Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита в условиях психологических провокаций




Когда-нибудь провоцировали каждого. Разве вам не знакомо смешанное чувство ярости, досады и бессилия, когда вы внезапно оказывались в дурацком положении подставки, потери лица, конфуза? Провокации в области психологии взаимоотношений случаются в жизни на каждом шагу. Иногда человека провоцируют на обычное раздражение, а иногда на совершение несвойственных ему глупых поступков. Провоцирование можно условно разделить на откровенное, бытовое, когда, прямо глядя ему в глаза, кто-то вынуждает кого-то к ссоре, скандалу, потере лица; и скрытое, тонкое, предполагающее интриганство, когда истинные заказчики интриги находятся за спинами исполнителей, либо выступают в одном лице, но ведут себя так хитро и даже коварно, что это становится понятно далеко не сразу.

Провокация по отношению к жертве решает сразу несколько задач. В первую очередь человек выводится из привычного для себя состояния равновесия. Во-вторых, ему сознательно готовят ловушку: его подводят к совершению вполне конкретного действия, которое вроде бы вытекает из логики развития ситуации, но на самом деле работает на его дискредитацию, личностное и профессиональное уничтожение. Как он пожалеет вскоре, когда все же совершит это действие, которое буквально выдавливается из него! В-третьих, он запутывается в широко расставленных вокруг него сетях и теряет понимание, какое единственно правильное решение и действие поможет ему выбраться из тупика.

Подавляющее большинство людей, оказавшихся в провокационной ситуации, чувствуют себя отвратительно и на психологическом, и на тонком психоэнергетическом уровне. Им нехорошо не только когда они жертвы, но даже когда им приходится оказаться в эпицентре провокации в виде свидетелей. И конечно, они даже не могут помыслить о том, чтобы выступить в качестве провокаторов-игроков. Однако есть люди другого типа и их не так уж мало, которые чувствуют себя в мутной стихии провокации как рыба в воде. Их очень много среди журналистов, телевизионщиков, бизнесменов, политиков, политтехнологов, представителей шоу-бизнеса, звезд эстрады, профессиональных тусовщиков, посещающих модные презентации и ночные клубы. Вместе с тем я бы не отождествлял предрасположенность к провокациям с принадлежностью к так называемой телевизионной и политической элите – умением провоцировать людей на психологические срывы отличаются самые разные, в том числе совершенно простые люди.

Искусство защищенного поведения в провокационных ситуациях начинается как всегда с профилактики. Постарайтесь не попадать в такие ситуации, предвидеть их и обходить стороной. Для этого полезно развивать интуицию в отношении возможных будущих неприятностей и пробуждать в себе способность распознавания потенциальных провокаторов. Кого следует отнести к возможной категории людей, любящих ставить вас в провокационные ситуации? Прежде всего тех, кто склонен к интригам и манипуляции судьбами людей. Если вы знаете человека как интригана по отношению к другим людям, с чего ему быть добреньким по отношению к вам? Нередко интриги плетут так называемые артистичные люди, которым нравится это делать из спортивного интереса. Бывают ведь врожденные интриганы по своей сути, которые по-другому просто не умеют жить – такова их природа. Именно из таких получаются потом крупные политики и олигархи. Помните, как Коржаков как-то писал о Березовском, что тот буквально каждую минуту интригует одновременно против многих людей. Провоцируют нас также люди с резко выраженной эгоистической направленностью, которые подобно танку идут к своей цели, не утруждая себя необходимостью соблюдать моральные принципы. Они будут стараться вывести нас из себя и спровоцировать на глупости или ошибки из интересов дела. Если они по своей природе еще и злобные люди, шанс нарваться на провокацию возрастает. И, наконец, необязательные люди, легко дающие обещания и затем не выполняющие их, также нередко, помимо своей воли ввергают нас в провокационную ситуацию.

Как распознать провокатора, если мы ничего не знаем о нем, но нам предстоит что-то делать вместе с ним? Вы можете применить уже упомянутый метод из Агни Йоги, оценив его глаза, голос и походку и сравнив полученное впечатление с тем опытом, который вы получили, общаясь с другими провокаторами. Вслушайтесь в собственное сердце, в сигналы, которые вам посылает внутренняя интуиция, которая безошибочно знает очень многие истины. И по возможности не торопитесь завязывать с подобным человеком, вызывающим ваше подозрение, какие-либо дела до тех пор, пока не получите полного подтверждения, что контакт безопасен.

Если профилактика не помогла и кто-то умелый, воспользовавшись вашей наивностью, все же вверг вас в провокационную ситуацию, тогда защищайтесь изо всех сил и, как говорят в политике, "не поддавайтесь на провокацию". Одно дело – избежать провокации, другое дело – попасть в провокационную ситуацию, но не пускать провоцирующую энергию внутрь себя и сохранить психологическую устойчивость. В этом случае старайтесь применить метод неотождествления, подробно описанный в книге "Невидимая броня". Чтобы суметь применить его в экстремальной ситуации, надо чаще тренироваться в неотождествлении в самых обыденных жизненных обстоятельствах. Помните, что провоцирующие обстоятельства через некоторое время изменяться, пройдут (как говорил Соломон "и это пройдет") и потому прежде чем сорваться, наговорить дерзостей или сделать что-то неожиданное, подумайте о будущем. Может быть, эта мысль остановит вас. Если вы почувствуете, что какая-то нежелательная пружина внутри вас готова разжаться и неотождествление не помогает, тогда напрягите волю и терпение и все-таки сдержите себя.

Однако эффективная защита в условиях провокации – это отнюдь не одна пассивная сдержанность, а парадоксальный ответ на интригу – далеко не всегда глупый ответ. Если вы совершите нечто неожиданное и непредусмотренное устроителями интриги, то это будет хорошим выходом. Конечно, речь идет о парадоксальном ответе, пронизанном упругой силой, нестандартным решением и юмором.

Знаменитый бактериолог Франции Луи Пастер, исследовавший в лаборатории культуру оспы, однажды получил вызов на дуэль, которая явно не сулила ему ничего хорошего, так как была подстроена богатым и влиятельным вельможей, решившим, что ученый его оскорбил. Согласие могло привести к гибели ученого, который не владел оружием в отличие от хорошо подготовленного аристократа. Прямой отказ грозил потерей лица. Однако Пастер быстро нашелся и сказал секунданту, который принес ему вызов: "Раз меня вызывают, я имею право выбирать оружие. Вот две колбы: в одной бактерии оспы, а в другой – чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить одну из них на выбор, я выпью другую".

Нужно ли говорить, что дуэль не состоялась?

Примеры высокого искусства парадоксального поведения и блестящих ответов в условиях подстроенной провокации демонстрировали человечеству Великие Учителя. Сам Спаситель своим ответом о том, что нужно подавать "Кесарю кесарево, а Богу Богово" посрамил коварных законников, пытавшихся найти повод для того, чтобы схватить человека, казавшегося для них очень опасным. Помните об этом и учитесь на подобных примерах высокому искусству парадоксальной защиты.

И, наконец, еще одним методом успешного противостояния интригам и манипуляциям является умение их публично раскрывать, подсвечивать, показывать людям их неприглядную подноготную. Это немедленно привлекает к разоблачителю новых союзников и сочувствующих, что усиливает его шансы в борьбе против провокаторов.

ЕСЛИ ВЫ "ПОПАЛИ НА ЗУБ" БЮРОКРАТУ

Бюрократия – страшная сила и даже самые коварные тираны не решались до конца пойти против своего аппарата, который в конце концов их съедал. Что же говорить о маленьком человеке, волею судеб попавшему в пасть этому Молоху, пусть даже и на совсем короткий момент времени. Если повести себя неправильно, то вы потеряете кучу нервов и душевных сил, но свой вопрос, конечно, не решите. Скорее всего, чиновник, мстительно затаившись, сознательно его навсегда закроет. Не стоит устраивать в приемной или кабинете "русский бунт" – каким бы он ни был беспощадным с вашей стороны, но наверняка именно для вас он будет бессмысленным. В подавляющем большинстве случаев наивно рассчитывать на снисхождение и человечность: долгое ношение чиновничьего мундира и бездушная энергетика теплого местечка чаще всего напрочь убивала способность к состраданию. В лучшем случае сострадание распространяется лишь на семью самого чиновника. Разумеется, я говорю о таких случаях, когда для решения вашего вопроса чиновнику нужно сделать лишнее телодвижение и уделить вам хоть какое-то внимание. Если же речь идет о простой подписи в порядке общей очереди или о том, что он и так вам обязан сделать, то он, скорее всего, исполнит то, что в конторах называется служебными обязанностями. В подавляющем большинстве случаев не стоит и угрожать чиновнику, если у вас на самом деле нет никаких серьезных возможностей исполнить угрозу – в лучшем случае он просто посмеется над вами, а в худшем вызовет охрану для выдворения вас из кабинета или даже попытается сдать вас правоохранительным органам.

Если вы сталкиваетесь с постоянными бюрократическими проволочками в решении вашего вопроса, вы должны в первую очередь понять, что за этим стоит – обычная буржуазная рутина или сознательное противодействие вам со стороны каких-то сил. Может быть, дело обстоит и по-другому: ваша просьба действительно превышает возможность выполнить ваши пожелания. Если есть сознательное противодействие, то надо решать вопрос по существу – понять, можно ли договориться, выходить на заказчика противодействия и пытаться с ним договориться. Исход дела будет зависеть от соотношения сил и от принципиального желания или нежелания чиновника решать данный вопрос. Сумеете ли вы его убедить встать на вашу сторону и каковы будут его мотивы помогать вам, если речь не идет о банальной взятке?

Однако когда вы сталкиваетесь с бюрократической инертностью и ленивым противодействием чиновников своим вполне законным просьбам, ваша тактика не должна быть откровенно конфронтационной. Помните, что бюрократы очень не любят, когда в их присутствии критикуется бюрократизм и, напротив, довольны, когда видят, что кто-то с пониманием относится к их проблемам. Я не видел ни одного бюрократического работника, который хотя бы чуть-чуть не расположился к вам и не оттаял, когда вы, как бы входя в его положение, говорите ему в первые минуты общения: "Вы, наверное, очень устали" или "Вас тут, кажется, совсем замучили". После этого переход к вашей просьбе или изложению сути проблемы выглядит куда более естественно, нежели когда вы начинаете непосредственно о чем-то просить. Итак, заходя в кабинет, лучше сказать примерно следующее: "Здравствуйте! Извините, что отвлекаю вас своим вопросом, вы, наверно, безумно устали, но ситуация у меня безотлагательная и решить ее можете только вы. Моя проблема в следующем..." (и тут вы начинаете излагать проблему, делая это кратко, четко и ясно). Исходите из того, что бюрократ устал от обилия дел, просьб и людей, и чтобы заставить его хотя бы короткое время слушать вас, требуется немалое искусство. Вначале вы заинтересовали его своим предварительным извинением и сочувствием к его действительно имеющей место усталости. И уже затем вы начинаете говорить о своем деле. Подойдите к своей речи как к газетной статье. С чего начинается хорошая статья в бойкой газете? С яркого, привлекающего внимание заголовка. Иногда к нему дают подзаголовок, затем идет текст, для удобства разбитый на главки, который хорошо воспринимается любым человеком, в том числе и чиновником. Выстраивайте свой разговор с бюрократом примерно по этой схеме. В одной-двух фразах назовите проблему, то есть обозначьте то, о чем собираетесь говорить. Это заголовок вашего текста. Если вас продолжают слушать, не перебивают и сохраняют хотя бы внешние признаки внимания, продолжайте говорить, развертывая информацию, заложенную в заголовке. Можете назвать эту часть своего сообщения устным подзаголовком. Он может состоять из нескольких коротких фраз.

Дальнейшее будет зависеть от благорасположения чиновника, который может:

перебить вас и ответить отказом;

начать задавать вам вопросы;

пуститься в отвлеченные рассуждения с непонятным, скорее всего отрицательным исходом;

согласиться с вашей просьбой;

попросить вас уточнить просьбу и ответить более подробно.

В последнем случае продолжите объяснение, говоря предельно уважительным тоном. Для большей убедительности выразите надежду, что ваш вопрос способен решить только чиновник такого уровня, как ваш визави. В процессе разговора можете совершать так называемую пристройку, которая описана в пособиях по НЛП, – говорить примерно в том же темпе и со сходной интонацией, как отвечает вам чиновник, принимать похожие позы, устанавливая общее поле контакта. Если вы сумеете войти с ним в психологический резонанс и создадите единое поле контакта, то ему будет труднее вам отказать. Старайтесь почувствовать, где его слабое место – в логике, в недостаточно сильной воле или в эмоциональном состоянии, – и в процессе разговора направляйте вектор вашей убежденности именно в эту область. Разумеется, все мои советы теряют смысл, если ваша просьба глубоко аморальна и в результате подписи чиновника кто-то будет страдать. Тогда все виды пристроек и поведенческих ухищрений из здоровой тренировки воли и находчивости превращаются в разновидность черной магии. Но здесь я уже не советчик.

Если, несмотря на все ваши старания, вы получаете отказ, не впадайте в отчаяние и ярость, сдержите себя. Сделайте небольшую выразительную паузу в несколько секунд и, собравшись с силами, начните еще раз. Повторите свою просьбу другими словами и с измененной интонацией. Еще раз обратитесь к чиновнику, как к человеку. Посоветуйтесь с ним и задайте вопрос – чтобы он делал, оказавшись на вашем месте? В момент паузы, когда чиновник говорит, мысленно обратитесь к Высшим Силам за помощью. Просите, чтобы они направили на вашу ситуацию высокую очищающую энергию, которая поможет измениться всей атмосфере к лучшему.

Ну а если все ваши попытки разбились о лед чиновничьего равнодушия, и вы получили тотальный отказ – не отчаивайтесь и не торопитесь хлопать дверью или тем более угрожать – это помогает крайне редко.

Но бывает и иначе. Моя знакомая рассказала мне, что однажды, когда чиновник, явно издеваясь, отказал ей в решении пустякового, но важного для нее вопроса в десятый (!) раз, она с необыкновенным напором пообещала ему разбить стоявший на окне его кабинета горшок с кактусом о его голову, чиновник тут же решил проблему в течение двух минут. Но ей просто повезло: на ее угрозу могла быть совершенно другая реакция.

Оставьте за собой возможность прийти в этот кабинет еще раз и запрограммируйте чиновника на то, что вы еще обязательно придете и надеетесь, что у него будет к тому времени настроение.

У бюрократов железное терпение. Победить застарелый бюрократический организм той или иной организации или ведомственной системы одному человеку невозможно. Чаще обращайтесь к помощи Высших Сил, действуйте активно, изобретательно и вы добьетесь своей цели. Защищаться от объятий бюрократического монстра можно только активно действуя, побеждая и добиваясь своих целей. Иначе своим равнодушным отказом он пробьет вашу личность и поселит в вас чувство уныния и депрессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...