся:

• степень известности или признания знака в соответствующем секто­
ре экономики;

• продолжительность, степень и регион использования знака;
•продолжительность, степень и регион любой деятельности по

продвижению знака, включая рекламу или пропаганду, презентацию на ярмарках или выставках товаров, для которых используется этот знак;

• продолжительность и регион осуществленной регистрации знака и (или) любых заявок на его регистрацию в той степени, в какой они отража­ют использование или признание этого знака;

• материалы, отражающие факты успешной реализации прав на знак, в частности отражающие степень, в которой этот знак был признан обще­известным патентным ведомством;

• ценность, присущая этому знаку.

Вынесение заключения об общеизвестности знака зависит от конкрет­ных обстоятельств, поскольку в некоторых случаях важна совокупность всех факторов, а в других — только часть из них. Возможны случаи, когда решение может быть основано на дополнительных факторах, которые не указаны выше.

Толкование каждого из упомянутых факторов дается в Пояснительных примечаниях, подготовленных Международным бюро ВОИС2.

Помимо факторов, которые могут помочь в установлении общеиз­вестности знака, Рекомендация содержит положения об охране общеизвест­ных знаков, о конфликтующих знаках, наименованиях предприятий, на­званиях доменов.

1 См.: Совместная рекомендация о положениях в отношении охраны общеизвес­
тных знаков. Женева: ВОИС, № 833(R). 1999.

2 Там же. С. 13-16.


246 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений


§ 6.10. Срок охраны товарных знаков • 247


 


Товарный знак, который признан патентным ведомством общеизвест­ным, вносится в Перечень общеизвестных товарных знаков, а сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в Офици­альном бюллетене патентного ведомства.

Патентное ведомство выдает свидетельство на общеизвестный товар­ный знак после внесения товарного знака в Перечень общеизвестных то­варных знаков.

Необходимо отметить, что число общеизвестных товарных знаком в сравнении с числом регистрируемых обычных товарных знаков невели­ко. Причина такого положения заключается не столько в относительной сложности доказательств общеизвестности, сколько в том, что признание товарного знака общеизвестным не дает особых преимуществ заявителю по сравнению с обычной регистрацией товарного знака.

Во-первых, в обоих случаях новизна любого заявляемого знака будет опорочена при наличии смешения с уже зарегистрированным или при­знанным общеизвестным знаком.

Во-вторых, действие прав на зарегистрированный товарный знак мо­жет быть бессрочным, как и для общеизвестного товарного знака.

Таким образом, возможность признания товарных знаков общеизвест­ными не следует переоценивать по сравнению с обычной регистрацией, в том числе с международной регистрацией по Мадридской процедуре. По­этому многие непоследовательности международных и национальных норм охраны общеизвестных товарных знаков не имеют принципиального значения.

Общеизвестный товарный знак часто отождествляется с брендом про­изводителя. Однако понятие «бренд» шире, чем «общеизвестный товар­ный знак», поскольку включает не только товарные знаки (trade marks), но и фирменные наименования (trade names), деловую репутацию и престиж производителя товаров (goodwill). Бренд — это обобщающая характеристи­ка, включающая имя (brand-name) и образ (brand-image) производителя то­варов или услуг. Следует особо подчеркнуть, что бренд не является объек­том интеллектуальной собственности, поэтому бренд неправомерно отождествлять с «раскрученным» товарным знаком.

Общеизвестные товарные знаки многих известных производителей весьма часто становятся предметом незаконного использования малоизве­стными производителями. Очень часто продукция выпускается с общеиз­вестными товарными знаками и экспортируется в страны с высоким уров­нем цен. В результате основным производителям товаров наносится значительный моральный и материальный ущерб, а потребители приобре­тают товары, как правило, низкого качества. Охрана общеизвестных то­варных знаков направлена на пресечение такой формы использования то­варных знаков и предотвращение выпуска на рынок контрафактных товаров.


Существуют товарные знаки, которые почти никогда не используются правомерно. Например, компания Microsoft не пользуется уважением ьшинства пользователей, вынужденных покупать недостаточно качест-ную продукцию из-за монопольного и доминирующего положения й компании в соответствующей области программного обеспечения, известны случаи, когда независимые программисты обозначали свои работки товарными знаками этой компании. Наоборот, все разработ­ки стараются позиционировать себя как производителей программных дуктов, альтернативных продукции Microsoft.

Данный пример не является единственным, но он демонстрирует, что онопольное положение того или иного производителя неминуемо ведет снижению качества выпускаемой продукции. В этой связи правовая ох-;i на общеизвестных товарных знаков далеко не всегда способствует сохра­нению и поддержанию высокого качества выпускаемой продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...