Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен




Введение

 

Так как в практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями, то тема, рассматриваемая в работе, актуальна. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики большое практическое значение приобретает анализ динамики цен на товары и услуги. Это обусловлено тем, что показатели, характеризующие инфляционные процессы на рынке потребительских товаров применяются при решении многих актуальных экономических задач.

В теоретической части работы раскрываются такие вопросы, как:

· цены и их виды;

· индексы цен Ласпейреса, Пааше и Фишера;

· использование индексного метода.

В расчетной части решены четыре задачи с подробным описанием и выводами по каждой. В первом задании представлены данные об уровне цен по 30 магазинам, необходимо исследовать структуру совокупности. Цель второй задачи – выявить наличие корреляционной связи между ценой товара и объемом продаж, установить направление связи и измерить ее тесноту. Задачу №3 необходимо решить, используя выборочный метод. В последней задаче нужно определить общие индексы цен и абсолютное изменение средней цены товара в целом и за счет отдельных факторов, используя данные о продаже товара А в трех магазинах.

В аналитической части проведены статистические исследования динамики среднего уровня цен товаров в сфере сельского хозяйства на основе данных Госкомстата России. Для автоматизированного статистического анализа данных был использован табличный процессор

Сущность цены и ее виды

Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.

Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. Таким образом, в цене фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

ü Учетная функция позволяет оценить затраты и результаты производства.

ü Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

ü Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решают социальные задачи.

При переходе к рыночной экономике цена выполняет функцию учета спроса и предложения. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цен. Увеличение спроса приводит к превышению цены над стоимостью, а увеличение предложения – к отклонению ее ниже стоимости. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Все иные цены называются неравновесными.

Становление рыночной экономики сопряжено с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных) цен.

Свободная цена – рыночная цена, складывающаяся на основе согласования сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий.

Государственные цены – цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

Государственные цены в свою очередь подразделяются на цены фиксированные, регулируемые и предельные.

ü Фиксированная цена – твердо установленная государством цена (тарифы на электроэнергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на алмазное сырье, драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них). Как правило, фиксированные цены указываются в прейскурантах.

ü Регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения)). Особый порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов установлен с 1992 г.

ü Предельная цена – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цена на лекарства, газ и т.д.). Цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы подразделяются на оптовые (цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями); закупочные (вид оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке) и цены производителей (цена, получаемая производителем за реализацию товаров).

 

Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен

Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов) во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. Органы государственной статистики рассчитывают систему индексов цен, среди них: индексы цен продукции предприятий-производителей, отраслей промышленности, сельского хозяйства и капитального строительства, кроме этого: индексы потребительских цен (ИПЦ), тарифы на перевозку грузов. Особенности расчета этих индексов состоят в том, что они строятся на основании выборочного метода предварительного отбора базовых предприятий.

Одним из направлений анализа цен является изучение уровней цен в динамике. Для этого применяются индивидуальные и общие индексы цен Пааше и Ласпейреса и др. Индивидуальный индекс цен (ip = ) характеризует изменение цены на один товар (услугу).

Общие индексы цен дают обобщающую характеристику части или совокупности цен.

Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше (Ip = ), охватывают широкий круг товаров и услуг и используются при измерении динамики розничных цен, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных ценах в строительстве, цен компонентов ВВП и др. Индекс цен, исчисленный по формуле Пааше, дает ответ на вопрос, на сколько товары в текущем периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.

Индексы цен Ласпейреса рассчитываются следующим образом: Ip =

Он показывает, во сколько бы раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетный период. Согласно практике индекс цен, рассчитанный по формуле Пааше, имеет тенденцию некоторого занижения, а по формуле Ласпейреса – завышения темпов инфляции.

Одним из важнейших показателей статистики цен, широко используемым в экономической и социальной политике государства, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, называемых «потребительской корзиной».

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Для расчета индекса потребительских цен используется индекс Ласпейреса, который преобразуется в средний арифметический индекс:

Ip =

Одним из недостатков ИПЦ по формуле Ласпейреса является базисная структура потребительских расходов семей, выступающая весами индекса. В условиях нестабильной экономики структура таких расходов неизбежно меняется в течение года (табл. 1). Поэтому среднегодовая веса обычно корректируется с целью максимального приближения базисной потребительской корзины к условиям текущего периода.

Таблица 1

Структура потребительских расходов населения[1]

(% к итого)

             
Потребительские расходы – всего            
В том числе на покупку: продуктов для домашнего питания 47,6 45,9 41,7 37,7 36,0 33,2
расходы на питание вне дома 1,8 2,5 2,4 3,0 3,5 2,9
алкогольных напитков 2,5 2,4 2,2 2,2 2,1 1,9
непродовольственных товаров 34,3 34,4 36,2 37,3 37,2 38,5
на оплату услуг 13,8 14,8 17,5 19,8 21,2 23,5

 

Госкомстат России заинтересован в создании независимого индекса потребительских цен, соответствующего международным стандартам. Поэтому методология расчета ИПЦ в России постоянно совершенствуется. Величины индексов потребительских цен, рассчитанных по годам и месяцам, публикуются в официальных изданиях. Например:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...