Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неделя 1-я по Пятидесятнице – Всех святых




В песнопениях Недели Всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых.

Неделей (воскресеньем) Всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха.

Богослужебная книга Октоиха употребляется с понедельника после недели (воскресенья) Всех святых до пятой недели (воскресенья) Великого поста включительно. В период пения Постной Триоди от Недели сыропустной через всю Четыредесятницу Октоих употребляется только по воскресным дням Период от недели Всех святых и до недели о Мытаре и Фарисее составляет 32 недели. Соответственно порядку этих недель следуют столпы воскресных утренних Евангелий. Столпы осмогласия (гласов Октоиха) начинаются со второй недели (воскресенья) по Пятидесятнице, после недели Всех святых.

Неделя 2-я по Пятидесятнице – Всех святых, в земле российстей просиявших

Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, т.е. после недели Всех святых.

Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российской просиявшим», изданной при Патриархе Тихоне в 1918 году и переизданной в 1946 году.

Петров пост

С понедельника после недели (воскресенья) Всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых празднуется 29 июня/12 июля.

Об этом посте упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность поста бывает различной и зависит от праздника Пасхи. Самый продолжительный период этого поста – шесть недель, а наиболее короткий – неделя и один день. Начало его бывает в промежутке от 18/31 мая до 21 июня / 4 июля.[215]

 


[1] О церковном делении праздников на великие, средние и малые и об особенностях их служб см. в Типиконе, глава 47.

[2] Если Благовещение выпадает на Лазареву субботу, то попразднства не будет, но если на Вербное воскресенье, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднства, ни попразднства, а только один день праздника.

[3] В Типиконе (последование 2 февраля «аще в неделю») указывается, что если Сретение выпадает на неделю, то воскресная служба не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как бывает в двунадесятые богородичные праздники. В 8-й храмовой главе также говорится: «аще ли храм выпадает Покрова или Сретения Пресвятой Богородицы или ин кий храм Ея в неделю, и поем всю субботу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождество Богородицы в неделю сентембрия и 8-й день». Вообще же в Типиконе (глава 57) нет прямого указания на то, что Сретение относится к господским праздникам.

[4] Службы всех неподвижных двунадесятых праздников помещены в месячных Минеях, а службы подвижных двунадесятых праздников – в Триоди Постной и Цветной.

[5] Предпразднства не имеет по той причине, что в субботу совершается поминовение усопших.

[6] Слово в день Рождества Богородицы.

[7] Великая вечерах, стиховная стихира на «Слава, и ныне». Срав. 1 к. п. 1, 3.

[8] Следует заметить, – говорит профессор архимандрит Киприан («Евхаристия». Из чтений в православном богословском институте в Париже, с. 153-154) – что на Востоке прочно утвердился тот взгляд на проскомидию, что после ее окончании никакого поминовения и вынимания частиц не бывает. Это и правильно, ибо с покровением проскомидии и произнесением отпуста священнослужитель показывает, что эта часть богослужебного чина закончена и возвращаться к ней снова после завершительных действий значит считать эти действия не бывшими. Отпустом заканчивается определенная часть богослужения и возвращаться к ней в другой части богослужения невозможно. В России установился и постепенно очень прочно утвердился тот взгляд, что проскомидия, хотя и закончена словами литургисающего иерея, но это для мирян не обязательно, и поэтому те, кто не успел подать с вечера или утром до начала проскомидии свои поминания, подают их и после конца проскомидии, в течение всей литургии оглашенных до Херувимской песни, и многие иереи этому не только не противятся, но и поощряют, ибо подача просфор связана всегда с доходом для церкви; а в некоторых храмах, где особенно священнослужители приспособляются к привычкам и требованиям мирян, подача просфор продолжается вплоть до «Верую» и «Тебе поем». Русская практика выработала даже особый способ покровения проскомидии, а именно дискос покрывается не совершенно, но передняя часть покровца откидывается и подымается и остается также откинутой передняя часть воздуха, чтобы этим легче было добавлять вынутые частицы на дискос. Ничего подобного ни греческая, ни сербская практика не допускает. Оправдывать подобное отступление от требований служебника и самого смысла чина тем, что при архиерейском служении епископ совершает свою проскомидию особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский, говоря, «Впрочем, архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить дары на престол – во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: «Боже, Боже наш...», а именно – во время великой ектеньи (см. Устав богослужения Православной Церкви. К. Никольский. С. 375). Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.

На Востоке также при соборном служении литургии не вынимают частиц все сослужащие иереи, а только один проскомивающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущности предписан и нашим служебником. В конце чина проскомидии находим такое примечание: «Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии един иерей токмо да творит, и глаголет изображенная: прочии же служителе ничтоже проскомидии особо не глаголют».

Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы.

[9] К. Никольский. Устав богослужения Православной Церкви, с. 396.

[10] Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как то бывает в господские праздники, то «Свят Господь...» не поется (С. В. Булгаков. Настольная книга. Харьков, 1900, с. 786).

[11] В конце 1-го часа, т.е. после молитвы «Христе свете истинный...» положено петь «Взбранной Воеводе...», но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как исключение, поется кондак «Дева днесь...» (там же, с. 789).

В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на «Слава, и ныне» поется стихира праздника, а в пятницу вечером на «Слава» поется стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа (отдание его) (Типикон 7, 9 сентября).

[12] В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на «Слава, и ныне» поется стихира праздника, а в пятницу вечером на «Слава» поется стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа (отдание его) (Типикон 7, 9 сентября).

[13] По уставу В. Розанова, песнь рядовая будет вести свой счет от праздника. Например: если праздник Рождества Богородицы выпадает на среду, то в четверг служится рядовая песня 1-я и т. д. (стр. 287).

[14] Никифор Каллист. Церковная история, кн. 2, глава 3.

[15] «Подобает ведати, яко аще выпадает Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляются восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх» (Типикон, 25 ноября).

[16] Но в Типиконе говорится тропарь: «Богородице Дево...» – трижды. Это – опечатка.

[17] Восемь песен канона составил святитель Феофан, митрополит Никейский, а девятую – святой Иоанн Дамаскин.

[18] Следованная Псалтырь, с. 445.

[19] Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. С. 600.

[20] Примечание. В день Благовещения, случившийся в святую Четыредесятницу, разрешается рыба (Типикон, 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. Никольский. Цит. соч., с. 566).

[21] Типикон, последование 26 марта; К. Никольский, цит. соч., с. 566.

[22] Примечание. В 20 и 43 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, случившегося в седмичные дни, святую Четыредесятницы (кроме Лазаревой субботы, Вербного воскресения. Страстной и Светлой седмиц) на 9-й песни канона петь припевы праздника. А это значит, что следует петь «Честнейшую». И, тем более, в среду 4-й седмицы прямо сказано, что в отдание праздника поем «Честнейшую». Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо «Честнейшую» (Типикон, 26 марта, и Марковы главы; В. Розанов, цит. соч., с. 626).

[23] Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви, ч. 2, М., 1895, с. 57.

[24] К. Никольский, с. 558.

[25] См. Типикон. Если Сретение приходится на подготовительные недели; Никольский, стр. 558.

[26] См. Типикон, 2 февраля Марковы главы, с. 226.

[27] Если праздник Успения придется в среду или пятницу – разрешается на трапезе только рыба, во все другие дни – мирянам разрешение «на вся», монахам – на рыбу.

[28] Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере...».

[29] «Похвала, или Священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» (под таким названием этот чин был напечатан впервые в Москве в 1872 году), совершалась в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне, этот чин был переведен с греческого профессором Холмогоровым в 1846 г., а позднее исправлен митрополитом Филаретом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.

[30] После третьей статии можно пропеть «Хвалите имя Господне», без величания.

[31] Кроме праздника Рождества Христова, такие приготовительные недели имеют еще два двунадесятых праздника – Крещение и Воздвижение, но они имеют только по одной такой неделе.

[32] Трипеснцы читаются на малом повечерии. После вечерни – полный отпуст, и священник произносит возглас: «Благословен Бог наш», чтец – обычное начало, т.е. «Царю Небесный» и т. д. Псалмы 50, 69, 142. Затем: «Слава в вышних Богу...», «Верую», после чего хор поет ирмос, а священник читает на средине храма трипеснец при закрытых царских вратах. Ирмосы поются дважды – в начале песни и на катавасию. После канона священник уходит в алтарь, чтец: «Достойно есть», Трисвятое и тропарь предпразднства. «Господи, помилуй» (40 раз) и т. д. В конце чтения: «Упование мое Отец...», священник выходит на амвон и произносит: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне...». «Господи, помилуй» (трижды), и бывает малый отпуст. Затем священник произносит лицом к народу: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». Братия же отвещают: Бог да простит тя и помилует, отче святый. Помолися и о нас грешных». Священник отвечает: «Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас». Далее – ектенья: «Помолимся о великом Господине...» (см. в конце повседневной полунощницы), после чего священник пред престолом с кадилом произносит возглас утрени: «Слава Святей...» (см.: С. В. Булгаков. «Повечерие», стр. 772-77З; Служебник. Последование повечерия и полунощницы, изд. Киев, 1893, стр. 37-38; см. Типикон, Последование Святой Четыредесятницы, стр. 415-447).

[33] В неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца выпадает неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря).

Если неделя святых Отец выпадает 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству.

[34]Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые святому Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IХ-Х вв.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами.

Название «царские» великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Такое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов «великими», так как их служба посвящена Царю царей – Христу Спасителю.

[35] Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов:

1-й час – 5, 89 и 100 псалмы

3-й час – 16, 24 и 50 псалмы

6-й час – 53, 54 и 90 псалмы

9-й час – 83, 84 и 85 псалмы.

[36] Типикон, 24 декабря, с. 148.

[37] Порядок службы находится в Типиконе под 25 декабря.

[38] Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии («Царю Небесный... Слава в вышних Богу...» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает «Благослови, владыко!»; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: «Благословенно Царство...», после чего оба делают поклон престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

[39] Интересно отметить разницу в подборе ветхозаветных чтений для праздника Рождества Христова в богослужебной практике Православной и Католической Церкви: ни одно из этих чтений не совпадает. В качестве ветхозаветных чтений для службы Рождества католиками взяты 9, 40 и 52 главы книги Исаии («Сие прежде испий, скоро твори земля Завулоня», «Утешайте, утешайте люди моя», «Восстани, восстани, Сионе»).

[40] В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется «Блажен муж» (в субботу – вся кафизма; в воскресенье – первый антифон); в остальные дни сразу после великой ектеньи поется «Господи, воззвах» (см. Типикон, глава 2). Диакон в это время совершает каждение и выход с Евангелием.

[41] Примечание. Это чтение Апостола и Евангелия считается ошибочным. Следует читать на вечерни, особо совершаемой от литургии Апостол к Евр., зачало 303, а Евангелие от Луки, зачало 5. В субботу, когда совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, читается Апостол и Евангелие, указанные на ве­черни, т.е. Гал., зачало 207 и Евангелие, Мф., зачало 53. Если Неделя святых Отец приходится в Рождественский сочельник, то Апостол и Евангелие на литургии читаются недели святых Отец, т.е. Евр., зачало 328, Мф., зачало 1-е.

[42] Но если служит архиерей, то после входного стиха поется: «Приидите, поклонимся...» с концовкой: «Рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуиа».

[43] Если Рождество Христово выпадает на субботу, то вечером поется воскресный прокимен: «Господь воцарися...», а великий прокимен праздника переносится на пятницу, т.е. на Навечерие праздника.

[44] См. Типикон. глава 181.

[45] Воскресный прокимен (рядовой) опускается, а Апостол и Евангелие (воскресные) и их прочтение будет зависеть от отступки или приступки.

[46] Минея, 3 января, стиховная стихира на утрени.

[47] См. Типикон под 6 января, с. 166.

[48] Краткое содержание и смысл паремий, читаемых на этой вечерни, см.: Дебольский Г. Дни богослужения, т. I, СПб., 1866, стр. 61.

[49] См.: Типикон, 6 января.

[50] Мансветов. Церковный устав, с. 159.

[51] Никольский. Цит. соч., с. 61.

[52] Никольский. Цит. соч., с. 829.

[53] В самый праздник освящение воды совершается также по прочтении заамвонной молитвы. порядок освящения и конец бывает точно так, как и на сочельник, в который совершается литургия святителя Василия Великого. См.: Булгаков. Настольная книга. Изд. 2. Харьков, 1900, с. 18.

[54] В Типиконе не указано, какой отпуст положен после освящения воды, но в практике бывает праздничный, а после литургии – обычный. Никольский, цит. соч., с. 830.

[55] Но в Русской Церкви и народе сложилось такое отношение к святой Богоявленской воде, что ее принимают только на голодный желудок как великую святыню, т.е. подобно антидора, просфоры и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению веры к этой святыне.

[56] См. Ирмологий: «Припевы на 9-й песни на господские праздники»; Месячная Минея, 7 января.

[57] По Требнику Петра Могилы, в начале чина освящения плодов читается псалом 66-й; после прочтения молитвы «начатки овощей» (плодов) благословляются и освящаются окроплением святой водой. При этом священник говорит: «Благословляются и освящаются овощи сие, кроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

[58] Типикон, с. 88.

[59]Но если от недели Всех святых и до недели Мытаря и Фарисея окажется больше 32-х недель, то рядовые Апостол и Евангелие перенесем на те недели.

[60] Указание об этом см. в служебном Евангелии и Апостоле, а также в Типиконе (под 8, 13, 15 и 21 сентября). В неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвижении на литургии рядовые Апостол и Евангелие будут читаться в том случае, если не будет отступки.

[61] О чтении кафизм в период подготовительных недель к Святой Четыредесятнице, в период всей Четыредесятницы и Страстной седмицы будет сказано в своем месте – при рассмотрении служб Четыредесятницы.

[62]Святитель Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху и Беседа 2-я «О низвержении статуй».

[63] Вторник 2-й седмицы Великого поста, 3-я стихира на «Господи, воззвах».

[64] Дебольский Г. Дни богослужения Православной Церкви, ч. 2, стр. 60.

[65] Типикон. Подготовительные недели ко Святой Четыредесятнице, с. 333.

[66] См.: Типикон. Подготовительные недели Великого поста, а также воскресные дни Святой Четыредесятницы; сравните: архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. – Русский инок, 1914, № 7, стр. 416; В. Розанов. Богослужебный устав, с. 420-429.

[67] По субботам, начиная с субботы, следующей после недели (воскресенья) о Мытаре и Фарисее, и до недели Всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого (Типикон, Последование службы недели о Мытаре и Фарисее).

[68] Неделя о блудном сыне, на вечерни стихира на «Господи, воззвах».

[69] Если в воскресенье выпадает святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: «На реках Вавилонских...», а затем воскресные тропари (см.: Розанов В. Цит. соч., с. 402; Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах. Владимир на Клязьме, 1891, с. 44).

[70] Синаксарий мясопустной субботы.

[71] Суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира.

[72] К тропарям заупокойного канона припевы: 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (см.: Октоих, глас 1-й, в субботу утра).

[73] 1. Если в субботу мясопустную выпадает праздник трех святителей (30 января/12 февраля) или обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля/10 марта), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.

2. Но если в субботу мясопустную выпадает храмовой праздник или Сретение Господне (2/15 февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг.

[74] Неделя мясопустная, канон, п. 4, 1.

[75] Понедельник сырной седмицы, трипеснец, п. 1, стр. 3.

[76] Там же, седальны после кафизмы, трипеснец, п. 1, 2.

[77] Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь, начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья), не совершает таинства Брака.

[78] Разъяснение см.: Сборник решений недоуменных вопросов. Вып. 1, Киев, 19=3, стр. 139.

[79] Эти тропари помещены в Типиконе. Во вторник вечера сырной седмицы, в Часослове, о малом повечерии см.: Никольский. Цит. соч., с. 580; Булгаков. Цит. соч., с. 772.

[80] Начало утрени в среду и пятницу сырной седмицы совершается точно так, как Великим постом, кроме субботних дней. Тропари, кроме троичных гласа (другие), не читаются.

[81] См. Типикон, среда сырной седмицы.

[82] Первый час, по Типикону, совершается вместе с утреней.

[83] 1. Вечером в сырную среду и пятницу вместо отслуженной днем вечерни совершается малое повечерие.

2. Если в среду и пятницу выпадает праздник трех святителей (30 января/12 февраля) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта), то служба этих праздников совершается во вторник или четверг; праздник храмовой или Сретения, случившийся в эти дни, не переносится. Всенощное бдение в таком случае состоит с великой вечерни, утрени и 1-го часа. Только в конце вечерни, т.е. после благословения хлебов перед пением «Буди имя Господне» произносится молитва святого Ефрема Сирина, а также в конце утрени после ектеньи «Исполним утреннюю молитву», т.е. перед «Премудрость» с тремя земными поклонами. Кроме того, эти поклоны бывают на всех часах, а на 6 – ом часе – паремия. Литургия Иоанна Златоуста служится в свое время.

[84] Синаксарий сыропустной недели.

[85] В некоторых местах существует обычай на вечерни в Прощенное воскресенье вместо обычного отпуста читать священнику (лицом к народу) молитву: «Владыко Многомилостиве...» (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта помещена в конце повечерия и в последовании полунощницы в Служебниках киевского издания.

После окончания молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются к Кресту, который держит священник (Еп. Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 год).

[86] В церковной практике перед этим чином после отпуста вечерни прочитываются настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы».

[87] Служебник. Повечерие и полунощница. Киев, 1893, глава 37 об.

[88] На утрени четверга 5-й недели Великого поста читается канон святого Андрея Критского, поэтому по Уставу положено читать малое повечерие по домам (см. Типикон, глава 366). В этот день начало службы с двухпсалмия.

[89] Согласно Студийскому Уставу, в древние времена литургия Преждеосвященных Даров совершалась не только в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех седмиц Великого поста, за исключением 1-й седмицы.

[90] В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается псалом 69-й: «Боже, в помощь мою вонми...» и после него – канон святого Андрея Критского. Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: «Внегда призвати...» (без слов «Приидите, поклонимся...) и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается вначале 3-й части великого повечерия (см.: Типикон, начало Великого поста).

Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и Великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами.

[91] Но во все субботу Великого поста это песнопение не поется, а читается чтецом.

[92] 1. На повечерии в пятницу вечером 1-й седмицы по Трисвятом поется тропарь святого великомученика Феодора Тирона: «Велия веры исправления...», «Слава, и ныне: Вся паче смысла...».

2. На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава: Помяни, Господи...», «И ныне: Мати святая...» (см. Типикон – в пятницу 2-й седмицы вечера).

3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия.

4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: «Общее воскресение...».

5. На великом повечерии накануне Благовещения – тропарь праздника.

6. Накануне Обретения главы Предтечи – 24 февраля/11 марта, 40 мучеников – 9/22 марта, храмового святого – на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по главу тропаря.

Но если память этим святым выпадает на первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы – Феодора Тирона (см. Типикон, 24 февраля/11 марта).

[93] На великом повечерни накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей – кондак праздника.

[94] Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятницы вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой недели (16 дней) (см. об этом: Розанов. Богослужебный устав. Ч. П., гл. 31, и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста).

После 3-й песни канона – кондак и седален Минеи, по 6-й песни – седален и Богородичен Октоиха.

В пятницу вечером на великом повечерии поется канон заупокойный текущего гласа Октоиха. Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу.

[95] На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди» будет читаться:

1. на 1-й седмице – кондак святого великомученику Феодору Тирону;

2. на 2-й, 3-й и 4-й седмицах – кондак «Со святыми упокой...»;

3. на 6-й седмице в пятницу вечером – кондак святого Лазаря.

4. Накануне праздников: 24 Февраля – Обретение главы святого Иоанна Предтечи; 9 марта – 40 мучеников и т. д., если они случатся в постные дни (вторник, среду, четверг и пятницу – до субботы святог Лазаря), на повечерии также вместо «Господи сил, с нами буди...» поется кондак праздника (см.: Типикон, 24 февраля, с. 250; Розанов. Цит. соч., с. 543) и в конце повечерия бывает только три земных поклона с молитвой святого Ефрема Сирина (в пятницу на великом повечерии их совсем не бывает).

5. В понедельник и вторник вечера Страстной седмицы на великом повечерии сначала поется кондак Триоди, а затем «Господи сил, с нами буди...» (См.: Типикон, последование Великого Понедельника и Великого Вторника).

[96] Во вторник и четверг вечером сырной седмицы и во все пятницы Великого поста, а также во дни святых с полиелеем, как – то: 24 февраля/11 марта, 9/22 марта и т. д. – вместо молитвы «Владыко Многомилостиве...» бывает малый отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и Всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». Но чин прощения не отменяется во все дни (см.: Типикон, глава 250; Розанов. Богослужебный устав, с. 543).

[97] Типикон, последование Святой Четыредесятницы, М. 1906, глава 414, на обор.

[98] См.: Типикон, 24. П., если выпадает Обретение главы Иоанна Предтечи в седмичные дни, глава 216.

[99] Ирмос Минеи поется после библейских песен, а перед трипеснцами ирмос не поется, но только на катавасию поется ирмос 2 – го трипеснца.

[100] В этом заключается отличие от обычного исполнения канона: ирмос поется не в начале песни, а в конце ее.

[101] См.: Розанов. Цит. соч., с. 495; Неаполитанский, Цит. соч., с. 58.

[102] Трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песни, причем 2–я песнь имеет два ирмоса: один поется вначале, второй – на катавасию.

[103] Этот тропарь бывает во все седмичные дни Святой Четыредесятницы как: понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу.

[104] Стихи 92-й и 93-й.

Перед словом в тексте кафизмы «среда» – «Слава, и ныне» не произносится.

[105] См.: Типикон, глава 12-я.

[106] Полный отпуст бывает также в субботу 3-й и 4-й седмиц. В субботу на 5-й и 6-й седмицах по 1-м часе отпуст краткий (подробное указание о чтении канонов на великопостной утрени см.: Розанов – Богослужебный устав. С. 492 – 500).

[107] Не полагаются кафизмы во все понедельники на 1-м часе и в пятницы – на 1-м и на 9-м часе. Кроме того, не бывает кафизм в Великие Понедельник, Вторник и Среду на 1-м и 9-м часах.

[108] На 6-м часе полагается чтение паремии из книги пророка Исайи, перед которой и после – поется прокимен.

[109] В праздники: Благовещения, храмовый и великого святого тропарь часа оставляется, а читается только тропарь праздника. В сыропустную среду и пятницу тропарь часа читается, а не поется, и притом без поклонов.

[110] Указание об этих тропарях см. в Часослове на 1-м часе.

[111] На всех великопостных часах (1-м, 3-м, 6-м и 9-м) будет произноситься один и тот же возглас: «Боже, ущедри ны...».

[112] Хор, после произнесения священником тропаря и стихов каждого часа, припевает слова 1–го тропаря. Например, на 3-м часе: «Господи Иже Пресвятого Твоего Духа...» и т. д.

[113] В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородична часа бывает чтение Евангелия.

[114] Слово «прокимен» чтец не произносит (см.: Типикон, последование часов в среду сырную и в понедельник первой седмицы Великого поста).

[115] На 9-м часе молитва Святого Ефрема Сирина читается только один раз с тремя великими поклонами, на остальных же часах и на изобразительных полагается 4 великих поклона и 12 малых. В праздники на часах только по 3 великих поклона.

[116] В среду и пятницу сырной седмицы, на праздник Благовещения, храмового или великого святого, а также в Великий Четверг и Великую Субботу «Блаженны» не поются, а читаются (без поклонов).

[117] Во вторник не читается кондак храма Предтечи, а в четверг – кондак храма апостольского.

[118] В праздники полиелейные. Благовещения, храмовой и другие полагается только три земных поклона, а в Великий Четверг, Пятницу и Субботу поклоны вообще отменяются.

[119] См. вечерня, служба на каждый день первой седмицы Святой Четыредесятницы.

[120] Во время пения стихир священнослужитель кадит алтарь и весь храм.

[121] Хотя в Типиконе нет указания на возглас: «Мир всем», однако, обычный порядок требует, чтобы перед прокимнами не только на великой, но и на малой и вседневной вечернях священнослужитель произносил: «Вонмем. Мир всем». В последовании вечерни, утрени и полунощницы (Изд. Киев, 1861 г.) указано, чтобы на малой и на вседневной вечернях иерей исходил из алтаря и, став у царских врат, произносил: «Вонмем. Мир всем. Премудрость» и прокимен дня со стихами (см.: Руководство для сельских пастырей, 1885, № 5; С. Булгаков. Таблица рядовых церковных служб. Вечерня, стр. 760, 767; Розанов. Устав, стр. 103, 441).

[122] Прокимны на вечерни поются не обычные дневные, а особые, помещенные на ряду в Постной Триоди.

[123] Во всю Четыредесятницу на вечерни читаются две паремии: первая из книги Бытия, вторая – из книги Притчей.

[124] В понедельник: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, (святого храма и дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и Всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Во вторник: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою честнаго и животворящего Креста, святых славных и всехвальных апостол...» и т. д.

В четверг – как во вторник (см.: Розанов. Цит. соч., с. 525).

[125] Прот. Смирнов – Платонов. О литургии Преждеосвященных Даров. «Православный собеседник» 6-7, 1892; «Руководство для сельских пастырей», 10-12, 1897; О литургии Преждеосвященных Даров. Москва, 1850.

[126] В Александрийской хронике под 615 годом находим известие о введении в литургию Преждеосвященных Даров пения «Ныне силы небесныя» при патриархе Константинопольском Сергии.

[127] В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви. С. 515–516. См. также: Служба на каждый день первой седмицы Святой Четыредесятницы (среда). С 40.

[128] Но если служит архиерей, то после отпуста священнослужители выходят на середину храма: архиерей – через царские врата, а духовенство – боковыми. Помолившись: «Боже, милостив буди мне грешному», первенствующий священник и диакон берут благословение у архиерея, затем священник идет в алтарь, а диакон – на амвон. Открываются царские врата, священник молится, целует Престол и вместе с диаконом кланяются архиерею.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко». Священник, взяв Евангелие и начертывая им крест над антиминсом, произносит возглас: «Благословенно Царство...». Положив Евангелие на свое место, священник крестится, целует Престол и снова кланяется архиерею; царские врата закрываются. Архиерей читает «Приидите, поклонимся...» (3) и 103-й псалом. В церковной практике после возгласа мирной ектеньи все священнослужители уходят в алтарь боковыми дверями. На всех ектеньях при архиерейской службе царские врата открываются.

[129] Когда служит архиерей или выпадает праздник: Обретения главы святого Иоанна Крестителя, 40 мучеников или храмовый (кроме 1-й седмицы Великого поста, так как служба им в это время переносится или на неделю сыропустную или на субботу, когда совершается память великомученика Феодора Тирона), тогда бывает вход с Евангелием.

[130] По словам святителя Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера – не потому только, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов, и поэтому в дни поста и покаяния положено для усугубления молитв петь этот псалом дважды и с коленопреклонением (см.: Прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава, стр. 416). Эти стихи псалма начали петь на литургии Преждеосвященных Даров при Константинопольском патриархе Сергии (в 612 г.).

[131] В первые три дня Страстной седмицы читается только Евангелие.

[132] Если служит архиерей, то дискос со Святым Агнцем он даст старшему священнику, который перед этим становится на оба колена (так же это он делает и перед царскими вратами), а чаша дается другому священнику, но с чашей он не становится на колени и перед ней архиерей не совершает каждения, но священник вносит ее в алтарь и отдает архиерею.

[133] Неаполитанский, стр. 64.

[134] Эта молитва читалась в Александрийской Церкви на литургии святителя Василия Великого в Великом посту и уже позднее была усвоена литургии Преждеосвященных Даров (см. Руководство для сельских пастырей, 1897, №№ 10, 11, 12).

[135] Типикон, последование 24 февраля: «аще выпадает Обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмицы Великого поста» (срав.: К. Никольский. Пособие по Уставу, стр. 490 – 491; В. Розанов. Богослужебный устав..., стр. 515, 525, 540, 554). Но если по какому – либо случаю в день Обретения главы Иоанна Предтечи или 40 мучеников не бывает литургии Преждеосвященных Даров, а будут отслужены только часы с вечерней, то на отпусте вечерни не поминается святой настоящего дня, т.е. святой Иоанн Предтеча, или 40 мучеников, так как поминовение заканчивается на часах, но следует на отпусте поминать только святых следующего дня (см.: Типикон, последование 24 февраля и 9 марта; срав. В. Розанов. Цит. соч., стр. 554; К. Никольский. Цит. соч. С. 491.

[136] Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й седмицы. Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: «Служба на каждый день первыя седмицы святые Четыредесятницы».

Примечания.

1. Если в понедельник 1-й седмицы выпадает праздник Сретения Господня, то служба ему со

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...