Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда звено защиты смещается назад, а когда выдвигается вперед?




Ответим без сомнения, что защита, если она упорядочена, что значит - все защитники, понимая ситуацию, занимают действенные позиции, должна выдвигаться вперед.

Скажем точнее, что защита с её механизмами смены фаз ожидания и агрессивности, которые характеризуют в футболе прессинг, должна выходить. Как мы уже рассматривали, смещение назад звена защиты, если позиции будут заняты правильно, является тактической ошибкой, причины которой скрываются в области эмоций человека.

Защитник, закрывающий игрока с мячом и его партнеры, берущие на себя других игроков противника, стоящих в позициях помощи для игрока с мячом, должны друг друга поддерживать. Это очевидно, что каждый (на рис. 138 игрок R), кто атакует игрока с мячом, должен применять подкаты и должен предоставить свое пространство (1), когда партнер, действующий в позиции помощи, действует неэффективно. Рис. 138.

 

Этим партнеру дается время собраться (2). Он должен занять такую позицию, чтобы помочь партнеру, закрывающему игрока с мячом тем, чтобы закрыть тому возможность сделать результативную передачу, опасную для наших ворот.

 

4.5.1. – Ситуации с численным меньшинством.

Во время игры может по различным причинам произойти, что команда окажется в ситуации с численным меньшинством. Как же себя вести? Теоретический ответ очень прост: необходимо медленно отступать. В общем, скажем, что игроки, которые в этих условиях попытаются вернуть себе утраченные в данной игровой ситуации позиции, очень рискуют. Им нежно передвигаться постепенно по запланированным заранее для такого случая линиям, которые гарантируют самую действенную форму коллективной защиты. За пределами этой границы (которая устанавливается игроками в тактических целях) игроки, находящиеся в позициях неподалеку, смещаются назад, чтобы устранить меньшинство своих игроков в той зоне.

Поэтому необходимо во время тренировок (с тактической точки зрения) заучивать, когда игроки, смещающиеся назад, должны ориентироваться на игрока с мячом, а когда на партнеров по команде. Принятое с самого начала правильное решение означает выбрать кратчайший путь назад (х вместо у на рисунке 139).

Все игроки, находящиеся (во время ситуаций с численным меньшинством) между игроками противника и своими воротами, должны, принимая во внимание общепринятые принципы, так смещаться назад, чтобы поставить в неопределенное положение игрока с мячом и его партнеров. Для того чтобы достичь этой цели, игроки должны возвращаться назад по траектории, напоминающей букву „S“ (как это делает игрок Z на рисунке 140).

Рис. 139. Рис. 140.

 
 

 


 

4.5.2. – Оборона в позиции „L“.

Интересно в таком случае проверить эту оборонительную модель, которая в своей классической форме применяется в баскетболе.

В ситуациях 3 против 2, защитники выстраиваются на поле так, чтобы создавать гипотетически форму буквы „L“.

Предположим, что направление атаки противника совпадает с центром штрафной площадки, тогда защитники становятся по вертикали один за другим (рис. 141а). Игрок Z, стоящий впереди, атакует игрока с мячом А. Если последний сделает передачу одному из своих партнеров (допустим, игроку В), за этим последует перемещение, происходящее в два этапа; сначала, стоящий позади, игрок L выдвинется в направлении игрока В, а потом игрок Z сместится назад на одну линию с игроком L (рис. 141в).

Примерно такой же механизм будет функционировать, если мяч снова отдать в центр игроку А; таким образом, защитники перестроятся обратно в то же положение, в каком они были сначала (рис. 141с). То же самое будет происходить, если сделать передачу игроку С.

Рис. 141а. Рис. 141в. Рис. 141с.

 


В качестве эксперимента мы применили в футболе типичную для баскетбола оборонительную тактику в форме буквы „L“; этот механизм, правда, уже устарел. Исходя из этого, видоизменяется и система 4 – 4 – 2, в которой теперь 3 защитников составляют основную линию звена защиты, а 1 игрок выдвигается немного вперед и располагается перед центральным защитником.

Таким образом, попытаемся представить (и эти попытки покажут себя еще на начальной стадии), что преимущества защиты в одну линию сохраняются в силе, а построение, особенно при проведении атаки по центру, становится пластичнее и увереннее. Особенно уверенно сможет выполнять свои задачи либеро L, потому что риск при таком построении намного меньше, чем когда команда играет с двумя центральными защитниками, стоящими на одной линии друг возле друга. Кроме того, так можно начать раньше прессинговать игрока противника с мячом, в той зоне, где еще меньше уровень риска. Рис. 142.

 

Если игра развивается на фланге (рис. 143а и в), то игроки либеро L и стоппер S совершают маневры в форме буквы „L“, а при помощи одного из партнеров они могут построить треугольник. Это гарантирует с меньшим риском, как и оборонительная диагональ, удвоение закрывания игрока с мячом В и, стоящего в позиции помощи, его партнера А. Но следует обратить внимание на то, чтобы защита не «притупилась», чтобы команда была «короткой» и готовой в любой момент создать положение вне игры для игроков противника.

Этим тактическим советом мы закрываем наше теоретическое исследование по данной теме.

В следующей главе мы проверим аргументы, касающиеся открытия, изучения и применения тренировочных форм на игровом поле. Рис. 143а. Рис. 143в.

 

 

 

 

Глава 5.

 

Тренировка коллективной игры: упражнения.

 

Тренировка нацелена на оптимальную активизацию способностей к обработке информации.

Наши постановки целей являются следующими:

  1. Активизация автоматизированных тактических последовательностей.
  2. Максимизация стратегий центральной нервной системы.
  3. Максимизация готовности к обратной связи.
  4. Привыкание к непредвиденному.
  5. Изменение контрпродуктивных автоматизированных действий.

Для того чтобы достичь этих целей, обработка данных должна проходить у нас в наивысшей плоскости нашей нервной системы. Это значит, что упражнения должны быть осознанно направлены на активизацию творческих сил.

В спорте, зависящем от ситуации, неплохо, когда игроки изучают различные стереотипы.

Что касается концепции канала мощности, может быть установлено следующее: если будет преодолена граница возможностей человека по обработке информации, то просто откажут способности атлета к решению проблемных ситуаций и появятся иррациональные ответы, или он вернется к автоматизмам. В последнем случае система обработки данных будет находиться на низшем уровне. С другой стороны, если нагрузки не будут достаточно велики, то канал мощности не будет активизирован на достаточном уровне. Необходимо, чтобы у игроков был оптимальный уровень возбуждения.

Следует вспомнить о том, что центральная нервная система, если вводить специальные тренировочные формы, требует определенного времени, прежде чем она справится с поставленной задачей (принимается во внимание то, что мы анализировали в первой части работы, касающейся супер компенсации).

Мы придерживаемся мнения, что необходимая для роста стратегических умений работа нервной системы должна быть такой же, как при тренировке психики. По этой причине лучшая форма улучшений в психо-тактической области будет достигаться быстрее. Противоположностью этому становится лучшая форма (с точки зрения центральной нервной системы), если наступает прирост после пролонгированной фазы активизации.

Аналогом этому сравнению могут послужить органические влияния длительного бега (аэробная тренировка) и тренировки с интервалами (анаэробная тренировка).

5.1. – Время, необходимое для проявления тренировочных эффектов (ассимиляция и аккомодация).

 

В спорте, зависящем от ситуации, таком как футбол, основным является вопрос о том, как можно максимизировать способности к обработке информации за более короткий промежуток времени.

При преследовании этой цели, даже если применять правильные методики, существует опасность вызывания у игроков из-за продолжительности действий конфузии и неуверенности (см. главу 2 первой части). Эти временные промежутки могут, если они не предусмотрены и не запланированы чемпионатом, иметь неприятное воздействие, если они выпадают на время проведения игр чемпионата, то могут поставить под угрозу успешный исход игры. Нужно обратить внимание не то, что нам необходимо время, как для применения новых стратегий центральной нервной системы, так и для изучения новых тактических, технических или стратегических форм. Кто работал тренером или воспитателем и был наблюдательным в своей работе, тот скажет, что невозможно сразу же воспроизвести какой-то только что заученный прием. Даже при идеальном объяснении и наглядной демонстрации чего-то нового игрок не в состоянии сразу это повторить. Это так, потому что игра, как мы не раз говорили, это событие, в котором применение моторного поведения постоянно должно подстраиваться под варьирующиеся ситуации. По этой причине обучение должно проходить на высшем уровне: игрок не должен просто заучивать наизусть технические и тактические формы, он должен учиться применять их в различных ситуациях.

Данная целевая установка достигается в две фазы, которые в психолого-когнитивной области определяется как ассимиляция и аккомодация.

Об ассимиляции говорят (если упростить терминологию), если проблематика осознана, отчего занимается новое положение, дающее возможность предвидения новой цели и применения новой программы, направленной на достижение этой цели. В фазе ассимиляции человек еще не в состоянии вводить эти новые тактические наработки в соревновательный процесс. Особенно во время непосредственно после ассимиляции (если рассмотреть отдельный аутентичный тест: игру чемпионата) старые формы поведения смешиваются с новыми на основе экономически упорядоченного восприятия центральной нервной системы: игрок должен спонтанно применять в сложных ситуациях и при стрессах примитивные психомоторные формы поведения.

Очевидный результат станет разновидностью неуверенности и конфузии, которые проявляются у игроков во время игры.

В этом случае они находятся в фазе усталости в рамках цикла супер компенсации, который соответствует заштрихованному кругу на рисунке 144. Оптимальная тренировочная методика провоцирует переход из фазы АВ в фазу ВС (рис. 145), что значит, что игроки из фазы усталости переходят в фазу супер компенсации, что в психологии обозначают понятием аккомодация.

 

Рис. 144. Рис. 145.

 

С этого момента игроки будут в состоянии с успехом вводить в играх чемпионата новые тактические формы и стратегии.

Что можно сделать, чтобы сократить временной промежуток когнитивной усталости и чего не нужно делать?

Необходимо во время тренировок вводить простые формы, которые могут сделать возможным постепенное приближение к цели. Не будет быстрее, если поставить на огонь сразу слишком много мяса. Мы придерживаемся точки зрения, что всегда будет полезнее, сначала вводить упражнения в их более легкой форме с постановкой более простой цели, а затем уже регулировать сложность упражнений. Когда мы, например, говорили о теории прессинга и удвоения закрывания, мы предлагали играть в численном преимуществе или выставлять другие препятствия противнику. Таким образом, игроки будут быстрее понимать смысл характерного вкуса предлагаемых им упражнений (например, при прессинге будет повышаться впечатление от «уничтожения» соперника, насколько этого требует стратегическая обстановка). Если новые формы будут поняты до конца, будут ассимилированы и аккомодированы, то можно будет создавать приблизительно такие же ситуации, в которых уже будет повышаться уровень сложности для всей группы, изучающей критерии игры. Если же мы, напротив, будем ждать, что бы игроки, после того, как им будет объяснен прессинг (отчасти при помощи видеомагнитофона, доски, упражнений и т.д.) сами применили его в товарищеской игре с противником такого же уровня, то мы так ничего и не дождемся. С когнитивной точки зрения фаза ассимиляции будет продлеваться, и, как негативное следствие будет с самого начала увеличиваться недоверие к новым тактическим формам; это действительно не очень хорошие аффективные предпосылки для того, чтобы начинать что-то новое.

При этом следует учитывать, что является уместным, затем снова применять упрощенные упражнения, если во время чемпионата у игроков опять появится чувство неуверенности, что может привести к ухудшению результатов. Прежде всего, упрощение в достижении поставленных целей в тренировочных формах представляет фазу отдыха, и вносит разнообразие в тренировочный процесс. В этом случае мы заботимся о достижении цели – отдыхе центральной нервной системы.

Для того чтобы понять фазу аккомодации, полезно обратиться к теории стадий развития памяти, по которой обучение происходит не благодаря постоянному восприятию, а ступенями.

Хорошо, также следует принять во внимание то, что превращение игровой ситуации (другими словами тренировочных эффектов) происходит параллельно с ростом атлетов. По отдельности учатся применять те или иные варианты, без которых нет четкой ассимиляции. В определенный момент все объединяются для того, чтобы опробовать эти факторы вместе. По этой теории достижение следующей стадии сравнительно с построением моста.

Сначала строят одну опору (1 на рис. 146а), затем вторую (2). Естественно, если остановиться на этом, то еще рано радоваться, потому что моста еще нет. Мост появится только тогда, когда на поставленные заранее опоры положить полотно (3), которое будет опираться на эти опоры (рис. 146в). Рис. 146а. Рис. 146в.

 
 

 

 


 

Эта теория стадий развития подает нам идею, касающуюся промежутка времени, связанного с отдыхом и работой в это время центральной нервной системы.

Для лучшего понимания напомним еще, что тот момент, когда влияние работы еще не заметно (в нашем случае на психическом, тактическом и коллективном уровне), определяется как «фаза когнитивного непознанного»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...