Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ребенок и «детское общество»




Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми.

Интерес к сверстнику пробуждается у ребенка генети­чески несколько позже, чем к взрослым,— в конце первого года жизни. Однако постепенно он становится все более настоятельным, особенно в дошкольные годы.

Трудно найти для ребенка 4—5 лет более тяжелое наказание, чем лишение его возможности общения с други­ми детьми. С того момента, как ребенок попадает в груп­пу детей, его индивидуальное развитие уже нельзя рас­сматривать и изучать вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества». Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады ста­новятся всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой группе в немалой степени определяют его развитие.

«Одним из решающих факторов общественного воспи­тания детей,— отмечала А. П. Усова,— является само об­щество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ран­них ступенях общественного развития детей. (...) Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъ­ект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, свя­зями, завоевывающий какое-то свое место в этом обще­стве»[140].

Я. Л. Коломинский рассматривает дошкольную группу как генетически раннюю ступень социальной организации людей, сменяющуюся затем школьным коллективом, имею­щую свою внутреннюю структуру и динамику[141].

Дети тянутся к обществу сверстников, но не всегда легко удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни дети ведут себя в группе очень активно, они самоуве­ренны, им «легко дышится» в среде сверстников. Другие же не встречают здесь благоприятный «эмоциональный климат», чувствуют себя неуверенно, несколько подавлен­но, нередко находятся в подчинении у первых. Почему? Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рож­дают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию напряжен­ности и тревожности, которые и создают либо чувство не­полноценности и подавленности, либо агрессивность. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать форми­рованию отрицательного отношения к детям, людям вооб­ще, мстительность, враждебность, стремление к уеди­нению.

Интерес в этом отношении представляет исследование В. Кисловской, проведенное с помощью проективной мето­дики. Детям показывали картинки с изображением раз­личных ситуаций: взаимоотношений ребенка с детьми и воспитателем в детском саду, с членами семьи дома. Пред­лагаемые ситуации могли иметь двойной эмоциональный смысл. Он был заключен в выражении лица главного героя картины, которое давалось в контурах. Ребенку предлага­ли веселое и огорченное изображение лица, он мог вста­вить любое из них, какое находил наиболее подходящим для данной ситуации.

Идентифицируя себя в значительной степени с героем картинки, одни дети наделяли его веселым, другие — грустным лицом, по-разному объясняли свой выбор в зависимости от того, какие они сами испытывали переживания, связанные с посещением детского сада, с их эмоциональ­ным климатом там.

 

«Она рада, что пришла в детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Она любит детский сад» (подставляет «веселое лицо»); «Уже, навер­ное, Коля пришел, мы с ним дружим»; «Ей грустно (подставляет «груст­ное лицо»), никто не хотел с ней играть, она потом не хотела сама с ними играть».

«Подставлю девочке грустное лицо, не любит она в детский сад хо­дить, а мама ее привела и сказала, что ей надо на работу идти» (по мате­риалам В. Кисловской).

 

Эмоционально положительное отношение к сверстни­кам, детскому саду, воспитателю выражали, как правило, дети, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений в группе. Отрицательное же отноше­ние — те, чей эмоциональный климат в группе был небла­гоприятный.

А как чувствует себя ребенок, если ему в группе симпа­тизирует только один человек? Большое значение, оказы­вается, имеет то, взаимная это или односторонняя симпа­тия. Если она взаимная, этого достаточно, чтобы ребенок испытывал эмоционально положительное отношение к сверстникам, группе и даже детскому саду в целом. Если же симпатия односторонняя, неразделенная, ребенок мо­жет остро переживать свое положение, неудовлетворен­ную потребность в избирательном общении.

 

«Проходит день, другой. Наташа сторонится и детей, и меня. Мне понятно состояние ребенка, причины его: обиделась на Сему и Лену, досадует, что нельзя участвовать в празднике, да и долгая болезнь ска­залась.

— Распрями свои сердитки, Наташа,— шутливо говорю я, поглажи­вая ее нахмуренный лоб.

И тут, не выдержав, Наташа поверяет мне все свои горести. Да, она в большой обиде на Сему за то, что он все время играет с Леной, а на нее не обращает никакого внимания. И Лена с ней не играет. Ира не дает серебряную бумажку. Боря хотел показать электрический фонарик и не показал, наверное, Лена отговорила. Наташа вспоминает, что она всегда всем давала со своей куклой поиграть. Девочка плачет, уткнувшись в мои колени...» (по материалам М. М. Скудиной).

 

Важно, чтобы взаимоотношения дошкольников были благоприятными. Характер взаимоотношений детей, их по­ложение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе (Я. Л. Коломинский, А. Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, дружелюбные, веселые, эмоциональные, раз­витые в умственном отношении, имеющие определенные художественные способности, активно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, имеющие привлека­тельную внешность, аккуратные и опрятные.

В число наименее популярных входят дети, характе­ризующиеся обычно противоположными свойствами. Это часто замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщи­тельные дети, или же, напротив, сверхобщительные, на­зойливые, озлобленные. Они нередко обижают сверстни­ков, дерутся, толкаются. «Непопулярные» дети зачастую отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками в речи, во внешнем виде. Воспитатель не должен оставлять без внимания таких де­тей. Следует выявить и развить у них положительные ка­чества, поднять заниженную самооценку, уровень при­тязаний, чтобы улучшить положение их в системе личных отношений. Нужно пересмотреть и свое личное отношение к этим детям, ведь в число «непопулярных» входят, как правило, те, кого воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит бесследно для других).

Опасным может оказаться спокойное отношение воспи­тателя и к «звездам»— наиболее предпочитаемым детям. Важно, чтобы роль лидера, какую часто занимают эти де­ти, не развила бы у них зазнайство, высокомерие, желание «командовать во что бы то ни стало», тенденцию унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, по­ступки дети добились своего лидерства, на чем построен их авторитет. Ведь не всегда нравственный стержень, цен­ностные ориентировки «популярных» детей являются поло­жительными. Иногда в роли лидера может выступать и ма­ленький «деспот». Активный, общительный, порой с орга­низаторскими задатками, такой лидер нередко принимает в свою игру лишь за определенную «взятку» («если ты от­дашь мне свою коробочку» и т. п.).

Влияние таких людей на других членов группы бывает иногда столь глубоким, что продолжает оставаться даже в момент отсутствия их.

 

«Я подарил ему открытку, потому что боюсь его. А то он будет драться и не будет играть со мной»,— говорит экспериментатору роб­кий, застенчивый Гена (в ходе индивидуальной беседы) про своего сверстника Колю. «Но ведь он же не узнает, кто ему положил?»— «Все равно я его боюсь» (по материалам Е. А. Панько).

 

Существенное влияние на развитие личности ребенка имеют его братья и сестры. Об этом свидетельствует опыт воспитания в многодетных семьях, специальные исследова­ния. Братья и сестры входят в ближайшую микросреду ре­бенка, занимают в ней одно из центральных мест. Не без основания некоторые исследователи приходят к выводу, что с увеличением семейного созвездия уменьшается влия­ние родителей и увеличивается влияние братьев и сестер. Особой привязанностью и любовью часто окрашены их от­ношения. В окружении старших братьев и сестер ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, а роль стар­ших брата, сестры доставляет немало удовольствия, дает большие возможности проявить свои умения, знания, добрые чувства, опеку, покровительство, организаторские способности...

«Брат катает меня на санках. Он сильный и всегда за меня засту­пается» (Олег); «Я люблю братика Валеру. Он слушает мои сказки, я с ним часто играю» (Таня).

 

Дети гордятся достоинствами, успехами своих старших братьев и сестер, стремятся им подражать.

 

«Мой брат мечтает сделать робота. Это человек такой железный. Так этот робот будет помогать людям. Мой брат умный» (Андрей); «Это Ле­на (показывает на рисунок), моя сестра. Она очень хорошая, учится и по­могает маме» (Ира); «Мой брат служит в Бресте и охраняет его. Я тоже пограничником буду» (Сергей).

 

Ценят дошкольники заботливость, доброжелатель­ное отношение к себе, те умения и знания, которые полу­чают с помощью братьев и сестер, возможность поиграть, повеселиться с ними.

 

«Люблю сестричку Марину. Она меня научила читать и писать. Всег­да дает все, что я ее попрошу» (Оля); «Он (брат) хороший. Не дерется, учит кататься на «Орленке» (Павел); «Он меня любит, покупает знач­ки, играет со мной» (Яша).

 

Братья и сестры оказываются способными (иногда да­же в большей степени, чем родители) разделить интересы, заботы дошкольника, выразить сочувствие, удовлетво­рить потребности, в том числе такие важные, как соци­альную потребность в общении и в новых впечатлениях. Вступая в разные виды общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное), братья и сестры образуют сложную систему взаимопонимания. Важным является то, какое место занимает ребенок среди своих братьев и се­стер, какие функции выпадают на его долю, в какой мере он активно действует в семейном коллективе. Это в зна­чительной степени определяет различие в поведении, ха­рактере детей одной семьи, в том числе и близнецов (И. И. Канаев, В. С. Мухина и др.).

Итак, в дошкольном возрасте у ребенка возникают до­вольно сложные и разнообразные виды отношений с други­ми детьми, которые в значительной степени определяют становление его личности.

Выявить систему личных отношений детей в группе вос­питателю помогает наличие психологической и социаль­но-психологической наблюдательности, а также специаль­ные методы исследования (беседы, социометрические ме­тоды, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Важно изучить эти отношения с тем, чтобы це­ленаправленно формировать их, чтобы создать для каж­дого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...