Главная | Обратная связь
МегаЛекции

А сейчас послушайте какой увидел березку С.Есенин




Учитель: Мухаметова Зайтуна Мударисовна

Цели урока:

1) Систематизация и обобщение знаний учащихся о зиме;

2) Развитие у учащихся наблюдательности, мышления, памяти, умственных способностей, умения находить связи в природе;

3) Способствовать использованию знаний, умений и навыков на практике;

4) Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, стремление охранять природу, эстетически воспринимать ее.

Оборудование:таблица «Зима в природе», репродукция с картины И. Грабаря «Февральская лазурь», грамзапись стихотворения «Мороз-Воевода» Некрасова, П.Чайковского «Времена года», пословицы о зиме, картины животных и птиц, цветная бумага, гуашь белая, кисти, календарь природы и труда, таблицы «Зимующие птицы», «Труд людей зимой».

I. Разминка.

1. Оргмомент. Физминутки со словами.

Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы будем говорить все о зиме.

Декабрь. П. Вяземский.

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

3. Ответы на вопросы учителя.

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц зимы?

- Какие зимние месяцы знаете?

- Какая сегодня погода? (отмечаем погоду в календаре природы)

II. Развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения).

Неживая природа.

1. Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина

… Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлою пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы…

- Какие картины зимы вы представляете, слушая это стихотворение?

- Какие чудеса творит «волшебница зима»?

2. Рассматривание снежинок (рисунок).

- Нашли ли вы две одинаковые снежинки?

- Почему зимой в морозный день скрипит снег под ногами?

- Из чего образуется снег? Лед? (рассказы детей дополняется рассказом об образовании снежных облаков).

- Почему зимой идет снег, а летом дождь?

- Какие признаки снега знаете? (Демонстрация снега, льда. Дети трогают, нащупывают)

Вывод:(убери лишнее)


Снег рыхлый, черный, непрозрачный.

Лед твердый, сладкий, прозрачный.

 

Чтение учащимися стихотворения. И. Сурикова

«Белый снег пушистый»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

- Как изменились поля, леса с приходом зимы?

(Точно пеленою

Все его одело)

- Какие приметы зимы вы нашли еще в стихотворении?

(Стали дни короче,

Солнце светит мало),

(Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной).

III. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.

Рассматривание репродукции с картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

Рассказ учителя.

- О своей картине художник говорил: «В то необычное утро природа праздновала какой-то необычайный праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивной березы, редкостной ритмическому построению ветвей. Заглядевшись на нее я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Если бы десятую долю этой красоты передать!»

В февральской глазури» вылилось восклицание художника русской природой и символами ее – могучим великолепием ветвистой березы.

Он изобразил ее сильными красками, стараясь применить чистые, несмешанные цвета: белый, синий, зеленый, красный. А небо переливчатое.

Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном порыве приветствуют солнечное зимнее утро.

- Какое настроение вызывает эта картина?

А сейчас послушайте какой увидел березку С.Есенин


 

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 


(Хоровое чтение II строфы по доске)

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

- Какое время дня описывается (Утро)

- Как заря занимается зимой (Лениво).

Птицы и звери зимой.

а) Вводная беседа учителя.

- Примолк зимний лес, закутанный мягким белым покрывалом. Торжественна тишина. Но вот громкий стук раздался и нет тишины. Это большой пестрый дятел. Ему не до созерцания: зимний день короток, холодна длинная ночь, много надо потрудиться, ведь еда питает и греет. Большой и малый пестрые дятлы зимой перешли на смолистые сытные хвойные семена. Но их надо достать из шишки.

(Вывешивается таблица «Зимующие птицы»)

- Какие зимующие птицы вам знакомы? (выслушивается ответы детей)

б) Чтение учеником о дятле стр.237 по книге С. Радзиевской «Круглый год» Казань Татарское книжное издательство 1985г.

С шишкой в клюве дятел уже летит к своей «кузнице», прижал шишку грудкой к дереву и ловко выхватил из щели в нем прежнюю растрепанную, семена вытащены из-под разбитых мощным клювом чешуек. Новая шишка вставлена в расщелину, вновь заработал кузнец. На земле под «кузницей» груда пустых шишек. Что это именно дятлова работа, опытный глаз сразу определит: белка все чешуйки, скусывает, остается голый стерженек. Клест ловка отгибает чешуйки, достает семена удобным для этой работы искривленным клювом, а полевки отгрызают чешуйки на половину. Каждому по своему удобно. Дятел неряха, в куче шишек под деревом много еще найдется забытых семечек, есть и целые шишки. Чем-то дятлу они не понравились. А нелетучему народу пир: целые шишки на сырой земле долго лежат не раскрываясь, поэтому семена в них хранятся и тогда, когда шишки на деревьях уже подсохли, раскрылись и семена из них высыпались. А лежачими и белки пользуются, когда наверху уже взять нечего. Дятлы работяги. Но попадаются и хулиганы. Вот принес пестрый дятел шишку, вставил в кузницу и … вдруг вихрем подлетает другой и грудью на него «Пошел вон! Моя!». И что же?

Без спора, без драки место уступается. Однако, кажется, орнитологи еще не решили окончательно, кто же в этом споре был настоящим хозяином «кузницы».

- Как нужно помогать птицам зимой?

в) Послушаем рассказ о лисе.

Кумушка лиса под снег не залезет, но снег и ей помогает. Она хорошо знает, что под снегом живут, да еще и плодятся, мыши с полевками, ее главная еда. Для полной сытости ей штук двадцать в день поймать надо. Охота нетрудная, интересная. Лиса так увлекается при этом, что к ней даже подобраться можно, полюбоваться.

 

Ведет она себя забавно: то остановится, то подскочит на задних лапах, точно танцует, и вдруг хлоп! Мордочкой прямо в снег зарылась, он так и разлетелся. Вынырнула, проглотила и дальше бежать.

Это она, как говорят охотники, «мышкует». Проглотила мышку. И редко, когда ошибается, не успеет мышь поймать. Под снегом их не видно, но для чего ей чуткие ушки? Они не хуже глаз расскажут, где мышка под снегом прошуршала, где пискнула. Выслушает ее лисица, поднимается на задние лапки и со всего размаха нырк в снег головой. Глядишь – мышка уже в зубах. Но одна мышка – один глоток. Облизнулась лиса и дальше слушает. Поэтому лиса нам полезный зверь и охота на нее, когда у нее дети растут, запрещается. А зимой охотник за дерево спрячется, через пищик пискнет, и лиса сама на него набежит.

г) А что вы знаете о зайцах?

Подумать только, сколько опасностей бедного зайца ожидает, не считая охотников с ружьями и собаками. А защиты у зайца – всего только хитрость да быстрые ноги.


 

 

 

Вот заяц принимается за хитрости. Если надо ему отдохнуть, он не сразу заляжет под кустик. Он по своему следу и назад пробежит, и в сторону прыгнет. Напляшет, напрыгает, наконец, последний огромный прыжок. И в этом последнем прыжке особая хитрость. Прыгнет заяц не на чистое место, а под куст или в пучок травы, что торчит из-под снега.


И лапки на прыжке прижмет одну к другой, чтобы след получился незаметный, одной ямкой. И еще ложится косой обязательно головой в ту сторону, откуда пришел, чтобы врага вовремя заметить и успеть спастись.

Забавные у зайца следы, точно он задом наперед бежит. Вот это передние короткие лапки, след от них кружочками. А это- задние. От них след длинный. Их заяц закидывает так, что они ступают впереди передних.

На снегу вся тайная лесная жизнь видна, как на ладошке. Кто куда шел и что делал – все понятно.

д) А кто знаком с белкой?

 

Это заячья родственница – белка. Она по земле бегает не очень охотно, с дерева на дерево по веткам норовит перепрыгнуть. Зато на дереве глазом за ней не уследишь. Налетит на нее голодный ястреб тетеревятник, норовит когтями вцепиться. А она как кинется по стволу вверх винтом, винтом, у ястреба, верно, и голова закружится, никак не приноровится схватить рыжую молнию.

Белке живется легче чем беляку. К зиме она приготовилась, как запасливая хозяйка, сплела себе несколько гнездышек, да не простых, а с крышей, натащила в них шерсти, перышек, моха, а то и в дупле устроится. В большой мороз и носа не высунет, вход в него мохом заткнет плотнее, и тепло в нем, как в комнате: 20 градусов. В одном гнезде у белки кладовая: шишки, орешки, полным-полно. Белка – лакомка. До зимы еще насушила грибов. Она в грибах разбирается, любит маслята и березовики. А сушит их просто: натыкает на сучки, да так и оставит, зимой бродит по деревьям, найдет грибок и скушает. Иногда переходит жить из одного гнезда в другое, если в первом ее уж очень блохи забеспокоят.

е) А как зимуют медведи?

 

Прежде чем лечь, медведь очищает кишечник: ест определенные травы и корни их, так что ложится с пустым желудком, и берлога всю зиму остается чистой. Удобная предусмотрительность, ведь лентяй не копает себе норы с отдельными, как делает чистюля барсук.

По тому, какое место медведь себе для берлоги выбирает, опытные охотники предсказывают, какой весны ожидать надо. Устроился медведь на высоком сухом месте – весна будет ранняя, снег быстро таять начнет. Если же в низинке медведь спать улегся, значит не скоро тепло наступит, не затекут под мохнатый бок ручейки талого снега, не помешают топтыгину последние зимние сны досматривать.

- Давайте вспомним приметы. (чтение по доске)

Соедини стрелкой по принципу: «Большие и маленькие»


Лиса Бельчонок

Заяц Медвежонок

Белка Зайчонок

Медведь Лисенок


 


1. Медведь лег на сухом высоком месте – ранняя весна,

В низинах – поздняя.

2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Вывод:(Дополни по два примера)

Спят: (медведи,….

Живут запасами: (белки,….

Надели зимние шубы: (лисы,….

Приблизились к жилью: ( вороны,….

4. Труд людей.(Вывешивается таблица)

- Чем заняты люди зимой?

- Что делают колхозники на полях? В садах? В механических мастерских? На фермах?

- В городах на улицах?

- На дорогах и тротуарах?

(Рассматривание таблицы и высказывание детей по своим наблюдениям)

 

Вывод обобщение:

Все люди зимой готовятся зимой к весне: вывозят на поля удобрения, задерживают снег, ремонтируют сельскохозяйственные машины, убирают снег с дорог и тротуаров (в городах).

- Надо еще подумать о диких зверях и птицах (на доске сюжетные картинки).

Читает ученик:

а) Голодный, грустный и худой

По лесу бродит лось зимой

В беде друзей не бросим:

Вот сено – ешьте лоси.

 

 

б) Пусть птица любая, любая зверушка

Знает – в лесу ей готова кормушка

Отличная, новая

Лесная столовая!

- На уроках труда мы приготовили простые кормушки и повесили в школьном саду и будем кормить птиц.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.