Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль СМК в формировании ОМ.




СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.

Выделяют два основных направления влияния СМИ на формирование общественного мнения:

1. Семантическое манипулирование, предполагающее тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

2. Формирование стереотипов. Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности

Таким образом, общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Однако, так как СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что не только общественное мнение может определять деятельность СМИ, но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности СМИ, например, из-за распространения идеологии и пропаганды.

Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через анализ функций, реализуемых СМК:

функция информирования, совпадающая с увеличением и (или) изменением состава знаний у представителей аудитории;

функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением интенсивности и направленности определенного типа установок;

функция организации поведения, совпадающая с прекращением, изменением или инсценированием какого-либо действия;

функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;

функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или ослаблением связей между представителями аудитории.

 

Слухи как вид социологической коммуникации и функционирования ОМ.

Слух- специфический вид межлич. Коммуникации в процессе которой сюжет становится бостоянием обширной аудитории.

Особенности: однократная воспроизводимость, самотранслируемость, анонимность.

Отличия: высокая степень обобщения в отличие от доноса и сплетен; привязка ко времени и среде в отличие от байки; свежие новости; неофициальность.

Факторы возникновения:

1. люди с повышенным уровнем тревожности, удовлетворяющие свои личные потребности и демонстрирующие свое превосходство во владении инф.

2. человек не чувствует себя в безопасности – он чувствует страх и неудовлетворенность, если разделил с кем-то опасения – становится легче

3. дефицит или слабая официальная информация

4. неблагоприятная тревожная обстановка, наличие серьезных социальных проблем

5. порочный компромат, который распространяют конфликтующие стороны

6. длительная задержка в принятии важных решений руководства

7. малая стоимость / бесплатность распространения

 

Факторы распространения:

- передавая другому инф. человек самоутверждается

- открытая потребность во власти

- чувство солидарности

- побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к другим действиям

- потребность в принадлежности к обществу

- способ релаксации и проведения досуга

- человек, распространяющий слухи, может испытывать удовлетворение, радость от передачи информации; скука

 

Факторы восприятия:

- обстоятельства неблагополучия и тревожности

- стремление упредить какие-то социальные события

- механизм заражения и идентификации себя с группой

- легкая внушаемость части людей

- эксклюзивная инф воспринимается как более убедительная

- распространяются там, где слабоинформированность

- уверенность в достоверности инф

 

 

Составляющие слуха:

1. Кто передает

Лицо, передающее слухи – социальный субъект, информированный субъект, авторитетный, включенный в какую-то коммуникативную систему (единицу)

2. Что передает

Жизнеспособность слуха обеспечивают:

- терминальность

- экспрессивная окраска

3. Как передает

Источники распространения слуха:

- неформальные (личный контакт – гендерные, профессиональные, родственные признаки)

- формальные (СМИ-пропаганда)

4. Кому передает

- коллеги по работе

- СМИ

- очереди (посмотреть признаки)

- транспорт, рынок и др.

5. Когда передает

- много людей, мало работы

- периоды нестабильности

- отсутствие должного объема достоверной информации

- наличие проблемной ситуации

 

Использование для:

- создания определенного имиджа, манипуляции общественного мнения

- привлечение определенного внимания к событию или личности

- реклама товаров и услуг

- провоцирование населения на совершение определенных действий в выгодных для одной из конфликтующих сторон

- создание контрслуха

- подготовка населения к непопулярным мерам

- слух как способ изучения неформальных коммуникаций

 

Принципы создания:

- выбор целевых групп (мыльные оперы, чтобы занять женщин)

- выбор источника для запуска слуха

- формулировка слуха и запуск

 

Запуск слуха:

1. Азазель:

- страдалец

- наклеивание ярлыков

2. рояль в кустах (КошмарОв): хочешь омрачить репутацию телеведущего Иванова – поставь вместо него в передаче Петрова

3. перенос (отец хороший, и он хороший), авторитет

4. тест (если ты его защищаешь, то и сам такой же)

5. блеф (запускается слух, который сам будет опровергнут)

6. рекет (если ты не веришь в этот слух, то ты не с нами)Борьба со слухами: игнорирование неправдоподобных слухов, -подтверждение слуха, - опровержение, -ирония и юмор, контрслух, доведение до абсурда, дискредитация автора, публичное разоблачение сплетника, устранение причин, назначение лица главного по слухам.

Изменение реакции ОМ на слухи: сглаживание, заострение, адаптация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...