Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стереотипизация как метод пропаганды.




Впервые понятие социальный стереотип применительно к практике пропаганды использовал американский журналист Уолтер Липман (1889— 1974) в своей книге «Общественное мнение» (1922 г.). Выработанная им концепция, развитая в дальнейшем его последователями, стала теоретической основой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения.

Липман, подвергнув анализу массовое, обыденное сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы — предвзятые мнения. При разработке своей концепции он опирался на данные психологической науки о рефлекторном характере психической деятельности человека.

Сущность его концепции сводится к следующему: раз «человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», поскольку «реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели». Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, утверждает Липман, в сознании человека складываются упрощенные образы, стандартизированные представления об окружающем мире, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но, основанные на внешнем, поверхностном знании о явлениях или предметах, они могут быть ложными.

Рассматривая роль прессы в формировании общественного мнения, Липман утверждал, что она может с помощью информации создавать ложную картину мира, не соответствующую действительности, рассчитанную на эмоциональную реакцию аудитории. Тем самым он указывал на огромные манипулятивные возможности прессы.

По мнению С.Г. Кара-Мурзы, средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Не зря СМИ называют также «четвертой властью». Именно поэтому в них в наибольшей степени реализованы механизмы формирования и манипулирования общественным мнением.

 

29 вопрос.

В ходе исследования и анализа современной литературы, законодательных, нормативно-правовых актов выявлены следующие формы реализации общественного мнения в системе современного государственного управления:
1. Независимые выборы – институт прямого народовластия, право граждан участвовать в управлении делами государства посредством выборов.
Именно такие выборы обеспечивают легитимность как представительных органов власти, так и высших выборных должностных лиц государства либо его регионов. Есть еще одно требование к демократическим выборам – они должны быть справедливыми: ни один из участников выборов не должен находиться в неравном положении с другими, а результат выборов должен максимально полно и точно отражать существующую в обществе палитру политических сил и движений (агентов). Именно массовый характер выборного процесса, массовое волеизъявление граждан и служит залогом честности, легитимности и состоятельности выборов.
2. Народная правотворческая инициатива как форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством выдвижения гражданином либо группой граждан, обладающих активным избирательным правом, обязательного для рассмотрения проекта законодательного или иного нормативного акта.
В настоящее время народовластие представляет собой не столько совокупность форм и методов участия граждан в правотворческом процессе, сколько комплекс стратегий вовлечения населения в управление государством. Правотворческая инициатива позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учитывать интересы групп граждан, стимулировать правовую активность населения.

3. Независимые средства массовой информации, обеспечивающие право свободно выражать свое мнение.
В идеале в обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией (а именно такой мы хотим видеть Россию) СМИ, как мощное орудие власти, должны быть рассредоточены среди различных политических сил, здесь должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, чтобы обеспечить контроль общества и над СМИ, и над политическими силами, в чьих руках они находятся.
4. Проведение публичных мероприятий – субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.), является важным элементом народовластия, формой участия граждан в государственном управлении, формой выражения общественного мнения.

В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и прочее.

Способ выражения общественного мнения дает возможность говорить еще об одном различии. Для собраний, митингов характерно словесное обсуждение, а для демонстраций, шествий — привлечение общественного мнения путем действий (передвижение в колоннах, факелы) и наглядной агитации.

Собрание — единичный акт добровольного, согласованного друг с другом нахождения в определенном месте нескольких лиц, имеющий целью обсуждение, рассмотрение значимого для них вопроса, а также выражение ими не противоречащих закону пожеланий и настроений в соответствии с утвержденной повесткой дня под руководством избираемого из числа собравшихся органа (председателя, президиума). Итоговым документом собрания является принятое большинством собравшихся решение, постановление, иной акт.

Митинг — спонтанная, заранее не спланированная реакция граждан на те или иные события общественной жизни. Цель митинга — протест, давление на кого-либо, поддержка кого-либо, одобрение каких-либо действий. Митинг — единичный акт добровольного массового нахождения на открытом месте граждан по предварительному о том объявлению, для публичного выражения своего мнения (солидарности, протеста, призыва лиц и организаций) по общественно-политическим и другим злободневным вопросам текущей жизни. Результат митинга — воззвания, обращения.

Уличное шествие и демонстрация — это организованное движение граждан (что отличает их от толпы) по определенному маршруту, который заранее сообщается соответствующему органу власти.

Уличное шествие можно определить как акт выражения общественного мнения, настроения путем добровольного, массового, организованного движения людей в определенном направлении по пешеходной или проезжей части дороги в населенном пункте без использования плакатов, лозунгов, транспарантов, других агитационных средств с целью привлечения внимания граждан, компетентных органов власти к значимому явлению общественной жизни.

Демонстрация — единичный акт добровольного, публичного выражения человеком или группой лиц общественно-политических настроений, требований, несогласия или поддержки конкретных позиций и взглядов путем использования во время передвижения плакатов, транспарантов, лозунгов и других предметов, содержание которых не противоречит закону.

30 вопрос.

План:

1) Требования к общему образованию, эрудиция и культура

2) Требования к уровню профессиональных знаний (научная и общекультурная)

3) Требования к уровню развития профессиональных навыков (интеллектуальные, коммуникативные, технические)

4) Требования к личностью социолога

Профессиональная работа социолога, занимается ли он социологической теорией или выполняет имперические, социологические исследования, предъявляет к социологу высокие требования. Эти требования относятся к уровню его подготовки, уровню его специальных знаний в области теории, методологии и истории социологии, а так же к уровню овладения специальными навыками, необходимых для практической работы, кроме того успешное выполнение профессиональных обязанностей социолога, в какой бы сфере он не работал, требует от него определённых личностных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с другими людьми, наблюдать и верно оценивать социальную реальность.

Профессиональные требования, предъявляемые к социологу:

1) Требования к общему образованию, эрудиция и культура

2) Требования к уровню профессиональных знаний

3) Требования к уровню развития профессиональных навыков

4) Требования к личности социолога

(1) Социологическое знание интегрирует данные, обобщает явления и процессы, происходящие в самых разных областях человеческой деятельности. Это интегрирующие знания. Социолог должен иметь широкий научный кругозор, он включает в себя хорошую подготовку в области фундаментальных наук, а именно философия, логика, статистика, естествознание. Эти научные дисциплины вырабатывают строгость мышления, точность формулировки мысли, развивает абстрактное мышление. Эти качества в дальнейшем совершенствуются в процессе изучения курса социологии и требуются в любой сфере социологической деятельности.

Частью научного кругозора социолога являются глубокие знания по конкретным социальным наукам. Также социолог должен хорошо разбираться в различных сферах общественной жизни: политика, экономика, право, искусство и т.п. Социолог выступает кА эксперт лучше других людей разбирающийся в общественных проблемах, в том каковы законы функционирования общества. Социолог исследует общество и предлагает меры по его совершенствованию. Разумеется, что на социологе лежит большая ответственность за качества его рекомендаций, КОТОРОЕ МОЖНО успешно обеспечить только на основе научной и общекультурной эрудиции.

Наличие научной эрудиции предусматривает, что социолог располагает знаниями, выходящими за пределы его профессиональных интересов, ориентируется в современных тенденциях развития науки техники, имеет целостную мировоззренческую картину мира.

(2) Профессиональные знания социолога включают в себя знания самой социологии, методологии социологических исследований, а так же знания в области смежных дисциплин. Современные представления об уровни профессиональной подготовки социолога основываются на концепции сочетания широкой базовой подготовкии специализации. – глубокие знание общих разделов социологии: общая социология, история социологии, методы социологических исследований, статистика, демография.

Специализация предполагает углубленную подготовку одной или несколько отрослей специальности или смежную: соц. Управления и менеджмент, социология рекламы и маркетинг, социология политики и связей с общественностью, социология образования и педагогика.

(3) –интеллектуальные

-коммуникативные

-технические навыки

Интеллектуальные: а) аналитические навыки (умение выделять проблему и её компонентов, навыки абстрагирования, сопоставления, выделения общего и частного и т.п.)

б) методологические навыки (умение определять подход к проблеме, способ её изучения, оценивать сильные и слабые стороны проблемы, умение сохранять объективность)

в) наличие социологического «воображения» (умение чувствовать социальную ситуацию, выделять скрытые социальные причины событий, способность предвидеть вероятное развитие событий на основе прошлых знаний и наблюдений за ситуацией)

Коммуникативные навыки:

А) навыки вербального общения

Б) навыки восприятия (умение слушать наблюдать, навыки запоминание)

В) навыки невербального общения

Требования к личности социолога:

этические требования - соблюдение высоких стандартов профессиональной этики, умение быть тактичным, чувствительным к переживаниям людей, является необходимым качеством личности социолога. Социолог должен иметь этические ориентиры, которые не позволят ему использовать получаемую информацию в недобросовестных целях. Конфиденциальность получаемой информации, правовая защита тайн личной жизни. Большое значение для социолога имеет соблюдение таких норм как научная добросовестность и объективность

В соответствии с Кодексом в основе профессиональной деятельности социолога лежат:

- профессиональная компетентность, научная честность и корректность на всех этапах социологического исследования;

- необходимость в точности, правдивости и достоверности информации;

- недопустимость произвольного отбора и толкования получаемых сведений, а также воздействия на полученные результаты личных интересов и посторонних влияний;

— личная ответственность за полученные результаты, профессиональное решение проблем, строгое соблюдение условий, предусмотренных договорными отношениями;

- гарантии строгой конфиденциальности в отношениях с респондентами, неразглашение полученных в ходе исследования сведений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...