Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика консультирования педагогов




Консультирование педагогов рассматривается как форма организации сотрудничества психолога с педагогами в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Особенности консультирования педагогов состоят в следующем: 1) в необходимости равноправного взаимодействия психолога и педагогов; 2) в формировании у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем; 3) в принятии педагогами ответственности за совместные решения с психологом; 4) в распределении профессиональных функций между педагогом и психологом [4, с.45].

Трудности консультирования педагогов: 1) низкая мотивация; 2) низкий уровень доверия; 3) недостаточный уровень осознания влияния самооценки на эффективность профессиональной деятельности педагога; 4) установка администрации на оценочную работу психолога; 5) неразработанность технологий консультирования педагогов; 6) деликатность тем; 7) опасения педагогов, что работа будет строиться с позиции «сверху - вниз» [1, с.41].

Консультирование родителей

Основные задачи консультирования родителей: информирование, организация эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка.

В настоящее время более распространенными моделями консультирования семьи являются психоаналитическая, бихевиоральная и системная.

Популярной формой консультирования родителей становится организация родительски групп, на которых проводят когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры, видеотренинг, дискуссии, анализ семейных ситуаций, пробы на совместную деятельность [3,с.292].

Методики, используемые при консультировании родителей с детьми: «Совместный рисунок», «Совместные дела», «Один карандаш», «Командир - Подчиненный» «Узелок» и др. [1, с.23-27].

Ошибки психолога при консультировании родителей: 1) оценка родителя как плохого; 2) установка на виновность родителя; 3) установка психолога, что он, как родитель, - лучше [1,с.28-38].

Основные понятия:

Профессиональный стресс, профессиональная деформация, системная семейная психотерапия, самопознание и саморазвитие, стиль семейного воспитания и виды его нарушения, психогигиена, психологическое просвещение, психологическая пропаганда, семинар-практикум, психологическая мастерская.

Литература:

1. Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып 3./ Под ред. Пилипко Н.В.- М.; УП «Перспектива»,2001.-100с.

2. Григорович Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие- М.: Гардарики,2003.- 314с.

3. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия,2005.- 368с.

4. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР СЭ,2003.- 96с.

 


Темы для самостоятельного изучения

Вариант 1. 050703 «Дошкольная педагогика и психология»

(заочное отделение)

Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостояте-льной работы
       
Цели и задачи психологической службы в дошкольном учреждении: сравнительный анализ концепций психологической службы. Составление сравнительной таблицы основных концепций психологической службы в ДОУ.   Индивиду-альное собеседование.
Модели профессиональной деятельности детского практического психолога: сравнительный анализ моделей психологической деятельности Составление сравнительной таблицы моделей деятельности практического психолога.   Индивиду-альное собеседование.
Планирование работы психолога: разработка плана работы психолога ДОУ на месяц.   Моделирование деятельности педагога-психолога.   Индивиду-альное собеседование.
Этика психологической работы: сравнительный анализ кодексов практического психолога. Выписать положения любого отечественного кодекса практического психолога, сравнить его с положениями из зарубежных кодексов.     Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Понятие о психическом здоровье, понятие нормы и патологии развития: сравнительный анализ под- ходов к проблемам психического здоровья, нормы и патологии. Составить схемы «Структура психического здоровья», «Направления психологической работы по сохранению психического здоровья дошкольников», сравнительные таблицы «Виды норм в психологии», «Виды дезонтогенеза».   Индивидуаль-ное собеседова-ние.

 

       
Понятие о социальном заказе: особенности отечественного рынка психологических услуг и типичных запросов на психологическую работу в ДОУ. · Составить письменную характеристику отечественного рынка психологических услуг. · Провести анкетирование среди психологов и методистов ДОУ по выявлению типичных запросов на психологическую помощь.     Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Этапы работы с ребенком: разработка требований к реализации этапов психологической работы. Составить перечень основных требований к реализации этапов индивидуальной работы с ребенком.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Психологический диагноз: анализ специфики постановки психологического диагноза ребенку-дошкольнику. Составить таблицы «Виды психологического диагноза», «Требования к психологическому диагнозу, прогнозу и рекомендациям при работе с детьми дошкольного возраста»   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Задачи диагностической работы: сравнительный анализ задач психодиагностики детей разного возраста. Составить перечни типичных задач диагностики детей 2-3-х лет,3-4-х лет,5-6-ти лет,6-7-ми лет.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Этапы обследования ребенка: разработка плана психодиагностического обследования по запросу. Составить краткий план диагностического обследования по одному запросу (проблеме).   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей: диагностика детей раннего и дошкольного возраста.   Осуществление элементов профессиональной деятельности педагога-психолога (провести диагностику двух детей с использованием нескольких методик и проанализировать результаты, сформулировать рекомендации).   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Методы коррекционной работы с детьми: анализ коррекционно-развивающих игр.   Составить картотеку коррекционно-развивающих игр для дошкольников.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Специфика организации коррекционной работы с детьми: анализ особенностей проведения коррекции. Составить схемы «Требования к личности и деятельности психолога, осуществляющего коррекцию».     Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска»: составление коррекционно-развивающей программы для любой группы «трудных детей». Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы: наблюдение и анализ коррекционно-развивающего занятия.   Провести наблюдение за одним ребенком в ходе проведения обучающего или коррекционного занятия, проанализировать особенности его поведения, оценить эффективность проведенного занятия.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Показатели эффективности коррекции: анализ отчетной документации психолога.   Сделать письменный анализ отчетной документации психолога по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой детей   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Методы индивидуального и группового консультирования: разработка плана просветительского психологического мероприятия.   Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Техника консультирования педагогов и родителей: моделирование и реализация просветительского мероприятия. Провести одно психологическое просветительское мероприятие и сделать письменный анализ его эффективности.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.

Вариант 2. 050703.00 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» (очное отделение)

Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполне ния самостояте-льной работы
       
Планирование работы психолога: разработка плана работы психолога ДОУ на месяц.   Моделирование деятельности педагога-психолога.   Презентация плана на одном из семинарских занятий.
Этика психологической работы: сравнительный анализ кодексов практического психолога. Выписать положения любого отечественного кодекса практического психолога, сравнить его с положениями из зарубежных кодексов.     Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Понятие о социальном заказе: особенности отечественного рынка психологических услуг и типичных запросов на психологическую работу в ДОУ. · Составить письменную характеристику отечественного рынка психологических услуг. · Провести анкетирование психологов и методистов ДОУ по выявлению типичных запросов на психологическую помощь.     Представить результаты на одном из семинарских занятий
Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей: диагностика детей раннего возраста.   Осуществление элементов профессиональной деятельности педагога-психолога.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Методы коррекционной работы с детьми: анализ коррекционно-развивающих игр.   Составить картотеку коррекционно-развивающих игр для дошкольников.   Индивидуаль-ное собеседова-ние.
Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска»: составление коррекционно-развивающих программ для любой «группы риска». Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.   Презентация программы на лабораторномзанятии.
Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы: наблюдение и анализ коррекционно-развивающего занятия.   Провести наблюдение за одним ребенком в ходе проведения обучающего или коррекционного занятия, проанализировать особенности его поведения, оценить эффективность.   Индивидуаль-ное собеседова-ние по результатам его выполнения
Показатели эффективности коррекции: анализ отчетной документации психолога.   Сделать письменный анализ отчетной документации психолога по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой детей.   Индивидуаль-ное собеседова-ние по результатам его выполнения
Методы индивидуального и группового консультирования: разработка плана просветительского психологического мероприятия.   Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.   Индивидуаль-ное собеседова-ние по результатам его выполнения

 

 

 


Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу

Семинарские занятия

Семинарское занятие № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...