Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование общественного мнения




История опросов общественного мнения

Опрос общественного мнения – (выборочный) вопрос, направленный на получение информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной социально-политической ситуации.

Термин "общественное мнение" возник в Англии, с конца 18 в., стал общепринятым для выражения одобрения или неодобрения публично обсуждаемых вопросов общественной жизни с помощью опросов.

Прикладное социологическое изучение (замеры) общественного мнения началось в США в 19 в. в связи с потребностями социума в получении информации по рыночным проблемам и политическим вопросам, связанным с выборами, конкуренцией партий и т.д. В 20 в. Наибольшее число прикладных центров изучения общественного мнения имеется в США, среди них особую известность получила фирма, а затем международная сеть Джорджа Гэллапа. В Европе огромной известностью пользуется Институт демоскопии в Германии, которым много лет руководила Э. Ноэль. Во Франции видным специалистом в этой области считался Ж. Стетцель, который институционализировал изучение общественного мнения, выпускал журнал "Зондаж". На сегодня международная сеть "Гэллап интернешнл" охватывает почти все страны Северной Америки и Европы.

В России на рубеже 19-20 вв. в теоретическом плане общественное мнение изучал профессор Московского университета В. Хвостов, который в отличие от многих западных ученых рассматривал его как проявление классового сознания. Опросов не проводилось, хотя данные земской статистики можно считать предысторией развития опросов общественного мнения в России.

В СССР изучению общественного мнения на фундаментальном и прикладном уровнях уделялось большое внимание. Уже в 1920-е, в работе В. Кузьмичева "Организация общественного мнения" (М.; Л., 1929), были поставлены проблемы диалектической связи и взаимовлияния общественного, группового и индивидуального мнений, перехода количественных изменений в становлении общественного мнения в качественные, скачкообразности в его развитии, сознательного воздействия на его формирование, борьбы с незрелыми, ложными мнениями. В 1930-е эти исследования прекратились и были вновь развернуты лишь в начале 1960-х. В 1960 г. был создан Институт общественного мнения при газете "Комсомольская правда" под руководством Б. Грушина, который провел 8 всесоюзных опросов, используя разные модели выборки и методы сбора информации. В 1970-е под его руководством осуществлялось изучение общественного мнения жителей среднего города (на примере Таганрога). Проводились опросы аудитории центральных советских газет, среди которых значительную роль сыграло исследование читателей "Правды" под руководством В. Шляпетноха. С конца 1960-х сформировалось два основных методологических подхода, первый из которых воплощал желание партийных органов представить общественное мнение населения СССР монолитным, а второй демонстрировал реальное разнообразие мнений. В работах А.К. Уледова общественное мнение характеризовалось как "одно из состояний сознания общества". Б.А. Грушин в книге "Мнения о мире и мир мнений" (1967 г.) связал его с массовым сознанием и показал наличие противоречивых групповых мнений. Указанные два подхода, получив широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе, продолжали оставаться предметом обсуждений в советское время.

В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации его роли в системе общественных отношений и рассмотрении всего контекста "сознание – социальная среда". Этот подход отражает духовно-практический характер общественного мнения, в свою очередь определяющий выбор стратегии его исследования.

В годы перестройки в СССР начался новый этап в развитии опросов общественного мнения. Курс на демократизацию общественной жизни предполагал создание целой системы изучения мнений трудящихся, создания и укрепления правовых основ выражения общественного мнения, гарантий его учета. В условиях коренной трансформации общества стало необходимым предварительное обсуждение важных вопросов и сопоставление различных позиций при выработке управленческих решений. Значительно расширился круг вопросов, решения по которым принимались только после предварительного обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов народных депутатов, в профсоюзных, комсомольских и других общественных организациях. Проведение опросов общественного мнения и публикация их результатов резко активизировались, хотя по-прежнему оставались под общим партийным контролем. В Москве был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в ряде республик и крупных городов возникли аналогичные центры, активно проводились опросы, связанные с работой депутатов, демократизацией общественной жизни. Все это позволило к началу 1990-х создать инфраструктуру для проведения опросов на всей территории СССР. После его распада эта инфраструктура осталась в России; другие республики, включая Беларусь, вынуждены были формировать ее заново.

В наше время существует множество центров занимающихся опросом общественного мнения: Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд общественного мнения. Но кроме этиx центров опросом общественного мнения занимаются PR специалисты, широко используя иx в своей работе для формирования имиджа в политике и бизнесе.

 

Формирование общественного мнения

 

Для того, что бы полностью раскрыть тему «опросы общественного мнения», надо хорошо понимать, что такое «общественное мнение» и как оно формируется. Понятие «общественное мнение» давно у нас на слуху, и относится к тем явлениям в нашей жизни, которые изучают специалисты многих областей социальных наук, и поэтому имеют множество определений. Одно из них говорит, что общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни. В каждом из случаев общественное мнение занимает определённую позицию, выражает свою оценку, аналитические или конструктивные суждения, при этом выносит решение по тем или иным проблемам, диктуя определённые нормы поведения, насаждая решения вопросов. Общественное мнение имеет негативную или позитивную окраску.

Общественное мнение формируются под влиянием мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личным опытом людей, СМИ.

Механизм формирования общественного мнения состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит восприятие информации отдельными людьми. Любому PR специалисту важно знать, что вовремя и правильно поданная информация легче трансформируется в позитивное и нужное общественное мнение. На втором этапе индивидуум делает свои выводы, анализ и оценку на основе имеющихся умений, знаний, опыта и уровня информированности. На третьем этапе идёт обмен мнениями, имеющейся информацией и выводами с другими людьми. Во время дискуссии происходит формирование мнения группы людей, и это является четвёртым этапом. Пятый этап – это обмен мнениями между небольшими группами, где формируется мнение социального слоя. На заключительном шестом этапе происходит возникновение общенародного мнения.

Можно выделить некоторые направления формирования общественного мнения такие как: психологические, культурные, социальные, личностные, научно-технические.

Объектом общественного мнения является конкретная тема, которая выносится на обсуждение. Иногда это проистекает стихийно, но чаще всего это результат целенаправленных действий специалистов PR. Действия эти направлены, что бы получить определённый результат в ходе опроса.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.