Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная структура населения

МЕТОДИКА ВЫЧИСЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

 

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс – 4, семестр-VIII

Факультет – лечебный

Продолжительность занятия – 2 академических часа

Место проведения – учебная комната кафедры

 

Пермь, 2009

 

ТЕМА: МЕТОДИКА ВЫЧИСЛЕНИЯ И АНАЛИЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

 

Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности:

Медицинская демография изучает демографические процессы и явления, их воздействие на состояние здоровья и здравоохранение, и в качестве критериев здоровья оперирует специальными демографическими показателями, которые врач должен уметь рассчитывать, анализировать и использовать при анализе других показателей общественного здоровья.

 

Цель: закрепить знания по основам медицинской демографии и научиться применять полученные знания в деятельности медицинских организаций для оценки здоровья населения.

 

Студент должен знать:

  • Определение медицинской демографии, ее основные разделы и показатели;
  • Источники медико-демографической информации и роль врачей в ее сборе и анализе;
  • Основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.

 

Студент должен уметь:

  • Рассчитывать, оценивать, анализировать и прогнозировать медико-демографические показатели;
  • Использовать полученную медико-демографическую информацию при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планирования медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах;
  • Изображать графически медико-демографические показатели;
  • Заполнять документы, удостоверяющие факт рождения, смерти.

 

Самоподготовка к занятию включает:

  1. Предварительное изучение предложенной литературы:

а) Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медвузов под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. – с.485-499;

б) Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГОЭТАР Медиа, 2007. – с. 34-78.

в) Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: уч. пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 187-224.

г) методическая разработка кафедры по теме: «Методика вычисления и анализа демографических показателей».

2. Овладение методикой расчета демографических показателей, их оценки и анализа

 

Базисные разделы для повторения и изучения:

- Прочитать основные источники информации:

· лекция «Теоретические основы медицинской статистики», «Медико-социальные аспекты демографии»

· учебник

· методические рекомендации кафедры

- Выписать в рабочую тетрадь: графическую структуру по теме «Методика вычисления и анализа демографических показателей»; расчет показателей; освоить основные методы расчета показателей здоровья.

Контрольные вопросы для повторения и изучения:

  1. Что такое демография? Ее разделы.
  2. значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения.
  3. Как изучают данные о численности населения.
  4. Результаты последней переписи. Медико-социальная проблема постарения населения.
  5. Динамика населения. Виды движения населения.
  6. Механическое движение населения и его значение для здравоохранения.
  7. Медико-социальные проблемы миграции населения. Проблема урбанизации.
  8. Что такое естественное движение населения.
  9. Методика изучения рождаемости. Учет.
  10. Как вычисляется общий показатель рождаемости?
  11. Каковы оценочные уровни показателя рождаемости?
  12. Особенности динамики рождаемости в России.
  13. Факторы, определяющие уровни рождаемости у нас в стране.
  14. Специальные показатели рождаемости. Методика их расчета.
  15. Смертность населения. Методика изучения.
  16. Как вычисляются общие и специальные показатели рождаемости?
  17. Каковы оценочные уровни показателя смертности?
  18. Динамика показателя смертности в России и за рубежом.
  19. Структура причин смертности различных групп населения.
  20. Факторы, влияющие на показатель смертности.
  21. Младенческая смертность. Методика расчета.
  22. Уровень и динамика показателя младенческой смертности в России и за рубежом.
  23. Структура причин младенческой смертности.
  24. Неонатальная смертность(ранняя, поздняя). Методика расчета.
  25. Перинатальная смертность, Методика расчета. Уровень, Структура.
  26. Причины перинатальной смертности.
  27. Критерии живорождения.
  28. Пути снижения младенческой смертности.
  29. Материнская смертность. Методика расчета. Уровни. Структура.
  30. Вычисление показателя естественного прироста.
  31. Динамика естественного прироста в России.
  32. Факторы, влияющие на естественный прирост населения.
  33. Демографическая политика. Основные направления в различных странах.

 

 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача № 1

В отчетном году среднегодовая численность населения района А. составила 132000 человек, в том числе:

- Городское – 92000

- Дети – 21380

- Население в возрасте старше 50 лет – 42000

- Мужчин – 62000

Рассчитайте и оцените показатели, характеризующие состав населения.

Какие еще показатели статики населения Вы знаете?

Эталон решения

 

1.Доля городского в общей численности населения = численность городского населения х100

среднегодовая численность населения

= 92000 х100= 69,7%

 

2. Доля детского в общей численности населения = численность детского населения х100

среднегодовая численность населения

= 21380 x100 = 16,2%

 

3. Доля лиц в возрасте старше 50 лет

в общей численности населения = численность лиц в возрасте старше 50 лет х100

среднегодовая численность населения

= 42000 х100 = 31,82%

 

4. Доля мужчин в общей численности населения= численность мужчин х100

среднегодовая численность населения

= 62000 x100 = 47%

 

Показатели статики населения:

1. Возрастной состав населения

2. Половой состав населения

3. Национальный состав населения

4. Состав населения по уровню образования

5. Состав населения по семейному положению

6. Состав населения по месту жительства (город, село) и т.д.

Задача № 2

В районе С. в отчетном году среднегодовая численность городского населения составила 125000 человек, а сельского 75000.

Всего в районе проживают 10600 женщин и 5600 детей. Количество лиц старше 50 лет составляет 42000 человек.

Рассчитайте и оцените показатели, характеризующие статику населения.

Представьте возрастную структуру населения графически.

Задача № 3

Используя данные таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста. Определите, в какой из стран сложилась наиболее благоприятная демографическая ситуация?

 

Страна Показатели воспроизводства населения (на 1000 человек)
  Общая рождаемость Общая смертность Естественный прирост
А      
Б      
В      
Г      
Д      
Е      
Ж      

 

Какие еще показатели естественного движения населения Вы знаете?

В каких странах мира регистрируются подобные показатели рождаемости и смертности?

 

Задача № 4

Рассчитайте демографические показатели и дайте характеристику демографической ситуации в городе А. Со среднегодовой численностью населения 300000 человек. Известно, что за отчетный год:

Число родившихся живыми составило 3000 человек

Число умерших – 2700 человек,

в том числе:

-от болезней системы кровообращения 1480

- от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин - 460

- от злокачественных новообразований –540.

 

Задача № 5

Абсолютное число женщин в возрасте 15-49 лет – 82500 человек среди них женщин в возрасте 20-25 лет – 17000 человек.

Количество детей, родившихся у женщин в возрасте 20-25 лет – 2380

Число женщин, умерших в возрасте 20-25 лет – 102 человека.

 

Представьте полученные данные в виде таблицы.

Какими видами графических изображений можно воспользоваться для отображения структуры причин смерти?

 

Задача № 6

Среднегодовая численность населения Р. составляет 370000 человек, в том числе:

-абсолютное число мужчин трудоспособного возраста – 83700

численность женщин трудоспособного возраста – 88000.

За отчетный период число умерших в районе Р. составило 5920 человек. Среди них – 860 мужчин трудоспособного возраста и 445 женщин того же возраста.

В качестве причин смертности мужского населения трудоспособного возраста зарегистрированы:

-Болезни системы кровообращения – 260 случаев

-Травмы, отправления и другие последствия воздействия внешних причин – 300

-Злокачественные новообразования – 31

-Прочие причины – 261.

Женщины трудоспособного возраста умерли в результате:

-Болезней кровообращения – 44 человека

-Травм, отравлений и других последствий внешних причин – 300

 

-Злокачественных новообразований – 65

-Болезней органов дыхания – 9

-Прочих причин – 27.

Рассчитайте показатели, характеризующие смертность населения города Р. Проведите их оценку.

Представьте в виде таблицы и графически структуру смертности от отдельных причин среди мужчин и женщин трудоспособного возраста.

Назовите среднюю продолжительность предстоящей жизни в России.

 

Задача № 7

В городе Н. Со среднегодовой численностью населения 1500000 человек за год умерли 24000 человек, родились живыми 14000 детей, в том числе у матерей в возрасте 18-20 лет – 8000 (всего численность женщин в возрасте 18-20 лет составила 66000 человек). Количество женщин фертильного возраста – 330000 человек. За год умерли 238 детей в возрасте до 1 года, в том числе: на первой неделе жизни – 110, на первом месяце – 158.

Зарегистрированы 140 случаев рождения мертвых детей и 9 случаев смерти женщин в период беременности и родов, а также в течение 42 дней после родов.

Рассчитайте возможные демографические показатели.

Проведите анализ демографической ситуации в городе.

Перечислите основные причины младенческой и перинатальной смертности.

 

Задача № 8

В городе Т. среднегодовая численность населения составила 1100000 человек. В отчетном году умерли 17600 человек, родились живыми 11000 детей, в том числе у матерей в возрасте 20-25 лет – 8400 (абсолютное число женщин в возрасте 20-25 лет – 60000 человек). Количество женщин фертильного возраста составляет 275000 человек.

За год умерли 242 ребенка в возрасте до 1 года жизни, в том числе:

-От отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде – 102

-От врожденных аномалий развития и деформаций – 55

-От болезней органов дыхания – 60

-От прочих причин – 25.

За этот же период были зарегистрированы 90 случаев мертворождений и 8 случаев материнской смертности.

Рассчитайте демографические показатели. Оцените их.

Какие мероприятия, на Ваше усмотрение, могли бы привести к снижению младенческой и материнской смертности в городе Т.?

 

Задача № 9

В районе С. со среднегодовой численностью населения 250000 человек в отчетном году родились 2500 детей. Абсолютное число женщин фертильного возраста составило 50000 человек. У матерей, не состоявших в браке (их численность 10000 человек), родились 250 детей. Женщины в возрасте 20-25 лет (их количество составило 8000 человек) родили 1200 детей.

Рассчитайте демографические показатели. Оцените их.

В каком возрастном периоде наблюдается наибольший показатель плодовитости у женщин, а наименьший?

 

Задача № 10

В районе Л. численность населения на начало отчетного года составила 285000 человек, а на конец того же года 315000 человек. Родились живыми за этот же период 2400 детей. Умерли 4500 человек, в том числе:

-От болезней системы кровообращения – 2300

-От травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин – 540

-От новообразований – 500.

Умерли, не дожив до 1 года, 46 детей. В возрастной группе 30-35 лет численностью 25000 человек умерли 100 человек. В период беременности, родов и в течение 42 дней после родов умерла 1 женщина.

Рассчитайте возможные демографические показатели. Оцените их.

Какой учетный медицинский документ применяется для регистрации смерти, в том числе перинатальной?

Каковы основные причины младенческой и материнской смертности?

 

Задача № 11

В районе Д. В 2001 году среднегодовая численность населения составила 1000000 человек. В 2001 году родилось 6000 человек, а в 2000 году 7000 человек.

В 2001 году умерли 17000 человек, из них:

-Дети, умершие на 1-м году жизни – 90

-Дети, умершие на 1-й недели жизни – 37

-Дети, не дожившие до 1 месяца от рождения – 60.

Число детей, родившихся мертвыми составило 51 человек.

Рассчитайте возможные демографические показатели и дайте им оценку.

Назовите периоды младенческой и перинатальной смертности.

 

Задача № 12.

В населенном пункте Ш. В отчетном году среднегодовая численность населения составила 800000 человек. В данном году родилось живыми 1600 детей, умерли 3200 человек, в том числе дети, не достигшие 1 года – 36 человек. Из числа умерших 200 человек в возрасте 15-49 лет, а 1030 – старше 50 лет.

Определите показатели смертности в том числе повозрастные, если известно, что среднегодовая численность населения в возрасте 15-49 лет – 150000 человек, старше 50 лет – 90000 человек.

Как рассчитывается среднегодовая численность населения?

Перечислите основные медико-демографические показатели, при вычислении которых используется среднегодовая численность населения. К каким видам относительных величин они относятся?

 

Задача № 13

За отчетный период в районном центре Ф. Зарегистрированы следующие статистические данные (в абс. числах):

Среднегодовая численность населения – 70000 человек, в том числе в возрасте 25-29 лет – 6350.

Общая численность женщин в возрасте 25-29 лет – 3150.

Число детей, родившихся живыми, составило в 2000 году 630 человек, в 2001 году – 660, в том числе у матерей 25-29 лет – 425 детей.

Общая численность умерших – 1260, в том числе:

-В возрасте 25-29 лет – 14

-До 1 года жизни –16

-До 1 месяца 12

-До 2 недель жизни 10.

Число мертворождений 5 детей

Вычислите показатели естественного движения. Оцените их.

Перечислите критерии живорождения, рекомендуемые ВОЗ.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

 

  1. Воспроизводство населения характеризуют такие демографические показатели, как:

а) рождаемость

б) смертность

в) фертильность

г) естественный прирост

д) летальность

 

  1. Понятие “миграция” населения включает

А) переезд больного по направлению из сельской участковой больницы в областной специализированный медицинский центр

Б) перевод больного в другое отделение в пределах данного учреждения

В) выезд из страны

Г) въезд в страну

 

  1. Медицинское свидетельство о смерти выдается

а) врачом ЛПУ

б) судебно-медицинским экспертом

в) патологоанатомом, проводившим вскрытие

 

  1. На естественный прирост населения оказывает влияние

А) социально-экономические условия

Б) возрастно-половой состав

В) уровень младенческой смертности

Г) этнические особенности населения

Д) государственная политика в области планирования семьи

 

  1. Демография – это наука, изучающая:

а) здоровье населения

б) факторную обусловленность здоровья

в) численность, состав и воспроизводство населения

г) вопросы брачности и плодовитости

д) закономерности

 

  1. К факторам, регулирующим рождаемость, относят

А) миграцию населения

Б) охват населения контрацепцией

В) возраст вступления в брак

Г) социально-экономические условия

Д) состояние здоровья родителей

 

  1. Разделы демографии

А) статистика

Б) Динамика

В) статика

 

  1. Показатели статики населения

А) доля мужчин

Б) смертность женщин

В) рождаемость

Г) доля детей

 

  1. Источник информации о статике населения

А) данные переписи

Б) отчеты ЛПУ

В) больничный лист

Г) врачебное свидетельство о смерти

 

  1. Специальные показатели естественного движения населения

А) общая смертность

Б) Младенческая смертность

В) Внебрачная рождаемость

Г) естественный прирост

 

11. Ранняя неонатальная смертность – это

А) смертность на 1 месяце жизни

Б) смертность на 1 году жизни

В) смертность на 1 недели жизни

 

12 Перинатальная смертность – это

А) смертность на первом месяце жизни

Б) смертность в антенатальный период, в родах и на первой недели жизни

В) смертность на первой недели жизни

 

13. Демография – это наука, изучающая:

А) здоровье населения

Б) факторную обусловленность здоровья

В) численность, состав и воспроизводство населения в его общественном развитии

Г) вопросы брачности и плодовитости

Д) закономерности

 

14. К видам движения народонаселения относят

А) механическое

Б) механическое и естественное

В) механическое, естественное и социальное

Г) механическое, естественное, социальное и возрастное

 

15. К факторам, регулирующим рождаемость, относят

А) миграцию населения

Б) охват населения контрацепцией

В) возраст вступления в брак

Г) социально-экономические условия

Д) состояние здоровья родителей

Е) все вышеперечисленное

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

1. а,б.в,г 2. в,г 3. а 4. а,б,в,г,д 5. в   6. а,б,в,г,д 7. б,в 8. а,г 9. а 10. б,в   11. в 12. б 13. в 14. в 15. е

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГОЭТАР Медиа, 2007. – с. 34-78.

2. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медвузов под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. – с.485-499;

3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Уч. пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 192 с.

4. Указ Президента РФ №1351 от 9.11.07 г. Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.

 

Дополнительная:

  1. Государственный доклад о здоровье населения за 2005-2007 гг.
  2. Основные показатели медицинского обслуживания населения Пермского края за 2006-2007 гг. – Пермь, 2008.
  3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. – 1993 (с изменениями).
  4. Конституция РФ.
  5. Семейный кодекс РФ.

 

План работы на занятии:

1. Вводное слово преподавателя о необходимости и важности изучения данной темы для будущих врачей, сестер-организаторов – 5 мин.

2. Определение исходного уровня знаний путем опроса студентов и тестового контроля – 15 мин.

3. Решение ситуационных задач, обсуждение и оценка ситуаций - 40 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 25мин.

5. Подведение итогов, задание на дом – 5мин.

 

Место проведения занятия – аудитория кафедры.

 

Время занятия: 9.00 – 11.50.

 

Оснащение занятия:

  1. Таблицы по теме.
  2. Основные учетные документы: Медицинское свидетельство о рождении, Врачебное свидетельство о смерти, Свидетельство о перинатальной смертности.
  3. Информационные материалы кафедры, лекция.
  4. Методические материалы.

Ситуационные задачи, тесты

Форма отчетности: в конце занятия студент должен представить рабочую тетрадь с результатами выполнения самостоятельной работы, конспектами по самоподготовке и выполненными решениями задач и тестовыми заданиями.

 

Блок информации для студентов:

 

Демография – наука о населении, изучает закономерности воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Демография состоит из статики и динамики населения.

Статика населения изучает численность и состав населения по таким основным признакам. Как пол, возраст, социальное положение, семейное положение, образование и т.д. Важнейшим источником сведений о численности и составе населения, его территориальном размещении является перепись населения, которая проводится обычно раз в десять лет. Характерные особенности переписи населения – всеобщность, единство программы, поименность регистрации, одновременность регистрации признаков на определенный «критический» момент переписи.

В период между переписями сведения о численности и составе населения, его воспроизводстве, причинах смерти получают на основании информации текущего учета. Данные переписи о численности и составе населения необходимы ЛПУ:

1. Для планирования развития сети ЛПУ, детских яслей и т.д.

2. Для разработки планов оздоровительных мероприятий, подготовке и распределении медицинских кадров и т.д.

3. Для вычисления общих и особенно, специальных возрастно-половых показателей рождаемости, смертности, заболеваемости, обеспеченности населения различными видами медицинской помощи.

Наблюдающиеся в последние годы изменения в численности, составе и возрастно-половой структуре населения обусловливают ряд важных медико-социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье, организацию лечебно-профилактической помощи, медикаментозное обеспечение. Так «постарение» населения сказывается на уровне рождаемости, смертности, заболеваемости хроническими болезнями, на изменении состава больных в стационарах, что следует учитывать при оценке анализа демографической ситуации и здоровья населения. Все это ставит перед органами здравоохранения новые задачи по дальнейшему совершенствованию системы организации медицинской помощи населению, развитию геронтологии и гериатрии.

Динамика населения

Различают механическое и естественное движение населения.

Механическое движение:

1. Миграция населения по территории в пределах (внутри) одной страны (урбанизация, беженцы).

2. Миграция населения из одной страны в другую (иммиграция, эмиграция).

Миграция обусловливает ряд важных проблем, касающихся организации медицинской помощи населению (мигрантам).

Показатели естественного движения населения:

1. Рождаемость

2. Смертность

3. Естественный прирост

4. Средняя продолжительность жизни.

Полученные данные об естественном движении населения основываются на обязательной гражданской регистрации рождений. Смерти в органах ЗАГСа, осуществляемой на основании выдаваемых ЛПУ документов «Медицинское свидетельство о рождении» (форма 103/у-84), «Врачебное свидетельство о смерти» (форма 106-21/у-84), «Врачебное свидетельство о перинатальной смертности» (форма 106-21/у-84) и подлежат специальному учету. После регистрации соответствующая информация поступает в органы статистического управления.

Рождаемость:

 

Общий показатель рождаемости = число родившихся за год х1000

Среднегодовая численность населения

Оценка уровня показателя рождаемости производится по:

1. демографической шкале (высокий свыше 25 промилле, средний – 15-25 промилле, низкий – до 15 промилле).

2. в динамике.

3. в сравнении с другими территориями внутри страны и с другими странами.

В настоящее время наблюдается беспрецедентное снижение рождаемости в мирное время. Оценка показателей рождаемости связана со многими демографическими и социальными проблемами: возрастно-половой состав, урбанизация и т.д.

Рождаемость во многом зависит от количество женщин детородного возраста (15-49 лет) в общей численности населения и состоящих в браке. Поэтому для более углубленного изучения демографических процессов вычисляются специальные показатели рождаемости.

 

Специальный показатель рождаемости = число родившихся живыми за год х1000

число женщин репродуктивного возраста (15-49 лет)

 

число родившихся живыми у женщин

Повозрастной показатель рождаемости = соответствующего возраста х1000

число женщин данного возраста

 

Наиболее оптимальным возрастом рождения первого ребенка считаемся 20-24 года. В настоящее время отмечается рост рождаемости среди женщин в возрасте до 20 лет, что ставит определенные задачи перед акушерской и педиатрической службами.

Среди причин оказывающих влияние на уровень рождаемости, ведущими являются: возраст вступления в брак, семейное положение женщины, внутрисемейное регулирование числа и интервалов рождений, семейные отношения, здоровье супругов.

Смертность

Общий показатель смертности = число случаев смерти за год х1000

среднегодовая численность населения

Достоверность информации о причинах смертности напрямую зависит от правильности заполнения врачом «Врачебного свидетельства о смерти». В сельской местности при наличии в ЛПУ менее двух врачей факт и причину смерти разрешается устанавливать фельдшерам с выдачей «Фельдшерской справки о смерти», которая затем обязательно заменяется на «Врачебным свидетельством о смерти».

Регистрация мертворождений и детей, умерших в первую неделю жизни (0-6 дней) до выписки из родильного дома, проводится данным учреждением на основании «Врачебного свидетельства о перинатальной смерти».

При анализе смертности рассчитываются также специальные показатели: возрастно-половые показатели смертности, показатели смертности от отдельных причин для всего населения и отдельных его групп.

 

Повозрастной показатель смертности = число смертей лиц данного возраста за год х1000

среднегодовая численность населения данного возраста

Высокие показатели смертности отмечаются в возрастной группе 0-4 года, к 10-14 годам она снижается до самых низких величин, а затем начинает расти, достигая максимальных цифр в возрасте 70 лет и старше.

Смертность мужчин в каждой возрастной группе выше, чем женщин. Причины: биологические, социально-гигиенические, медицинские.

Смертность населения зависит от уровня социально-экономического развития медицинских наук, доступности медицинской помощи, качества лечения, возрастной структуры населения, образа жизни населения, условий труда и т.д.

Основные причины смертности населения

1. Сердечно-сосудистые заболевания

2. Отравления и травмы

3. Онкологические заболевания.

 

Естественные прирост населения = показатель рождаемости – показатель смертности

В настоящее время наблюдается отрицательное значение данного показателя, смертность превышает рождаемость, наблюдается депопулляция населения, что свидетельствует о неблагоприятной демографической ситуации в стране.

Младенческая смертность. Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения, уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности и качества работы акушерской и педиатрической службы.

Регистрация умерших осуществляется на основании врачебного свидетельства о смерти и свидетельства о перинатальной смерти.

Определение причины смерти крайне важно, так как «Врачебное свидетельство о смерти» и «Фельдшерская справка о смерти» являются не только медицинским документом, удостоверяющим факт смерти, но и важными статистическими документами, являющимися основой государственной статистики причин смерти. От правильности установления причин смертности и качества заполнения врачебного свидетельства о смерти зависит точность и достоверность статистической информации о причинах смерти.

Причина смерти записывается врачом в 2 частях 11 пункта «Врачебного свидетельства о смерти». Первая часть этого пункта подразделяется на 3 строки: а), б), в). В этой части указываются этиологически и патогенетически связанные заболевания. В строке а) врач должен записать непосредственную причину смерти, в которую чаще всего включаются осложнения основного заболевания. В строке б) врач должен указать то заболевание, которое вызвало непосредственную причину смерти. Это заболевание, в свою очередь, могло быть следствием какого-либо заболевания.Если такое имелось, оно записывается в строку в).

Во второй части пункта 11 отмечаются прочие важные заболевания, существовавшие к моменту смерти и оказавшие неблагоприятное воздействие на течение основного заболевания, вызвавшего смерть.

В настоящее время младенческая смертность в России и в г.Перми в 1,5 – 2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран и составляет около 10-15 на 1000 родившихся.

Первый год жизни ребенка отличается резкими изменениями в различные его периоды. Смертность максимальна в первые сутки после рождения, и имеет тенденцию к снижению в первую неделю жизни. И еще более снижается к первому месяцу, полугодию, году жизни. Для оценки уровня младенческой смертности в различные периоды жизни ребенка рассчитывают такие показатели как: 1) ранняя неонатальная

(отношение числа детей, умерших на первой неделе жизни, к числу родившихся живыми, умноженное на 1000) (в России – 5-8 промилле); 2) поздняя неонатальная (отношение числа детей, умерших на 2-4-ой неделе, к числу родившихся живыми, умноженное на 1000); 3) неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни, к числу родившихся живыми, умноженное на 1000) (в России – 5-8 промилле); 4) постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 28 дней до 1 года, к числу родившихся живыми, минус число умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000.

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ

1 способ (применяется при стабильном уровне рождаемости):

  Младенческая смертность = Число детей, умерших на 1-м году жизни в течение года ·1000
  Число родившихся живыми в данном году  

2 способ (применяется при резких колебаниях коэффициентов рождаемости; в данном случае используют постоянные коэффициента 1/3,2/3):

  Младенческая смертность = Число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни ·1000
2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году

 

Критерии оценки общего коэффициента младенческой смертности: низкий – до 10%о, средний – 10,1-19,9%о, высокий – 25%о и более. В России около 13-15%о.

  Антенатальная смертность = Число родившихся мертвыми за год (или число умерших до родов после 28 недель беременности) ·1000
  Общее число родившихся живыми и мертвыми  

 

  Интранатальная смертность = Число умерших в родах за год ·1000
Число родившихся живыми и мертвыми

 

 

  Перинатальнаясмертность = Число родившихся число умерших мертвыми + в первые 168 ч жизни ·1000
Число родившихся мертвыми и живыми

(В России 10-13%о).

Антенатальная и интранатальная смертность в сумме дают мертворождаемость.

 

 

  Мертворождаемость = Родились мертвыми в течение года ·1000
  Родились живыми и мертвыми

 

В целях сопоставимости показателей перинатальной смертности в России с аналогичными показателями в других странах в отраслевую статистику в соответствии с рекомендациями ВОЗ включаются все случаи смерти плода и новорожденного с массой тела 500 г и более, диной тела 25 см и более и сроком беременности 22 недели и более.

 

 

  Неонатальная смертность = Число детей, умерших на 1-м месяце (до 28 дней) жизни в данном году ·1000
  Число родившихся живыми в данном году  

 

(В России данный показатель 6-9%о).

 

 

Ранняя неонатальная смертность =     Число умерших на первой неделе жизни (168 ч) в данном году ·1000
  Число родившихся живыми в данном году  

 

(В России данный показатель 5-8%о).

Постнеонатальная смертность детей в возрасте от 29 дней до 1 года.

 

Постнеонатальная смертность =     Число детей, умерших в период с 29 дня до 1 года жизни ·1000
  Число детей, число детей, родившихся живыми - умерших в данном году 4 недели жизни  

 

(В России данный показатель 5-6%о).

 

Оценка демографических показателей осуществляется по таблицам:

Возрастная структура населения

Тип структуры Удельный вес возрастных групп в общей численности населения
До 15 лет 15-49 лет 50 лет и старше
Прогрессивный      
Стационарный      
регрессивный      

 

Оценка уровня рождаемости

Общий коэффициент рождаемости Оценка уровня рождаемости
До 10 Очень низкий
10-14,9 Низкий
15-19,9 Ниже среднего
20-24,9 Средний
25-29,9 Выше среднего
30-39,9 Высокий
40 и более Очень высокий

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...