Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема возрастной периодизации




В содержание детской психологии входит изучение стадий психического развития ребенка. Первое, что должно быть указано в связи с психологической характеристикой личности на том или ином этапе ее развития, пишет А.Н. Леонтьев, заключается в следующем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений.

Даже простое наблюдение за психическим развитием ребенка, по мнению Д.Б. Эльконина, показывает, что в этом развитии имеются качественно своеобразные стадии, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется прежде всего местом, занимаемым ребенком в обществе, и уровнем развития его психики, сознания.

Ваши знакомые знают, что вы педагог. Вероятно, они приходят к вам за советами. Спрашивают, например, что можно сделать, если ребенок слишком подвижен или совершенно неуправляем. Какой вопрос вы зададите человеку, прежде чем дать ему совет? Конечно, вы поинтересуетесь возрастом ребенка.

Так в свое время Д.Б. Эльконин объяснял, почему с точки зрения детской психологии важна категория возраста: периодизация психического развития в детском возрасте - фундаментальная проблема детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, так как через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации, продолжает Д.Б. Эльконин, во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Анализ и систематизацию имеющихся подходов в решении проблемы возрастной периодизации мы находим в работе Л.С. Выготского. Предложенные в науке схемы периодизации детского развития Л.С. Выготский разделил на три группы.

К первой группе были отнесены попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе "ступенчатообразного" построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием.

К данной группе Л.С. Выготский причисляет, например, периодизации детского развития, основанные на биогенетическом принципе, где за основу принимаются этапы филогенетического развития. Например, концепция С. Холла. Сюда же, по словам Л.С. Выготского, могут быть отнесены периодизации детства в соответствии "со ступенями воспитания и образования ребенка", с расчленением системы народного образования, принятой в данной стране (дошкольный возраст, младший школьный возраст и т.д.).

Вторую группу составляют концепции, пытающиеся в качестве условного критерия возрастной периодизации выделить один из признаков детского развития. Сюда можно отнести попытки П.П. Блонского построить периодизацию детского развития на основе дентиции, т.е. появления и смены зубов. В соответствии с данным критерием П.П. Блонский разбил постнатальное детство на три эпохи: беззубое детство (от 8 мес. до 2 - 2,5 лет), детство молочных зубов (приблизительно до 6,5 лет), детство постоянных зубов, которое заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов.

Такова же периодизация В. Штерна, который различает раннее детство, период до 6 лет, в течение которого ребенок проявляет лишь игровую деятельность; период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания - 14 - 18 лет.

По всей видимости, в ряду данного подхода могут быть названы концепции 3. Фрейда, предложившего стадии психосексуального развития ребенка, и концепция Э. Эриксона, касающаяся стадий психосоциального развития человека, Ж. Пиаже, выделившего стадии интеллектуального развития. Как вы думаете? Правомерно ли это? Не торопитесь говорить "да".

Третья группа попыток периодизации детского развития, по мнению Л.С. Выготского, связана со стремлением перейти от "чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития". Однако, по мнению автора, в этих попытках правильна лишь задача. К таким, например, попыткам отнесена концепция А. Гезелла, который приходит к расчленению всего детства на отдельные ритмические периоды, или волны, развития, объединенные внутри себя постоянством темпа на всем протяжении данного периода и отграниченные от других периодов сменой этого темпа.

Л.С. Выготский о возрастной периодизации

С позиции же Л.С. Выготского, не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под новообразованиями при этом понимается новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Вслед за П.П. Блонским Л.С. Выготский обращает внимание на то, что возрастные изменения могут происходить как постепенно, литически, так и резко, критически. В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка. Накапливаясь до известного предела, они в какой - то момент скачкообразно обнаруживаются в виде того или иного возрастного новообразования.

В периодах, называемых кризисами, развитие принимает "бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". На протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) здесь сосредоточены "резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка".

О существовании кризисов развития известно давно, и "классическое" их понимание состоит в том, что они возникают вследствие вызревающих внутренних, особенностей ребенка и тех противоречий, которые на этой почве возникают между ребенком и средой. С точки зрения такого понимания кризисы, конечно, неотвратимы, потому что ни при каких условиях неотвратимы сами противоречия, о которых идет речь.

Однако в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис - это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом - управляемым воспитанием.

Критерием выделения возрастных периодов, по Л.С. Выготскому, являются новообразования возраста.

На каждой возрастной ступени, по мысли Л.С. Выготского, можно всегда найти центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и "характеризующее перестройку всей личности на новой основе".

Вокруг этого основного новообразования данного возраста располагаются все остальные частичные новообразования. Те из них, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, названы центральными линиями развития в данном возрасте. Все другие частичные процессы (изменения), происходящие в данном возрасте, составляют побочную линию развития. Процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем. И наоборот - побочные линии развития одного возраста становятся центральными линиями развития на другом возрастном этапе.

Л.С. Выготский подводит итог: структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается в ходе возрастного развития. Отношение между целым и частями, столь существенное для понятия структуры, есть динамическое отношение, определяющее изменение и развитие как целого, так и его частей. Под динамикой развития он понимает совокупность всех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

В качестве первого вопроса, на который следует ответить, изучая динамику какого - либо возраста, Л.С. Выготский называет вопрос о сути социальной ситуации развития: к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение он и назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития - источник всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Законы строения этого целого, структурные законы возраста, определяют строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав этого целого.

Как подчеркивает Л.С. Выготский, выяснив социальную ситуацию развития, складывающуюся к началу определенного возраста, следует проследить, как из жизни ребенка в данной социальной ситуации возникают новообразования, присущие данному возрасту. Подходя к изучению каждого возраста, прежде всего необходимо ответить на вопрос о том, какие новообразования возникают в данном возрасте, отмечает Л.С. Выготский. Что в процессе развития на данной ступени возникает нового, чего не было на предыдущих ступенях? Сам процесс развития, по Л.С. Выготскому, заключается в первую очередь в возникновении этого нового. Новообразования возникают к концу каждого возраста. Они - результат развития, происшедшего в этот период. Задачу анализа Л.С. Выготский видит в необходимости проследить путь, "генезис новообразования", описать это новообразование и установить связь между ним и последующим развитием.

Говоря словами Л.С. Выготского, возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама личность, что не может не иметь существенных последствий для дальнейшего развития ребенка. Понимание этого и должно быть следующим шагом в анализе возрастной динамики.

"Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то сейчас возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ибо ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста".

Перестройка социальной ситуации развития под влиянием новообразований, возникших в сознании ребенка, - суть и главное содержание критических возрастов. Возрастную же периодизацию Л.С. Выготский представляет следующим образом:

 Кризис новорожденное/ли

 Младенчество (2 мес. - / год)

 Кризис одного года

 Раннее детство (1 - 3 года)

 Кризис трех лет

 Дошкольный возраст (3 года - 7 лет)

 Кризис 7 лет

 Школьный возраст (8 - 12 лет)

 Кризис 13 лет

 Пубертатный возраст (14 - 18 лет)

 Кризис 17 лет.

А.Н. Леонтьев о динамике психического развития в рамках каждой возрастной стадии

А.Н. Леонтьев, по его собственному выражению, пытается представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии. Наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка внутренне связаны друг с другом, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Эти линии развития могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием.

В изучении развития психики ребенка, считает А.Н. Леонтьев, следует исходить из анализа развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенным содержанием ведущей деятельности ребенка, но и определенной последовательностью во времени, т.е. определенной связью с возрастом детей. Однако ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем - то раз и навсегда данным и неизменным. Содержание стадий не является независимым от конкретно - исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.

На конкретном содержании отдельной стадии развития, как и на протекании всего процесса психического развития в целом, сказывается влияние конкретных исторических условий. Пример, иллюстрирующий данное положение, приводит сам А.Н. Леонтьев: продолжительность и содержание того периода развития, который является как бы подготовительным к участию человека в общественно - трудовой жизни, - периода воспитания и обучения - исторически далеко не всегда были одинаковыми. Продолжительность эта менялась от эпохи к эпохе, удлиняясь по мере того, как возрастали требования общества, предъявляемые к этому периоду.

Итак, подводит итог А.Н. Леонтьев, возрастные границы стадии зависят от их собственного содержания, которое изменяется вместе с изменением общественно - исторических условий. Эти же условия определяют и то, какая именно деятельность ребенка становится ведущей на данной стадии развития психики.

Ведущий тип деятельности как критерий выделения возрастных этапов в концепции Д.Б.Эльконина

Принимая во внимание идею о том, что место ребенка в системе общественных отношений есть одна из существеннейших характеристик развития ребенка на том или ином возрастном этапе, Д.Б. Эль - конин обращает внимание на то, что существуют две системы отношений человека: отношение к вещам и отношение к человеку.

Как известно, Ж. Пиаже рассматривал процесс интеллектуального развития ребенка в системе отношений ребенок - предмет. 3. Фрейд обратил внимание на отношения в системе человек - человек. Но предмет, подчеркивает Д.Б. Эльконин, социален по своей функции и происхождению. Носителем же определенных способов употребления вещей и определенных смыслов человеческой деятельности является человек. А это значит, что между этими двумя системами отношений есть некоторый общий знаменатель. "Вещь - это нечто объективное, на чем лежит печать способов ее употребления, а человек - носитель этих способов употребления". Способы употребления предметов человеком являются, по Д.Б. Эльконину, этим "общим знаменателем".

Непосредственно эмоциональное общение, предметно - манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно - личное общение, учебно-профессиональная деятельность - так выглядит последовательность ведущих типов деятельности в детском возрасте. Содержательно-предметный их анализ позволил Д.Б. Эльконину разделить вышеперечисленные типы деятельности на две группы.

Первую группу составили типы деятельности, внутри которых происходят "интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми". Сюда входят: непосредственно - эмоциональное общение младенца, ролевая игра и интимно - личное общение подростков. При осуществлении этой группы типов деятельности у детей развивается преимущественно мотивационно - потребностная сфера.

Разве можно говорить о смысле жизни ребенка первого года жизни или дошкольника? Ведь они ничего еще не понимают, скажете вы. Но так ли это? Обратитесь к концепции Э. Эриксона. С позиции Э. Эриксона в течение первого года жизни формируется (или не формируется) базовое доверие к миру, с которым ребенок будет шагать и строить свою судьбу, свое отношение с миром. "Доверие к миру" и "смысл жизни" - не являются ли они феноменами одного порядка? Есть ли между ними какая - либо связь?

Вторую группу образуют типы деятельности, "внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны": манипулятивно - предметная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность старших подростков. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с этими предметами происходят все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил, его становление как компонента производительных сил общества.

Как должны строить свои взаимоотношения с детьми взрослые люди, зная, что в данный возрастной период у ребенка должны быть сформированы смыслы человеческой деятельности? Способы человеческой деятельности?

В развитии ребенка можно заметить некоторую периодичность. Говоря о существовании "закона самого развития", Д.Б. Эльконин выделяет три эпохи человеческого развития: младенчество (включая в него младенческий и ранний возраст); детство (дошкольный и младший школьный возраст); подростковый возраст (подростковый возраст и юность).

Каждая из этих эпох делится на два периода в зависимости от того, что ребенок там усваивает. Так, в детском развитии Д.Б. Эльконин выделил: периоды, в которые происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно - потребностной сферы; периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально - познавательных сил детей, их операционально - технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно - техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

Что осталось за рамками повествования

В изложении материала мы остановились лишь на подходах, ставших уже классическими в отечественной психологии. Во многом они принимаются всеми без исключения психологами.

За рамками нашего повествования остались достаточно интересные взгляды В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман на проблемы развития "субъективной реальности в онтогенезе".

Прочтите работы В.И. Слободчикова, совместную работу В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман самостоятельно.

Интересен подход к возрастной периодизации и вальдорфской педагогики. В качестве дополнительной литературы прочтите работу Ф. Карлгрена.

О подходе А. Валлона к возрастной периодизации вы сможете прочесть в книге "Возрастная и педагогическая психология", в книге Л.Ф. Обуховой и в работе А. Валлона "Психическое развитие ребенка".

О ступенях развития ребенка вы прочитаете в работах Л.Ф. Обуховой, К. Бюлера.

Информацию о периодизации развития личности от молодости до старости вы найдете в работах М.В. Гамезо "Возрастная психология" (в соавт.), М.В. Гамезо, Л.М. Орлова "Возрастная и педагогическая психология".

Наша справка

 Андреева Галина Михайловна - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 Блонский Павел Петрович (1884 - 1941) - отечественный психолог и педагог; рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Ему принадлежит ряд исследований по педологии. Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, он анализировал познавательные и волевые процессы с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

 Бюлер Карл (1879 - 1963) - немецко - австрийский психолог. Разрабатывал методики экспериментального изучения мышления. Ряд его исследований посвящен проблемам теории и психологии языка и речи.

 Валлон Анри (1879 - 1962) - французский психолог, педагог, общественный деятель.

 Выготский Лев Семенович (1896 - 1934) - отечественный психолог. Разработал учение о развитии высших психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

 Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988) - отечественный психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности.

 Гамезо Михаил Викторович - доктор психологических наук, профессор.

 Гезелл Арнольд (1880 - 1961) - разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста; ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного исследования; изобрел знаменитое "зеркало Гезелла".

 Годфруа Жо - профессор, франко - канадский психолог с большим лекторским опытом. Приверженец динамичного, "коммуникационного" стиля в преподавании психологии.

 Леонтьев Алексей Николаевич (1903 - 1979) - опираясь на идею культурно - исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности

 Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) - отечественный психолог и философ Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике человек и его психика формируются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т д)

 Слободчиков Виктор Иванович - чл - кор. РАО, доктор психологических наук, директор Института педагогических инноваций РАО

 Термен Льюис (1877 - 1955) - американский психолог Один из основоположников учения о психологических тестах Ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении всей жизни

 Флэйк - Хобсон Кэрол - автор книги "Мир входящему"

 Холл Гренвилл Стенли (1846 - 1924) - американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики

 Цукерман Галина Анатольевна - доктор психологический наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО

 Эриксон Эрик (1902 - 1994) - американский психолог, представитель эго - психологии

Словарь понятий

 Ведущая деятельность - деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований

 Деятельностный подход (к изучению психики) - теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов

 Зона ближайшего развития - расхождение между умственным возрастом, или уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и между уровнем, которого достигает ребенок при решении задач не самостоятельно, а в сотрудничестве - определяет зону ближайшего развития

 Интроспекция (самонаблюдение) - наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др)

 Интроспективная психология (от лат mtrospekto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания

 Методология (от "метод" и греч logos - слово, понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

 Морфология - в названиях некоторых естественных наук строение, форма

 Педология (от греч pais - дитя, logos - учение) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX - XX веков, обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка.

 Поведенческая психология (бихевиоризм) - направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

 Постнатальный период - послеродовый период.

 Психология как наука о душе - первая форма знаний, в системе которых начали развиваться первые психологические представления.

 Психология сознания - система психологических знаний, предметом которой явилось сознание как критерий психики.

 Смысл - содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.

 Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

 Стратегия - искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

 Уровень актуального развития - уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно.

 Физиология - наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем; совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его частях.

 Филогенез - процесс возникновения, исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

 Эмпирическая психология (от греч. empeiria - опыт) - особая дисциплина, которая изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.

Формы проведения практических занятий по теме "Методологические проблемы детской психологии"

Цель: усвоение учащимися понятий, раскрывающих суть методологических проблем детской психологии.

Вариант 1. Семинар

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите рекомендуемую литературу. Выделите систему понятий, раскрывающих данный блок вопросов детской психологии. Обратите внимание на методологическое значение обсуждаемых проблем: вопроса о движущих силах психического развития; проблемы соотношения обучения и развития; проблемы возрастной периодизации. К каждому из теоретических положений подберите примеры из опыта вашей работы или ситуаций повседневного общения.

Ход занятия

В ходе проведения семинара предстоит обсудить следующие вопросы:

 а) понятие методологии;

 б) вопрос о движущих силах психического развития ребенка;

 в) проблема соотношения обучения и развития;

 г) проблема возрастной периодизации в детской психологии.

В своем выступлении постарайтесь представить не только основные подходы к решению каждой из проблем детской психологии, но и сформулировать свою позицию. Попытайтесь обосновать свое отношение.

Почему педагогу так необходимо знать существующие точки зрения на вопрос о движущих силах психического развития, существующие позиции по вопросу о соотношении процессов обучения и развития, имеющиеся взгляды на проблему возрастной периодизации? Как знание этих закономерностей может повлиять на вашу позицию педагога? Какие изменения произошли в вашем представлении о ребенке и основных закономерностях его развития?

Вариант 2. Научная конференция на тему "Методология и практика психологической науки"

Как подготовиться к практическому занятию

Обратитесь к литературе: статьям в психологических журналах (см. приложение III). Отберите те из них, в которых обсуждаются вышеперечисленные проблемы детской психологии или поднимаются новые вопросы, имеющие отношение к методологии науки. Прочтите и систематизируйте собранный материал. Попытайтесь составить представление о том, в какой степени современные исследования по изучению особенностей детского развития обращаются к разработке методологических основ научного знания. Насколько актуальны эти вопросы в настоящее время? Каковы тенденции современных научных исследований в этой области?

Обратитесь к работам В.И. Слободчикова и В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман. Что вам покажется принципиально новым в обозначенных подходах к возрастной периодизации? Что вы посчитаете необходимым использовать в своей практике?

Ход занятия

В ходе занятия заслушиваются выступления. Слушатели задают друг другу вопросы. Уточняют позиции коллег. Выясняют прикладное значение обсуждаемых теоретических положений.

Вариант 3. Психологическая консультация

Как подготовиться к практическому занятию

Внимательно изучите лекционный материал, прочтите рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия. Заучите основные правила и формулировки. Подумайте над тем, где вы могли бы использовать полученные знания. Обратитесь к повседневной реальности, к своей профессиональной деятельности, к ситуациям общения взрослого с ребенком. Подумайте над тем, какие вопросы вы хотели бы обсудить на практическом занятии. Какие вопросы не дают вам покоя?

Ход занятия

В течение 5 - 10 минут предложите преподавателю и группе студентов вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе данного практического занятия. Далее группа разбивается на подгруппы в зависимости от избранного каждым студентом вопроса. Так, в одной подгруппе окажутся слушатели, готовые обсуждать какой - то один (или два) из ряда предложенных вопросов. Затем начинается обсуждение. Единственное требование, которого необходимо придерживаться в процессе обсуждения вопроса, - опираться на материалы данного раздела (темы) детской психологии. Отвечать на поставленные вопросы необходимо в рамках методологического круга проблем детской психологии. Следует иметь в виду, что ответы на поставленные вопросы пока могут принимать лишь форму объяснения тех или иных явлений и фактов.

Вариант 4. Групповая дискуссия

Как подготовиться к практическому занятию

Предстоит серьезная работа по выделению основных подходов в решении тех или иных методологических проблем. Необходимо обратиться к материалам лекции, к рекомендуемой литературе, первоисточникам. Систематизируйте собранный материал. Внимательно изучите аргументацию каждого из авторов. Попытайтесь встать на позицию каждого из них. Понять позитивный смысл открытых ими закономерностей.

Ход занятия

Группа студентов разбивается на подгруппы, каждая из которых представляет позицию одной из психологических школ, ту или иную концепцию. Работая в подгруппе в течение 15 - 20 минут, сформулируйте основные положения, которые вы будете защищать (отстаивать) в ходе дискуссии. Прослушайте внимательно выступления и доводы ваших коллег в пользу той или иной концепции. Ответьте на вопрос: каково значение такого разнообразия психологических концепций во взглядах на одну и ту же проблему? Какое значение это многообразие имеет для практики воспитания и обучения ребенка?

Вопросы для самопроверки по теме "Методологические проблемы детской психологии"

1. Назовите возможные уровни методологии научного познания.

2. Что такое общая и частная методология?

3. Перечислите методологические проблемы детской психологии.

4. В чем суть вопроса о движущих силах психического развития ребенка?

5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития вам известны?

6. В чем суть теорий преформизма?

7. В чем суть теорий "чистой доски"?

8. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции двух факторов?

9. Сформулируйте позицию Д.Б. Эльконина в решении вопроса о движущих силах психического развития ребенка.

10. Назовите основные подходы в решении проблемы о соотношении обучения и развития.

11. Сформулируйте позицию Ж. Пиаже по данному вопросу.

12. В чем суть позиции бихевиоризма в решении проблемы о соотношении обучения и развития?

13. Сформулируйте позицию Л.С. Выготского по вопросу о соотношении обучения и развития.

14. Объясните (как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики воспитания ребенка) методологическое значение проблемы возрастной периодизации.

15. Перечислите основные подходы к решению проблемы возрастной периодизации.

16. Сформулируйте позицию Л.С. Выготского по вопросу о возрастной периодизации.

17. Дайте определение категории "новообразования возраста".

18. Что такое "структура возраста"?

19. Дайте определение понятию "социальная ситуация развития".

20. В чем суть кризиса в детском развитии с позиции Л.С. Выготского?

21. Сформулируйте позиции А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина в решении проблем периодизации детского развития.

22. Что такое "ведущий вид деятельности"?

23. Что отличает позицию В.И. Слободчикова - Г.А. Цукерман во взглядах на возрастную периодизацию от всех предшествующих концепций?

24. Объясните методологическое значение всех перечисленных проблем для теории и практики воспитания ребенка первых лет жизни

Литература

 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1991 - С. 48 - 50.

 Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М., 1936.

 Валлон А. Психическое развитие ребенка - М., 1968.

 Возрастная и педагогическая психология. - М., 1984 - С. 43 - 45.

 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996 - С. 224 - 254.

 Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития//Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб., 1997. - С. 3 - 21.

 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.,1992. - Т. 1 - С. 300 - 341.

 Ждан А.Н. История психологии. - М., 1990.

 Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. - М., 1992.

 Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / / Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - С. 509 - 537.

 Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. - М., 1995.

 Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия / / Хрестоматия по психологии. - М.,1977. - С. 379 - 386.

 Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования). Автореф. докт. Дис. - М., 1994.

 Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития / / Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С 38 - 50.

 Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Эльконин Д.Б. Избр.психологические труды. - М., 1989. - С. 57 - 77.

 Эриксон Э.Детство и общество. - СПб., 1996. - С. 267 - 386.

 

МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные направления развития детской психологии Теоретическое решение проблемы источников психического развития Поиск наиболее эффективных методов изучения психики детей Понятие "стратегия исследования" Методы воздействия и методы исследования

Принципы изучения психики <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...