Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие культуры в середине 40-х – середине 60-х гг.




 

После войны возобновлён переход к семилетнему, а в городах и промышленных центрах - к десятилетнему всеобучу. Резко возрос контингент казахских детей в неполных средних и средних школах. Развивались вечерние (сменные) школы, школы-интернаты. В марте 1959г. законом КазССР начальная четырёхлетняя школа заменялась трёхлетней, введён восьмилетний всеобуч, десятилетняя школа преобразована в 11-летнюю с производственным обучением. Приближение школы к жизни, её политехнизация облегчили пополнение народного хозяйства рабочими кадрами, но учебные программы оказались перегружены, снизился уровень общеобразовательной подготовки. Создаются школы и классы с продлённым днём, развиваются заочные сезонные школы в сельской местности, экстернат. Появились новые предметы: обществоведение, история Казахской ССР, различные практикумы. В 1962/63 г. действовало 9 717 школ (против 7 869 в 1945/46 г.). Обучалось 2 млн. 150 тыс. учащихся. Работало около 117 тыс. учителей. Все профессиональные учебные заведения преобразованы в единый тип профессионально-технических училищ. На январь 1963г. функционировало 302 ПТУ, училось свыше 100 тыс. чел. Расширялась система среднего специального образования: в 167 ссузах обучалось 170 тыс. чел.

С окончанием войны из Казахстана реэвакуирован ряд вузов, уехала большая группа преподавателей, что осложнило положение в высшей школе. В 1947г. Совмин СССР принял постановление, намечавшее создание в Казахстане новых вузов и факультетов, увеличение набора студентов, укрепление материальной базы вузов. Открыты пединституты в Усть-Каменогорске (1952), Гурьеве, Целинограде (бывш. Акмолинске), Павлодаре, Кокчетаве; часть учительских институтов преобразована в педагогические. Организованы медицинские институты в Караганде, Семипалатинске, Актюбинске, Целинограде, зоотехническо-ветеринарный в Семипалатинске, сельскохозяйственные в Целинограде, Уральске, Алма-Атинский институт народного хозяйства. Создан целый ряд втузов: Карагандинский политехнический институт, Джамбулский технологический институт лёгкой и пищевой промышленности, Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (1958, 1-ый ректор Д.Серикбаев), Павлодарский индустриальный, Джамбулский гидромелиоративно-строительный, Целиноградский инженерно-строительный институты. В ряде городов возникли филиалы и общетехнические факультеты вузов. Среди студентов значительно возросло число казахов. Устанавливался ежегодный план посылки казахской молодёжи в вузы за пределы республики. Преимущества при поступлении в вузы стали предоставляться передовикам производства, лицам, имеющим производственный стаж, и демобилизованным из армии. Обучалось 163,1 тыс. студентов.

Крупное событие культурной жизни - открытие 1 июня 1946г. Академии наук КазССР в составе 4-х отделений (минеральных ресурсов, физико-математических наук, биологических и медицинских наук, общественных наук). Президент АН – К.И.Сатпаев, 1-ые академики: М.О.Ауэзов, А.К.Жубанов, Н.Г.Кассин, М.П.Русаков, химики А.Б.Бектуров, М.И.Горяев, паразитолог И.Г.Галузо, ботаник Н.В.Павлов, астрономы Г.А.Тихов, В.Г.Фесенков, языковеды-тюркологи С.К.Кенесбаев, Н.Т.Сауранбаев, историк С.В.Юшков. На развитии науки 2-й половины 40-х – начала 50-х гг. тяжело отразились диктатура в духовно-идеологической сфере, ограничение тематики исследований, утверждение «единственно правильной» научной линии, борьба «против растленной и гнусной буржуазной идеологии», «преклонения перед всем западным», «безыдейности» и «аполитичности» в науке, стремление «приручить» интеллигенцию и укрепить авторитет Сталина как «корифея всех наук». Характер политических кампаний приняли дискуссии по философии, биологии, физиологии, языкознанию, политической экономии и др. Некомпетентное идеологическое вмешательство в науку часто именуют «лысенковщиной» (по фамилии акад. Т.Д.Лысенко, возглавившего разгром генетики). Искажение отдельных проблем истории Казахстана инкриминировалось в специальном постановлении ЦК КП(б)К авторам «Истории Казахской ССР» 1943г. издания. «Проработке» и административным мерам подверглись многие исследователи в различных областях знания. Более благоприятные условия для развития науки создали реформы периода «оттепели». Многие деятели науки реабилитированы, вернулись к работе. Свёрнуты репрессивные идеологические кампании. Расширены международные связи советской науки. Пересмотрены некоторые догматические подходы в общественных науках, но инерция и косность мышления зачастую брали верх. Под негласным запретом находились многие темы и имена. Необходимая науке «конкуренция умов» могла подменяться партийно-бюрократическими оценками, но теперь они были избирательными и менее суровыми, чем прежде.

Вступление СССР в эпоху НТР требовало расширения сети исследовательских центров. В Казахстане открыты новые отраслевые институты: экономики, астрофизики, гидрометеорологический, ядерной физики, минерального сырья, микробиологии и вирусологии, философии и права, языкознания, литературы и искусства, онкологии и радиологии, экспериментальной биологии в Алма-Ате, нефти - в Гурьеве, угля - в Караганде, Всесоюзный научно-исследовательский институт цветных металлов и Алтайский горнометаллургический институт в Усть-Каменогорске, ВНИИ зернового хозяйства в Шортанды (директор - один из авторов почвозащитной системы земледелия А.И.Бараев) и др. В сер. 60-х гг. имелось ок. 160 научных учреждений. Изучались газопылевые туманности, структура и динамика звёздных систем, физика ионосферы, составлены таблицы яркости дневного неба. Основатель астроботаники Г.А.Тихов разрабатывал проблему существования жизни на др. планетах. Велись исследования по физике космических лучей, физике частиц высокой энергии, ядерной спектроскопии, физике полупроводников, физике твёрдого тела, применению изотопов, кристаллооптике, спектральному анализу. Разработана теория ползучести горных пород. Математики занимались теорией дифференциальных уравнений; положено начало вычислительной машинной математике. Впервые в Союзе составлены прогнозные металлогенические карты. Разработаны новые технологии добычи руд и типы буровых машин. Учёные металлурги внедряли процесс циклонной плавки. Химики уделяли внимание теории и практике органического катализа, созданию синтетических материалов, химии полимеров. Выведены новые породы сельскохозяйственных животных, выявлены ценные земельные и растительные ресурсы. Подготовлена монография «Флора Казахстана» (9т.). Проводилась работа по лечению эндемического зоба (А.Н.Сызганов), хирургии сердца, диагностике и лечению злокачественных опухолей, гематологии, предложена противошоковая жидкость.

Расширены масштабы проблематики и повышен теоретический уровень исторических исследований. Пересмотрена периодизация истории дореволюционного Казахстана. Развёрнута дискуссия о сути и специфике общественных отношений в казахском обществе. Вышли в свет обобщающие труды «История Казахской ССР» в 2 т. (1957-59), «Очерки истории Коммунистической партии Казахстана» (1963). Археологические изыскания охватили время от палеолита до средневековья. В 1958г. археологи под руководством Х.А.Алпысбаева впервые обнаружили в Казахстане раннепалеолитические орудия и пещерные стоянки. В 1960г. издана археологическая карта Казахстана, первая в СССР. Вёлся сбор материалов для «Историко-этнографического атласа народов Средней Азии и Казахстана». Экономисты изучали вопросы развития отдельных отраслей и планирования народного хозяйства. Опубликована работа по истории народного хозяйства Казахстана в 3 т. Юристы выпустили трёхтомник по истории государства и права. Философы рассматривали проблемы диалектики, логики, теории познания, истории региональной философской мысли; положено начало социологическим исследованиям. Литературоведы проделали работу по сбору и публикации казахского фольклора, выпустили «Историю казахской литературы», «Очерк истории казахской советской литературы». Лингвисты изучали фонетику, лексику, морфологию и синтаксис, историю казахского языка, издавали учебники, учебные пособия, словари. В 1963г. на АН КазССР возложена координация научных исследований. Созданы научные проблемные советы. Преодолевалась разобщённость сил, налаживалось сотрудничество смежных наук.

Первые послевоенные годы прошли под жёстким идеологическим контролем над творчеством художественной интеллигенции. В 1947-53 гг. ЦК Компартии Казахстана принял постановления по вопросам литературы и искусства: «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР», «О ходе выполнения постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О крупных ошибках и недостатках в работе Союза советских писателей Казахстана, о мерах по их устранению», «О новом издании антологии казахской литературы» и др., в которых в категорической форме отвергнуто (как феодально-реакционное, религиозное) наследие ряда поэтов ХVIII - нач. ХХ вв., памятники устного народного творчества, за националистические и политические ошибки, бессодержательность осуждались произведения многих советских писателей Казахстана. С либерализацией общественно-политической жизни идеологическое воздействие на художественную культуру ослабло, хотя консервативные тенденции полностью не преодолены. Реабилитировались деятели литературы и искусства. Повышена роль творческих союзов и коллективов, их самостоятельность. Расширены интернациональные связи казахской литературы. Подверглась критике надуманная теория бесконфликтности. Литераторы стремятся отойти от плакатности, схематизма, придать своим произведениям психологизм, жизненность, остроту проблематики. В 1958г. состоялась 3-я декада казахской литературы и искусства в Москве. Стали выходить сатирический журнал «Ара - Шмель», журнал для детей «Балдырган» («Росток»).

Написаны поэмы Х.Ергалиева («Исповедь отца», «Курмангазы»), Т.Жарокова («Лес в пустыне зашумел»), Х.Бекхожина («Мария, дочь Егора», «Сказание о Соколе»), А.Тажибаева («Любовь»), Ж.Мулдагалиева («Красный галстук», «Родная земля», «Я казах»), Ж.Сыздыкова («Жемчужная гора»), С.Бегалина, К.Аманжолова, Д.Абилева, А.Сарсенбаева, С.Мауленова и др. Появились 1-ые произведения О.Сулейменова («Аргамаки», «Земля, поклонись человеку»). Создан ряд прозаических произведений: «Сыр-Дарья», «Школа жизни» С.Муканова, «Пробуждённый край» Г.Мусрепова, «Миллионер», «Караганда», «После бури», «Очевидец» Г.Мустафина, «Племя младое» М.Ауэзова, «Курляндия» («Долгожданный день») А.Нурпеисова, «Грозные дни» Т.Ахтанова, «Приволье», «Буйное русло» Г.Сланова, «Токаш Бокин», «Темиртау» З.Шашкина, трилогия «Яик – светлая река» Х.Есенжанова, «За нами Москва» Б.Момышулы, «Из когтей смерти» К.Кайсенова и др. Самое крупное произведение этого периода - социально-историческая тетралогия М.Ауэзова «Путь Абая» (Ленинская премия 1959г.). Драматургия пополнилась пьесами «Чокан Валиханов» С.Муканова, «Дружба и любовь», «Кто мой отец» А.Абишева, «Одно дерево - не лес», «Единомышленники» А.Тажибаева и др. Плодотворно трудились русские писатели И.П.Шухов («Золотое дно»), Н.И.Анов («Ак-Мечеть», «Крылья песни»), П.Н.Кузнецов («Человек находит счастье»), Д.Ф.Снегин («В городе Верном»), И.П.Щеголихин («Снега метельные»), М.Д.Симашко («Повести Чёрных песков», «Искушение Фраги»), уйгурские (Х.Абдуллин («Под небом Турфана»), Ж.Босаков (дилогия «Водоворот»), З.Самади), корейские (Ким Дюн, Ким Хван Хен) и др.

Крупное сценическое достижение - спектакль «Абай» Казахского театра драмы (режиссёр Ш.Айманов, артисты К.Куанышпаев, Е.Умурзаков, С.Кожамкулов, К.Бадыров, Х.Букеева, Р.Койчубаева), удостоенный Государственной премии СССР (1952). В дальнейшем театральная жизнь отличалась активными творческими поисками, расширением диапазона, разнообразием жанров и направлений, овладением классическим и современным репертуаром. В 1957-58 гг. прошёл смотр областных театров «Театральная весна». Признанные мастера сцены – Е.Я.Диордиев, Ю.Б.Померанцев, М.К.Бакиев, Ли Хам Дек, Ким Дин и пр. Организованы областные русские драмтеатры в Павлодаре, Целинограде, Чимкенте, казахская труппа ТЮЗа, Кзыл-Ординский областной казахский театр драмы. С областными театрами слились колхозно-совхозные театры.

В 1945г. выпущена 1-ая самостоятельная работа Алма-Атинской студии художественных фильмов (с 1960г. – «Казахфильм») «Песни Абая», но за 9 послевоенных лет поставлено лишь 3 фильма: «Золотой рог», «Джамбул» (1952, 1-ый цветной полнометражный), «Поэма о любви». После периода малокартинья, с 1955г. начался подъём казахстанского кинематографа. На экран выходили кинокартины, посвящённые современности, и историко-революционные, историко-биографические: «Мать и сын», «Дочь степей», «Ботагоз», «Его время придёт», «Мы здесь живём», «Мы из Семиречья», «Если бы каждый из нас», «Перекрёсток», «Следы уходят за горизонт» и др. 1-ый фильм, удостоенный международной награды (почётный диплом кинофорума в Карловых Варах), - «Сказ о матери» (1963; в главной роли А.Умурзакова). В жанре кинокомедии сняты ленты «Девушка-джигит», «Беспокойная весна», «Наш милый доктор», «Возвращение на землю», «Песня зовёт», «Мальчик мой», «И в шутку и всерьёз», «Алдар Косе» («Безбородый обманщик»). Детский фильм «Меня зовут Кожа» награждён поощрительным дипломом Каннского кинофестиваля. В создании фильмов участвовали режиссёры Е.Е.Арон, Г.Л.Рошаль, Е.Л.Дзиган, А.И.Медведкин, Э.И.Файк, М.С.Бегалин, С.Х.Ходжиков, А.Я.Карпов, А.Карсакбаев и др. Неоценимый вклад в кинопроизводство внёс художественный руководитель студии народный артист СССР, актёр и режиссёр Ш.К.Айманов. Первые роли в кино сыграли Н.Жантурин, З.Шарипова, А.Ашимов, Р.Мухамедьярова, Ф.Шарипова, Н.Аринбасарова.

Развиты все жанры профессиональной музыки - от песен до сюит, сонат, кантат, ораторий, симфонических произведений. Созданы оперы «Биржан и Сара» М.Тулебаева, «Тулеген Тохтаров» А.Жубанова и Л.Хамиди, «Джамбул» Л.Хамиди, «Дударай» и «Наследники» Е.Г.Брусиловского, «Назугум» К.Кужамьярова (1-ая уйгурская опера), «Золотые горы» Н.Тлендиева и К.Кужамьярова, «Красавица Камар» Е.Рахмадиева, «Айсулу» С.Мухамеджанова, оперетта Хамиди «Медовый родник». Развитие музыки связано с деятельностью певцов А.Умбетбаева, Р.Баглановой, Р. и М. Абдуллиных, Р.Джамановой, Е.Серкебаева, Б.Тулегеновой, Б.Досымжанова, дирижёров Ф.Мансурова, Г.Дугашева, Ш.Кажгалиева. Организован Государственный симфонический оркестр КазССР. Поставлены лучшие русские, советские и зарубежные балеты, созданы национальные балеты «Камбар и Назым» В.В.Великанова, «Дорогой дружбы» Н.Тлендиева, Л.Степанова и Е.Манаева, работали балетмейстеры М.Ф.Моисеев, Д.Абиров, артисты И.И.Манская, А.Бекбосынов, З.Райбаев, С.Кушербаева и др. Хореограф Л.Д.Чернышёва организовала ансамбль песни и танца КазССР.

Развивались все виды изобразительного искусства, работали художники К.Тельжанов, М.Кенбаев, Н.Нурмухаммедов, С.Мамбеев, А.Галимбаева (1-ая художница-казашка), Г.Исмаилова, У.Ажиев, Р.Сахи, А.М.Черкасский, Л.П. Леонтьев, А.М.Степанов, В.И.Антощенко-Оленев, Н.С.Гаев, Е.М.Сидоркин, скульпторы И.Я.Иткинд, Х.Наурызбаев (1-ый профессиональный скульптор- казах) и др.

Выросло число периодических изданий (газет, журналов, бюллетеней, периодических сборников). Широкий размах получил выпуск художественной, научной, учебной литературы. Функционируют крупные издательства: «Казахстан» (бывший Казгосиздат), «Жазушы» («Писатель»), «Наука», «Мектеп» («Школа», ранее - Казучпедгиз), «Кайнар» («Родник»). Казахстан стал республикой сплошной радиофикации. С марта 1958г. работает Казахское телевидение. В крупных городах созданы телецентры (1-ый в Усть-Каменогорске), растёт сеть ретранслирующих центров. Действовали общество «Знание» (образовано в 1947г.), университеты марксизма-ленинизма. При культурно-просветительных учреждениях возникли общественные советы. Новая форма расширения кругозора и культурного роста трудящихся - народные университеты культуры и школы эстетического воспитания. Ок. 600 тыс. чел. участвовало в художественной самодеятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...